Главная | Архив |

  Истоки  
   

Валерий АТРОЩЕНКОВ

 

Святой путь России

 

Все дороги ведут в Рим, в том числе и в третий.
А первая из них - Смоленская.

 

Из судьбы дороги

Когда молодая Россия унаследовала от Византии статус третьего Рима, на её гербе, как символ преемственности и ответственности за веру православную перед человечеством, государь Иван III после венчания с последней Византийской царевной, изображает двуглавого орла. Московия определила свои приоритеты в западном и восточном направлениях, а Москва, как столица ее, образована как раз на этнографической границе Европы и Азии и крупнейших славянских племен кривичей и вятичей. Пространственным олицетворением ее восточно-западных приоритетов стали два первостольных древнейших тракта – Смоленский и Владимирский. Они и дали Москве право на столичный статус на многовековые объединительные и миссионерские действия.
Вплоть до 18 века граница Европы и Азии проходила от Керчи по Дону, Верхней Волге и Печере. Михайло Ломоносов, ратуя за эту границу, а не указанную Татищевым сегодняшнюю, придавал ей прежде всего этнографическое, а не чисто географическое обоснование. В таком прочтении Смоленск – серединный город Святой Руси, причем во всех четырех направлениях сторон света. Потому и тракт называют то Посольским, то Московским, но он всегда – Смоленская дорога.
Иконы Божьей матери Смоленская и Владимирская, унаследованные от Византии, стали Божьими гарантами и символами геополитических устремлений Руси – России, заступницами ее на западных и восточных рубежах, а города Смоленск и Владимир (старшие братья Москвы) стали ее западным и восточным форпостами со стороны европейского и азиатского пространств. Апофеозом, подтверждающим миссию Москвы в душе православного даже атеистически воспитанного гражданина России, стали слова «Велика Россия, но отступать некуда, позади Москва.». Сказал не батюшка, а политрук Клочков. Он тоже чувствовал, как это сказать, где это сказать и какова будет реакция его народа. И это было под Бородино на Старой Смоленской дороге.
А где собирало народное ополчение едва ли не последний ресурс спасения Руси в 1612 году? Во Владимире, так как до этого мученик-Смоленск пал.
Статус ворот и пути в Европу Старая Смоленская стала терять при завершении строительства нового и хорошо обустроенного как инженерно, так и сервисно, гравийного шоссе Москва – Варшава в 40-х годах 19 века, а потом и железной дороги Москва – Брест (1870г.), трассы Рига – Орел. А потом уже в 40-х годах 20 века и шоссе Москва – Минск – Брест.
Таким образом, к середине 20 века Старая Смоленская дорога превратилась в проселочную, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Первым погиб ее участок Вязьма-Гагарин. Здесь (и только здесь) ее трижды пересекает трасса Москва-Минск. Московский участок превратился в Можайское шоссе (Можайку).
Но до сих пор можно найти ее лесные участки с их особым обустройством в виде двух ярусов для пешей и конной охраны. Кандальников по этапу гнали по ней и по Владимирке, гнали постоянно. Тут шли артельщики и калики перехожие, крестные ходы, орудовали разбойники. Здесь об ее былом говорят такие топонимы, как Царево-Займище – первый государственный заповедник России на границе с Литвой, а потом и Польшей. Пограничная речка Жижала, с.Поляново, увековечившее перемирие с Речью Посполитой на речке Поляновке, сёла Зарубежье, Величево, Валутина и Поклонная горы, Соловьева и Рачевский перевозы, село Астрогань с притрассовой пересыльной тюрьмой. Здесь милые русскому сердцу города Красный, Смоленск, Дорогобуж, Вязьма, Гжатск, Можайск.

Старая Смоленская
в новейшей истории

Как сейчас помню заседание Президиума Всесоюзного фонда культуры, где мы с Кулаковым В.Е. – молодые и раскованные, пытались зажечь своей идеей этот очень авторитетный в то время орган. Его председатель академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, как инициатор нашего заслушивания, был доброжелателен. Его зам Горбачева Раиса Максимовна заинтересованно задала два вопроса по моей эмоциональной информации. Первый: Почему Вы пришли именно к нам и именно сегодня?, и второй: Какие песни написаны о Смоленской дороге, в том числе связанные с космосом? (я, выступая, ляпнул, что за величие нашей дороги красноречиво говорят 29 песен, написанных о ней. Причем от «замучен тяжелой неволей» до космоса). Мой ответ: «Раиса Максимовна, а смоленская дорожка, что в космос привела…Гагарин родился в деревне Клушино, рос в Гжатске, а они стояли и стоят на Старой Смоленской дороге.»
Сановные члены Президиума ворчали, что вот опять приперлись за деньгами. Мы возмутились, денег у фонда не просим, просим признать Смоленскую дорогу главным трактом нашей истории. После яркой поддержки нас Борисом Олейником – Председателем фонда культуры Украины, Президиум сдался, и письмо за подписью Лихачева Д.С. в Правительство полетело.
Через какое-то время звонит Сергей Иванович Богатырев – зам.председателя Облисполкома (царство ему небесное) и говорит: «Валер, а деньги на участок Вязьма-Смоленск Старой Смоленской дороги дали. И, что удивительно, дали деньги СЭВа. Там подумали, что финансируют трассу Москва-Брест.»
Проектировщики напирали на Сергея Ивановича, чтобы он согласовал проход всхламленных участков от Смоленска до Гедеоновки на сваях, но он устоял. И дорога сохранила милые русскому сердцу ландшафты. Наш же подрядчик со стороны Вязьмы не торопился со строительством, веря, что этот источник финансирования вечен. Но случилось то, что случилось. Не стало СЭВа, не стало и денег. Дорога стала и стала надолго.
Правда, был еще один мощный замах. По инициативе и при непосредственном участии Орлова Алексея Ивановича в бытность его Председателем комитета Верховного Совета России, Совет Национальностей Верховного Совета вернулся к проблеме - Старая Смоленская дорога. И замысел был значительно шире. Он вылился в проект программы комплексного развития Смоленской области. С расстрелом Верховного Совета и его ликвидацией эта тема закрылась. Как мы грустно шутили: «Старая Смоленская дорога сгорела в Белом доме вместе с Советской властью.»
Вернувшись в Вязьму через 9 лет, я начал искать пути продолжения дорожного «банкета». Познакомился с зам.начальника ФДС России. Тот зажегся идеей и подсказал, как воздействовать на своего шефа Агеева, кого он может послушать и к кому прислушаться. Этим человеком был Лукьянов Анатолий Иванович, в то время депутат Государственной Думы России. В бытность Лукьянова председателем Верховного Совета СССР, господин Агеев служил завгаром Верховного Совета, т.е. работал в подчинении Анатолия Ивановича. Пишу письмо Агееву, Лукьянов подписывает поддерживающее и едет с ним на встречу.
В результате появилась идея создания платной дороги Москва – Минск на участке Смоленск – Вязьма и создание альтернативной, т.е. Старой Смоленской. Проектировщики из Смоленского ДОРНИИ ее проектируют с обходами города Вязьмы и выходом на Москва-Минск в двух уровнях. Из 660 млн. рублей выделенных средств (курс 1 $ = 6 руб.) 60 млн. выделялось на историко-культурное обустройство притрассовой зоны. Деньги, правда, сложные, зачетные.
В итоге деньги где-то растворились между Лукойлом и подрядчиками, пошли аресты, суды. В результате дорогу опять законсервировали. Злой рок какой-то витает над ней. Те, кто ей ратовал, в отчаянии, а непричастные погрели руки.
Очередного раза ожидать сложно. Определенную надежду дает только идея Святейшего Патриарха о превращении Смоленской области в настоящий паломнический центр, который без Старой Смоленской дороги – Святого пути России, просто не возможен. Тем более, со стороны Московской области, усилиями ее губернатора, проезд на Клушино и Гагарин обеспечен.

Будущее
Старой Смоленской

Светлое будущее Смоленской дороги 21 века – это ее паломническая специализация как патриаршего тракта. Путь для крестных ходов в первопрестольную столицу исторической и современной России. Мы все осознаем оставленное нам в наследство богатство – перекрестие православного креста, осеняющего и создающего каркас Святой Руси. И Днепр, и Старая Смоленская дорога получат соответствующее их статусу обустройство. Тому порукой православные обители и монастыри, а их только на территории Смоленской области действует пять. Здесь должны появиться православные паломнические стоянки. Мы уже близки к понятию «мемориальная зона патриаршего тракта», на которой будут обустроены все доминанты, созданные нам Богом и историей.
Старая Смоленская с ее мемориальной судьбой может и должна стать дорогой памяти. На ней должны появиться знаки нашей благодарности войскам Даниила Щени в их битве на реке Вербоши (1500 г.), Василию III за 1514 г., Михаилу Шеину за 1609-1611 г.г., Алексею Михайловичу Тишайшему за 1654 г., смоленским партизанам и ополченцам за 1812 г., в их числе Василисе Кожиной, Денису Давыдову и Павлу Энгельгардту.
Как уместны здесь и памятники военмедам, военкорам, актерам фронтовых бригад, заживо сожженным мученикам и т.д. и т.п.
На Старой Смоленской ждут своего увековечения прекрасные сыны и дочери Отечества: Меркурий и Авраамий Смоленские, Герасим Болдинский, Аркадий Новоторжский и Андрей Вяземский, Федор Шарапов, Петр Барановский, Константин Симонов.
Пять смоленских православных цариц России тоже достойны персонального увековечения в мемориальной зоне дороги.
А как прекрасны перспективы архитектурно-застроечной идеологии вдоль Смоленского тракта! Особенно от Вяземского Мясоедова до Гагаринской Колокольни, где может быть возрождена Старая Смоленская с ее полным обустройством времен средневекового расцвета.
Будем уповать на Бога и Святейшего Патриарха!









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№11(123)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич