|
Из блокнота ветерана |
|
|
Виктор ПЕТРОВ
ЧТО БЫЛО, ЧТО ЕСТЬ
Передо мной новая книга Раисы Александровны
Ипатовой «Пятнашки». Это в основном проза.
Проза для ума и для сердца: наивная,
искренняя, мудрая, лукавая, светлая,
трогательная.
Стихами все Ипатовой воспето,
а потому уж проза у поэта.
И вот бегут, ложатся на листки
«Зазубрины», «Пятнашки»,
«Лепестки».
* * *
При социализме каждому вузу ежегодно
государством выделялись деньги на
строительство квартир для сотрудников.
Капитализм прекратил эту практику. И
возникла неразрешимая проблема омоложения
преподавательского состава вуза без потери
его качества.
С удивлением услышал от В.В. Путина, что «в
Белгородский госуниверситет за последнее
время приехали работать почти 70 профессоров
и преподавателей благодаря тому, что
область смогла обеспечить их
квартирами». Неужели такое возможно?
* * *
Модернизация, инновации, реформирование,
реструктуризация... Только это требуется
сейчас в системе образования. Очень
несовременно сказать о необходимости прежде
всего нормальной и ответственной работы. А
эти навыки теряются даже «креативными
менеджерами-профессионалами». Анекдотический
случай. Заместитель министра подписал
приказ, в котором говорится: «включить в
состав совета Макарову Валентину Моисеевну,
Алексеевича, профессора». Никакая
модернизация невозможна без элементарной
дисциплины.
* * *
Двадцать лет сидели у меня две яблони без
единого яблочка. Зрела мысль их спилить. И
тут они решили покончить жизнь
самостоятельно, красиво и изощренно. Яблони
выдали вдруг такой изобильный урожай, что
его не смогли удержать никакие подпорки –
ломались не сучья, раздирались и падали
стволы яблонь, сокрушая забор и все мелкое
садовое поголовье.
* * *
В конце шестидесятых почти все наше
общежитие на Дзержинке было заселено
преподавателями. Кухни были на столах под
дверью в общем коридоре, двери по вечерам не
закрывались, дети беспрепятственно бродили
по комнатам. Сидит, бывало, доцент над
докторской за пишущей машинкой в одном углу,
а в другом – двое-трое чужих ребятишек на
полу разрисовывают его словари и атласы.
* * *
– Вы помните 72-й год..., – применяет
известный риторический прием доцент Ш. на
лекции о природных катаклизмах, читаемой
студентам 1 курса, родившимся в 90-м году.
* * *
– Студенты в своих ответах уходили от сути,
занимаясь пустословием, – объяснял причины
неудов на экзамене доцент К.
– Преподаватель не поощрял развернутые
ответы студентов, – оценивает ту же ситуацию
декан.
* * *
– Василий, возникли у вас мысли? – пытается
активизировать аудиторию на семинаре доцент
Д. и, не дождавшись от Василия мыслей, не
сдается: «Может быть, у кого-то все же мысли
возникли?»
Нет ответа. Наивная. Неужели до сих пор не
поняла, что на семинарах не возникают мысли.
* * *
Наибольшей образностью у нас традиционно
отличаются выступления проректоров по науке.
Вот, например, цитата из далекого уже 1990
года:
«Некоторым нашим ученым не нашлось что
напечатать даже в местной газете. Они
закончили отчетный год на холостом ходу».
|
|
|
|
|