Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Татьяна БОЛОШИНА

 

“Если стал режиссером,
то будь им”

 

 

Недавно главный режиссер театра-студии “Диалог” областного Дворца культуры профсоюзов Виктор Дмитриевич ЗИМИН был удостоен почетного звания “Заслуженный деятель искусств Российской Федерации”. На получение этой награды его выдвинул коллектив Дворца культуры профсоюзов и поддержало областное объединение организаций профсоюзов. Примечательно, что вручение награды совпало с открытием 25- го сезона театра- студии “Диалог” на сцене Дворца культуры профсоюзов.
- Виктор Дмитриевич, как вы пришли к этой профессии, которая позволила вам раскрыть все свои таланты, достигнуть успеха и даже заслужить это высокое звание?
- Произошло все в детстве. Две таких страсти: сцена и рисование жили во мне параллельно. И в один момент я думал, что буду художником, в другой – артистом. Занимаясь в художественной самодеятельности, я использовал способности художника - делал реквизит и декорации, а, как актер, создавал роли…
- И где это все происходило, где была такая возможность быть художником и артистом?
- Все начиналось в сельской школе деревни Первитино, недалеко от Царева- Займища, а потом в поселке Туманово в средней школе, где я учился в старших классах. Там я очень много времени проводил на сцене сельского дома культуры. Оттуда все и началось.
После школы я самоуверенно поехал поступать учиться в Москву, на актерское отделение. Приехал, правда, в ту пору, когда все консультации уже прошли, все курсы были набраны и мне везде отказали – мол, поздно приехал. Я подумал и решил, что буду рисовать. Усиленно стал готовиться и поступил на художественно- графический факультет Смоленского пединститута. Стал учиться и буквально в первые дни записался в театральную студию при институте. Возглавлял ее замечательный артист драмтеатра Георгий Банников, режиссером был Николай Джендиери, а руководила ею Нина Сергеевна Чаевская. Она была влюблена в свое дело и, как человек высокой культуры, старалась нам привить эту любовь. С тех пор и покатилось: я рисовал и занимался в студии. А уже через год создал свой театр в 28- й школе Смоленска. И там за два года я поставил два спектакля. Потом меня пригласили во Дворец пионеров руководить детской студией. Закончив институт, поехал по направлению в Рязань (кстати, диплом был по театру – оформление спектаклей). Там я работал в школе и тоже руководил театральной студией во Дворце пионеров. Через год попал на профессиональную сцену: был приглашен актером в Рязанский театр драмы. С этого момента и началась моя профессиональная жизнь на сцене.
- То есть, получается, вы всю жизнь как бы шли по двум параллельным дорогам: театра и рисования…
- Да. И сейчас, если посмотреть программки моих спектаклей, везде значится: художник- постановщик Зимин В.Д.
- Как же складывалась ваша жизнь после Рязани?
- В 1975 году я вернулся в Смоленск в театр драмы, был принят художником- постановщиком и набрал детскую студию во Дворце пионеров - поскольку уже не мог не быть режиссером. Хочу отметить, что нынче эта студия- театр уже открыла свой 33-й сезон.
- Получается, тот коллектив, который вы создали во Дворце пионеров, перекочевал сюда, в Дворец культуры профсоюзов и существует до сих пор?
- Да. Получилось так. В 1979 году я ушел из драмтеатра и поступил учиться в театральное училище имени Щукина. И когда я серьезно стал учиться профессии режиссера в Москве, то понял, нельзя заниматься театральной самодеятельностью – между делом. И мы с ребятами решили не расходиться. А у меня тогда созрел план попробовать пройти путь создания театра до конца и узнать, смогу ли я что- то сделать, большое и серьезное, то, что могло бы называться театром, со своим зрителем, со своим репертуаром. И это получилось уже в 1985 году: у нашего театра появилось свое лицо, свой зритель. А в этом году мы открыли 25-й сезон на сцене профсоюзного Дворца культуры. Перед началом спектакля я объявил об этом зрителям, и мы подняли бокалы.
- Что же столица, вы никогда не пытались туда попасть?
- Неоднократно, когда я учился в Москве, мне предлагали там остаться, и я мог бы спокойно уйти на профессиональную сцену и, уверен, не потерялся бы. Теперь я часто думаю, что меня оставило на этой сцене: дети ли, взрослые, или этот замечательный теплый дом… Не знаю. Во всяком случае, здесь были созданы все условия для того, чтобы я занимался научной работой (и я написал диссертацию по итогам работы в театре), получил здесь звание “Заслуженный работник культуры”, а теперь по ходатайству коллектива удостоен звания “Заслуженный деятель искусств Российской Федерации”. Я считаю, это редко и уникально. И в этом не только моя заслуга. Без внимательной и заботливой поддержки директора Дворца культуры Валентины Анатольевны Захаровой и делового участия председателя областного профобъединения Евгения Ивановича Максименко этого бы сделать не удалось.
- В начале нашего разговора Вы обронили фразу, что нельзя даже самодеятельным коллективом руководить по принципу совмещения в свободное от других дел время. Неужели все так серьезно?
- Это так. Однако, если во Дворец культуры придет человек и будет занимать детей, чтобы они не бегали по улице, и дети, и родители все равно будут довольны. Но я очень рано понял, что все- таки лучше, когда с самого детства с ребенком работает профессионал. Если человек приходит учить танцам, рисованию, актерскому мастерству, пению, он должен быть высоким профессионалом, чтобы у ребенка на всю жизнь остался навык и вкус к работе и профессии. Пусть ребенок не станет профессионалом в этой сфере, но все равно он не будет жалеть о потраченном времени, о приобретенных навыках. И это ему обязательно пригодится в жизни. Уже в 80-е годы я понял, что в стенах Дворца культуры профсоюзов я хочу растить профессионалов. Так и вышло, по сути наша студия - это школа начального профессионального обучения.
- Из сказанного вами получается, что с детьми должны работать самые высокопрофессиональные специалисты. А коли так, их труд должен быть высокооплачиваемым. Это касается и клубных работников, и учителей общеобразовательных школ. Почему же у нас все не так пока?
- Наверное, у нас страна перевернутого сознания, или, я бы сказал, осознание главного перевернуто. Просто однажды так произошло. И это очень трудно изменить. Ведь смотрите: начались Президентские программы, и мы взяли образование, сельское хозяйство и медицину. А культуру опять забыли.
А мне кажется, здоровье нации это: медицинская помощь, физкультура и спорт, и культура. И только через это потом надо рассматривать и образование, и все остальное. Потому что высокая культура - это другое отношение и к человеку, и ко всему.
- Это что же, министерство культуры наше не дорабатывает или работники культуры не могут о себе заявить?
- Удивительная вещь. Я очень часто думаю: почему же профессионалам очень трудно у нас в стране? И прихожу к выводу: профессионалы очень дорого стоят, а страна нищая. И для того, чтобы все это запутать, завуалировать и снивелировать, существует такая схема подхода к оплате труда. Потому что талантливый и профессиональный человек подчас раздражает, он обнаруживает серость и несостоятельность окружения.
- Кого бы из своих воспитанников вы хотели сегодня вспомнить. Кто из них пошел по вашему пути?
- Мои студенты разные. У них разные профессии. Но мне кажется, они несут людям свет сцены, свет общения с театром. И театр им в свою очередь тоже много дает. Я вижу их порой в зале, а они уже приводят своих детей…
- То есть, вы не только вырастили своих актеров, вы и своих зрителей воспитали?
- Да. Вокруг театра существует большая многотысячная аудитория. Но самая главная моя заповедь, которую я стараюсь передать студийцам – труд должен быть творческим и коллективным.
И самые отчаянные, которые не могут жить без коллектива, получают от меня особое доверие, я благославляю их на большое искусство. Таких уже много. Набралось бы на труппу большого театра. Это люди, которые закончили театральные вузы Москвы и Питера или сейчас там учатся.
- Что же, на ваш взгляд, дало вам силы все 25 лет (это время, что вы работаете в ДК профсоюзов) продержаться там? Ведь все трудности, что выпали на долю государства, выпали и на долю профсоюзов. Но вы выстояли и многого достигли.
- Недавно я побывал в Рязани, где я когда-то работал: профсоюзного Дворца там нет. И во многих городах с культурой профсоюзов покончили очень быстро в 90-е годы. Я считаю, что смоленские профсоюзы - это умные и человечные профсоюзы. Поэтому я здесь продержался все это время. И уверен, если бы здесь не очень дальновидно и умно вели себя руководители Дворца культуры и областного профобъединения, конечно, я бы здесь не задержался. Я очень чувствителен к тому, как ко мне относятся и как относятся к моему делу. Вот это и определило то, что я здесь так долго.
- Но вернемся к теме театра. Существует мнение: интерес к нему упал. Что нужно для того, чтобы народ пошел в театры?
- Всю проблему надо рассматривать в комплексе. Ведь театр - это часть человеческой культуры, часть воспитания. А воспитание начинается в семье, если наши семьи малокультурные, если родителям недоступны произведения искусства, то и дети также продолжают жить. А культура в семье начинается с культуры быта и отношения государства к семье.
Далее: современная школа, переполненная и работающая в 2 смены, это тоже не место, где можно философствовать, размышлять и общаться. Школа должна стать местом, где происходит культурное общение и растет культура человека. Для этого школы должны быть разгружены, оснащены и хорошо профинансированы. Школа должна быть центром культуры. Семья и школа и параллельно театр. У нас же театр кукол до сих пор не имеет помещения, нет театра юного зрителя, а все это в цепочке. Более того, вся работа с детьми носит разрозненный бессистемный характер. Если в советское время проводились конференции, мы обсуждали и вырабатывали единую систему воспитания, то сейчас все в раздрыг, все в разные стороны.
- Получается, детскую программу в России надо расширять и продолжать?
- Надо принять умную программу, увязывающую и науку, и культуру, и спорт. И чтобы государство было ответственно и в комплексе воспитывало детей.
- Со своими спектаклями театра “Диалог” вы ездите по области, по стране и даже за рубежом бываете. Как принимают вас зрители?
- Всегда во все времена наш театр был любим молодежью и детьми. Мы только об одном сожалеем, что не можем, используя накопленный потенциал и энергетику, делать больше. Я уже много лет говорю о том, что государственно настроенные люди должны использовать наш потенциал на службе обществу.
Наш театр должен иметь государственный статус, должен быть небольшой штат. Мы должны работать в государственной системе и на государство. Очень обидно, что в нашем городе и нашей области это не используется.
- Но получается, что государство все- таки заметило ваш труд и ваш театр, наградив вас.
- То, что наградили, это спасибо, но награда … Если бы мне сказали, хотите, мы построим вам дом, где будут собираться дети, и после вас он останется и будет работать, или дать вам героя России? Я бы сказал, дайте дом – это будет высшей наградой. Я очень надеюсь, что высшей наградой для нашего коллектива и профсоюзов станет признание и огосударствление нашего дела. Ибо то, что могли сделать профсоюзы, – они сделали. Теперь слово за государством.
- Трудно ли найти таланты у нас в Смоленске? Богата ли земля наша театральными талантами?
- К сожалению тех, кто думает, что театр может закончиться, он не закончится никогда. Кроме того, я могу констатировать, что с начала нового тысячелетия отмечается все больший и больший интерес. Дети стали более раскрепощенными и одаренными. Родители начинают более активно водить своих чад в творческие кружки, в зрительном зале все больше появляется молодежи и студентов. Налажено сотрудничество со Смоленским государственным университетом, работает театральная мастерская, ребята из села и города ходят к нам. Так что дело развивается.
- А хочется порой вновь сесть за холсты?
- Времени так мало, а надо прочитать много пьес, надо писать статьи в журналы, обдумывать сценарии. К сожалению, я еле- еле успеваю все, что нужно делать для сцены. Но иногда тоскливо смотрю на краски. И думаю: вот опыт моей профессии мне много дал. Но, чтобы сесть за холст, надо все бросить. А это невозможно.
- То есть, любое занятие требует полной отдачи.
- Да, если стал режиссером, то будь им, а остальное пусть служит этому.
 

 

МЫ ГОРДИМСЯ

В.А. Захарова,
директор некоммерческой организации учреждения культуры клубного типа
“Областной Дворец культуры профсоюзов”

Мы поздравляем Виктора Дмитриевича ЗИМИНА с получением звания “Заслуженный деятель искусств Российской Федерации”, но в то же время считаем, что это почетно и престижно не только для него: всему коллективу Дворца культуры приятно осознавать, что среди нас работает такой высококвалифицированный специалист.
Виктор Дмитриевич работает у нас более 25 лет, и нужно отметить, что прежде всего, это порядочный, тактичный и коммуникабельный человек, умеющий работать с людьми, прекрасный педагог. Большой накопленный им опыт позволяет ему прекрасно справляться с работой в детской студии и коллективе взрослых. Необходимо также отметить его высокое профессиональное мастерство.

Виктора Дмитриевича знают не только в городе и области, но и за ее пределами. В свое время под его руководством проводилось очень много массовых театрализованных праздников на стадионе “Спартак”. И сейчас он выезжает со спектаклями в районы области, вместе с коллективом участвует в фестивалях. Недавно они побывали на Первом Международном фестивале театрального искусства в Санкт-Петербурге, и коллектив театра-студии “Диалог” занял первое место, а в мае ездили на фестиваль в Таллин и тоже вернулись с наградой.
Виктор Дмитриевич работает со взрослыми актерами и с детьми. Ведь для того, чтобы была опора для взрослого коллектива, нужна школа, где готовится смена. Конечно, в профессиональном театре, возможно, проще заслужить такое звание, там ведь работают люди, которые прошли определенную школу, а здесь дети, которые вчера бегали по улице, а сегодня вышли на сцену, и артистов из них еще сделать надо. Но у Виктора Дмитриевича это получается. Поэтому уверена, не зря его оценили. Кроме того, он много работает с общественностью, ходит в школы, где пропагандирует театральное искусство, он умеет наладить контакты и с учителями, и с директорами. И на его спектаклях всегда аншлаг.
Секрет профессионализма, мастерства и умения работать с детьми и взрослыми, на мой взгляд, произрастает, во-первых, из одаренности этого человека, во-вторых , он вырос в многодетной семье, где почитали родителей, где сложились хорошие отношения между братьями и сестрами. Я думаю, все это идет из детства. У него замечательные родители, которые воспитывали любовь и уважение к людям. Плюс к тому, он педагог с большой буквы.
Я уверена, Виктор Дмитриевич заслужил это звание. И мы надеемся, что он еще долго будет творить на нашей сцене, потому что творческий потенциал у него очень высокий и желание есть. Единственное, чего хочется ему пожелать, это здоровья.

 

«ДИАЛОГ» - уникальная студия

Е.И. Максименко,
председатель Смоленского
областного объединения
организаций профсоюзов


 

От имени областного объединения организаций профсоюзов горячо и сердечно поздравляю Виктора Дмитриевича ЗИМИНА с присвоением ему звания “Заслуженный деятель искусств Российской Федерации”.
Мы высоко ценим его вклад в пропаганду театрального искусства в городе и области, его многолетний труд по созданию уникального студийного театра “Диалог” при Смоленском Дворце культуры профсоюзов, разнообразную плодотворную деятельность как режиссера и общественного деятеля.
Желаем ему дальнейших творческих успехов на благо Смоленщины, здоровья и благополучия.

 


 

 

 

№10 (10)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич