Главная | Архив |

  Дела мигрантские  
   

Раиса ГАЙДАРОВА

 

Не обуза,
а благо для региона

 

 

Потрепанный в житейских и законодательных штормах корабль по имени «миграция» все никак не пристанет надежно к российским берегам. Да и на берегу как-то не очень вожделеют принять его пассажиров. Как должно. А между тем второй год пошел утвержденной Президентом Владимиром Путиным программе возвращения соотечественников в Россию. Для благой цели – привлечь нужных специалистов в нужные места, т.е. в регионы – решено выплачивать подъемных главе мигрантской семьи до 6000 рублей и поменьше каждому из членов семьи. По проекту через пять лет ожидается приезд до 300 000 человек. Однако сегодня программа пробуксовывает: вместо мощного мигрантского потока из стран СНГ – жалкие пересыхающие ручейки. Пока программа работает только в 12 «пилотных» территориях. А между тем в следующем году соотечественников должны будут приглашать уже как минимум 40 регионов.
Но напрасно искать в этом списке Смоленщину. Хотя (кто этого не знает?!) область наша по сути вымирает. Только за прошлый год население области сократилось на 12,4 тысячи человек, что равно населению районного центра. При наметившейся тенденции к увеличению рождаемости число умерших превышает число родившихся почти в 2,4 раза. Помимо прочих факторов улучшить демографическую ситуацию могли бы мигранты. За последние годы их по официальным данным прибыло на Смоленщину более 140 тысяч из стран нынешнего СНГ. Но только седьмая часть получила статус вынужденных переселенцев. Остальные прошли и проходят все круги мигрантской драмы – трудности с жильем, работой, отсутствием социальной поддержки, оформлением гражданства и т.д. Многие «оттекают» из области в сторону Москвы и центральных областей. И это со Смоленщины, которая всякого нового путешествующего человека может привести в шок от лицезрения пустующих пространств и брошенных деревень.
Здесь как раз уместно было бы вспомнить цитату из Послания Президента от 2006 года: «...приорететным остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. Необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных...».
Собственно мигранты в целом не приносят в Смоленскую область межнациональную и межконфессиональную напряженность. Как говорится, на этнокультурную безопасность региона никто из приезжих и не покушается, и ее не ущемляет. Ведь едут представители славянских народов. И если с этим все в порядке, то совсем не просто с другой крайней проблемой – защитой прав этих переселенцев, помощью им в их нелегкой борьбе утвердиться, зацепиться, обустроиться.
В этом существенную помощь оказывает основательно заявившая о себе региональная общественная организация по делам мигрантов «Новые люди». Она представляет в регионе интересы мигрантов, оказывает всякую, в том числе правовую помощь. Открыта общественная юридическая приемная, ведется гендерное просвещение, работа с детьми и особенно с молодежью, участниками Великой Отечественной, пенсионерами и инвалидами. И конечно, работа с властными структурами и со СМИ. В течение всего нынешнего года «Новые люди», выиграв президентский грант, успешно работают по реализации проекта «Центр правовой информации и защиты мигрантов». Главное свидетельство этой успешности – постоянные визиты и контакты с мигрантами из всех районов области, реальная, а не на словах, помощь им во многих житейских ситуациях. Встреча и беседа с руководителем «Новых людей» Анной Мухтаровной Пашаевой помогли выйти на самые острые моменты жизни мигрантов, на актуальные идеи, которые ждут самого неотложного решения. Но предварительно – хроника недавних событий.
...Смоленск. Конец сентября 2007 года. «Новые люди» собирают «круглый стол» впервые совместно с Общественной палатой (кстати сама Анна Мухтаровна – член этой Общественной палаты). Особая миссия открыть это собрание предоставлена Г.А. Кунареву, возглавляющему Комитет по вопросам развития гражданского общества и местного самоуправления. Но что важно – сделан был принципиально новый акцент на представительство: помимо обязательных участников от аппарата администрации области, миграционной службы, пенсионного фонда, общественников, журналистов и, конечно, самих мигрантов, к работе «круглого стола» были приглашены ученые из Смоленского гуманитарного университета. Обсуждалась тема по сути неубывающе актуальная: «Интеграция мигрантов в местное сообщество». Девиз же – негласный, понятно, но постоянный - «Мигранты – не обуза, а благо для региона».
- Пройдут, очевидно, месяцы, если не годы, прежде чем такая повестка дня уйдет в социальное небытие?
- Да. Этот девиз, как знамя, мигранты несут уже более 10 лет - отвечает Анна Мухтаровна. - И пока жизнь, наши реалии не вносят иных корректив, вот об этом по большому счету и был наш разговор за «круглым столом», который мы начали не традиционно. То есть не с монолога представителя миграционной службы, изложения им текущих дел и проблем, что между прочим и задавало всегда функционально-служебную тональность, какой-то бюрократический акцент. А начали с выступления ученых, которые обнародовали последние выводы, теоретические положения науки мигрантологии. Большой интерес у аудитории вызвало выступление двух ученых – проректора по научной работе и международным связям СГУ, директора НИИ региональных исследований А.П. Катровского и профессора СГУ В.В. Гриценко. Людям важно было услышать, насколько актуален научный подход к такой больной проблеме, как интеграция мигрантов в местное сообщество, их адаптация. И потому с огромным вниманием была выслушена та часть выступления, где говорилось о внедрении в практику теоретических положений мигрантологии.
Насколько это важно? Вот ответ: по сути провалилось дело с продвижением по федеральным каналам программы добровольного переселения наших соотечественников на Смоленщину. Взялись за ее разработку работники миграционной службы, департамент занятости населения - по поручению администрации области. Разработали, подготовили, отправили в Москву. Но в декабре 2006 года программу вернули неутвержденной. Критические замечания разместились на 28 листах! Доработки предстояли основательные. Собственно, и сейчас люди работают над этими доработками. Почему же так получилось? Мы проанализировали эту программу от начала до конца в предверии «круглого стола», и оказалось, что ученых не позвали к разработке первого варианта Программы. Хотя накоплен очень весомый научный материал, отработана методология и т.д. Ученые познакомили нас всех с цифрами вымирания региона, где-то даже опровергающими официальную статистику. Да, наметились некоторые оптимистические сдвиги с повышением рождаемости. Однако все равно положение едва ли не катастрофическое. Идет отток на всех уровнях, как уже говорилось, в Москву и в центральные области. А Смоленская область становится все менее привлекательной для людей.
- Но есть какие-то «оазисы», привлекающие переселенцев?
- Безусловно. Это Вязьма, Гагарин, куда едут мигранты. И, конечно, Смоленск.
- А глубинка? Ведь именно она, донельзя «облысевшая», нуждается в притоке рабочей силы.
- Туда не едут. Что там делать?! Как рассказал, например, представитель азербайджанской диаспоры Ю.А. Гулиев: «Ездили по районам и видели такую картину. В деревне на 70 пустующих домов... два жителя. В другом месте на 50 совершенно пустых, брошенных домов – один житель. Конечно, где-то есть хозяева, бросившие свои дома, но в них невозможно вселить мигрантов, поскольку это чья-то собственность. Предположим, и можно дешево купить дом. Но что там делать – безлюдье, никакой работы...».
- Кстати. В Калининградской и в Тамбовской областях для мигрантов строят жилье в глубинке, создают рабочие места.
- А у нас нет даже информации для людей в миграционной службе – где, в каком районе что есть из жилья, какая есть работа. Да повесьте вы карту области с флажками разных цветов – где какое жилье, где какая работа... Где ждут и где нуждаются. Однако это элементарное не делается. Почему? Отвечают: у нас в миграционной службе не хватает рабочих рук. Это удивительно и весьма сомнительно. Ведь в последнее время до 30 тысяч человек доведена численность рабочих мест в системе миграционной службы России, а вскоре еще на 4,5 тысячи увеличится. Но это не мешает формализму присутствовать на всех этапах работы с мигрантами. Этому, кстати, очень способствует миграционное законодательство. Оно не с «человеческим лицом».
- Неслучайно пошел такой юмор: «Страшнее законов в России только практика их применения».
- Остроумно и в точку. Для мигранта получение гражданства, вида на жительства, пенсии – это пробивание бетонной стены. Тратятся не только материальные и физические силы, в конце концов, жизнь проходит. Но это ни в какой степени не волнует чиновников. Где уж тут «Карта для мигрантов»! Ни в стенах этой специальной службы, нигде в прессе, на ТВ и радио вы не увидите и не услышите, что наша область нуждается в мигрантах. Их никто не зовет.
А между тем, если бы Программа по переселению наших соотечественников на Смоленщину была бы сделана с высоким качеством, она бы финансировалась федеральными структурами. Все, что ниже этого, – полностью ляжет на финансовые плечи региона. Особый акцент составителям нового варианта Программы следует сделать на наработках общественников. Накопилась уже критическая масса фактов, которые должны быть преобразованы в серьезные выводы и постулаты. Пример. Один из активнейших волонтеров «Новых людей», юрист общества «Мемориал» М.И. Соляников выиграл не один суд в защиту мигрантов-пенсионеров. А дело вот в чем. Не так давно Пенсионный фонд России вынужден был под напором общественности и решения Конституционного суда обнародовать документ, надежно доселе скрываемый в бюрократических недрах. Считалось, что мыкающемуся и голодающему без пенсии мигранту в возрасте не положено давать пенсию до тех пор, пока не получит он гражданство и не будет зарегистрирован. Но, оказывается, для получения пенсии всего лишь достаточен установленный в суде факт его проживания. Именно это и доказывал М.И. Соляников, защищая в судах интересы мигрантов. Вроде бы забыв об этом, представитель Пенсионного фонда Смоленской области вновь заявила: мигрант получит пенсию лишь при наличии гражданства и прописки. Как же надо оценивать подобное отношение к переселенцам?! Равнодушие, пренебрежение, элементарная человеческая черствость?!
Надо сказать, что не родной матерью, а мачехой обернулась Россия к своим соотечественникам, вернувшимся на историческую Родину, и в таком насущном деле, как обеспечение жильем. И тут претензии в адрес Правительства, поскольку решается эта проблема на Федеральном уровне. Надо ли ждать до 2010 года те средства, которые должны быть на это выделены из стабилизационного фонда? Вопрос, понятно, риторический, ответа нам никто не даст. А реалии самые грустные. Одна из наших мигранток, женщина 76 лет А.С. Топчий, одинокая, в течение 10 лет снимает жилье. И стоит на очереди под номером... 107. А в год дают... в 2006 – менее 10 квартир, в нынешнем – 13.
- Ясно, что свое столетие эта женщина встретит не в собственной квартире...
- Если раньше можно было снять квартиру за 1500 рублей, это была меньшая часть пенсии, то сегодня уже всей пенсии не хватит, чтобы заплатить за квартиру. Многие мигранты снимают уже не нормальные квартиры, а комнаты в общежитиях. Хотя скоро и это будет недоступно.
- Итак, позиция государства предельно четкая. А вот общественные институты... Включила ли какая-либо партия в свою предвыборную программу решения проблем мигрантов?
- Об этом я не знаю. Считаю, куда важнее не «место» в программе, а работа партий в Государственной Думе по принятию более гуманного миграционного законодательства. Правда, много благодарных слов от имени мигрантов должна сказать в адрес Общественной палаты. Иной уровень, иной статус приобрел наш «круглый стол», поскольку был взят под ее крыло. Думается, теперь проблемы мигрантов будут рассматриваться и решаться с другим, более конструктивным настроем. Насколько это актуально, говорит такой факт, мы с вами проводим это интервью в помещении, на котором с 1 ноября будет уже висеть замок. Так что следующая беседа у нас может состояться где-то на скамеечке в сквере. У «Новых людей» нет возможности после нового года оплачивать офис, поскольку действие гранта истекает. Вновь будем собираться в сквериках, на чьих-то кухнях. Получается, что громко заявленное «социальное партнерство» - НКО и региональной госструктуры - всего лишь благие намерения. Но к чему они ведут, известно всем. Неужели истина, что мигранты не обуза, а благо для региона – истина только для переселенцев?!




 


 

 

 

№10 (10)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич