Главная | Архив |

  Вспоминают ветераны  
   

Анатолий ЖУЖГИН,
заслуженный
строитель России

 

«Нам доверяли,
но с нас и спрашивали»

 

 

Анатолий Александрович ЖУЖГИН принадлежит к поколению детей войны. А в младенческом возрасте он вместе с репрессированными родными оказался вдали от родных мест – на Крайнем Севере. В войну остался сиротой. Всего в жизни добивался упорным трудом. И достиг немалых высот в «иерархии» строителей: являлся одним из руководителей строительного комплекса Смоленщины в годы его наивысшего расцвета.
Для Смоленска Анатолий Александрович многое сделал как депутат и член горисполкома на протяжении около четверти века – таким послужным списком депутата его можно смело заносить в Книгу рекордов Гинесса.
Предлагаем вниманию читателей журнала «Новый Смоленск» воспоминания ветерана, в которых он рассказывает о прошлом, сравнивает его с сегодняшними делами и размышляет о будущем.

- Я родился в 1930 году третьего ноября. А уже в марте 1931 года семью деда, в которую входили и мои родители, то ли расказачили, то ли раскулачили – сослали на Север. За одну зиму умерли пять человек – дедушка, бабушка и трое их детей.
После принятия Конституции 1936 году нашей семье разрешили вернуться в родные места. В живых остались мой отец и два его брата. Они с первых же дней войны ушли на фронт и не вернулись. Так геройская смерть перевела их из категории вредителей в патриотов. Двое погибли под Ленинградом, один – под Харьковом. И во время войны умерла мать. Нас, детей, осталось трое – две сестренки и я.
Мать не дожила до Победы четыре месяца. В 1946 году я закончил 7 классов, в декабре поступил на работу в шахтоуправление учеником электросварщика. Несколько месяцев после семилетки пришлось ждать, пока не исполнится 16 лет – раньше не позволялось. И вот с тех пор я работал на стройках, потом окончил техникум, направили в Башкирию на строительство нового города, отслужил на флоте, опять вернулся в Башкирию. А потом меня направили в Смоленскую область – на строительство шахты в Сафонове.
Когда ехал, думал, что здесь, недалеко от Москвы, все давно восстановлено и отстроено. Каково же было удивление – ни дорог, ни электроэнергии, ничего нет. Наш трест оказался крупнейшей строительной организацией. Мы возвели ГРЭС, сдали несколько шахт.
Я начинал начальником участка, потом меня назначили начальником управления. Наш шахтостроительный трест «Дорогобужшахтострой» осваивал Смоленскую область. Мне еще в качестве начальника участка довелось участвовать в строительстве ЛЭП с подстанциями «Рославль-Ершичи», «Починок-Монастырщина». Кольцо вокруг Смоленска также возводил наш участок. Дорожники треста построили в Смоленске магистраль по улице Шевченко. И для сельского хозяйства довелось потрудиться. Кроме сельскохозяйственных объектов совхозов и колхозов, пришлось создавать и собственное подсобное хозяйство треста – тогда каждое крупное промышленное и строительное предприятие обязывали иметь подсобное хозяйство. Доходило до смешного: у меня на балансе в управлении состояли даже куры…
После того, как в Москве посчитали, что шахты больше не нужны, надо переходить на газ, наш трест ликвидировали, а меня перевели в Смоленск в областное управление механизации. Через год мне поручили создать трест «Спецстрой». Новый трест имел управления в Гагарине, Вязьме, Рославле, Сафонове, Смоленске. Нас привлекали к прокладке подземных коммуникаций, для проведения крупных земляных работ. Мы возводили очистные сооружения.
А потом произошла реорганизация, нам передали все механизмы из строительных подразделений. И вдруг меня вызывает министр строительства СССР Аркадий Георгиевич Караваев. Я в недоумении: что за вопрос, почему не говорят. Попадаю в кабинет министра, Аркадий Георгиевич усаживает меня за стол, дает бумагу, ручку и предлагает изложить свое видение, каким должны быть тресты спецстроймеханизации. Я и написал, что это глупость – отбирать у субподрядных трестов всю технику. Доходило до курьезов: нужно вывезти мусор, но ждут, пока я вернусь из Гагарина и дам письменное разрешение на использование техники. Министр почитал, напоил меня на прощание чаем. А ту бумагу отдал руководителю Главстроймеханизации – инициатору реорганизации. Потом на совещании управляющих «новатор» все меня склонял: как же так, мы ведь друзья, а ты меня в порошок стер. Но согласился, что получился перекос. И в дальнейшем работа наладилась, систему отрегулировали.
Наш трест выполнял большие объемы работы. На родине первого космонавта развернулось крупное строительство. Мы там строили завод радиодеталей. В Вязьме – завод графитовых изделий.
Мне довелось близко узнать по работе руководителей области разных периодов. Замечательным специалистом и человеком был Е.Г. Трубицын. Он четко понимал, что область можно поднять только за счет строительства и развития промышленности. Смоленщина крайне нуждалась в рабочих кадрах, но почему-то здесь активно вербовали людей на стройки Севера. И не успел этот партийный секретарь превратить область в большую строительную площадку. Потом Н.И Калмык больше занимался сельским хозяйством и по большому счету особых лавров не снискал. И только И.Е. Клименко сумел направить усилия партийных, советских и хозяйственных органов на строительство дорог, заводов, развивать промышленные центры. В Смоленске наш трест привлекли к строительству микрорайонов Поповки и Киселевки. Только жилья по области сдавали по 800 тысяч квадратных метров, а для строителей СТУСа – до 80 тысяч квадратных метров.
Меня в 1965 году избрали депутатом горсовета, потом я стал членом исполкома. Вспоминаю, как оживилась работа с приходом сначала первым заместителем председателя, а затем председателем горисполкома Алексея Ивановича Орлова. Проблем было очень много: городу не хватало воды, требовалось построить очистные сооружения, проложить сотни километров трубопроводов и теплотрассы.
Запомнился пуск Бабьегорского водозабора. Чугунные трубы везли с Украины, многие потрескались и при опрессовке взрывались. А нас торопили к 7 ноября отрапортовать о сдаче объекта. Так пришлось к празднику ленточку перерезать. И весь праздничный день проводить на объекте по устранению недоделок. Кому праздник, а кому – трудовая вахта…
Очень большой объем работ мы выполнили на строительстве Рославльского завода тормозной аппаратуры. И очень приятно, что о нас в районе помнят, вот и глава муниципального образования А.М. Иванов каждый раз при встрече не преминет сказать доброе слово благодарности.
Смоленщина поднялась на довольно-таки высокий уровень. Областной центр превратился в один из самых ухоженных и комфортных для жизни городов страны.
Сегодня, к сожалению, многие позиции утеряны. «Революция» начала 1990-х годов с лозунгом «До основанья, а затем…» привела к тому, что до сих пор не достигнуты показатели конца 80-х годов, что в том же коммунальном хозяйстве мы эксплуатируем водоводы, очистные сооружения, теплотрассы, построенные более 30 лет назад. Строительная отрасль загублена, от нее остались рожки да ножки.
Когда меня избрали председателем Смоленскстроя, я собрал управляющих строительными трестами и предложил им: давайте объединяться. Все вроде бы согласились, мы планировали учредить финансово-строительную компанию. Даже устав написали, а для регистрации нужны были деньги и основные фонды. Но ни того, ни другого в наличии не оказалось…
Тогда решили организовать Союз строителей Смоленской области, чтобы он в будущем из общественной организации трансформировался в финансово-строительную компанию. По такому пути пошли, например, в Туле, в Ярославле.
Сейчас, конечно, время упущено. Но актуальность объединения не стала менее острой. Техника добита, на новую у каждой организации в отдельности средств попросту нет. Большие объемы также в одиночку не освоишь. К примеру, сегодня строительные организации Смоленщины не в состоянии даже с привлечением каждой из них возвести гиганты, сопоставимые с Рославльским заводом тормозной аппаратуры или Смоленским авиационным заводом. Раньше в Главсмоленскстрое было 12 трестов – со своими механизмами, вспомогательными управлениями. А сейчас в управлении механизации 2-3 башенных крана, и те наладом дышат, автокраны – тоже, экскаваторы у одних есть, у других – нет. Мощной землеройной техники также нет в строительных фирмах.
Придет время, и жизнь заставит строителей кооперироваться. Тогда вскладчину можно будет купить экскаваторы, затем – автокраны, бульдозеры, башенные краны. При нынешних объемах производительность того же башенного крана просто мизерная, окупаемость соответствующая. А если бы эта техника по графику работала на нескольких объектах, польза была бы для всех.
Смоленщине многие годы не везет на губернаторов. Может, причина в том, что далеки они от строительства, в лучшем случае приезжают и ленточку перерезают… Заместители, видимо, недостаточно власти имеют, чтобы всколыхнуть стройку. Да и практика такая сложилась, к сожалению, что со сменой губернаторов покидали свои посты и руководители строительной отрасли. А ведь у них годы уходили на изучение положения дел и на налаживание связей в федеральных структурах. Только подходит время получения отдачи от затраченных усилий – и вынужденная отставка… В советское время существовала отлаженная система подготовки кадров. Но все советское новые российские власти отвергли. А жаль! Из прошлого нужно брать в будущее лучшее, проверенное на многолетнем опыте. Тогда и ошибок будет меньше.





 


 

 

 

№11 (11)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич