Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

 

Школа по-деревенски


 


 

Осень – пора трудоустройства и первых шагов в новом статусе вчерашних выпускников смоленских ВУЗов. О проблеме выбора и профессиональной реализации рассказывает вчерашняя студентка филфака СмолГУ, а ныне учитель русского языка и литературы Яна Моисеева, сделавшая свой выбор в пользу преподавания за пределами города.

Отсутствие вакансий в Смоленске натолкнуло Яну на мысль о работе в сельской школе. Пугала неизвестность, пугал быт, пугала неторопливость деревенской жизни. Но любовь к преподаваемым предметам и желание делиться этой любовью с учениками послужили катализатором, и решение было принято безоговорочно, несмотря на удивление оставшихся в Смоленске друзей. А теперь обо всем из первых уст.

 

Кто-то в школе мечтал стать менеджером крупной торго-
вой компании, кто-то - генеральным директором наикрутейшей фирмы, кто-то – прославиться за счёт главной роли в мировой кинопремьере. Я же мечтала стать учителем русского языка и литературы.

Почему-то горы тетрадей, нити красных чернил и тома книг были окутаны романтическим ореолом. И, в общем-то, основной моей мотивацией было желание «проверять тетради». Ну, хочешь - так хочешь. Никто не против. Единственным человеком, попытавшимся меня остановить, была моя учительница языка и литературы. Впрочем, её попытки не увенчались успехом - моя любовь к литературе была безусловной.

Не буду отрицать, что, уже попав на филологический факультет, я начала задумываться о своей будущей профессии (вовремя, не правда ли?). Романтика куда-то пропала, а на её месте осталось реальное положение дел: от кипы тетрадок с энным количеством глупых ошибок воротило уже после второй проверки, порисовать запретными для учеников красными чернилами я могла бы и в своём ежедневнике, а тома книг перекрыла моя нелюбовь к обязаловке: Лев Толстой не мой писатель, но читать я его была обязана.

Не последнюю роль сыграли две педагогические практики. Не сказать, чтобы они оказались провальными. Отнюдь. Просто в какой-то момент я поняла, что, наверное, это не моё. И вот университет закончен. Нужно двигаться дальше. Куда? Стоял явный выбор между высокой заработной платой и профессиональной гордостью. Словосочетание «потеря квалификации» пугало страшно. Идти в магазин консультантом? Не для этого я получала высшее образование. Поэтому – школа и не иначе.

Опущу перипетии, которые привели меня именно в Доброминскую школу Глинковского района. Важен сам факт – я работаю в сельской школе. Там, где не всякий согласится работать. Но для меня была важна именно такая работа. И сейчас она у меня есть.

Молодым специалистам предоставляется общежитие – двухкомнатный дом. Помимо меня здесь живут ещё двое учителей. Опыт «общежитского бытия» у меня есть, и каких-либо трудностей с бытом и уживчивостью не возникло.

«Всё познаётся в сравнении». Свою деятельность я постигаю, сравнивая её с деятельностью на практике в городской школе. Не нужно объяснять, что в сельской школе учится мало детишек. Поэтому, когда речь заходит о деревенском среднем учебном заведении, становится ясно – не больше полусотни человек. В Доброминской школе их 22. Да-да. Если для города 22 ученика – это обычный класс, то в деревне – это обычная школа.

Нельзя забывать, что механизм работы школ – одинаков, независимо от географии и наполненности. А это значит, что классное руководство никто не отменял. Под моим началом пятый класс. В составе одного человека.

Среднее количество ребят на класс – двое. Есть пара классов, в которых учится четыре ученика. Мне, обучавшейся в классе численностью в двадцать душ, невероятно трудно представить себя на месте своего пятиклассника. Каково это – находиться тет-а-тет с учителем, когда всё внимание направлено только на тебя одного? С точки зрения банального эгоизма его ученическое «Я» должно танцевать румбу на вершине Эвереста. Но ситуация не позволяет. Как-никак внимание учителя – это не просто внимание, но ещё и определённые требования.

А что же для учителя тет-а-тет с учеником? Мне не составило труда оценить все плюсы: это и отсутствие проблем с дисциплиной, и меньшие затраты времени на объяснения и опросы, и, несомненно, больший результат. Индивидуальная работа, как известно, весьма и весьма продуктивна.

Есть, конечно, и минусы. Многие приёмы и методы, так тщательно изученные в университете, и применить невозможно. Понятно, что соревновательный момент в классе с одним учеником не будет работать.

Есть еще один нюанс. Я не то чтобы провожу границу между городскими учениками и учениками сельских школ. Нет. Но разница ощутима. Здесь учителя уважают. Это чувствуется. В каждом их взгляде, в каждом их вопросе, в каждом их ответе.

Наверное, самое главное – это преодолеть свой страх перед неизведанным, перед тем, что на первый взгляд вообще может показаться абсурдным. Главное – не побояться начать.

Я сделала первый шаг. И теперь я здесь. Прошло всего ничего, но этого достаточно, чтобы понять – я не жалею. В какой-то момент промелькнула мысль: «А ведь я смогла бы заниматься этим всегда».

На вручении дипломов преподаватель, обращаясь к нам, выпускникам 2011, сказала «Не отрекайтесь». Я не знаю, что будет дальше, но точно знаю одно – я не отреклась.

Яна Моисеева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(134)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич