Образовательное учреждение дополнительного
образования детей – Муниципальный подростковый
центр «Смоленские дворы» существует уже десять
лет. Создавался он Комитетом по делам молодежи
как некое продолжение клубов по месту
жительства, которые существовали в советское
время. Сегодня «Смоленские дворы» объединяют 26
клубов, где ребята занимаются по восьми основным
направлениям: прикладное искусство (роспись по
дереву, вязание, изготовление изделий из теста,
бумаги, глины); изобразительное искусство,
музыкальное направление (гитара, аккордеон,
фольклор и эстрадное пение); техническое
направление (авиамоделирование); спортивное
направление (общая физическая подготовка и
частные виды спорта: футбол, бодибилдинг);
хореографическое, экологическое, туристическое
направления. Появляются и новые, например,
ролевое. Занятия в клубах бесплатны.
За десять лет работы все клубы по месту
жительства были объединены и приведены к
единообразному функционированию: выработан один
устав, одни требования, одно штатное расписание.
Сегодня в каждом клубе работают
педагоги-организаторы и педагоги дополнительного
образования, которые ведут кружки. Они
предлагают направления возможной деятельности
для детей от 6 до 18 лет. Своеобразие
образовательного учреждения в том, что его
необязательно посещать. Ребенок приходит только
по желанию, по зову сердца. В клубах дети имеют
возможность реализоваться и проявить себя. Также
созданы методическая служба для помощи
педагогам, социальная и психологическая службы.
Если у ребят возникают вопросы или требуется
совет, они могут обратиться на анонимную прямую
линию, где работают социальные педагоги и
психологи.
Один из проектов центра – «Мобильный
педагогический отряд». Его задача – выезжать в
те районы, где нет клубов, проводить массовые
мероприятия во дворах и консультации жителей по
интересующим их проблемам. Активное
сотрудничество завязалось с лечебными
учреждениями, откуда приглашались
специалисты-консультанты. К сожалению, менее
активно поддержали проект представители
правоохранительных органов, ЖЭУ, районной
власти. Вопросы жителей в этих сегментах не
менее часты, чем вопросы о здоровье и
здравоохранении.
Еще один проект – летнее трудоустройство. Но эта
программа под названием «Лидер» не просто
трудоустройство, а еще и творческая мастерская.
Она изначально разрабатывалась для того, чтобы
выявить ребят, имеющих организаторские
способности. Они, возвращаясь в клуб, составляют
актив и, как правило, помогают педагогам.
Трудоустройство оказывается очень кстати для
многих ребят. Дети сами зарабатывают деньги на
карманные расходы, помимо этого, получают
горячее питание два раза в день. Кроме того, для
участников предусмотрена разнообразная
культурно-досуговая программа. На протяжении
каждой пятидневки ведется подготовка к большому
общему мероприятию, которым и заканчивается
рабочая неделя. В конце определенных периодов
ребятам предлагаются опросники, заполнив которые
они могут внести дельные предложения по
деятельности клубов – чего им не хватает, что бы
они хотели видеть, что им понравилось в
мероприятии, что им не понравилось.
Программа летнего трудоустройства
разрабатывалась на основании трудового
законодательства. В течение лета работают две
смены. Каждая по одному месяцу. Первая
запускается с середины июня, когда закончены все
занятия в школах. Ребята принимаются на работу в
качестве подсобных рабочих. Они регистрируются в
центре занятости населения, то есть заодно
участвуют в федеральной программе
«Трудоустройство несовершеннолетних граждан».
Таким образом, зарплата ребят складывается из
двух частей: заработная плата от работодателя
плюс материальная поддержка от Центра занятости.
В итоге получается неплохая сумма. При этом дети
работают не 8 часов, как взрослые, а всего 2-4
часа, в зависимости от возраста. А по
договоренности со школами участие в программе
засчитывается для ребят как практика. Проект
полностью оправдал себя. Провести лето с пользой
захотели многие смоленские ребята. Однако не
только работа увлекала ребят, но и множество
мероприятий: и поездки в музеи, и посещение
кинотеатров, и конкурсы между отрядами, по
итогам которых выбирается лучший, и даже
знакомство с основами альпинизма, и
многое-многое другое.
Дневники отрядов, подготовленные по итогам
работы в лагере, красноречиво свидетельствуют о
том, что ребята довольны каждым днем,
проведенным здесь, и, самое главное, своим
трудом. Заглянем на страницы дневника отряда
«Оба-на!»:
***
Все шли на первый рабочий день с некоторым
волнением и трепетом, но это оказалось
напрасным. Подружились мы быстро. На Братском
захоронении нам выдали жестяные палочки, которые
мы окрестили «ковырялочками», а также грабли и
метла. Первые предназначались для ликвидации
травы из промежутков между плиточками брусчатки.
Все работали с неисчерпаемым энтузиазмом».
***
Сегодня вместо уже привычного нам Братского
захоронения мы отправились на уборку территории,
прилежащей к озеру Ключевое. Водоем
располагается в Красном бору.
Подъезжая к озеру, мы считали, что убирать
территорию будет несложно, но ошиблись. Когда мы
получили инвентарь, то поняли, что придется не
только собирать мусор в мешки из-под муки, но и
ровнять песок граблями. Оказалось, на озере
планируют организовать площадки для
мини-футбола, пляжного волейбола и детскую
площадку
Работая на озере, мы сильно устали… Там было
столько мусора! Но теперь, благодаря нам,
небольшая часть приозерного участка стала чище!
***
Без пятнадцати одиннадцать мы полным составом
сели в предоставленный нам автобус и снова
отправились убирать территорию близ озера
Ключевое. Приехав, мы с негодованием обнаружили,
что участок, который мы ровняли граблями, весь
утрамбован вследствие дождя и людей, проходящих
там, то есть все усилия прошли даром. Мы были
вынуждены делать то же самое на том же самом
месте.
***
Сегодня мы не только работали на Братском
захоронении и готовились к предстоящему конкурсу
«Мистер и Мисс Лидер», но и ездили на экскурсию
в Талашкино.
В Теремке бывали почти все. Но всё равно с
интересом рассматривали музейные экспонаты. Мы
посетили школу для девочек, организованную
Марией Клавдиевной Тенишевой. В школе девушки
обучались домоводству, ботанике, географии и
многому другому. Затем нам продемонстрировали
сам Теремок, где нам пришлось надеть на ноги
тапочки. После желающим предложили подняться на
холм, чтобы увидеть старую церковь и услышать
небольшой рассказ о ней.
Ребята не только работают и отдыхают вместе, но
и учатся ценить результаты своего труда, что
сегодня особенно важно. И если бы каждый из нас
сделал что-нибудь полезное для нашего города –
убрал ли мусор на улице, подмел бы дорожку во
дворе или просто протер окна в подъезде – не
только вокруг, но и на душе у нас стало бы чище.
И, возможно, не попав даже простой бумажкой в
урну, мы все-таки подойдем, поднимем ее и
выбросим, как это и положено. Раз уж мы ценим
только свой труд.
Благодарим за помощь в подготовке материала
директора ОУ ДОД – МПЦ «Смоленские дворы» А.Э.
Королеву.
 
|
|