Анатолий Александрович ЖУЖГИН
принадлежит к поколению детей войны. А в
младенческом возрасте он вместе с
репрессированными родными оказался вдали от
родных мест – на Крайнем Севере. В войну остался
сиротой. Всего в жизни добивался упорным трудом.
И достиг немалых высот в «иерархии» строителей:
являлся одним из руководителей строительного
комплекса Смоленщины в годы его наивысшего
расцвета.
Для Смоленска Анатолий Александрович многое
сделал как депутат и член горисполкома на
протяжении около четверти века – таким послужным
списком депутата его можно смело заносить в
Книгу рекордов Гинесса.
Предлагаем вниманию читателей журнала «Новый
Смоленск» воспоминания ветерана, в которых он
рассказывает о прошлом, сравнивает его с
сегодняшними делами и размышляет о будущем.
- Я родился в 1930 году третьего ноября. А уже в
марте 1931 года семью деда, в которую входили и
мои родители, то ли расказачили, то ли
раскулачили – сослали на Север. За одну зиму
умерли пять человек – дедушка, бабушка и трое их
детей.
После принятия Конституции 1936 году нашей семье
разрешили вернуться в родные места. В живых
остались мой отец и два его брата. Они с первых
же дней войны ушли на фронт и не вернулись. Так
геройская смерть перевела их из категории
вредителей в патриотов. Двое погибли под
Ленинградом, один – под Харьковом. И во время
войны умерла мать. Нас, детей, осталось трое –
две сестренки и я.
Мать не дожила до Победы четыре месяца. В 1946
году я закончил 7 классов, в декабре поступил на
работу в шахтоуправление учеником
электросварщика. Несколько месяцев после
семилетки пришлось ждать, пока не исполнится 16
лет – раньше не позволялось. И вот с тех пор я
работал на стройках, потом окончил техникум,
направили в Башкирию на строительство нового
города, отслужил на флоте, опять вернулся в
Башкирию. А потом меня направили в Смоленскую
область – на строительство шахты в Сафонове.
Когда ехал, думал, что здесь, недалеко от
Москвы, все давно восстановлено и отстроено.
Каково же было удивление – ни дорог, ни
электроэнергии, ничего нет. Наш трест оказался
крупнейшей строительной организацией. Мы возвели
ГРЭС, сдали несколько шахт.
Я начинал начальником участка, потом меня
назначили начальником управления. Наш
шахтостроительный трест «Дорогобужшахтострой»
осваивал Смоленскую область. Мне еще в качестве
начальника участка довелось участвовать в
строительстве ЛЭП с подстанциями
«Рославль-Ершичи», «Починок-Монастырщина».
Кольцо вокруг Смоленска также возводил наш
участок. Дорожники треста построили в Смоленске
магистраль по улице Шевченко. И для сельского
хозяйства довелось потрудиться. Кроме
сельскохозяйственных объектов совхозов и
колхозов, пришлось создавать и собственное
подсобное хозяйство треста – тогда каждое
крупное промышленное и строительное предприятие
обязывали иметь подсобное хозяйство. Доходило до
смешного: у меня на балансе в управлении
состояли даже куры…
После того, как в Москве посчитали, что шахты
больше не нужны, надо переходить на газ, наш
трест ликвидировали, а меня перевели в Смоленск
в областное управление механизации. Через год
мне поручили создать трест «Спецстрой». Новый
трест имел управления в Гагарине, Вязьме,
Рославле, Сафонове, Смоленске. Нас привлекали к
прокладке подземных коммуникаций, для проведения
крупных земляных работ. Мы возводили очистные
сооружения.
А потом произошла реорганизация, нам передали
все механизмы из строительных подразделений. И
вдруг меня вызывает министр строительства СССР
Аркадий Георгиевич Караваев. Я в недоумении: что
за вопрос, почему не говорят. Попадаю в кабинет
министра, Аркадий Георгиевич усаживает меня за
стол, дает бумагу, ручку и предлагает изложить
свое видение, каким должны быть тресты
спецстроймеханизации. Я и написал, что это
глупость – отбирать у субподрядных трестов всю
технику. Доходило до курьезов: нужно вывезти
мусор, но ждут, пока я вернусь из Гагарина и дам
письменное разрешение на использование техники.
Министр почитал, напоил меня на прощание чаем. А
ту бумагу отдал руководителю
Главстроймеханизации – инициатору реорганизации.
Потом на совещании управляющих «новатор» все
меня склонял: как же так, мы ведь друзья, а ты
меня в порошок стер. Но согласился, что
получился перекос. И в дальнейшем работа
наладилась, систему отрегулировали.
Наш трест выполнял большие объемы работы. На
родине первого космонавта развернулось крупное
строительство. Мы там строили завод
радиодеталей. В Вязьме – завод графитовых
изделий.
Мне довелось близко узнать по работе
руководителей области разных периодов.
Замечательным специалистом и человеком был Е.Г.
Трубицын. Он четко понимал, что область можно
поднять только за счет строительства и развития
промышленности. Смоленщина крайне нуждалась в
рабочих кадрах, но почему-то здесь активно
вербовали людей на стройки Севера. И не успел
этот партийный секретарь превратить область в
большую строительную площадку. Потом Н.И Калмык
больше занимался сельским хозяйством и по
большому счету особых лавров не снискал. И
только И.Е. Клименко сумел направить усилия
партийных, советских и хозяйственных органов на
строительство дорог, заводов, развивать
промышленные центры. В Смоленске наш трест
привлекли к строительству микрорайонов Поповки и
Киселевки. Только жилья по области сдавали по
800 тысяч квадратных метров, а для строителей
СТУСа – до 80 тысяч квадратных метров.
Меня в 1965 году избрали депутатом горсовета,
потом я стал членом исполкома. Вспоминаю, как
оживилась работа с приходом сначала первым
заместителем председателя, а затем председателем
горисполкома Алексея Ивановича Орлова. Проблем
было очень много: городу не хватало воды,
требовалось построить очистные сооружения,
проложить сотни километров трубопроводов и
теплотрассы.
Запомнился пуск Бабьегорского водозабора.
Чугунные трубы везли с Украины, многие
потрескались и при опрессовке взрывались. А нас
торопили к 7 ноября отрапортовать о сдаче
объекта. Так пришлось к празднику ленточку
перерезать. И весь праздничный день проводить на
объекте по устранению недоделок. Кому праздник,
а кому – трудовая вахта…
Очень большой объем работ мы выполнили на
строительстве Рославльского завода тормозной
аппаратуры. И очень приятно, что о нас в районе
помнят, вот и глава муниципального образования
А.М. Иванов каждый раз при встрече не преминет
сказать доброе слово благодарности.
Смоленщина поднялась на довольно-таки высокий
уровень. Областной центр превратился в один из
самых ухоженных и комфортных для жизни городов
страны.
Сегодня, к сожалению, многие позиции утеряны.
«Революция» начала 1990-х годов с лозунгом «До
основанья, а затем…» привела к тому, что до сих
пор не достигнуты показатели конца 80-х годов,
что в том же коммунальном хозяйстве мы
эксплуатируем водоводы, очистные сооружения,
теплотрассы, построенные более 30 лет назад.
Строительная отрасль загублена, от нее остались
рожки да ножки.
Когда меня избрали председателем Смоленскстроя,
я собрал управляющих строительными трестами и
предложил им: давайте объединяться. Все вроде бы
согласились, мы планировали учредить
финансово-строительную компанию. Даже устав
написали, а для регистрации нужны были деньги и
основные фонды. Но ни того, ни другого в наличии
не оказалось…
Тогда решили организовать Союз строителей
Смоленской области, чтобы он в будущем из
общественной организации трансформировался в
финансово-строительную компанию. По такому пути
пошли, например, в Туле, в Ярославле.
Сейчас, конечно, время упущено. Но актуальность
объединения не стала менее острой. Техника
добита, на новую у каждой организации в
отдельности средств попросту нет. Большие объемы
также в одиночку не освоишь. К примеру, сегодня
строительные организации Смоленщины не в
состоянии даже с привлечением каждой из них
возвести гиганты, сопоставимые с Рославльским
заводом тормозной аппаратуры или Смоленским
авиационным заводом. Раньше в Главсмоленскстрое
было 12 трестов – со своими механизмами,
вспомогательными управлениями. А сейчас в
управлении механизации 2-3 башенных крана, и те
наладом дышат, автокраны – тоже, экскаваторы у
одних есть, у других – нет. Мощной землеройной
техники также нет в строительных фирмах.
Придет время, и жизнь заставит строителей
кооперироваться. Тогда вскладчину можно будет
купить экскаваторы, затем – автокраны,
бульдозеры, башенные краны. При нынешних объемах
производительность того же башенного крана
просто мизерная, окупаемость соответствующая. А
если бы эта техника по графику работала на
нескольких объектах, польза была бы для всех.
Смоленщине многие годы не везет на губернаторов.
Может, причина в том, что далеки они от
строительства, в лучшем случае приезжают и
ленточку перерезают… Заместители, видимо,
недостаточно власти имеют, чтобы всколыхнуть
стройку. Да и практика такая сложилась, к
сожалению, что со сменой губернаторов покидали
свои посты и руководители строительной отрасли.
А ведь у них годы уходили на изучение положения
дел и на налаживание связей в федеральных
структурах. Только подходит время получения
отдачи от затраченных усилий – и вынужденная
отставка… В советское время существовала
отлаженная система подготовки кадров. Но все
советское новые российские власти отвергли. А
жаль! Из прошлого нужно брать в будущее лучшее,
проверенное на многолетнем опыте. Тогда и ошибок
будет меньше.
|
|