Татьяна Васильевна Казанцева
– новый директор Смоленской гимназии имени Н.М.
Пржевальского. В этой должности она работает с
начала текущего учебного года. Гимназия –
престижное учебное заведение, где уровень
преподавания очень высок. Соответственно высоки
требования к преподавательскому составу, тем
более к директору. И не всякому даже опытному
профессионалу может быть доверена такая
ответственная работа. Наш разговор с Татьяной
Васильевной как раз и начался с того, что
послужило основанием для ее назначения.
- В гимназии углубленно изучаются английский и
немецкий языки. Но, кроме лингвистического,
существуют еще два других профиля –
физико-математический и гуманитарный с акцентом
на русский язык и литературу. Я более пятнадцати
лет проработала заместителем директора школы № 8
с углубленным изучением иностранных языков.
Может быть, исходя из этого, было принято такое
кадровое решение.
Очевидно, сыграло роль и то обстоятельство, что
коллектив восьмой школы выдвинул меня на звание
«Заслуженный учитель Российской Федерации».
- Татьяна Васильевна, а как Ваш предыдущий опыт
согласуется с традициями гимназии?
- Та школа, в которой я раньше работала, тоже
была нацелена на организацию учебной
деятельности детей с творческими способностями,
с высокой мотивацией к обучению. В гимназии
такой же сильный контингент. Поэтому и подходы,
наверно, похожи. Даже из того, что я увидела за
два с лишним месяца, пока нахожусь в должности
директора, можно сделать вывод, что много общего
в организаторской работе.
Проводятся конкурсы «Мистер…» и «Мисс гимназия».
Я уже на двух была в жюри и получила огромное
удовольствие от этих состязаний детей. А в
восьмой школе проводились конкурсы «Ученик
года». Направленность такая же в принципе.
Школьное научное общество действует и в
гимназии, и в восьмой школе…
В общем-то, организационные подходы одинаковы.
Немножко, может быть, различаются формы работы,
средства индивидуального воздействия. А общее
направление аналогично. Начальные классы
занимаются по системе развивающего обучения
Занкова как здесь, так и там.
- А предметные олимпиады?
- Они во всех школах города проводятся,
предметные олимпиады. Но уровнем подготовки
призеров и городского, и областного масштаба
может гордиться не каждая школа. Гимназисты
выходят на всероссийский уровень. Для учителя, я
скажу так, это высший пилотаж. Это академики
учительской профессии – педагоги, которые могут
подготовить детей на Всероссийскую олимпиаду.
Гимназия делает это всесторонне и основательно.
Что этому способствует? Я думаю, что сложилась и
отработана сама система обучения, сильный
преподавательский состав, особенно кафедры
физико-математического цикла, русского языка,
немецкого, английского языков. На базе гимназии
создана городская физико-математическая школа. В
ней преподают доктора и кандидаты наук. Можно
себе представить, какова степень подготовки
гимназистов. Отсюда и такая высокая
результативность.
На прошедшей государственной (итоговой)
аттестации в формате ЕГЭ дети сдавали
обязательные предметы – русский язык и
математику. Оценивалось качество знаний (это
процент выполнения работ на «4» и «5»). Так вот
качество знаний гимназистов по русскому языку
составило 96 процентов. Это очень высокая цифра.
Показатель по России для сравнения – 53
процента. И по математике один из самых высоких
показателей – 88 процентов.
Не случайно гимназия была признана «Школой-2007»
по результатам своей деятельности. Сравнивались
показатели по различным аспектам, в том числе
результаты итоговой аттестации. На августовской
педагогической конференции победителем была
объявлена гимназия с вручением свидетельства и
памятного подарка. Это не только приятно, но и
ко многому обязывает.
- Скажите, пожалуйста, Татьяна Васильевна, а
техническая оснащенность как влияет на учебный
процесс?
- Сейчас мы живем в век
информационно-коммуникационных технологий,
которые применяются во всех сферах деятельности.
Куда ни обрати свой взгляд – всюду видим их
использование. И система образования не может
обходиться без современных технологий. Это
теперь уже не просто веяние моды, а требование
времени. У нас два учебных кабинета оснащены
компьютерами. Установлены соответствующие
программы. Учащиеся имеют возможность
пользоваться Интернетом. Скоростной
широкополосный доступ в глобальную
информационную сеть обеспечен компанией
«ЦентрТелеком» в рамках реализации приоритетного
национального проекта «Образование». В нем
гимназия, кстати, одержала победу в номинации
«Образовательные учреждения, внедряющие
инновационные образовательные программы».
С появлением доступа в Интернет расширились
горизонты и диапазон международного
сотрудничества. Так, в виртуальном мире общаются
наши дети и их друзья из города Хагена. Уже
более восемнадцати лет гимназия имени
Пржевальского сотрудничает с гимназией имени
Фихте из этого немецкого города. Регулярно
обмениваемся делегациями учащихся и учителей. 24
октября текущего года наши гости из Хагена
участвовали в телемосте, связавшем гимназию с
седьмой международной выставкой-форумом
«ИнфоКом-2007» в Москве.
Современные дети, они с компьютером на «ты».
Поэтому при подготовке к занятиям, рефератам,
выполнении исследовательских работ, творческих
заданий они обязательно используют компьютерную
технику.
Макет газеты «Смоленский гимназист» делается на
компьютере. У гимназии появился свой адрес в
Интернете, свой сайт.
- А кто делает сайт?
- Дети делают его под руководством учителя. У
нас замечательный учитель информатики Лилия
Викторовна Ерасова – энтузиаст своего дела, у
которого впечатляющие результаты: призеры
олимпиад всероссийского уровня. И она вместе с
детьми занимается сайтом.
- Вы сами какой предмет преподаете?
- Я – историк. Оканчивала институт по
специальности «История, обществознание и
английский язык».
- В чем особенность гимназии, на Ваш взгляд?
- Гимназия – инновационное учебное заведение.
Она внедряет современные учебные программы
повышенной сложности. Без инноватики как таковой
теперь претендовать на какое-то высокое
положение в системе образования сложно. По
старинке работать нельзя. То, что было пригодно
пять лет назад, уже устарело.
Поэтому школы стремятся соответствовать
требованиям времени. Родители выбирают сами, в
какую школу отдать ребенка, какую ему дорогу в
будущем предпочесть: стать ли ему экономистом
или эстетический цикл изучать, или выбрать
профессию, связанную с физико-математическим,
лингвистическим либо гуманитарным циклами, как у
нас, допустим, в гимназии. Хочу сказать, что
желающих обучать своих детей в гимназии имени
Пржевальского традиционно много.
- Вы упомянули о длительном сотрудничестве с
немецкой гимназией и обмене делегациями…
- Этот обмен обоюдный. Не только мы принимаем,
но и делегация наших детей, наших учителей
посещает город Хаген. Общение с носителями языка
- необходимое для изучения иностранных языков
условие. Если нет прямых контактов с носителями
языка, недостаточно хорошо формируется языковая
компетенция. А когда идет прямой языковой обмен,
дети очень быстро, за считанные дни, усваивают
многие нюансы, на изучение которых в рамках
учебного процесса должны быть затрачены недели.
Поэтому мы приветствуем такие контакты. Они не
только способствуют формированию языковой
компетенции учащихся, но и развивают культуру
мира. Дети узнают о жизни в других городах, в
других странах, приобщаются к культуре этого
народа, его традициям. Те, у кого были такие
контакты с иностранцами, более уверенно себя
чувствуют в любой ситуации. Они не растеряются,
поскольку знают, как общаться, как наладить
нормальный диалог с человеком из-за рубежа.
В текущем учебном году мы планируем расширить
международное сотрудничество. Намечаем
установить его с лицеем из польского города
Познани. Было бы интересным и перспективным
направлением деятельности и сотрудничество с
англоязычными странами, потому что уровень
преподавания английского языка в гимназии тоже
высокий.
- Татьяна Васильевна, участие гимназии в
телемосте с выставкой «ИнфоКом-2007» - это ведь
тоже не случайно. Гимназия продемонстрировала
возможности применения современных
информационных технологий и средств связи в
учебном процессе и повседневной практической
деятельности.
- Примечательно, что наш опыт использования
компьютерных технологий был представлен самими
учащимися. Это очень важная деталь. О применении
информационно-коммуникационных технологий в
учебном процессе, во внеклассной деятельности
говорили гимназисты. Это свидетельство того, что
школа работает для ребенка. Значит, гимназия
имени Н.М. Пржевальского реализует свое
общественное предназначение.
|
|