Главная | Архив |

 

Юбилеи

 
   

Виктор МИХНЕНКОВ,
директор Смоленской областной
филармонии в 1983-1998 годах


№11 (111) 2009 - Журнал "Смоленск"

Кузница музыкальных традиций

В Смоленской областной филармонии за 70-летнюю историю раскрылся талант многих прекрасных пропагандистов музыкального искусства, организаторов концертной деятельности. В памяти смолян остался непревзойденным специалистом Исаак Израилевич Хацкевич. В его бытность директором филармонии в Смоленске давали концерты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Муслим Магомаев, Тамара Синявская и многие другие легендарные певцы и музыканты. Казалось, равноценную замену И.И. Хацкевичу не найти. Но с 1983 года коллектив областной филармонии возглавил В.М. Михненков, и музыкальная культура Смоленщины поднялась на очередную высоту.

То время с ностальгией вспоминают многие завсегдатаи Концертного зала областной филармонии. Редакция журнала «Смоленск» попросила Виктора Михайловича Михненкова рассказать о славных страницах истории одной из старейших концертных организаций России в годы его руководства коллективом.

Самым главным событием года в музыкальной жизни Смоленщины является фестиваль имени М.И. Глинки. Это серьезный экзамен для директора филармонии. И к нему я начал готовиться заблаговременно. Поехал в Москву, на Качалова, 24 – на базу Большого симфонического оркестра, который в то время возглавлял Федосеев Владимир Иванович, и попросил его принять участие в глинковском фестивале. Тут же был приглашен директор оркестра, и последняя пятница мая – введенный мною день начала декады – тут же оказалась помеченной красным цветом в календаре для выступления оркестра в Смоленске.

Когда я доложил, что на нашем фестивале выступит Большой симфонический оркестр под управлением самого Федосеева, у многих начальников «пооткрывались рты». Потом наладились контакты с другими известными деятелями культуры. Но этот первый успех запомнился на всю жизнь.

В мою бытность директором филармонии произошел ее переезд в здание бывшего Дворянского собрания. Его предстояло отремонтировать. Архитектором проекта стал незабвенный Шестопал Соломон Вениаминович, а Григорий Матвеевич Аптекин возглавил реставрационные работы.

То, что мы имеем сегодня в Концертном зале, - где что должно быть, - это все решалось этими двумя замечательными специалистами после совета с нами, эксплуатационниками. Я предложил, например, не выравнивать линию кресел у проходов. Кресла немного повернуты, и тем самым слушатель уже сориентирован на центр сцены. Стало удобно. Плюс подняли несколько рядов, плюс делали ложу – она и в архитектурном плане смотрится хорошо, и для посетителей очень удобно.

- А откуда появилась такая замечательная акустика? Можно шепотом говорить, и на последних рядах будет хорошая слышимость.

- Когда вели реставрационные работы, во всех помещениях, кроме зала, сбивали старую и делали новую штукатурку. Чтобы не оставалось вопросов, я пригласил специалистов для снятия звуковой «картинки». По завершению работ, установки кресел вновь провели испытания - «картинки» совпали один в один. Зал построен в 1825 году, хорошо были угаданы пропорции. Ведь что такое звук? Он формируется через отражение от одной поверхности к другой – от стен, пола и потолка, от различных предметов. В нашем зале акустика хоть и не идеальная, но очень хорошая. Во всяком случае, акустически более хорошего зала в Смоленске нет. Кстати, на юбилейном концерте у артистки на первой песне не работал микрофон – но песня спокойно прозвучала.

После реставрации первым выступил в обновленном Концертном зале народный артист СССР Евгений Нестеренко. Затем был концерт ансамбля под управлением Юрия Башмета. В последние годы жизни пять раз играл Святослав Рихтер на этой сцене.

Нашим «коньком» являлась организация концертов – что для артистов, что для зрителей, чтобы было максимально удобно. Кстати, ни разу не случилось ни одной накладки, чтобы кого-то не приняли. Хотя анекдотичные ситуации происходили. Однажды поезд пришел из Москвы не не правую платформу, а на левую. В последний момент мы догадались пойти за вещами Ирины Константиновны Архиповой на противоположную платформу.

Или история со встречей пианиста Николая Петрова, - поезд пришел не на верхнюю, а на нижнюю платформу. Пока я через тоннель бежал, гость поднялся по мостику и на такси уехал в гостиницу.

Артисты – люди исключительно любознательные, эрудированные, общительные и интересные. Вспоминаю, как руководитель Московского камерного хора Владимир Минин пророческие слова сказал в начале 90-х годов: «Пока Россия не опустится на самое дно, подниматься не будет». Вот мы помним это падение при Ельцине и потом медленный подъем. А вспомнил я эту фразу потому, что гости нас воспринимали как равных собеседников, делились с нами сокровенными мыслями. И через эти контакты рождалась многолетняя дружба.

Еще при Советской власти я в союзном министерстве культуры встретился с одним из ведущих журналистов Всероссийского радио, и он мне сказал, что есть желание провести конкурс исполнителей русской народной песни «Голоса России». Я ему говорю: «Давайте в Смоленске проведем, только когда будем встречаться с руководителями нашей области, не говорите о цене вопроса».

Первый Всесоюзный конкурс «Голоса России» прошел в Смоленске, и о нашем городе заговорили. Была прямая трансляция по телевидению и радио. О Смоленске вдруг услышали во всей стране. Потом состоялся второй конкурс. Но, к сожалению, позже местные начальники от культуры его похерили. Была попытка возродить конкурс, но – традицию нельзя прерывать... Фестиваль имени Глинки живет 40 лет только лишь потому, что он ни на год не прерывался. Мы с Ириной Константиновной Архиповой ввели в традицию, чтобы лауреаты конкурса имени Глинки приезжали на фестиваль на его родину в Смоленск и в Новоспасское. Ребята молодые, у них амбиции пока только творческие. И мы этим пользовались. Например, с выступлениями Ани Нетребко. А сегодня она – великая певица... Кстати, после конкурса Аня приезжала еще и с сольным концертом.

А надо бы сразу заключать многолетний контракт...

- Так получилось с Хворостовским. Однажды в Москве я встретился с его импрессарио Светланой Кричко. И она обратила мое внимание на статью в «Комсомолке»: «Нет пророков в своем Отечестве», где говорилось, что Хворостовский за границей пользуется огромной популярностью, а на Родине – нет. А я ей говорю: «Пусть приедет в Смоленск – здесь почувствует, что он нужен России». И смоляне с восторгом его приняли, убедились, что это – великий певец. Тогда Дмитрий пообещал, что раз в два года обязательно будет давать концерты в Смоленске. Так первое время и было. Но беда пришла, откуда ее не ждали, - трижды квартиру певца в Подмосковье обворовывали, пока тот находился на гастролях. Закончилось тем, что он плюнул и перебрался жить в Лондон...

Когда вспоминаешь о человеческих составляющих, видишь того же великого Хворостовского настоящим живым человеком. Вот нюанс: поехали мы во время фестиваля в Новоспасское. Там ельнинцы накрыли столы: уха, шашлыки. Как всегда среди закусок – колбаса, огурчики. И стоят напитки – водка и вино. А гость говорит: «Это я не пью, а пивка бы выпил». А пива нет. Я возил с собой дипломат, а в нем на все случаи жизни находились штопор, салфетки, стаканчики. И в дипломат я на сей раз почему-то случайно бросил пару баночек пива...

Кстати, пиво положительно влияет на голосовые связки. Во время концерта артисты порой позволяют себе выпить стакан теплого пива – тогда голос лучше звучит. У меня есть фотография: в моем служебном кабинете Святослав Белза, создатель «Новой оперы» Владимир Колобов и Светлана Кричко. Звоним Хворостовскому в Лондон, поздравляем его с днем рождения, а тот говорит, что один и пьет пиво.

Вспоминаю великих Зыкину, Нестеренко. Они никогда не проявляли какой-либо меркантильности. Тот же Хворостовский дважды выступал и наотрез отказался от гонорара. Он деньги отдал учащимся музучилища. Потом они на студсовете их распределяли. Да, хлеб артиста – его голос и талант. И за труд нужно платить. Но никогда не было завышенных требований, а нередко эти люди говорили: давайте, мол, сначала сделаем дело, а потом разберемся.

Мы тоже помогали, чем могли. Когда Людмила Георгиевна Зыкина возглавила Академию культуры России, я, единственный региональный представитель, вошел в состав президиума и многое делал по продвижению различных проектов. Недавно исполнительный директор Надежда Викторовна Кущенкова ушла в федеральную структуру по работе с соотечественниками за рубежом, и сейчас деятельность Академии, к сожалению, затормозилась, поубивала обороты. А жаль!..

Помните «Поезда памяти»? Это была наша совместная идея. Всего-то участвовало 4 города: Москва, Смоленск, Минск, Брест, да один раз поезд до Берлина дошел. Хор Пятницкого выступал – и на сцене, и на открытых площадках. Многодругих замечательных коллективов приезжали в Смоленск. И – заметьте – бюджету области не пришлось тратиться на эти очень важные для смолян мероприятия.

Если «прокручивать» прожитое, то я бы другой судьбы себе не хотел. В других местах можно было заработать больше денег. В свое время меня «сватали», например, на Интурист – это престижно, и сегодня, может быть, там можно было бы продолжать работать. Но деньги приходят и уходят. А вот эта человеческая память и контакты с людьми остаются, они стоят большего.

- Давайте продолжим о воспитанниках филармонии. Сама Надежда Кадышева здесь «родилась»!

- Когда я пришел директором в филармонию, сомнений не было: нужно заниматься классической музыкой.

К попсе отношение такое: выживает коллектив, и ладно. Хотелось, чтобы смоляне приобщались к лучшим образцам народной музыки. Приехали Саша Костюк и Сергей Молдованов, представились, что закончили Гнесинку, но не могут устроиться на работу – в филармониях нет штатных единиц. Ребята сказали, что хотят создать народный коллектив, объяснили концепцию, свое видение ансамбля. Мы их в Доме культуры профсоюзов послушали, мне очень понравились музыканты. Тогда появился ансамбль «Былина». Я вспоминаю первый концерт в театре – мы пошили красивые белые костюмы для артистов, зал был полон, и многие смоленские музыканты пришли на концерт из любопытства, а что это за коллектив в филармонии объявился. А когда концерт закончился, смоляне не скрывали своего восторга. Такого успеха ни один смоленский ансамбль никогда не имел. Позже коллектив разделился, но 10 лет «Золотое кольцо» работало от Смоленской филармонии.

Большому кораблю – большое плавание. Для дальнейшей раскрутки в нашем городе уже стало тесно. Нужны большие столицы, поэтому они ушли. Но ребята всегда вспоминают: да, Смоленск – их «родина», и они благодарны за то, что в трудное время их здесь поддержали, дали заработать кусок хлеба, и коллектив не пропал.

- Виктор Михайлович, чего бы Вы пожелали сегодняшнему коллективу областной филармонии?

- Нужно искать стержневые идеи, вокруг которых будет делаться все остальное. Конечно, в нынешних экономических условиях трудно ставить перед собой высокие цели, но нельзя этими условиями прикрывать безынициативность, отсутствие идей. Когда они есть, находятся и деньги, и люди, и силы. Хотелось бы пожелать музыкальная жизнь на родине М.И. Глинки стала интереснее и насыщеннее. Всегда можно найти какую-то изюминку. Вот вспоминаем мы Великую Отечественную войну. Сколько прекрасных песен родилось в это тяжелейшее время?!

Патриоты на смоленской земле не перевелись. Я знаю многих местных предпринимателей, которые готовы помочь, но на определенных условиях. Но главное из них – проект должен быть красивым. Так что коллективу филармонии пожелаю заняться творческим поиском.

Что мне понравилось на юбилейном концерте? На сцену вместе вышли все творческие коллективы во главе с народным оркестром имени В.П. Дубровского.

Кстати, в создании оркестра я принял самое непосредственное участие. Виктор Павлович и Николай Николаевич Степанов волею трагических обстоятельств как «неосторожники» оказались на стройке в Десногорске. Там Виктор Павлович из преподавателей и учеников музыкальной школы создал оркестр. Я тогда помог организовать концерт в театре. Когда руководители области увидели уровень оркестра, они решили помочь добиться условно-досрочного освобождения дирижера и его помощника. У меня даже сохранился проект решения облисполкома по созданию оркестра.

Становление оркестра народных инструментов и ансамбля «Золотое кольцо», конкурсов «Голоса России» - это вехи в жизни. И я думаю, мы еще будем иметь удовольствие на смоленской сцене увидеть реализацию таких проектов, которые заставят всех нас гордиться тем, что мы – смоляне и причастны к происходящему на этой земле.

№11 (111) 2009 - Журнал "Смоленск"

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич