Главная | Архив |

  Крик души  
   

не имеем права молчать

 

Меня, как и многих моих соотечественников, волнует вопрос, почему на смену «ельцинской семье» пришли выходцы из спецслужб. И ответ нахожу в ностальгии людей по личности Ю.В. Андропова. К началу 1980-х годов прошлого столетия народ устал от «застойного купания в роскоши» семьи и приближенных Генсека Л.И. Брежнева, от пронизавшей всю верхушку общества коррупции, от повального воровства, начиная с кирпича на стройке и кончая драгоценностями из Алмазного Фонда.

При всех перегибах того, андропов­ского времени, когда людей хватали на улицах, в магазинах и кинотеатрах, доставляли в «кутузки» и только там выясняли, что гражданин, оказывается, в этот день имеет свой законный выходной, никто не сомневался в личной честности и порядочности Юрия Владимировича, в его искреннем желании избавить страну от пут казнокрадства и обогащения «верхушки» за счет обнищания остальных. Да и паразитизм рабочего люда уже приобрел характер национальной трагедии. Так что сочетание «стрижки» аппетитов верхов и борьбы с люмпенизацией низов очень многими в нашем обществе воспринималось с пониманием и одобрением.

Ю.В. Андропову не суждено было судьбой очистить страну от скверны: не успел, ресурс организма не дал хотя бы еще год на эту санитарную работу.

Проблема перешла на потомков. С годами она еще более усугублялась. А тут «дикий рынок» предоставил возможность чуть ли не законным порядком получить «то, что плохо лежит». Привыкшие к советско-партийному коммунизму члены «Семьи» усугубили коррупционные процессы и довели их до катастрофиче­ских высот. Сегодня не видит этого разве что только слепой.

Думается, В.В. Путин к концу своего второго президентского срока осознал весь трагизм ситуации, смертельную опасность разорения страны кучкой коррупционеров. Полагаю, увидел он и то, что часть пришедших с ним к власти выходцев из спецслужб весьма далека по своим личностным качествам от аскетизма и кристальной честности Ю.В. Андропова. Многие из кагэбэшников как раз и рвались к этой самой власти ради личного обогащения, уверенные в полной безнаказанности казнокрадства. Тем более, если эти коррупционеры правят на региональном уровне и «отслюнивают» федеральным покровителям часть своих барышей.

Дело о «Трех китах» до его предания гласности несколько месяцев обсуждалось на «кухнях». Замалчивать его дальше уже было опасно. Хирургические меры тоже небезопасны, потому что номенклатура, а особенно нынешняя, повязанная денежными благами и «взаиморасчетами», может объединиться и свергнуть выдвинутого ею же в свое время лидера. В советской истории мы на примере Н.С. Хрущева это уже проходили…

Юрий Владимирович Андропов имел моральное право на хирургическую операцию в среде высшей номенклатуры именно в силу личного аскетизма. При всем уважении к нынешнему лидеру страны аскетом его никак не назовешь, и комфортная жизнь, которую дает президент­ская должность, Владимиру Владимировичу Путину явно по душе, может быть, даже больше, чем должность… Поэтому на революционные «зачистки» он, конечно, не решится. А вот постараться умерить аппетиты сотоварищей попытается, вернее, обречен попытаться как патриот России, желающий ей процветания.

Смена руководства Генеральной прокуратуры России оказалась, таким образом, вынужденной. И многие честные россияне сейчас молят Бога, чтобы он отвел Юрию Чайке как можно больше времени на этом посту, чтобы успел новый генпрокурор сделать перемены на фронте антикоррупционной борьбы не­обратимыми.

Ох, и задрожали «удельные князьки», когда Юрий Яковлевич на всю страну заявил: хватит, мол, искать коррупционеров среди учителей, берите выше!

О том, что среди региональных лидеров есть преступники, россияне по меньшей мере догадываются. В августе «Фонд общественного мнения» провел опрос, результаты которого, на мой взгляд, весьма красноречивы и близки к истине, - 43 процента опрошенных считают, что главы субъектов федерации совершали серьезные преступления. Два года назад региональных лидеров заподозрили в преступлениях 32 процента респондентов. И этот рост неверия в чистоплотность губернаторов – тоже итог проводившейся в стране политики. Без благословения высоких федеральных чиновников вряд ли бы нашлись среди глав субъектов самоубийцы, решившиеся в наглую «чистить» казну. Потому победить коррупцию на отдельном, региональном уровне, не удастся. Хватит ли у Ю.Я. Чайки полномочий, чтобы обрушить карающий меч закона и на весьма высокопоставленную федеральную касту? Или придется ждать нового громкого дела вроде «Трех китов»?

О «побочных» доходах высших руководителей информация порой попадает в СМИ, правда, ее достоверность 100-процентной не назовешь. Поэтому опу­стим эту часть анализа. Зато о «послужном списке» домочадцев федеральных и региональных лидеров доподлинно известно очень многое. Самый, наверное, ходовой пример – бизнес супруги мэра Моск­вы Юрия Лужкова. И поэтому когда за годы губернаторства Виктора Маслова его жена совершает феерическую карьеру от простой служащей строительной фирмы до владелицы крупной аудитор­ской компании и ряда других фирм, это уже никого не удивляет. Как и то, что новый зять губернатора без подачи декларации о доходах покупает на аукционе фирму стоимостью около 11 миллионов рублей.

Помнится, на заре губернаторства В.Н. Маслова был у меня с ним разговор о строившемся для него коттедже в «Шкадовке». Тогда Виктор Николаевич посетовал, мол, рядом строят другие и не хуже, но никто не замечает. Что – губернатор не имеет права на определенный уровень комфорта? Тех же высоко­поставленных гостей надо где-то принимать. Да и губернатор, как любой другой гражданин, может одолжить деньги на строительство.

Тогда эти доводы показались мне весьма убедительными. Впрочем, я не знал, что одновременно в Гнездове обустраивалась резиденция губернатора, где он и принимает иногда этих самых высокопоставленных гостей, что в коттедж в «Шкадовке» его хозяин особо никого не приглашает, мол, «мой дом – моя крепость», а с деньгами на строительство, оказывается, тоже не все безоблачно: строивший коттедж теперь уже бывший генеральный директор «Стройзаказчика» Анатолий    Потапов написал жалобу на губернатора высокому федеральному начальству…

Слышу уже хор защитников: зачем говорить о недвижимости дочери губернатора или фирмах его зятя, когда в других регионах размах покруче?! Вот, к примеру, дочь орловского губернатора Егора Строева Марина Рогачева стала сенатором от Орловской области. На родине ей принадлежит Финансово-строительная компания «Надежда», сенатор извлекает прибыль от участия в ОАО «Орелстрой», является самым крупным владельцем (43,7%) акций ОАО «Социальный банк». А сын губернатора Самарской области Константина Титова – 30-летний Алексей Титов – председатель совета директоров местного банка «Солидарность». По оценке журнала «Финанс», Алексей Титов занимает 306-е место в списке российский миллионеров с 1,7 млрд рублей. Состояние сына президента Башкирии Муртазы Рахимова оценивается в 550 млн долларов, а племянника президента Татарстана Шаймиева – генерального директора АО «Тат­энерго» Ильшата Фардиева – прочат в преемники президента республики.

Так что по этой психологии «Другим можно, а мне почему нельзя?» можно оправдать и наличие в губернаторском гараже Виктора Маслова нескольких шикарных автомобилей (информированные люди даже запутались, какие из них служебные, а какие – личные). Может, именно поэтому и не возмущается смолен­ская общественность, что многомиллионные траты бюджетных и «привлеченных» средств на суперавто стали делом повсеместным, а не только смоленским? Возможно, люди просто убаюканы заверениями В.Н. Маслова о будто бы прозрачности его политики и просто не ведают, во сколько казне обходится содержание губернатора? В той же Свердловской области покупка губернатором Эдуардом Росселем «Мерседеса» стоимостью 200 тысяч долларов стала поводом для акции протеста перед зданием обладминистрации.

Экс-губернатор Краснодарского края, а ныне депутат Госдумы Николай Кондратенко на иномарках не ездит принципиально. Владельцев зарубежных машин он называет «негодяями в иномарках, которые грабят народ». Будучи губернатором, «Батька Кондрат» разъезжал на белой «Волге», а теперь пересел на белую «Ниву».

Но таких, как «Батька», считают чудаками. «Удельные князьки» в лучшем случае на период выборов пересаживались на отечественные машины или даже передвигались на трамваях и маршрутках. Теперь выборы губернаторов отменены, и можно уже обойтись без показухи.

Вообще, построенная В.В. Путиным «вертикаль власти», похоже, уже даже у него вызывает беспокойство. Не случайно в сентябре Владимир Владимирович обсуждал с членами Госсовета критерии отлучения назначенных губернаторов от власти. Видимо, проявляющиеся вседозволенность и безбоязненность ряда глав субъектов федерации бросают серьезную тень на самого президента: люди начинают думать, будто это президент дал карт-бланш на барство «удельных князьков».

Думается, победить и полностью искоренить коррупцию новый генпрокурор не сможет без принятия специального закона, в котором будет четко прописано, что позволено чиновнику и членам его семьи, а что нет. Когда, например, на юбилей супруги высокопоставленного должностного лица подчистую опустошаются прилавки ювелирного магазина по улице Ленина, о взятке не говорят, хотя она самая что ни на есть явная, только внешне завуалированная. Но доказать дачу такой взятки при нынешнем законодательстве практически невозможно. А вот когда подарки в обязательном порядке должны будут декларироваться, как, например, в Германии, когда за их получение нужно будет заплатить приличный налог, в некоторых случаях даже более высокий, чем стоимость самого подарка, тогда «юбилярша» наотрез откажется от «бриллиантового расположения к положению мужа», и сам чиновник воспрепятствует этому проявлению «уважения».

Но пока антикоррупционного закона с мерами по конфискации имущества нет. Ждать его принятия обществу уже невмоготу. Гидра коррупции разъела страну до близкого к летальному исхода. И в этой катастрофической ситуации мне представляются логичными и срочно необходимыми несколько громких показательных процессов над наиболее зарвавшимися губернаторами и высокими федеральными чиновниками. Эти процессы вынудят других казнокрадов на время притаиться. Но если затем не будут приняты кардинальные меры с принятием жесткого закона, гидра коррупции залечит язвочки на своем дьяволь­ском теле, начнет быстро размножаться и уничтожать организм нашего общества.

 
 

 

 

10(90)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич