Главная | Архив |

  Образование XXI века  
   

 

 

Татьяна КАЗАНЦЕВА:
«НАШИ ДЕТИ С КОМПЬЮТЕРОМ НА «ТЫ»

 

 

Татьяна Васильевна Казанцева – новый директор Смоленской гимназии имени Н.М. Пржевальского. В этой должности она работает с начала текущего учебного года. Гимназия – престижное учебное заведение, где уровень преподавания очень высок. Соответственно высоки требования к преподавательскому составу, тем более к директору. И не всякому даже опытному профессионалу может быть доверена такая ответственная работа. Наш разговор с Татьяной Васильевной как раз и начался с того, что послужило основанием для ее назначения.
- В гимназии углубленно изучаются английский и немецкий языки. Но, кроме лингвистического, существуют еще два других профиля – физико-математический и гуманитарный с акцентом на русский язык и литературу. Я более пятнадцати лет проработала заместителем директора школы № 8 с углубленным изучением иностранных языков. Может быть, исходя из этого, было принято такое кадровое решение.
Очевидно, сыграло роль и то обстоятельство, что коллектив восьмой школы выдвинул меня на звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
- Татьяна Васильевна, а как Ваш предыдущий опыт согласуется с традициями гимназии?
- Та школа, в которой я раньше работала, тоже была нацелена на организацию учебной деятельности детей с творческими способностями, с высокой мотивацией к обучению. В гимназии такой же сильный контингент. Поэтому и подходы, наверно, похожи. Даже из того, что я увидела за два с лишним месяца, пока нахожусь в должности директора, можно сделать вывод, что много общего в организаторской работе.
Проводятся конкурсы «Мистер…» и «Мисс гимназия». Я уже на двух была в жюри и получила огромное удовольствие от этих состязаний детей. А в восьмой школе проводились конкурсы «Ученик года». Направленность такая же в принципе. Школьное научное общество действует и в гимназии, и в восьмой школе…
В общем-то, организационные подходы одинаковы. Немножко, может быть, различаются формы работы, средства индивидуального воздействия. А общее направление аналогично. Начальные классы занимаются по системе развивающего обучения Занкова как здесь, так и там.
- А предметные олимпиады?
- Они во всех школах города проводятся, предметные олимпиады. Но уровнем подготовки призеров и городского, и областного масштаба может гордиться не каждая школа. Гимназисты выходят на всероссийский уровень. Для учителя, я скажу так, это высший пилотаж. Это академики учительской профессии – педагоги, которые могут подготовить детей на Всероссийскую олимпиаду. Гимназия делает это всесторонне и основательно.
Что этому способствует? Я думаю, что сложилась и отработана сама система обучения, сильный преподавательский состав, особенно кафедры физико-математического цикла, русского языка, немецкого, английского языков. На базе гимназии создана городская физико-математическая школа. В ней преподают доктора и кандидаты наук. Можно себе представить, какова степень подготовки гимназистов. Отсюда и такая высокая результативность.
На прошедшей государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ дети сдавали обязательные предметы – русский язык и математику. Оценивалось качество знаний (это процент выполнения работ на «4» и «5»). Так вот качество знаний гимназистов по русскому языку составило 96 процентов. Это очень высокая цифра. Показатель по России для сравнения – 53 процента. И по математике один из самых высоких показателей – 88 процентов.
Не случайно гимназия была признана «Школой-2007» по результатам своей деятельности. Сравнивались показатели по различным аспектам, в том числе результаты итоговой аттестации. На августовской педагогической конференции победителем была объявлена гимназия с вручением свидетельства и памятного подарка. Это не только приятно, но и ко многому обязывает.
- Скажите, пожалуйста, Татьяна Васильевна, а техническая оснащенность как влияет на учебный процесс?
- Сейчас мы живем в век информационно-коммуникационных технологий, которые применяются во всех сферах деятельности. Куда ни обрати свой взгляд – всюду видим их использование. И система образования не может обходиться без современных технологий. Это теперь уже не просто веяние моды, а требование времени. У нас два учебных кабинета оснащены компьютерами. Установлены соответствующие программы. Учащиеся имеют возможность пользоваться Интернетом. Скоростной широкополосный доступ в глобальную информационную сеть обеспечен компанией «ЦентрТелеком» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В нем гимназия, кстати, одержала победу в номинации «Образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы».
С появлением доступа в Интернет расширились горизонты и диапазон международного сотрудничества. Так, в виртуальном мире общаются наши дети и их друзья из города Хагена. Уже более восемнадцати лет гимназия имени Пржевальского сотрудничает с гимназией имени Фихте из этого немецкого города. Регулярно обмениваемся делегациями учащихся и учителей. 24 октября текущего года наши гости из Хагена участвовали в телемосте, связавшем гимназию с седьмой международной выставкой-форумом «ИнфоКом-2007» в Москве.
Современные дети, они с компьютером на «ты». Поэтому при подготовке к занятиям, рефератам, выполнении исследовательских работ, творческих заданий они обязательно используют компьютерную технику.
Макет газеты «Смоленский гимназист» делается на компьютере. У гимназии появился свой адрес в Интернете, свой сайт.
- А кто делает сайт?
- Дети делают его под руководством учителя. У нас замечательный учитель информатики Лилия Викторовна Ерасова – энтузиаст своего дела, у которого впечатляющие результаты: призеры олимпиад всероссийского уровня. И она вместе с детьми занимается сайтом.
- Вы сами какой предмет преподаете?
- Я – историк. Оканчивала институт по специальности «История, обществознание и английский язык».
- В чем особенность гимназии, на Ваш взгляд?
- Гимназия – инновационное учебное заведение. Она внедряет современные учебные программы повышенной сложности. Без инноватики как таковой теперь претендовать на какое-то высокое положение в системе образования сложно. По старинке работать нельзя. То, что было пригодно пять лет назад, уже устарело.
Поэтому школы стремятся соответствовать требованиям времени. Родители выбирают сами, в какую школу отдать ребенка, какую ему дорогу в будущем предпочесть: стать ли ему экономистом или эстетический цикл изучать, или выбрать профессию, связанную с физико-математическим, лингвистическим либо гуманитарным циклами, как у нас, допустим, в гимназии. Хочу сказать, что желающих обучать своих детей в гимназии имени Пржевальского традиционно много.
- Вы упомянули о длительном сотрудничестве с немецкой гимназией и обмене делегациями…
- Этот обмен обоюдный. Не только мы принимаем, но и делегация наших детей, наших учителей посещает город Хаген. Общение с носителями языка - необходимое для изучения иностранных языков условие. Если нет прямых контактов с носителями языка, недостаточно хорошо формируется языковая компетенция. А когда идет прямой языковой обмен, дети очень быстро, за считанные дни, усваивают многие нюансы, на изучение которых в рамках учебного процесса должны быть затрачены недели.
Поэтому мы приветствуем такие контакты. Они не только способствуют формированию языковой компетенции учащихся, но и развивают культуру мира. Дети узнают о жизни в других городах, в других странах, приобщаются к культуре этого народа, его традициям. Те, у кого были такие контакты с иностранцами, более уверенно себя чувствуют в любой ситуации. Они не растеряются, поскольку знают, как общаться, как наладить нормальный диалог с человеком из-за рубежа.
В текущем учебном году мы планируем расширить международное сотрудничество. Намечаем установить его с лицеем из польского города Познани. Было бы интересным и перспективным направлением деятельности и сотрудничество с англоязычными странами, потому что уровень преподавания английского языка в гимназии тоже высокий.
- Татьяна Васильевна, участие гимназии в телемосте с выставкой «ИнфоКом-2007» - это ведь тоже не случайно. Гимназия продемонстрировала возможности применения современных информационных технологий и средств связи в учебном процессе и повседневной практической деятельности.
- Примечательно, что наш опыт использования компьютерных технологий был представлен самими учащимися. Это очень важная деталь. О применении информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, во внеклассной деятельности говорили гимназисты. Это свидетельство того, что школа работает для ребенка. Значит, гимназия имени Н.М. Пржевальского реализует свое общественное предназначение.





 


 

 

 

№11 (11)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич