Уже 15 лет в стране
проводится реформа ЖКХ. Насколько успешно она
продвигается, каждый из нас почувствовал на
собственном семейном кошельке. Если в последний
советский 1990-й год оплата жилищно-коммунальных
услуг составляла 2-3 процента всех расходов
семьи, то сейчас ее доля более 20 процентов. А
власть постоянно повышает и повышает тарифы.
Кстати, в трехлетнем бюджете страны предусмотрен
рост тарифов на 65 процентов, газа – на 100
процентов, состоится «освобождение» цен на
электричество. Экономисты уже подсчитали, что 30
процентов населения России просто не сможет
платить за жилье.
Государство окончательно уходит из ЖКХ. С 2008
года оно полностью становится коммерческим. Уже
с прошлого года муниципальные власти не могут в
своих бюджетах иметь статьи по компенсации
убытков ЖКХ. А это значит, что при кризисном
состоянии всей инфраструктуры (оно никуда не
делось) теперь само население должно оплачивать
не только жилищные и коммунальные услуги, но и
ремонт котельных, потери тепла и воды на
прогнивших трубах.
Словом, бремя содержания жилья перекладывается
на самих граждан. Но в условиях, когда это бремя
не соизмеримо с возможностями жильцов, уровнем
их заработной платы, государство провоцирует
конфликты в каждом доме, квартале, городе.
«Коммунальная» революция для нас гораздо
вероятнее «оранжевой».
Что же необходимо предпринять, если уж не в
целом по стране, то на уровне региона, чтобы не
допустить социального взрыва? Ведь утверждение
предельных индексов тарифов для населения
федеральный центр переложил на региональные
власти, которые также в качестве основной меры
социальной поддержки малообеспеченным гражданам
обязаны предоставлять жилищные субсидии.
Но в Смоленской области о доступности для
населения услуг коммунального комплекса даже
сегодня говорить можно с большой натяжкой.
Только за нынешний год рост тарифов составил
13,8 процента, и это при том, что среднемесячная
заработная плата одного работника нашего региона
за январь-июль 2007 года оказалась, по
официальной статистике, на треть (!) меньше, чем
средняя по России. В этих условиях все больше и
больше смоленских семей просто не в состоянии
платить за услуги ЖКХ, и над ними реально
нависла угроза выселения из квартир.
Полагаю, наступит время, когда нынешнее
руководство областью сполна ответит за провал
социально-экономического развития региона. Ведь
неплатежеспособность значительной части
населения – это прежде всего вина губернатора и
членов его «команды», результат их
некомпетентного управления.
Чем иным можно объяснить, что во 2 квартале
этого года около 16 процентов от общей
численности населения области имело доходы ниже
прожиточного уровня? И это только по официальным
данным – территориального органа федеральной
службы государственной статистики...
Приведу также данные отделения Пенсионного фонда
РФ по Смоленской области. По состоянию на 1
октября 2007 года в областном центре проживает
85185 пенсионеров, средний размер пенсий которых
составляет 3337 рублей (прожиточный минимум
пенсионера – 2869 рублей), из них более 24 тысяч
человек получают пенсии ниже прожиточного
минимума (средний размер пенсий – 2117,4 руб.),
3000 человек – социальные пенсии (средний размер
пенсий – 2065 руб.).
Малообеспеченные граждане имеют право на
предоставление субсидий по оплате жилья и
коммунальных услуг. И до 2005 года, пока эта
выплата осуществлялась муниципальными властями,
в том же областном центре люди исправно получали
субсидии. Причем количество таких семей ежегодно
увеличивалось. Если в 2000 году субсидии
получили 257 семей, то в 2001 году – уже 2338, в
2002 году – 8677, в 2003 году – 12620, в 2004
году – 13624 семьи. Доля получавших субсидии
семей также ежегодно возрастала (от 0,3% в 2000
году до 10,8% в 2004 году).
Но как только полномочия по выплате субсидий
перешли к областной администрации, сразу же у
малообеспеченных граждан г. Смоленска начались
проблемы. В первый же год после передачи
полномочий произошел обвал (4346 семей в 2005
году против 13624 семей в 2004 году, доли
получающих субсидии семей – соответственно 3,5 и
10,8 процента). В 2006 году «картина» оказалась
и того хуже (2398 семей, 1,9 процента), нынче за
9 месяцев года всего 1,8 процента жителей
получили субсидии.
Как это понимать? Складывается впечатление,
будто губернаторская «команда» проводит над
смолянами эксперимент на выживание. Вот забрала
себе областная администрация полномочия по
распределению не разграниченных земель в
областном центре, и произошло резкое падение
объемов строительства жилья (см. статью в этом
же номере «Вот так нараспоряжались!»). Стала
распределять субсидии, и опять
«дохозяйствовали».
В Интернете я обнаружил таблицу с данными о
количестве россиян, получавших субсидии на
оплату жилого фонда и коммунальных услуг за
январь-июнь 2007 года. Приведенные в таблице
цифры повергли меня в шок: такого
катастрофического положения, как в Смоленской
области, нет ни в одном регионе страны.
В целом по России 10,1 процента семей получили
субсидии. Немало регионов, где эта цифра вдвое
выше. Даже в Москве, где средняя зарплата в 2,5
раза превышает смоленскую, 13,3 процента
москвичей получили жилищные субсидии. А у нас
только 1,9 процента... Ни один регион так низко
не упал! Есть, правда, Ненецкий автономный
округ, где субсидии жителям практически не
выдавали (0,4 процента). Но там в этом не было и
необходимости, потому что среднемесячная
начисленная заработная плата одного работника
составила заоблачную, сказочную величину для
подавляющего большинства смолян – 31456 рублей.
Полагаю, даже не все смоленские олигархи
декларируют такие цифры...
Общественность просто обязана забить тревогу,
почему Маслов и его «команда» не выплачивают
смолянам жилищные субсидии. Невольно возникает
вопрос: «Где деньги, Зин?». Или они
резервируются в кубышке, или разворовываются?
Считаю, что ответ на этот вопрос должны дать,
во-первых, сами областные власти, а, во-вторых,
контрольные органы. Их, этих органов, у нас
расплодилось – пруд пруди. В дополнение к
налоговым инспекциям, УБЭПам и прочим
аббревиатурным органам создан Следственный
комитет с солидным штатом «сыщиков». Может, они
расследуют, куда ушли деньги?
А чтобы впредь не допускалась такая непонятная
людям и направленная против них экономия
бюджетных средств (если это не что-то большее),
необходимы, на мой взгляд, четкие критерии
допустимой доли собственных расходов граждан на
оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи. Кстати, администрация г. Смоленска
неоднократно предлагала областным властям
установить дифференцированные региональные
стандарты. Например, семьи, где среднедушевой
доход превышает величину прожиточного минимума
на 50 и более процентов, будут платить за услуги
ЖКХ 22 процента, категория граждан, где доходы
превышают прожиточный минимум на 20-49 процентов
– 20 процентов, менее двадцати – 15, а семьи с
доходами ниже прожиточного минимума – в размере
10 процентов.
Вот только прислушаются ли «регионалы» к
муниципальной власти? Судя по «информационной
войне» и отношению областного руководства к
нуждам города (например, явно дискриминационное
распределение бюджетных средств), любые
исходящие из городской администрации инициативы
и предложения воспринимаются в Желтом Доме в
штыки. Может, на сей раз возобладает разум, а не
амбиции?
|
|