Выставка в арт-галерее «40
квадратов» под названием «Уходящий Смоленск» -
без преувеличения, событие неординарное для
смоленской культурной жизни, ведь известный
смоленский художник, о котором в 90-е взахлеб
писали российские газеты и журналы, очень давно
не выставлялся в Смоленске.
Все эти годы Всеволод Лисинов с фанатичностью и
одержимостью, присущей творцу, постоянно
стремящемуся к совершенству, продолжал работать
над своими картинами - маслом, акрилом, а
теперь, в век новых технологий, еще и на
компьютере. И все эти годы его работы
выставлялись только в Санкт-Петербурге и за
границей.
Выставка «Уходящий Смоленск» - это пейзажи
нашего города, запечатленные художником в разных
техниках - от масляной живописи на холсте до
компьютерной графики, которая по своей сути
сродни эстампу и открывает огромные возможности
для игры фантазии художника. Пейзажи написаны в
разные годы, но время в картинах Всеволода
Лисинова движется по другим законам, оно может
остановиться, или даже идти назад. Любимые места
художника в Смоленске - это не парадные,
узнаваемые виды, а старые, запыленные улочки с
булыжными мостовыми, обветшалыми домами и
бараками, с которых не смыт налет времени. Эти
узкие переулки и улицы, как символы нашей жизни
- дороги, полной препятствий, неудобств,
неустроенности. Это - мир художника, в который
он волей судеб был приведен, который он
прочувствовал и принял, пронеся все его
невзгоды. Это - город, который дает ему
вдохновение, и фантазия художника, отталкиваясь
от знакомых мест, переносит нас в особенный, его
личный Смоленск, город скорее небесный, чем
земной. И изменения, происходящие вокруг нас, не
мешают художнику хранить места, которых уже нет,
и переосмысливать их по-новому.
Эмоциональное напряжение, которое художник
вкладывает в свои полотна, буквально сбивает с
ног буйством красок и интенсивностью чистых
цветов. Такая палитра чистых и насыщенных цветов
говорит об удивительно тонкой колористической
способности художника, которую он оттачивает на
протяжении всего своего творческого пути.
Добиться гармоничности таких цветов гораздо
труднее, чем использовать разбеленные и
ненасыщенные цвета, экспрессия свидетельствует о
том, как тонко и сильно воспринимает художник
действительность. В ярких раскатах красок
кроются трагизм, боль и любовь к родным местам,
людям, жизни. Все, что окружает художника,
обретает новое звучание, полное эмоций.
Путь Всеволода Лисинова в Смоленск был долгим и
извилистым, но сейчас он один из тех, кто знает,
что мы потеряли. Он пишет городские пейзажи с
80-х годов прошлого века, и Смоленск на его
картинах – это город, которого уже нет. В свое
время казалось, что в действительности
Смоленска, такого, каким видит его художник –
удивительно яркого, причудливого, - просто не
существует. Сейчас, спустя годы, понимаешь, что
он был, но мы его потеряли.
Попытка обобщения
Когда Всеволода Лисинова «открыли», ему было 46
лет. Его художественный язык сложился еще в 70-х
годах прошлого века, и вряд ли кто-то мог
заподозрить художника в принадлежности к
соцреализму. Когда главным становился цвет,
посредством которого автор выражал непростые
чувства и эмоции, идеологи чувствовали себя
обиженными, и жизнь художника автоматически
становилась сложной и неустроенной. А если
признание приходило из-за пределов родной
страны, - и опасной. Последним местом работы
Лисинова был подвал на Коммунистической, где
самый необычный смоленский художник, уволенный
из книготорга за связь с заграницей, работал
слесарем-обходчиком. В 1991 году впервые
выставленный «Подвальный цикл» вызвал у
демократической общественности бурю восторгов:
«В Смоленске первый раз выставлялись работы
Всеволода Лисинова, дивного художника, не
однажды представленного за рубежом и на корню
скупаемого американцами, - писала в 1992 году
Мария Арбатова, которая уже тогда была
«известным столичным публицистом». - Неужели все
эти картины уедут? Неужели наши галереи проспят
и этого художника, скромного, интеллигентного
человека, не умеющего так коммерчески
пристраивать свои вроде бы некоммерческие
произведения, как это наловчился делать весь наш
андерграунд?». То в одном, то в другом серьезном
журнале появляются страницы с цветными
репродукциями работ Лисинова, и авторы заметок
заходятся в любви к русской провинции,
порождающей гениев. «Всеволод Лисинов –
потенциальная сенсация. Раз увидев его работы, -
будь то пейзаж, городской или сельский бытовой
жанр, условный портрет в пейзаже и жанре,
натюрморт, - их уже не спутаешь ни с чьими
полотнами: печать осмысленной оригинальности –
здесь тавро качества. … Художник легко
раскрывается зрителю, вызывая в нем ответный
прилив добра и расположения к первому
встречному, к ненастной погоде и серому полудню,
а затем к своему вечно «тепленькому» соседу и
невезучей «родимой сторонушке», - рассказывал
высоколобым читателям журнал «Социум». «Неужто и
вправду признание найдет Лисинова при жизни, да
еще и на Родине?» - задавались вопросом
«Известия».
Конечно, нет. Сенсация так и осталась
потенциальной, восторги сменились забвением, а
мастерской, которую было выделили Лисинову
местные власти, он не попользовался и года –
пришли новые начальники, отобрали. «У нас больше
любят культурные мероприятия, чем культуру», -
констатировал в конце 90-х в журнале «Русская
провинция» известный в Смоленске журналист
Александр Морозов, понимавший, что «мероприятия»
и Лисинов – несовместимы. Он не может, не станет
участвовать в заседаниях, ходить по ковровым
дорожкам казенных зданий, выступать перед
надутыми чиновниками и осваивать бюджет, и
поэтому сегодня о его существовании вряд ли
подозревают даже студенты худграфа, ежедневно
идущие на занятия под его заросшим цветами
балконом.
Вот и на открытии выставки в арт-галерее «40
квадратов» не было ни одного «культурного
начальника», и это было настолько ожидаемым, что
даже не удивило. Несмотря на то, что советские
времена ушли в прошлое, психология чиновничества
не изменилась. Что им нужно от выставки?
Во-первых, поставить галочку – провели,
организовали. Во-вторых, благоговения,
исходящего от художника, готового целовать руки
за то, что «высокий чин» почтил. Ничего
подобного здесь, конечно, было не дождаться.
Выставку устроила частная галерея, которая
организует свою работу самостоятельно, а не «в
рамках плана мероприятий», да и благоговения от
Лисинова не дождешься. Холодное равнодушие и
длинные коридоры по-прежнему отделяют чиновничьи
кабинеты от людей, ищущих новые пути и не
желающих следовать в определенном чиновниками
фарватере.
ВСЕВОЛОД ЛИСИНОВ
Родился в 1945 году в Саратове. В 1968 году
окончил художественно-графический факультет
Витебского пединститута. С 1972 года живёт в
Смоленске. С 1978 года участник московских
квартирных выставок. С 1984 по 1986 год
участвовал в выставках ТЭИИ (товарищества
экспериментального изобразительного искусства) в
Ленинграде. В 1990 году работал в Лос-Анжелесе
(США) по приглашению галереи Джорджа Майерса. В
1994 году работы Лисинова приобрёл музей
Зиммерли в Нью-Джерси (США).
ВЫСТАВКИ
С УЧАСТИЕМ В. ЛИСИНОВА
- Выставка в кинотеатре «Космос». Новополоцк,
1966.
- Выставка во Дворце нефтяников. Новополоцк,
1967.
- Московские квартирные выставки нонкомформистов
1978-1980.
- Выставка «Неофициальное искусство 20-го века в
СССР» (коллекция Людмилы Кузнецовой)
«Чапел-галерея», Миннеаполис, США, 1982.
- Выставка в галерее «Слоан». Денвер, Колорадо,
США, 1984-1985.
- Выставки товарищества экспериментального
изобразительного искусства Ленинград, 1984-1986.
- Выставка в галерее «1912». Лос-Анжелес,
Калифорния, США, 1988.
- Выставка в галерее Лауры Ларкин. Дельмар,
Калифорния, США, 1989.
- Выставка в галерее «Миранда». Лагуна,
Калифорния, США, 1989.
- Выставка «Большое шоу Русского искусства».
Сан-Франциско, США, 1990.
- Выставка Русского авангарда. Галерея Джорджа
Майерса. Лос-Анжелес, США, 1991.
- Выставка «Большое шоу Русского искусства».
Сан-Франциско, CША, 1992.
- Выставка МООСХ. Тверская-Ямская, 18. Москва,
1992.
- Выставка «Рождественские каникулы».
Выставочный зал. Москва, пр. Мира, 14, 1992.
- Выставка в посольстве России в Дели, 1993.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1987 - Новополоцк.
1987 - Смоленск.
1992 - Смоленск.
1992 - Брянск.
1994 - Смоленск.
1995 - Хаген, Германия.
1996 – Лос-Анжелес, США, персональная выставка
портретов.
1998 - Хаген, Германия.
2001 - Смоленск.
2004 - Санкт-Петербург, «Пушкинская, 10», «Город
Смоленск и его обитатели».
www.vsevolod-lisinov.narod.ru
|
|