Главная | Архив |

  Дневник кинофестиваля  
   

Анастасия Трифонова

«Золотой Феникс»

подарил смолянам праздник


 


 

Начало осени в Смоленске и области было ознаменовано проведением ставшего уже традиционным четвертого Всероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс». Целую неделю смоленский зритель мог наслаждаться художественными и документальными творениями опытных и начинающих режиссеров, в прошлом снискавших актерскую славу.

 

Церемония открытия прошла на площади перед кинотеатром «Современник» в День российского кино. Собравшиеся горожане получили возможность увидеть на красной ковровой дорожке прибывших на фестиваль звезд: народного артиста СССР, президента Гильдии кинорежиссеров России Марлена Хуциева, народного артиста России, кинорежиссера, Президента кинофестиваля «Золотой Феникс» Всеволода Шиловского, народных артистов России Валентину Талызину и Анатолия Кузнецова, кинорежиссера Андрея Звягинцева и многих других.

Нужно сказать, что в этом году классический список призов кинофестиваля, названных в честь известных смолян, – за лучшую музыку в кино имени М. Глинки, за лучший сценарий имени А. Твардовского, за лучшую театральную антрепризу имени А. Папанова, лучшему художнику-постановщику имени С. Коненкова, лучшему продюсеру имени М. Тенишевой, за самый веселый фильм фестиваля имени Ю. Никулина – пополнился учрежденным в честь пятидесятилетия первого полета человека в космос главным призом имени Ю.А. Гагарина, который будет теперь вручаться ежегодно.

Фильм Андрея Звягинцева «Елена», представленный в день открытия, задал высокую конкурсную планку, которую, возможно, не удалось перешагнуть ни одной показанной впоследствии картине. Неудивительно, что оставшиеся на неформальную беседу после просмотра смоляне засыпали режиссера благодарностями и вопросами. Почему у фильма такой финал? Задуманы или случайны угадывающиеся переклички с Достоевским и Чеховым? И главный вопрос – на чьей же стороне сам режиссер? Кадры, ставящие точку в истории Елены, кому-то показались слишком «говорящими», а кого-то заставили задуматься над авторским замыслом, осознать, что добро не всегда побеждает зло, как в сказке, что ни добра, ни зла в чистом виде не существует. Главная цель художника (сценариста, режиссера) – остаться беспристрастным независимым наблюдателем, рассмотреть и констатировать те метаморфозы, которые происходят с человеком в современном мире, то, что могло бы произойти в любом городе России и, наверное, мира. Эта творческая задача была выполнена. Ни сочувствия персонажам, ни морального нажима на зрителя, ни какого бы то ни было дидактизма в фильме не чувствуется. Каждый оценивает рассказанную историю самостоятельно. Режиссер поведал о том, как добивался беспристрастности в игре от актерского состава: до окончания съемок ни один исполнитель не был знаком со сценарием полностью и не знал, чем заканчивается история. По словам Звягинцева, это позволило актерам и их персонажам раскрываться и развиваться, как в жизни, где финал неизвестен.

Необходимость выживания в современном мире каждый день ставит человека перед выбором. Зачастую мы совершаем этот выбор не задумываясь, будучи уверенными, что действуем во благо. Но нравственные ориентиры, которые указывают нам на то, правильным или ложным является наше решение, при ближайшем рассмотрении оказываются смещенными. Именно над такой ситуацией зрителя приглашает задуматься фильм «Елена». А замечательная операторская работа помогает полностью погрузиться в атмосферу, созданную режиссером. Неудивительно, что картина получила гран-при кинофестиваля.

Учреждение приза имени Ю. Гагарина было подкреплено присутствием в Смоленске летчика-космонавта, Героя России Юрия Батурина, выступившего в качестве режиссера и представившего документальный фильм «Лестница в небо». Идея создания фильма о космическом полете «от А до Я», от набора космонавтов до открытия приземлившейся капсулы, пришла к будущему режиссеру-документалисту после собственного первого полета. К тому времени в его домашнем архиве накопилось множество любительских фотоснимков и видеозаписей, сделанных «для себя» и на земле, и в космическом полете. Еще во время тренировок товарищи по экипажу настолько привыкли к камере в руках Батурина, что просто перестали обращать на нее внимание. Этим и объясняется естественность, порой непосредственность поведения представителей такой серьезной профессии. Поскольку было собрано огромное количество материалов, не все эпизоды были включены в фильм. Зрителей порадовали эксклюзивные кадры, снятые во время входа в атмосферу при посадке. По словам режиссера, он первый, кто вел видеосъемку в подобных условиях, поскольку обычно снимать в такой опасный момент полета запрещено. Повседневная жизнь космонавта – это не только многочасовые предполетные тренировки, работа и исследования в космосе, перегрузки при взлете и посадке, но и множество комичных порой мелочей и традиций, которые остаются незаметными для непосвященных. Все это есть в фильме Юрия Батурина. «Лестница в небо» – это и увиденные в иллюминатор космического корабля солнечные батареи, и путь к полету, и сам полет, ставший для многих жизнью. Вердикт зрителей – такие фильмы надо показывать в школах, да и не только в школах, чтобы дети видели простых людей, совершающих героические поступки, а не мультяшных псевдогероев.

Если говорить о площадках, где проходили кинопоказы, то в этом году прослеживалось явное разделение: художественные фильмы «захватили» «Современник», оставив зал «Россия Премьер» большей частью для документального кино.

Премьерным стал показ документального фильма «Мамино счастье» актрисы и режиссера Галины Бокашевской. Фильм просто рассказывает о сложных, даже трагичных вещах. Главной героиней фильма Бокашевской стала ее собственная мать. В чем же состоит мамино счастье, если в свое время она не решилась поступать в консерваторию, выбрав простую рабочую жизнь, если сын ее – инвалид первой группы с рождения? Отдавать себя другим – сыну, дочерям, - забывая порой про себя, вот самое главное в жизни матери. «Говорите матери, что вы ее любите. Говорите, пока жива мама». Многие на показе плакали. И это послужило режиссеру-дебютанту лучшей наградой за откровенность и труд.

Из-за небольшого хронометража некоторые фильмы были показаны парами, и, надо сказать, пары оказались подобраны удачно: картины в чем-то дополняли, продолжали друг друга, в чем-то спорили. Трогательный фильм о трудном женском счастье стал рифмой и противопоставлением одновременно фильму о счастье мужском. Неигровая лента «Трубач из России» режиссера Эдуарда Тополя рассказывает о джазовом музыканте Валерии Пономареве, входящем в десятку лучших джазовых трубачей мира. Как белый эмигрант из «неджазового» Союза добился в столице джаза Нью-Йорке наивысшей популярности? Любовь к музыке, составившая высшее счастье музыканта-исполнителя, заряжает его слушателей. Надо думать, многие смоляне, присутствовавшие на показе в тот день, еще долго пребывали на джазовой волне.

Конкурсные показы закрывал художественный фильм Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном». Спектакль с одноименным названием, послуживший основой для ленты, идет в театре им. Моссовета. Легкий и забавный фильм о гастрольном туре антрепризы по провинциальным театрам, об изнанке жизни успешных актеров собрал полный зал кинотеатра «Современник». Целую неделю смоляне смотрели на актерскую игру, не представляя, что же скрывается за кадром, за кулисами. Надо сказать, что это было достойное и логичное завершения кинофестиваля.

«Золотой Феникс» «прилетает» в Смоленск уже четвертый раз. Казалось бы, горожане должны привыкнуть к ежегодному празднику киноискусства и с радостью присутствовать на этом пире духа. Но порой создавалось впечатление, что люди ходят в кинотеатр, только чтобы поесть чипсов или поп-корна под халявную киношку на широком экране, а то и пива попить прямо в зале. Был и такой случай.

Хочется верить, что уже в следующем году, на юбилейном пятом «Золотом Фениксе» каждый зритель будет готов прийти в кинозал, чтобы вместе с сотнями заинтересованных вкушать пищу для ума, а не какую-то другую пищу.

Многие фильмы, представленные на кинофестивале в этом году, заслуживают внимания. Бывали и спорные ленты, сопровождавшиеся жаркими дискуссиями режиссеров и зрителей. Но всего не опишешь. Остается только пожелать тем, кто не смог найти свободное время и посетить хотя бы один показ, отыскать удостоенные призов картины и все-таки посмотреть их.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(134)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич