В начале этого года журнал
«Новый Смоленск» уже поднимал проблему,
возникшую в связи с передачей областной
администрации полномочий по распоряжению
земельными участками под строительство в городе
Смоленске. Тогда журнал бил тревогу, что новые
«хозяева» так и не подготовили ни одного
аукциона по продаже участков. Более того, без
участия города ни одну площадку застройщику не
передашь (не продашь): в компетенции
муниципалитетов закон оставил утвержение
проектов границ, различные согласования. Уже
тогда «Новый Смоленск» предостерегал об
опасности «игры мускулами», желания показать, за
кем власть.
Время подтвердило: амбиции оказались без
амуниции. Департамент Смоленской области по
имущественным и земельным отношениям, которому
губернатор В.Н. Маслов поручил распоряжаться не
распределенными земельными участками на
территории города Смоленска, попросту оказался
неподготовленным к этим полномочиям. Мало того,
что аукцион нужно готовить, что с нуля создать
четкую систему взаимодействия с городскими
властями и строителями не удалось. Так еще новые
«уполномоченные» не захотели вникнуть в тонкости
Земельного кодекса и порядка введения его в
действие.
Итогом «спячки» стал серьезнейший кризис в
строительном комплексе области. За 9 месяцев
согласованное с Министерством регионального
развития РФ плановое задание по вводу жилья было
выполнено только на 49 процентов. И в основном
потому, что строители так и не получили
разрешение на строительство на ранее
арендованных у города земельных участках.
Дело в том, что по федеральному закону о порядке
введения в действие Земельного кодекса РФ 1
марта 2007 года истек срок предоставления
участков под жилищное строительство без
аукционов. И даже те организации, которые ранее
получили предварительное согласование места
размещения объектов, разработали проекты
застройки, провели экспертизы, потратились на
прокладку коммуникаций, должны теперь выложить
немалые деньги, чтобы через аукцион выкупить
участки. А если найдется более крепкий «денежный
мешок», то попросту обанкротит тех, кто уже
потратил миллионы на подготовку этих участков к
началу строительных работ, даже оплатил снос
ветхого жилья.
Почему же строители не «вчитались» в эту норму
закона? Да у них были документы о
предварительном согласовании, срок действия
которых тот же закон определил в 3 года. Заранее
тратиться на оформление бумаг на строительство
фирмы не торопились: плата за землю под
проектирование и под строительство существенно
разнится, а коммерсанты, в которых давно по
независящим от них причинам превратились
руководители строительных организаций, привыкли
считать каждую копейку. Тем более, что норму
закона многие юристы трактовали так: аукционы
касаются только тех, у кого нет предварительного
согласования места размещения объекта. В
Земельном кодексе даже записано, что с 1 октября
2005 года земельные участки под жилищное
строительство должны предоставляться
исключительно по результатам аукционов – за
исключением тех случаев, когда решение о
предварительном согласовании места размещения
объекта принято до 1 октября 2005 года.
В свое время администрация г. Смоленска пошла на
беспрецедентный шаг: в последние дни сентября
2005 года без бюрократических проволочек срочно
оформила со многими строительными фирмами
договоры аренды земельных участков, дала
предварительные согласования мест размещения
объектов. В каких только грехах тогда не
обвиняли градоначальников! Их подозревали во
мздоимстве, взяточничестве и т.д. Прокуратура
проводила тщательнейшие проверки по каждому
договору. Недоброжелатели городской власти уже
радостно потирали руки в предвкушении раздуть
коррупционный скандал.
Мало кто тогда верил в дальновидность городской
администрации. А оказалось, что власть
заботилась о том, чтобы жилищное строительство
не притормозилось, чтобы застройщики могли
планомерно вести подготовительные работы.
Кстати, и среди строителей эти оперативные
решения не были восприняты однозначно.
Находились те, кто считал, что их «обделили»,
что конкуренту выделили более привлекательный
участок... Крепкие фирмы готовы были через
аукцион купить то, что за малые деньги досталось
небольшим организациям...
Когда областная администрация забрала себе
полномочия по распределению земельных участков,
опять-таки строители не возмущались. Им по
большому счету было все равно, кто «в доме
хозяин». Но когда новый «уполномоченный» не
подсказал им, что надо до 1 марта 2007 года
оформить разрешение на строительство, обиженные
побежали за защитой ...в мэрию. Там помнили
старые обиды и развели руками: идите к тем, кто
полномочен распоряжаться земельными участками...
Теперь многие задумались: как же получилось, что
областная администрация своевременно не
побеспокоилась о бесперебойной работе
строительного комплекса. Довелось услышать даже
такую, на первый взгляд, крамольную версию – для
губернатора, мол, выгодно, чтобы якобы
лоббируемая им фирма (называется
«Смоленскоблгражданстрой» во главе с советником
губернатора И.М. Поздняковым) завладела рядом
престижных участков и покупкой их на аукционе
обанкротила конкурентов, а за издержки –
невыполнение планов строительства и срыв
национального проекта – в худшем случае только
пожурят. Оппоненты говорят: этого быть не может,
потому что И.М. Поздняков тоже с парой объектов
«напоролся» на отказ в получении решения...
Не буду углубляться в «тему корысти», тем более,
что истинные цели сегодня со стопроцентной
точностью доказать невозможно. Но одно
бесспорно: последствия «спячки» (или умысла – по
вышеупомянутой версии) департамент строительства
и аналитики смоленской областной администрации
(если таковые в этой явно некомпетентной
«команде» имеются) совершенно определенно не
просчитали.
Члены Союза строителей Смоленской области
подняли шум, который оказался очень даже
нежелательным в ситуации, когда имидж
администрации и лично губернатора опустился на
весьма низкую точку, когда уровень доверия
смолян к В.Н. Маслову значительно упал.
Областной власти как воздух требовалось
«смикшировать» скандал. Почему-то она обратилась
в мэрию, чтобы там рассмотрели обращение Союза
строителей (наверное, в своих «рядах» уже и
специалистов не осталось...). В департаменте
строительства состоялся «разбор полетов».
Обнародовавшему позицию членов Союза «Рабочему
пути» начальник департамента В.А. Кубраковский
высказал свое «фи»...
А что же сами строители? Они в очередной раз
«ушли в кусты». Ходят слухи, будто им предложили
подать на департамент имущественных и земельных
отношений в суд, куда, мол, ответчик не явится и
тем самым посодействует принятию решения в
пользу истца. Так это или нет, утверждать не
берусь. Но на моей памяти несколько подобных
судебных процессов, когда «обещалкины»
оказывались «кидаловыми». Да и смоленские суды
такими «схемами», на мой взгляд, «обнажаются» в
непонятном качестве соучастников политических
сделок.
Вот только при любой «схеме» за провал жилищного
строительства мы, смоляне, вправе предъявить
гамбургский счет областной администрации. Если
уж она берет на себя полномочия по решению
каких-либо вопросов, то просто обязана нести
ответственность за их исполнение. Пора бы уже
понять всем властям предержащим: они – слуги
народа, не начальники над нами, а исполнители
воли смолян.
Сегодня Союз строителей Смоленской области
остановился на полпути. Но завтра терпение людей
может лопнуть, и тогда «смоленский Майдан» может
привести к самым нежелательным для областной
администрации последствиям.
Если даже вред от «спячки» с аукционами и
отказов в предоставлении разрешений на
строительство удастся нынче преодолеть, то на
вводе жилья в 2008 и 2009 годах простой
строителей не может не сказаться.
В конечном итоге за ошибки и амбиции чиновников
областной администрации платить вынуждены будут
«дольщики» - более высокими ценами на жилье,
увеличением сроков ожидания завершения
строительства.
О действительно доступном жилье в сегодняшних
условиях на Смоленщине говорить не приходится.
рано или поздно за этот провал сегодняшним
руководителям области придется ответить...
|
|