Главная | Архив |

  Служба без которой не обойтись  
   

сердце бесперебойной связи

 

  Елена Викторовна Трухина  возглавляет службу оперативного управления средствами электросвязи в Смоленском филиале ОАО «Центр­Телеком». Это важнейшее производственное подразделение в отлаженной, четко взаимодействующей  технологической системе на всем пространстве нашего обширного региона, где телефонная плотность является одной из самых высоких в Центральном федеральном округе.

 

- Назначение службы оперативного управления уже определено в её названии, - подчеркнула Елена Викторовна в беседе с главным редактором журнала «Смоленск». – Наша первостепенная задача - обеспечить бесперебойную работу систем связи, учитывая и используя все технические возможности филиала. Иными словами, если где-то  возникает аварийная ситуация на сетях, мы обязаны организовать восстановительные работы таким образом, чтобы авария была устранена в кратчайшие сроки.

- В данный момент нет повреждения. Чем занята служба?

- Сейчас и круглосуточно осуществляется  сбор, обработка и анализ информации о состоянии сетей  связи всего филиала, ведется соответствующая статистическая отчетность, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации перерывы в предоставлении всех телекоммуникационных услуг были минимальны.

- Представим, однако, что  изменилась оперативная обстановка, потребовалось ваше вмешательство…

- Изменение оперативной обстановки – это, как правило, авария на системе связи. Мы тут же  обеспечиваем  прохождение информации по всем  заинтересованным структурным под­раз­де­лениям,  оповещаем соответствующие  службы о времени и направлении «аварии».  Принимаются все необходимые меры для ее устранения.  Параллельно  осуществляется  организация  «обходов»,  то есть пропускаем трафик зоновой, междугородной связи по другим системам, восстанавливаем арендованные связи и потоки, пока причина  нарушения  устраняется.

- А почему повреждается связь? Какие могут быть причины?

- Причины бывают разные. Случается, рвут кабель сторонние организации при проведении земляных работ. Как правило, когда  такое  происходит, их, словно ветром, сдувает с места повреждения. В таких случаях ставим в известность нашу службу безопасности, правоохранительные органы. Они занимаются розыском злоумышленников. Приходилось сталкиваться и с  чрезвычайными происшествиями. В июле нынешнего года в одном из городов нашей области злоумышленники порубили  около 500 метров волоконно-оптического кабеля. Наверное, думали, что «металл». Бывают повреждения кабеля при сильных грозах, ливневых дождях. Если он находится в воде длительное время,  может понижаться сопротивление изоляции.

- А как сказался нынешний грозовой период с обильными  ливневыми дождями? Много повреждений было?

- Нет.

- Почему же?

- Специалистами нашего филиала постоянно разрабатываются мероприятия по защите систем связи от разрядов молний во время грозового периода. На  необслуживаемых усилительных, регенерационных пунктах (НУП, НРП) ставится  защита, производится заземление кабеля по  новейшим технологиям, вводятся в эксплуатацию современные системы связи, которым  грозы не страшны.

Очень тесно  сотрудничаем со службой  гражданской обороны и чрезвычайных  ситуаций (ГО и ЧС) по восстановлению связи в условиях  стихийных бедствий, при чрезвычайных ситуациях  и любой другой экстремальной обстановке. Порядок взаимодействия  четко  определен и расписан.

 Кроме того, что оперативно действуем в аварийных ситуациях, занимаемся планированием, проведением и контролем  ремонтно-настроечных работ.  Все эти работы производятся, чтобы предотвратить или сократить минимально возникновение  аварийных ситуаций. Согласовываем их порядок с руководством,  с потребителями, которые пользуются нашими  услугами, и  предоставляем им обходные связи на время ремонта.

- Пока мы с вами беседовали, поступило несколько сообщений…

- Это идет контроль, поступает информация о каких-то проблемах на сети. Оперативные дежурные службы анализируют поступающую информацию, оценивают ее и принимают  меры, соответствующие моменту. 

- И все это расписано  по инструкции?

- И по инструкции, и голову надо обязательно включать. От правильной оценки ситуации зависит быстрое решение проблемы. На все возникающие в процессе работы ситуации  инструкции не напишешь..

- Скажем, возле здания областной администрации или мэрии некие злополучные сторонние организации делали какие-то  работы и неумышленно порвали кабель. Должен ли директор филиала или его  заместитель, курирующий производство, знать об этом?

- Такие работы не делаются подобным образом. Обязательно идет их согласование, непременно должен быть представитель от нашего филиала, который знает, где  проходят кабели. Но если допустить, что  случилась такого масштаба авария, конечно,  мы опове­стим наше руководство и будут приняты  соответствующие меры по восстановлению связи.

- Чтобы действовать в сложный момент верно и четко, очевидно, требуется подготовленный персонал.   Не так ли?

- В службе  оперативного управления должны работать специалисты,  которые потрудились в структурных подразделениях филиала. Чтобы они своими руками «пощупали», что это такое – проводная электросвязь, многоканальное уплотнение, что за оборудование  эксплуатируется. Если  человек этого не знает, для него та или иная аварийная ситуация – пустой звук.

Хочу сказать, что все, кто выбрал специальность связиста, постоянно учатся.  Потому что сейчас развитие информационных технологий идет не семимильными, а стомильными шагами;  вводятся в действие цифровые системы на  волоконно-оптическом кабеле. В институте я знакомилась с основами  цифровой связи. Всё это представлялось в  необозримом будущем. А вот сейчас мы с  этим работаем. И поэтому в службе оперативного управления  надо учиться постоянно. Ведь для  того, чтобы обеспечивать живучесть связи на любом её уровне, нужно  иметь представление обо всем, что имеется сейчас на  вооружении в филиале. Так  что связисты учатся всю жизнь.

- Значит, у вас в подчинении многоопытные сотрудники.

- Точнее сказать, высококвалифицированные. Есть специалисты с большим опытом,  есть молодые инженеры, освоившие на  производстве современные технологии.  Сама я в службе  оперативного управления работаю двадцать лет. Называлась она прежде по-разному: и узловой пункт управления, и центр оперативного управления. Теперь вот служба. Но  суть одна и та же.

Организовывали  нашу службу  Зоя Герасимовна Симонова с Татьяной Кирилловной Москвичевой. В первый состав набирались сотрудники  с ЛАЗ МТТС Смоленска: Евгения Андреевна Погорелова, Вера Григорьевна Саханова, Галина Александровна Дайнеко, Наталья Ивановна Бадюл. И служба была в штате МТТС. Зоя Герасимовна  была её начальником двадцать пять лет,  и именно она научила меня и сотрудников работать в сфере оперативного управления. Я приехала в Смоленск на МТТС в ЛАЗ (линейно аппаратный зал междугородной телефонной станции) по распределению,  закончив  Куйбышевский институт связи. Занималась там измерением и настройкой оборудования многоканальных систем уплотнения. Потом была начальником смены,  осуществляющей эксплуатацию тех же самых систем уплотнения, пока не перешла в  службу оперативного управления. Опыт, приобретенный  в ЛАЗ МТТС, мне очень пригодился.

Теперь  о тех, кто у нас работает.

Старший электромеханик связи Наталья Ивановна Бадюл - единственная, кто остался из первого состава службы. Опытный, авторитетный работник.

Инженер электросвязи 1 категории Лариса Валентиновна Осинова – специалист высокой квалификации, очень  эрудированная, человек  «острого ума». Кроме высокого профессионализма, у неё быстрая реакция, что для работы в службе является качеством ценнейшим.

Инженер электросвязи  2 категории Светлана Николаевна Леонтьева два года у нас. С отличием закончила колледж телекоммуникаций в Смоленске и технический университет имени Бонч-Бруевича города Санкт-Петербург. Тоже работала в ЛАЗе на многоканальных цифровых системах передачи. Умная, грамотная,  полезно  амбициозная. Она   не успокоится до тех пор, пока не поймет, в чем дело, не разберется в озадачившей её проблеме, с которой пришлось столкнуться в производственном процессе.

Недавно пришла к нам Юлия Сергеевна Бабичева, работавшая  на сети мультиплексоров доступа. Это вообще новые технологии. И с её приходом мы стали более четко понимать технологические тонкости  работы сети. Мы учимся у  неё, она учится у нас. Согласитесь, нормальный процесс взаимного профессионального совершенствования.

С автоматической междугородной телефонной станции S-12 перешла в службу инженер электросвязи Наталья Викторовна Кузьмицкая. Ее большой личный опыт «коммутационщика»  и ответственное отношение к работе оказались  востребованными в нашей производственной деятельности.

Электромеханик Нина  Петровна  Снежкова  проработала десять лет в нашей службе. Такой большой срок работы  говорит сам за себя, технически очень грамотный специалист.

Юлия Сергеевна Бабичева, Наталья  Викторовна Кузьмицкая, Наталья Ивановна Бадюл, Нина Петровна Снежкова - оперативные дежурные службы. И вся информация в первую  очередь  проходит через их руки.

Когда  знакомят с производственной структурой новых работников, о службе  оперативного управления говорят: «А это - сердце нашего филиала!» Я вполне согласна с таким определением.

- Кто же курирует столь важное в технологическом процессе координирующее звено, сравниваемое с сердцем?

- Подчинена наша служба непосредственно заместителю директора филиала по техническим вопросам Александру Николаевичу Шаирко. Так сложилось по жизни,  что практически все время мы работали и работаем под его руководством.

Не буду говорить о его профессиональных качествах. Должность, занимаемая им, сама свидетельствует об уровне профессионализма. Скажу лишь о замечательной способности Александра Николаевича учитывать человеческий фактор  в организации производственного процесса. Ни для кого не секрет, что этот фактор имеет огромное значение на производстве.  Понимаете, очень трудно быть и  хорошим для людей, и,  вместе с тем,  требовательным в работе. Всякие возникают конфликты, эксцессы – надо же  их  погасить, урегулировать. У Александра Николаевича  это столь ценное в искусстве управления качество  присутствует, и он  как руководитель очень тонко, психологически взвешенно  его использует. Мы у него учимся.

- Служба оперативного управления, как мне известно, обеспечивает руководство  информацией, которая используется  при проведении планерок, селекторных  совещаний…

- И не только руководство, но и все службы. По степени их допуска им выдаются необходимые сведения.

У нас достаточно большой  объем работы, большая ответственность. Это наш хлеб. И он нам дается воистину в поте лица своего.

 

 

 

10(90)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич