Главная | Архив |

  Охота пуще неволи  
   

царские забавы с шлагбаумом от "черни"

 

Предыдущий губернатор Смоленской области Александр Прохоров был человеком азартным: очень любил футбол, сам отменно в него играл и других за это увлечение поощрял. А вот его преемник Виктор Маслов оказался весьма равнодушен к игре, где 22 взрослых детины гоняют один маленький мячик. Видимо, нутро нового областного начальника – выходца из кагэбэшного «закрытого сообщества» - воспротивилось такому времяпрепровождению своих подданных, когда они собираются в большие группы, вместе «футболят» и «квасят» на VIP-трибуне в единении с простолюдинами, которым то же самое позволяется делать, но только рядышком, на обычных деревянных лавках. Руками своего на тот момент верного п…а Александра Воротникова разогнал новый вождь смолен­ского чиновничества сначала свиту предшественника с той самой трибуны для избранных, а затем и собственными действиями похоронил профессиональный футбол в области вообще.

Но в любом сообществе не обойтись без ниши, позволяющей выбросить адреналин, развлечься после «праведных дел». Одно увлечение обязательно должно быть заменено другим – иначе депрессия, застой, загнивание. И надо же тому случиться, что по иронии судьбы именно Александр Прохоров открыл Виктору Маслову «шлюзы» для «царской забавы», которой для самого губернатора и его ближайшего окружения стала охота.

Сам Александр Дмитриевич охотой не увлекался, зато среди его замов был один страстный любитель побродить с ружьишком по кишащим зверюшками заказникам. Но вот незадача – во главе подчинявшегося Москве управления охотничьего хозяйства Смоленской области, ведавшего путевками и лицензиями на отстрел дичи, стоял несговорчивый руководитель. Нужно было его всеми правдами и неправдами заменить – на своего, послушного и податливого. Засылались в ведомство главного охотоведа комиссии, стряпались заказные акты проверок с фальсификациями, москов­скому начальству сигнализировали о «вопиющих нарушениях», представляли на согласование другую кандидатуру на должность начальника управления.

Москва одного из лучших в стране охотоведов в обиду не давала, сам он оказался человеком на редкость мужественным и неуступчивым. Как знать, может, и закончилась бы конфузом попытка избавиться от неугодного, но нашли у него слабину – завели уголовное дело на сына и вынудили отца добровольно уйти в отставку…

Теперь предстояло избавиться от «путавшихся под ногами» охотников – новое руководство охотуправления аннулирует лицензию областного общества охотников и рыболовов на право пользования охотничьими угодьями. Более трех миллионов гектаров охотничьих угодий перешло в ведение охотуправления. Квоты и лимиты добычи животных стали устанавливать «на глазок» - без проведения обязательной экологической экспертизы, без охотустроительных проектов, не имея достовреных сведений о численности животных…

Общественная охотничья организация, объединявшая в недавнем прошлом более 20 тысяч охотников и рыболовов, в короткие сроки была разорена. На радость браконьерам и в угоду волкам животные в изъятых у общества угодьях лишились охраны, была прекращена их подкормка.

Противозаконно, в приказном порядке стали вводиться нормы добычи дичи, ограничения охоты по времени суток, устанавливаться новый, не предусмотренный нормативными актами порядок организации охоты. Для рядовых охотников установили максимально высокие расценки за лицензии на добычу животных, их обложили бюрократическими путами ограничений и запретов. Многие попросту лишились конституционного права на отдых, смирились с тем, что им фактически возвели шлагбаум к природным ресурсам. А самые страстные и заядлые пополнили ряды браконьеров…

Большинство преград воздвигнуто уже при правлении В.Н. Маслова. Но даже фактически подконтрольного окружению губернатора органа охотнадзора «избранной касте охотников» мало. Два года глава исполнительной власти субъекта федерации не согласовывал кандидатуру руководителя региональной структуры Росприроднадзора, несмотря на то, что министр дважды представлял нынешнего исполняющего обязанности руководителя А.Е. Пустовалова. Не устраивает высокопоставленных региональных охотников и то, что выдача лицензии и контроль за ведением охотничьего хозяйства находятся в ведении органа, подчиненного Минсельхозу России. Надо, чтобы своя рука была владыкой – не только фактически, но и юридически.

И «умные головы» начали искать ходы. Так появились постановления администрации Смоленской области о создании государственных биологических (зоологических) заказников регионального значения. Их образовали сроком на 25 лет (мол, на наш век хватит, а потом пусть преемники «свой огород городят»). Расположены 15 заказников почти на всей территории области и занимают площадь более 365 тысяч гектаров.

Для простачков цель создания заказников вроде бы благородная – сохранение и восстановление особо ценных видов охотничьих животных. Вот, например, выхухоль. Это зверек, которому и десяти-то метров вблизи водоема с лихвой хватит, чтобы размножаться и привольно жить. Но чиновники «царским повелением» решили этому ценному зверьку создать прямо-таки райские условия: пожалуйста, получите целый заказник площадью более 17500 гектаров на территории трех районов – Кардымовского, Ярцевского и Дорогобужского. Туда простолюдину – охотнику, естественно, путь закрыт: не дай бог, потревожит «сладкую жизнь» выхухоля. Его покой «охраняет» целый штат сотрудников, финансируемых из областного бюджета, имеющих «прямоугольной формы штамп со своим наименованием». А чтобы ими «грамотно» управлять, создается обла­стное государственное учреждение «Смоленское областное управление охотничьим хозяйством». Без согласования с ним, естественно, всякие там охота и рыболовство, отлов и живоотлов животных и птиц запрещены. Если согласуешь, то, стало быть, разрешены…

Очень удобная схема ухода от контроля, выдачи государственных лицензий, путевок и т.д. и т.п. «Для нужд заказчика», под предлогом «регулирования численности» с десяток-другой лицензий можно оформить, но «чернь» лицензию в заказник уж точно не получит. Под рукой целый штат сотрудников, которых можно и на обслуживание «важных персон» использовать. Выбирай себе дичь, «не запретную», зачем тревожить выхухоля, когда рядом лоси и кабанчики! Зачем искать в заказнике «Новодугинский» «охраняемую» косулю, когда там снег лежит высотой в человеческий рост, и косуля попросту уходит из этих мест, зато водятся медведи, лоси…

Молча взирают на существование целой артели кормящихся за счет бюджета охранников «согласованной» царской охоты областные депутаты, прокуратура. Губерния полнится слухами о будто бы отобранных у «опального Лукирича» угодьях в Кагаричах, где, мол, теперь приближенный к губернатору В.А. Разуваев разворачивает «устроительные дела», о газифицированных охотничьих домиках и шлагбаумах перед добротными асфальтированными дорогами на «займища». Эти слухи никто не опровергает и не проверяет. Так спокойнее и безопаснее. А что крестьяне из Аполья никак не добьются прокладки газопровода до их домов, зато газовую нитку, с их слов, протянули в Симоновку, на базу так называемого «областного государственного учреждения», ведающего отстрелом дичи губернатором и его приближенными, то никому до этого дела нет, жаловаться некому, коль сам губернатор сюда на охоту любит «жаловать». Что 20 тысяч охотников считают за нелюдей и к ним относятся по принципу «что положено Юпитеру – не положено быку», так к этому «человек с ружьем» и сам уже начинает привыкать. Ружье его давно уже покрылось раковинами…

 

 
 

 

 

10(90)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич