-то
в школе мечтал стать менеджером крупной
торго-
вой компании, кто-то - генеральным
директором наикрутейшей фирмы, кто-то –
прославиться за счёт главной роли в мировой
кинопремьере. Я же мечтала стать учителем
русского языка и литературы.
Почему-то горы тетрадей, нити красных чернил
и тома книг были окутаны романтическим
ореолом. И, в общем-то, основной моей
мотивацией было желание «проверять тетради».
Ну, хочешь - так хочешь. Никто не против.
Единственным человеком, попытавшимся меня
остановить, была моя учительница языка и
литературы. Впрочем, её попытки не
увенчались успехом - моя любовь к литературе
была безусловной.
Не буду отрицать, что, уже попав на
филологический факультет, я начала
задумываться о своей будущей профессии
(вовремя, не правда ли?). Романтика куда-то
пропала, а на её месте осталось реальное
положение дел: от кипы тетрадок с энным
количеством глупых ошибок воротило уже после
второй проверки, порисовать запретными для
учеников красными чернилами я могла бы и в
своём ежедневнике, а тома книг перекрыла моя
нелюбовь к обязаловке: Лев Толстой не мой
писатель, но читать я его была обязана.
Не последнюю роль сыграли две педагогические
практики. Не сказать, чтобы они оказались
провальными. Отнюдь. Просто в какой-то
момент я поняла, что, наверное, это не моё.
И вот университет закончен. Нужно двигаться
дальше. Куда? Стоял явный выбор между
высокой заработной платой и профессиональной
гордостью. Словосочетание «потеря
квалификации» пугало страшно. Идти в магазин
консультантом? Не для этого я получала
высшее образование. Поэтому – школа и не
иначе.
Опущу перипетии, которые привели меня именно
в Доброминскую школу Глинковского района.
Важен сам факт – я работаю в сельской школе.
Там, где не всякий согласится работать. Но
для меня была важна именно такая работа. И
сейчас она у меня есть.
Молодым специалистам предоставляется
общежитие – двухкомнатный дом. Помимо меня
здесь живут ещё двое учителей. Опыт
«общежитского бытия» у меня есть, и
каких-либо трудностей с бытом и уживчивостью
не возникло.
«Всё познаётся в сравнении». Свою
деятельность я постигаю, сравнивая её с
деятельностью на практике в городской школе.
Не нужно объяснять, что в сельской школе
учится мало детишек. Поэтому, когда речь
заходит о деревенском среднем учебном
заведении, становится ясно – не больше
полусотни человек. В Доброминской школе их
22. Да-да. Если для города 22 ученика – это
обычный класс, то в деревне – это обычная
школа.
Нельзя забывать, что механизм работы школ –
одинаков, независимо от географии и
наполненности. А это значит, что классное
руководство никто не отменял. Под моим
началом пятый класс. В составе одного
человека.
Среднее количество ребят на класс – двое.
Есть пара классов, в которых учится четыре
ученика. Мне, обучавшейся в классе
численностью в двадцать душ, невероятно
трудно представить себя на месте своего
пятиклассника. Каково это – находиться
тет-а-тет с учителем, когда всё внимание
направлено только на тебя одного? С точки
зрения банального эгоизма его ученическое
«Я» должно танцевать румбу на вершине
Эвереста. Но ситуация не позволяет.
Как-никак внимание учителя – это не просто
внимание, но ещё и определённые требования.
А что же для учителя тет-а-тет с учеником?
Мне не составило труда оценить все плюсы:
это и отсутствие проблем с дисциплиной, и
меньшие затраты времени на объяснения и
опросы, и, несомненно, больший результат.
Индивидуальная работа, как известно, весьма
и весьма продуктивна.
Есть, конечно, и минусы. Многие приёмы и
методы, так тщательно изученные в
университете, и применить невозможно.
Понятно, что соревновательный момент в
классе с одним учеником не будет работать.
Есть еще один нюанс. Я не то чтобы провожу
границу между городскими учениками и
учениками сельских школ. Нет. Но разница
ощутима. Здесь учителя уважают. Это
чувствуется. В каждом их взгляде, в каждом
их вопросе, в каждом их ответе.
Наверное, самое главное – это преодолеть
свой страх перед неизведанным, перед тем,
что на первый взгляд вообще может показаться
абсурдным. Главное – не побояться начать.
Я сделала первый шаг. И теперь я здесь.
Прошло всего ничего, но этого достаточно,
чтобы понять – я не жалею. В какой-то момент
промелькнула мысль: «А ведь я смогла бы
заниматься этим всегда».
На вручении дипломов преподаватель,
обращаясь к нам, выпускникам 2011, сказала
«Не отрекайтесь». Я не знаю, что будет
дальше, но точно знаю одно – я не отреклась.
Яна Моисеева.