Главная | Архив |

  Слово прощания  
   

Александр МЕЛЬНИК,
заслуженный работник культуры
Российской Федерации.

 

Две встречи

 

Между нашей первой и последней встречей пролегли три десятилетия сердечных человеческих отношений, переросших в дружбу.
В марте 1978 года он, популярный смоленский поэт Алексей Мишин, приехал на встречу с читателями в райцентр Холм-Жирковский, где я в то время работал редактором районной газеты. Вместе с поэтом-баснописцем Евгением Аникеевым после литературной встречи в библиотеке он зашел в редакцию, где и произошло наше знакомство. С творчеством же я был давно знаком по книгам «Наедине с Россией», «Кольца», «Жарынь» и другим, выходившим в центральных издательствах, а также по публикациям в периодической печати. В юности я был увлечен поэзией и не упускал возможностей приобрести новый сборник понравившегося автора.
В творчестве Алексея Мишина изначально ярко и необыкновенно выражено сильное патриотическое чувство, о чем красноречиво свидетельствует даже название его первой книги «Наедине с Россией». Имя Отчизны присутствует и в названии поэтического сборника «Песня моя – Россия». Сборник «Жарынь» носит наименование малой родины поэта.
Жарынь, ты стала как-то выше,
Моя родня,
Мой отчий край.
И дом под шиферною крышей,
И под соломою сарай.
Вообще, справедливости ради следует уточнить, что родился поэт не в самой Жарыни, а в близлежащей, ныне не сохранившейся, Зуёвке. О чем сам писал в предисловии к книге, изданной «Молодой гвардией» в библиотеке избранных стихотворений (БИС) в 1991 году: «Двадцатидворовая деревенька Зуёвка на Смоленщине, затерявшаяся среди ржаных и перелесковых островов, - это один из милых, дорогих уголков в моей жизни. Уже четверть века нигде он не значится, кроме как в памяти людской. Ах, эта память! Хорошо ли, плохо – а всё ведет она меня туда, где «нет деревни той, где пахло мятой луговой, теперь бурьян на месте том, да две тропы легли крестом».
Россия начинается
С деревни,
С пригорка,
Уходящего в века,
Где песни,
Разговоры задушевны,
Как пришвинская теплая строка.
В этих стихотворных строках – ключ к пониманию особой привязанности поэта к патриотической теме, получившей в его творчестве глубокое воплощение.
Смотрю на приасфальтные деревья,
На пригород,
Где мак и лук ядрен.
И город начинается с деревни,
С деревни,
С незапамятных времен.
С тревогой и болью воспринимал поэт процесс угасания деревни, разрушения сельского уклада жизни.
То Глуше ветер,
То напевней
Шумит вокруг тебя, деревня.
Дорога от тебя уходит в даль,
Питают реки не твои ль криницы?
Твоё дыханье слышится в столице,
Твоя печаль – Отечества печаль.
Война ли,
Голод мировой
Извечно рушат твой покой,
Твои пустеют закрома
Твоя изводится скотина.
У пошатнувшегося тына
Грустишь, как верная вдова.
Через тебя, моя родная,
Проходит вечно боль земная.
В обращении к читателям, которое открывает книгу «Незамужняя деревня», поэт разъясняет свою гражданскую позицию:
Стенал я о деревне
И стенаю.
Открытым словом
Людям говорю, -
Не потому, что я переживаю,
А потому, как сын её люблю.
Любовью к Отчизне вызваны строки многих его произведений, созвучных чувствам современников.
Всё это наше – космос и ГУЛАГ,
Высотный дом
и хата с дымной печкой.
И тот матерый,
наш церковный враг,
Теперь стоящий
у икон со свечкой...
Не честны мы,
продажны и злобивы,
Не держим слова, данного друзьям.
Беднеет город, зарастают нивы,
И лгут безбожно люди из Кремля.
Беспощадно откровенна характеристика общества, остра критика власти. Когда речь шла о будущем страны и народа, поэзия Алексей Мишина достигала горячего публицистического накала, высокого гражданского звучания.
Его творческая смелость нередко поражала меня. И невольно возникала мысль, как не боится он вызвать немилость к себе у властьимущих. В творчестве Алексей Викторович свои суждения делал в соответствии с правдой жизни, без оглядки на авторитеты и всякого рода обстоятельства.
Человек с обостренным чувством ответственности за Отечество, как охарактеризовал один из рецензентов книги «Песня моя – Россия» академик В.С. Новиков, «поэт чести и совести А. Мишин ярко озарил светом своих произведений российскую поэзию».
Сдружились мы с Алексеем Викторвичем, когда я работал заведующим Смоленским отделением издательства «Московский рабочий». Мишин возглавлял тогда межобластное бюро пропаганды литературы, был членом правления Смоленского отделения Союза писателей России и принимал самое активное участие в формировании издательских планов. Это была середина восьмидесятых годов теперь уже минувшего столетия. У Алексея Викторовича одна за другой выходили книги в столичных издательствах. После сборника «Песни полей», выпущенного «Советским писателем», появились «Поздние грозы» - книга, изданная «Советской Россией». В нашем отделении издательства «Московский рабочий» готовилась к издательству его книга «Благодарение», работа над которой также способствовала нашему дружескому сближению. Он дарил мне каждую новую книгу со своим автографом, а я зачастую публиковал на нее рецензию в периодической печати.
Так было и весной этого года. Алексей Викторович позвонил и сообщил, что у него выходит отдельной книгой поэма «Говорушка» о русской гармони. Мы встретились, побеседовали, поэму я прочел до её выхода в свет, что называется, в гранках, то есть в набранном, но не сброшюрованном варианте. В результате появилась рецензия «Высокие звуки». В ней я сохранил поразившие меня слова:
- Все проходит. Все пройдет. И мы уйдем. А жизнь бес-ко-неч-на.
Прощальные мотивы прорывались и раньше:
Не торопи себя напрасно
И смерть от боли не зови.
Ведь жизнь, как женщина, прекрасна,
В ней слезы, смех и крик любви.
Не говори, что мы бессмертны
И повторимся все в веках.
Одни и те же будут ветры
На всех шести материках.
И смерть без нас прожить не может,
Нам не разжать ее кулак.
И, кроме нас, никто не сможет
Смеяться так и плакать так.
И потому пока на свете
Живем, работаем, творим,
Лишь мы с тобой за всё в ответе:
За звонкий смех, за горький дым.
Пройдут года неторопливо,
Как белый снег с земли сойдешь.
И ты, никем не повторимый,
Далеким облаком взойдешь.
Последняя наша встреча произошла в больнице за день до его кончины. Она была немногословна, эта скорбная встреча. Все значительные слова были сказаны раньше:
- ...Человек, проживший жизнь свою, что после себя оставляет? То ли трепет души своей, то ли последствия низменных поступков. То ли песню он оставляет, то ли зло и обиды. Вот философия: зачем человек пришел сюда, в этом мир? Чтобы сохранить в нем все хорошее. Иного нет предназначения.
Незадолго до своего ухода из жизни Алексей Викторович держал на руках младенца. Судьба послала ему свидание с правнуком.
«Род уходит, род приходит, а земля остается навек». Эта премудрость из библейской «Книги Экклесиаста» да послужит нам утешением!





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(110)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич