Главная | Архив |

  XX век: история Смоленщины в биографиях руководителей  
   

дмитрий михайлович попов

 

 Дмитрий Михайлович Попов возглавлял Смоленскую область в непростое время – в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления мирной жизни и разрушенного хозяйства. Д.М. Попов занимал должность первого секретаря Смоленского областного комитета ВКП(б), а по сложившейся тогда управленческой традиции руководитель партийной организации фактически являлся руководителем всей области. Поэтому деятельность Дмитрия Михайловича на этом важном посту определяла жизнь Смоленщины в течение весьма длительного времени – с 1940 по 1948 год.

Биография Д.М. Попова похожа на биографии многих руководителей того времени. Родился он в 1900 г. в крестьянской семье в Воронежской области. Окончил сельскую школу. Помогал вести хозяйство отцу, затем начал работать самостоятельно: лесорубом, землекопом, угольщиком. Дмитрий Михайлович не остался в стороне от событий гражданской войны – в 1920 г. на Южном фронте в составе красноармейских частей он участвовал в преследовании армии Махно и разгроме войск Врангеля в Крыму.

Вступление в партию в октябре 1921 г. определило интересы и занятия Д.М. Попова на всю жизнь. С этого момента все его внимание сосредоточилось на партийной и советской работе. В родном селе Беляево он был председателем сельсовета, возглавлял волостную земельную комиссию. С 1926 г. Дмитрий Михайлович – член Усманского уездного комитета партии.

В свободное время Дмитрий Михайлович занимался самостоятельной учебой, и в сентябре 1927 г. его направили в Ленин­градский коммунистический вуз. Хорошо зарекомендовав себя в качестве пропагандиста, Д.М. Попов после окончания вуза в январе 1930 г. был включен в состав пропагандистской группы Центрального комитета ВКП(б) и направлен в Центрально-Черноземный округ. Там набирала темпы коллективизация сельского хозяйства. Дмитрий Михайлович, как и все тогда, участвовал и в коллективизации, и в борьбе с допущенными в этот период «перегибами».

В 1930-е гг. Д.М. Попов учился в Московском аграрном институте красной профессуры, преподавал политэкономию в Высшей школе пропагандистов при ЦК ВКП(б). Хорошо ориентируясь в поворотах партийной политики, во второй половине 1930-х гг. Д.М. Попов включился в работу по разоблачению «врагов народа».

Репрессии конца 1930-х гг. привели к тому, что многие регионы страны лишились своих руководителей. Новых кадров, подготовленных для руководящей работы, было мало. Только эти чрезвычайные обстоятельства могут объяснить то, что руководителями областей в этот период оказались люди без опыта управленческой работы, имевшие лишь партийное образование и занимавшиеся пропагандой марксистско-ленинских идей.

Небольшой опыт руководящей работы Д.М. Попов получил в 1939 г., когда проработал несколько месяцев секретарем по пропаганде Краснодарского краевого комитета ВКП(б). В декабре 1939 г. его перевели с повышением на должность второго секретаря Смоленского обкома ВКП(б). Первым секретарем областного комитета партии Дмитрий Михайлович Попов был избран в сентябре 1940 г.

С появлением нового руководителя в городских и районных партийных комитетах, исполкомах Советов, в отделах и управлениях начали происходить кадровые перестановки. Первый секретарь обкома ВКП(б) должен был иметь на местах своих доверенных лиц и контролировать работу находившихся в его ведении организаций и учреждений. Такие же перемены происходили и в руководстве колхозов, совхозов, МТС.

Среди причин, по которым лишилось своих должностей руководство Западной области, были серьезные недостатки в развитии сельского хозяйства, и в частности льноводства. Именно этой сфере уделил особое внимание Д.М. Попов с первых месяцев своего пребывания на Смоленщине.

Активно проводилась работа по вовлечению в колхозы крестьян-единоличников, которых, несмотря на широкий размах коллективизации в 1930-е гг., по-прежнему оставалось немало. В октябре 1940 г. в докладной записке, адресованной секретарю ЦК ВКП(б) И.В. Сталину и председателю СНК СССР В.М. Молотову, Дмитрий Михайлович Попов сообщал, что в 1939–1940 гг. в области было ликвидировано более 140 тысяч хуторских хозяйств, а к моменту его вступления в должность еще оставалось около 3 тысяч не сселенных хуторов и около 2,5 тысячи свезенных, но не построенных дворов. Перед первым секретарем обкома ВКП(б) была поставлена задача добиться повсеместного вступления крестьян-единоличников в колхозы.

Осенью 1940 – весной 1941 гг. в области по инициативе Д.М.Попова расширялась сеть ветеринарных участков для оказания помощи колхозам и совхозам, занимавшимся животноводством. Велись мелиоративные работы: осушались заболоченные луга, приводились в порядок дороги. Значимость этой работы для сельского хозяйства была настолько велика, что штабы по руководству мелиоративными работами возглавляли первые секретари райкомов партии либо председатели райисполкомов.

Начало Великой Отечественной войны сразу изменило жизнь Смоленщины. С первых дней войны на ее территории развернулись военные действия. Стремительность событий вызвала замешательство у многих руководителей. Почти ежедневно в обкоме ВКП(б) проводились оперативные совещания, которыми руководил Д.М. Попов. На них звучали слова о том, что нужно немедленно перестраивать работу всех организаций на военный лад и оказывать всемерную помощь Красной Армии. Ответственные работники выезжали в районы области, чтобы на местах заниматься организацией оборонных работ. Но задержать наступление немецких войск эти меры не могли.

Для координации действий областного руководства и командования Красной Армии Дмитрий Михайлович Попов был назначен членом Военного совета Западного фронта. Но полноправного участия в работе Военного совета он не принимал.

В августе 1941 г. Д.М. Попов сообщал в ЦК ВКП(б): «На заседание Военного совета меня ни разу не приглашали… Булганин упрекал в том, что должен отдать меня под суд за плохую работу. Он давал мне два поручения, которые, он считает, я не выполнил. Первое – это войти в Смоленск после его занятия немцами и организовать оборону города. Я, исполняя это поручение, пробрался в Кардымовский район и работал там с Еременко. Второе – продвинуть боеприпасы через Соловьеву переправу 16-й и 20-й армиям. Но когда я прибыл на переправу, она была занята противником».

Причинами несогласованности действий были и неточная информация о местонахождении противника, который продвигался в глубь территории гораздо быстрее, чем ожидалось, и неверная, порой излишне оптимистичная, оценка своих сил и возможностей. Но, как любой партийный руководитель того времени, Дмитрий Михайлович считал, что он несет ответственность «за все промахи на Западном фронте только потому, что не сумел вовремя сообщить о неполадках и беспорядках непосредственно ЦК ВКП(б)».

В конце ноября 1941 г., когда большая часть Смоленщины уже была оккупирована, Д.М. Попов вновь писал в ЦК ВКП(б) и пытался проанализировать причины столь быстрого продвижения немецких войск. Примечательно, что человек, не имевший опыта ведения боевых действий, критиковал деятельность командования Западного и Резервного фронтов за медлительность, неправильную перегруппировку войск и выбор оборонительных рубежей в районе города Вязьмы. В то же время сам первый секретарь обкома ВКП(б) вместе с председателем облисполкома Р.Е. Мельниковым покинул захваченную врагом территорию раньше, чем отступили основные части Красной Армии.

В июне 1941 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли директиву, в которой говорилось о необходимости в занятых немцами районах создавать партизанские отряды. Началось создание партизанских отрядов и в Смоленской области. С одной стороны, их формирование становилось результатом инициативы местного населения и военнослужащих Красной Армии, сумевших бежать из немецкого плена. С другой стороны, этот процесс контролировался партийными органами, находившимися в тылу, но направлявшими в оккупированные районы своих ответственных работников, которые нередко становились руководителями отрядов.

Когда партизанское сопротивление на оккупированных территориях достигло значительного размаха, для руководства этой борьбой в мае 1942 г. были созданы Центральный штаб партизанского движения и штабы партизанского движения при Военных советах фронтов. Во второй половине июня приступил к работе Западный штаб партизанского движения, начальником которого вскоре назначили Д.М. Попова.

Деятельность Дмитрия Михайловича Попова на посту начальника Западного штаба партизанского движения в годы Великой Отечественной была высоко оценена. Он был награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени, многими медалями.

В послевоенные годы основной заботой первого секретаря Смоленского обкома ВКП(б) стало восстановление разрушенного хозяйства области. Оказать помощь местным жителям в восстановлении промышленных предприятий должны были немецкие военнопленные, находившиеся после окончания войны в ведении наркомата внутренних дел. Именно туда в мае 1945 г. Д.М. Попов и председатель облисполкома А. Кидин направили письмо с просьбой ввезти в область более 25 тысяч военнопленных.

Не было сомнений, что восстановление хозяйства должно происходить на прежней экономической основе. Поэтому в первую очередь принялись за восстановление колхозов. Оказалось, что немало крестьян, особенно в юго-западных районах области, выражали недоброжелательное отношение к колхозам и желали вести индивидуальное хозяйство. Преодолеть антиколхозные настроения можно было, только оказав реальную экономическую помощь крестьянам и расставив на руководящих должностях людей, твердо проводивших в жизнь общегосударственную политику.

Кадровая проблема стала одной из главных для Дмитрия Михайловича Попова. Среди назначенных в 1943–1944 гг. председателей колхозов около 80% в годы войны проживало на оккупированной территории. Только 4% председателей были коммунистами. Остальные являлись партизанами и инвалидами войны. В дальнейшем это привело к тому, что частая смена кадров председателей колхозов стала постоянным явлением.

Материальную помощь население разоренных войной районов почти не получало. Наоборот, 24 сентября 1943 г. постановлением СНК СССР в Смоленской области была запрещена торговля хлебом впредь до выполнения плана хлебопоставок государству. Контролировать выполнение этого постановления поручили милиции.

В марте 1944 г. заместитель начальника Управления НКВД по Смоленской области Назаров сообщал Д.М. Попову, что «органы милиции на местах столкнулись с рядом фактов острой нуждаемости в хлебе в некоторых районах области». Например, в Андреевском районе «из 18829 человек населения – 7400, в большинстве семьи военнослужащих, и в том числе 480 человек инвалидов Отечественной войны, - совершенно не имеют хлеба. Запасы хлеба у остальной части населения исчисляются на 1–2 месяца».

Изменить создавшееся положение Д.М. Попов и председатель облисполкома Р.Е. Мельников пытались, обращаясь в ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР с просьбами увеличить поставки хлеба на Смоленщину. Однако наркомат торговли СССР ежемесячно не выполнял необходимые поставки хлеба в область даже по самым минимальным заявкам.

Экономические сложности, с которыми сталкивалась местная власть в первые послевоенные годы, вызывали негативную реакцию у населения. Особенно остро недовольство людей проявилось в период проведения в области выборов в Верховный Совет РСФСР в конце 1946 - начале 1947 гг. Колхозники говорили: «У нас отбирают последний хлеб, люди уже пухнут с голода, а наше правительство отдает хлеб французам, полякам, югославам», «Нам не выборы нужны, а хлеб». В день выборов – 9 февраля 1947 г. – на избирательных бюллетенях рядом с зачеркнутой фамилией кандидата встречались надписи: «Сперва накормите хлебом, а потом заставляйте голосовать», «Долой колхозы», «Комедия».

Люди, не имевшие в достатке хлеба, нередко оказывались и без нормального жилья. После войны многие крестьяне, проживавшие в землянках, были вынуждены сами строить себе дома, без помощи колхозов. А если колхоз и помогал, то все равно не обходилось без недостатков – построенные жилые дома были маленькими по размерам и низкого качества. Но областное руководство во главе с Д.М. Поповым было почти бессильно повлиять как-либо на такое положение дел.

Вместе с тем за многочисленными заботами о судьбе области Дмитрий Михайлович не забывал и о своем благополучии. Его усилия не остались незамеченными уполномоченным комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Смоленской области И. Козловым. В сентябре 1946 г. уполномоченный направил в ЦК ВКП(б) докладную записку, в которой сообщалось, что первый секретарь обкома ВКП(б) Д.М. Попов восстанавливает пострадавшее в годы войны двух­этажное здание бывшего детского сада и собирается устроить в нем квартиру для себя и своей семьи. «Внешний вид здания меняется, - писал И. Козлов, - с фасада строятся массивные колонны, и скромный дет­ский сад превращается в настоящий дворец. Об этом узнало население города (в том числе и проживающее рядом в землянках в течение трех лет), от которого приходится часто слышать нарекания и нелестные отзывы по адресу тов. Попова». В итоге от вселения в этот дом Д.М. Попову пришлось отказаться.

В 1947–1948 гг. многие накопившиеся в сфере управления проблемы проявились с особой остротой. В колхозах очень часто сменялись председатели. В 1947 г. из 5,5 тысячи председателей было переизбрано более 1700 человек. Причинами снятия с работы становились нарушения законов, злоупотребления по службе, невозможность создать нормальные условия работы для крестьян.

В некоторых колхозах в это время складывались благоприятные ситуации для откровенного мошенничества. Колхозники не всегда получали положенные им на трудодни зерно и картофель, тогда как председатели колхозов весной продавали имевшиеся у них запасы, а о вырученных деньгах не отчитывались.

Еще больший размах мошенничество приобрело при восстановлении разрушенных в годы войны колхозов и совхозов, когда нужно было отстраивать не только сельскохозяйственные сооружения, но и крестьянские дома. В Кармановском районе директор Верхне-Трисельского совхоза И.С. Киреев собрал строительную бригаду, но не смог обеспечить рабочих ни жильем, ни продовольствием. Строители вскоре разъехались, а директор продолжал фабриковать подложные ведомости с вымышленными фамилиями и присваивать себе полученные деньги.

Областное руководство оказывало финансовую помощь восстанавливавшимся совхозам, она тоже присваивалась директором и бухгалтером Верхне-Трисельского совхоза. Зерном засевалось гораздо меньше пашни, чем значилось в отчетах. Скот, полученный совхозом, почти полностью погиб, потому что остался зимой под открытым небом.

Когда все это вскрылось, бухгалтер сов­хоза сбежал со всеми бухгалтерскими документами, а директор вывез свою семью и тоже скрылся в неизвестном направлении. Найти его не смогли. Спустя два месяца И.С. Киреев прислал в Кармановский райком ВКП(б) свой партийный билет и написал, что считает себя выбывшим из партии, так как не имеет возможности платить членские взносы.

К 1948 г. стало очевидно, что Смолен­ская область не сможет вовремя выполнить план по восстановлению промышленности и сельского хозяйства. Это вызвало озабоченность в Центральном комитете ВКП(б). Еще в сентябре 1944 г. ЦК ВКП(б) отмечал, что существуют «серьезные недостатки в методах руководства Смоленского обкома партии и его первого секретаря т. Попова… Обком с опозданием разрешает не­отложные вопросы работы районов, колхозов, МТС и промышленных предприятий, неудовлетворительно организует исполнение принимаемых решений и проверку фактического состояния дел на месте». В 1948 г. положение в области оставалось прежним.

Причинами многих недостатков были не только вполне объективные трудности, но и личные качества Д.М. Попова. Его коллеги по работе отмечали, что Дмитрий Михайлович был недостаточно волевым человеком, нерешительным и малотребовательным. Однажды на заседании бюро обкома ВКП(б) при голосовании по одному из обсуждаемых вопросов Д.М. Попов остался в одиночестве. Этот случай не остался незамеченным, и Дмитрия Михайловича критиковали за неумелую организацию работы бюро обкома партии на страницах центральной газеты «Правда».

Все это неблагоприятно сказывалось на развитии Смоленской области и своевременном восстановлении ее экономики. Поэтому в декабре 1948 г. Д.М. Попов был освобожден от должности первого секретаря Смоленского обкома ВКП(б). Как тогда было принято, его не перевели на более низкую должность, а направили на курсы переподготовки первых секретарей обкомов при ЦК ВКП(б). По окончании курсов в августе 1949 г. Д.М. Попова назначили заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В этой должности Дмитрий Михайлович проработал совсем недолго. Он скоропостижно скончался в январе 1952 г.

Несмотря на разные, порой противоречивые, оценки деятельности Д.М. Попова, его работа на посту первого секретаря Смоленского обкома ВКП(б) была весьма многообразной и разносторонней. В ней были и свои достижения, и свои просчеты. А такая судьба Дмитрия Михайловича и его карьера крупного партийного руководителя стали возможны только в рамках существовавшей тогда системы управления.

 

 

 

10(90)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич