Главная | Архив |

  Смоленские дворы  
   

Анастасия Трифонова

 

Обучение трудом

Образовательное учреждение дополнительного образования детей – Муниципальный подростковый центр «Смоленские дворы» существует уже десять лет. Создавался он Комитетом по делам молодежи как некое продолжение клубов по месту жительства, которые существовали в советское время. Сегодня «Смоленские дворы» объединяют 26 клубов, где ребята занимаются по восьми основным направлениям: прикладное искусство (роспись по дереву, вязание, изготовление изделий из теста, бумаги, глины); изобразительное искусство, музыкальное направление (гитара, аккордеон, фольклор и эстрадное пение); техническое направление (авиамоделирование); спортивное направление (общая физическая подготовка и частные виды спорта: футбол, бодибилдинг); хореографическое, экологическое, туристическое направления. Появляются и новые, например, ролевое. Занятия в клубах бесплатны.
За десять лет работы все клубы по месту жительства были объединены и приведены к единообразному функционированию: выработан один устав, одни требования, одно штатное расписание. Сегодня в каждом клубе работают педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования, которые ведут кружки. Они предлагают направления возможной деятельности для детей от 6 до 18 лет. Своеобразие образовательного учреждения в том, что его необязательно посещать. Ребенок приходит только по желанию, по зову сердца. В клубах дети имеют возможность реализоваться и проявить себя. Также созданы методическая служба для помощи педагогам, социальная и психологическая службы. Если у ребят возникают вопросы или требуется совет, они могут обратиться на анонимную прямую линию, где работают социальные педагоги и психологи.
Один из проектов центра – «Мобильный педагогический отряд». Его задача – выезжать в те районы, где нет клубов, проводить массовые мероприятия во дворах и консультации жителей по интересующим их проблемам. Активное сотрудничество завязалось с лечебными учреждениями, откуда приглашались специалисты-консультанты. К сожалению, менее активно поддержали проект представители правоохранительных органов, ЖЭУ, районной власти. Вопросы жителей в этих сегментах не менее часты, чем вопросы о здоровье и здравоохранении.
Еще один проект – летнее трудоустройство. Но эта программа под названием «Лидер» не просто трудоустройство, а еще и творческая мастерская. Она изначально разрабатывалась для того, чтобы выявить ребят, имеющих организаторские способности. Они, возвращаясь в клуб, составляют актив и, как правило, помогают педагогам.
Трудоустройство оказывается очень кстати для многих ребят. Дети сами зарабатывают деньги на карманные расходы, помимо этого, получают горячее питание два раза в день. Кроме того, для участников предусмотрена разнообразная культурно-досуговая программа. На протяжении каждой пятидневки ведется подготовка к большому общему мероприятию, которым и заканчивается рабочая неделя. В конце определенных периодов ребятам предлагаются опросники, заполнив которые они могут внести дельные предложения по деятельности клубов – чего им не хватает, что бы они хотели видеть, что им понравилось в мероприятии, что им не понравилось.
Программа летнего трудоустройства разрабатывалась на основании трудового законодательства. В течение лета работают две смены. Каждая по одному месяцу. Первая запускается с середины июня, когда закончены все занятия в школах. Ребята принимаются на работу в качестве подсобных рабочих. Они регистрируются в центре занятости населения, то есть заодно участвуют в федеральной программе «Трудоустройство несовершеннолетних граждан». Таким образом, зарплата ребят складывается из двух частей: заработная плата от работодателя плюс материальная поддержка от Центра занятости. В итоге получается неплохая сумма. При этом дети работают не 8 часов, как взрослые, а всего 2-4 часа, в зависимости от возраста. А по договоренности со школами участие в программе засчитывается для ребят как практика. Проект полностью оправдал себя. Провести лето с пользой захотели многие смоленские ребята. Однако не только работа увлекала ребят, но и множество мероприятий: и поездки в музеи, и посещение кинотеатров, и конкурсы между отрядами, по итогам которых выбирается лучший, и даже знакомство с основами альпинизма, и многое-многое другое.
Дневники отрядов, подготовленные по итогам работы в лагере, красноречиво свидетельствуют о том, что ребята довольны каждым днем, проведенным здесь, и, самое главное, своим трудом. Заглянем на страницы дневника отряда «Оба-на!»:

***
Все шли на первый рабочий день с некоторым волнением и трепетом, но это оказалось напрасным. Подружились мы быстро. На Братском захоронении нам выдали жестяные палочки, которые мы окрестили «ковырялочками», а также грабли и метла. Первые предназначались для ликвидации травы из промежутков между плиточками брусчатки. Все работали с неисчерпаемым энтузиазмом».

***
Сегодня вместо уже привычного нам Братского захоронения мы отправились на уборку территории, прилежащей к озеру Ключевое. Водоем располагается в Красном бору.
Подъезжая к озеру, мы считали, что убирать территорию будет несложно, но ошиблись. Когда мы получили инвентарь, то поняли, что придется не только собирать мусор в мешки из-под муки, но и ровнять песок граблями. Оказалось, на озере планируют организовать площадки для мини-футбола, пляжного волейбола и детскую площадку
Работая на озере, мы сильно устали… Там было столько мусора! Но теперь, благодаря нам, небольшая часть приозерного участка стала чище!

***
Без пятнадцати одиннадцать мы полным составом сели в предоставленный нам автобус и снова отправились убирать территорию близ озера Ключевое. Приехав, мы с негодованием обнаружили, что участок, который мы ровняли граблями, весь утрамбован вследствие дождя и людей, проходящих там, то есть все усилия прошли даром. Мы были вынуждены делать то же самое на том же самом месте.

***
Сегодня мы не только работали на Братском захоронении и готовились к предстоящему конкурсу «Мистер и Мисс Лидер», но и ездили на экскурсию в Талашкино.
В Теремке бывали почти все. Но всё равно с интересом рассматривали музейные экспонаты. Мы посетили школу для девочек, организованную Марией Клавдиевной Тенишевой. В школе девушки обучались домоводству, ботанике, географии и многому другому. Затем нам продемонстрировали сам Теремок, где нам пришлось надеть на ноги тапочки. После желающим предложили подняться на холм, чтобы увидеть старую церковь и услышать небольшой рассказ о ней.

Ребята не только работают и отдыхают вместе, но и учатся ценить результаты своего труда, что сегодня особенно важно. И если бы каждый из нас сделал что-нибудь полезное для нашего города – убрал ли мусор на улице, подмел бы дорожку во дворе или просто протер окна в подъезде – не только вокруг, но и на душе у нас стало бы чище. И, возможно, не попав даже простой бумажкой в урну, мы все-таки подойдем, поднимем ее и выбросим, как это и положено. Раз уж мы ценим только свой труд.

Благодарим за помощь в подготовке материала директора ОУ ДОД – МПЦ «Смоленские дворы» А.Э. Королеву.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№11(123)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич