Между нашей первой и
последней встречей пролегли три десятилетия
сердечных человеческих отношений, переросших в
дружбу.
В марте 1978 года он, популярный смоленский поэт
Алексей Мишин, приехал на встречу с читателями в
райцентр Холм-Жирковский, где я в то время
работал редактором районной газеты. Вместе с
поэтом-баснописцем Евгением Аникеевым после
литературной встречи в библиотеке он зашел в
редакцию, где и произошло наше знакомство. С
творчеством же я был давно знаком по книгам
«Наедине с Россией», «Кольца», «Жарынь» и
другим, выходившим в центральных издательствах,
а также по публикациям в периодической печати. В
юности я был увлечен поэзией и не упускал
возможностей приобрести новый сборник
понравившегося автора.
В творчестве Алексея Мишина изначально ярко и
необыкновенно выражено сильное патриотическое
чувство, о чем красноречиво свидетельствует даже
название его первой книги «Наедине с Россией».
Имя Отчизны присутствует и в названии
поэтического сборника «Песня моя – Россия».
Сборник «Жарынь» носит наименование малой родины
поэта.
Жарынь, ты стала как-то выше,
Моя родня,
Мой отчий край.
И дом под шиферною крышей,
И под соломою сарай.
Вообще, справедливости ради следует уточнить,
что родился поэт не в самой Жарыни, а в
близлежащей, ныне не сохранившейся, Зуёвке. О
чем сам писал в предисловии к книге, изданной
«Молодой гвардией» в библиотеке избранных
стихотворений (БИС) в 1991 году:
«Двадцатидворовая деревенька Зуёвка на
Смоленщине, затерявшаяся среди ржаных и
перелесковых островов, - это один из милых,
дорогих уголков в моей жизни. Уже четверть века
нигде он не значится, кроме как в памяти
людской. Ах, эта память! Хорошо ли, плохо – а
всё ведет она меня туда, где «нет деревни той,
где пахло мятой луговой, теперь бурьян на месте
том, да две тропы легли крестом».
Россия начинается
С деревни,
С пригорка,
Уходящего в века,
Где песни,
Разговоры задушевны,
Как пришвинская теплая строка.
В этих стихотворных строках – ключ к пониманию
особой привязанности поэта к патриотической
теме, получившей в его творчестве глубокое
воплощение.
Смотрю на приасфальтные деревья,
На пригород,
Где мак и лук ядрен.
И город начинается с деревни,
С деревни,
С незапамятных времен.
С тревогой и болью воспринимал поэт процесс
угасания деревни, разрушения сельского уклада
жизни.
То Глуше ветер,
То напевней
Шумит вокруг тебя, деревня.
Дорога от тебя уходит в даль,
Питают реки не твои ль криницы?
Твоё дыханье слышится в столице,
Твоя печаль – Отечества печаль.
Война ли,
Голод мировой
Извечно рушат твой покой,
Твои пустеют закрома
Твоя изводится скотина.
У пошатнувшегося тына
Грустишь, как верная вдова.
Через тебя, моя родная,
Проходит вечно боль земная.
В обращении к читателям, которое открывает книгу
«Незамужняя деревня», поэт разъясняет свою
гражданскую позицию:
Стенал я о деревне
И стенаю.
Открытым словом
Людям говорю, -
Не потому, что я переживаю,
А потому, как сын её люблю.
Любовью к Отчизне вызваны строки многих его
произведений, созвучных чувствам современников.
Всё это наше – космос и ГУЛАГ,
Высотный дом
и хата с дымной печкой.
И тот матерый,
наш церковный враг,
Теперь стоящий
у икон со свечкой...
Не честны мы,
продажны и злобивы,
Не держим слова, данного друзьям.
Беднеет город, зарастают нивы,
И лгут безбожно люди из Кремля.
Беспощадно откровенна характеристика общества,
остра критика власти. Когда речь шла о будущем
страны и народа, поэзия Алексей Мишина достигала
горячего публицистического накала, высокого
гражданского звучания.
Его творческая смелость нередко поражала меня. И
невольно возникала мысль, как не боится он
вызвать немилость к себе у властьимущих. В
творчестве Алексей Викторович свои суждения
делал в соответствии с правдой жизни, без
оглядки на авторитеты и всякого рода
обстоятельства.
Человек с обостренным чувством ответственности
за Отечество, как охарактеризовал один из
рецензентов книги «Песня моя – Россия» академик
В.С. Новиков, «поэт чести и совести А. Мишин
ярко озарил светом своих произведений российскую
поэзию».
Сдружились мы с Алексеем Викторвичем, когда я
работал заведующим Смоленским отделением
издательства «Московский рабочий». Мишин
возглавлял тогда межобластное бюро пропаганды
литературы, был членом правления Смоленского
отделения Союза писателей России и принимал
самое активное участие в формировании
издательских планов. Это была середина
восьмидесятых годов теперь уже минувшего
столетия. У Алексея Викторовича одна за другой
выходили книги в столичных издательствах. После
сборника «Песни полей», выпущенного «Советским
писателем», появились «Поздние грозы» - книга,
изданная «Советской Россией». В нашем отделении
издательства «Московский рабочий» готовилась к
издательству его книга «Благодарение», работа
над которой также способствовала нашему
дружескому сближению. Он дарил мне каждую новую
книгу со своим автографом, а я зачастую
публиковал на нее рецензию в периодической
печати.
Так было и весной этого года. Алексей Викторович
позвонил и сообщил, что у него выходит отдельной
книгой поэма «Говорушка» о русской гармони. Мы
встретились, побеседовали, поэму я прочел до её
выхода в свет, что называется, в гранках, то
есть в набранном, но не сброшюрованном варианте.
В результате появилась рецензия «Высокие звуки».
В ней я сохранил поразившие меня слова:
- Все проходит. Все пройдет. И мы уйдем. А жизнь
бес-ко-неч-на.
Прощальные мотивы прорывались и раньше:
Не торопи себя напрасно
И смерть от боли не зови.
Ведь жизнь, как женщина, прекрасна,
В ней слезы, смех и крик любви.
Не говори, что мы бессмертны
И повторимся все в веках.
Одни и те же будут ветры
На всех шести материках.
И смерть без нас прожить не может,
Нам не разжать ее кулак.
И, кроме нас, никто не сможет
Смеяться так и плакать так.
И потому пока на свете
Живем, работаем, творим,
Лишь мы с тобой за всё в ответе:
За звонкий смех, за горький дым.
Пройдут года неторопливо,
Как белый снег с земли сойдешь.
И ты, никем не повторимый,
Далеким облаком взойдешь.
Последняя наша встреча произошла в больнице за
день до его кончины. Она была немногословна, эта
скорбная встреча. Все значительные слова были
сказаны раньше:
- ...Человек, проживший жизнь свою, что после
себя оставляет? То ли трепет души своей, то ли
последствия низменных поступков. То ли песню он
оставляет, то ли зло и обиды. Вот философия:
зачем человек пришел сюда, в этом мир? Чтобы
сохранить в нем все хорошее. Иного нет
предназначения.
Незадолго до своего ухода из жизни Алексей
Викторович держал на руках младенца. Судьба
послала ему свидание с правнуком.
«Род уходит, род приходит, а земля остается
навек». Эта премудрость из библейской «Книги
Экклесиаста» да послужит нам утешением!
|
|