Главная | Архив |

  С праздником, авиаторы!  
   

Инженер Домбров В.А.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?


 


 

- Папа, смотри! Дельтаплан летит!

- Это не дельтаплан, а дирижабль, сынок.

- А почему он свистит?

 

Смоленщина…Родина первого космонавта планеты, первого русского пилота...

Юрьев, Лавочкин- эти фамилии у смолян на слуху, ими названы улицы… Уникальный авиационный завод со своей великой историей, два аэродрома, спортивный аэроклуб…Мы не сильно ошибёмся, если скажем, что история отечественной авиации началась на Смоленщине. Осознание этого факта греет наши души, вызывает чувство гордости, что Мы- смоляне. Знай наших!

Только с каждым годом в небе Смоленщины всё реже можно увидеть летящий самолёт, кроме тех пассажирских лайнеров, которые движутся по трассе Москва-Европа на большой высоте – почему-то прямо над городом. Говорят, был у нас один смельчак, поднялся на своём самолёте, так его чуть не сбили. Поневоле вспоминаются слова одного героя из бессмертного произведения Ильфа и Петрова: «А не летай!!!». Не любят нынче на Смоленщине авиаторов! Были раньше клубы дельтапланеристов, планеристов при заводах и ДОСААФ. Всех «дармоедов» разогнали. А помещения, которые они занимали, выгодно сдали в аренду предпринимателям. Хоть какой-то толк!

Всей этой лихой гвардии дельтапланеристов, парапланеристов и пр. теперь и не видно. Кто бросил, кто спился, кто умер, а те, что остались, подались в поля, как в песне поётся: «Подальше от города смерть унесём…» Скоро и их не станет, а молодёжи у них нет, учить то не на чем! То, на чём они летали, по-научному называлось СЛА – сверхлёгкие летательные аппараты. Не ахти какие аппараты. Какие-то трубки, проволоки, тряпки, вообщем, штуки не надёжные, как считают большинство настоящих пилотов (их ведь у нас очень много), летавших на больших, настоящих самолётах. Да что про них говорить.

«А недавно идём мимо стадиона, а там пацан привязал какую-то фигню на верёвку, она дырчит и вокруг пацана носится. А потом поднялась повыше и кааак жахнет в землю – только щепки полетели! Ну дура-а-а-ак!» – из разговора группы молодых людей. Это они рассказывали про тренировочные полёты авиамоделистов.

Авиамоделисты. Вот «осиное гнездо», откуда выходят настоящие авиаторы. И если уже поставлена цель уничтожить авиацию, то надо начинать именно с авиамоделистов, и в этом мы преуспели. Из многочисленных авиамодельных кружков, где дети занимались спортивным авиамоделизмом, в областном центре – г. Смоленске – остался единственный на Покровке. Но и его, жильцы дома, в котором он расположен, обещали подпалить, чтобы больше не воняли своими красками и клеями! И правда на стороне жильцов, потому что людям отдыхать надо! Смоленщина прославилась в деле неприязни к авиаторам. Лет 8 тому через наш город летели сверхлёгкие самолёты, участвовавшие в традиционном перелёте по «Золотому кольцу России». Многочисленные аппараты приземлились в аэропорту Южный. Мало кому из смолян довелось увидеть участников перелёта и их аппараты, на этот счёт в городе не было ни одной афиши. Не знаю, что не понравилось у нас организаторам перелёта, но они обещали больше никогда не прокладывать свой маршрут через Смоленск. И не прокладывают…

Не так давно человечество отпраздновало 100 лет со дня первого полёта братьев Райт. Всего 100 лет, а значение авиации для человечества сегодня трудно переоценить. По степени развития авиации в стране можно судить об её экономической мощи и обороноспособности. Мой дед прошёл всю войну от начала до конца. Самые тяжёлые воспоминания у него остались от налётов немецкой авиации, когда невозможно спрятаться от пикирующих штурмовиков, которые «укладывали» бомбы точно в окопы с солдатами. Будучи ребёнком, как-то, после просмотра одного из советских фильмов про войну, я стал спорить с дедом и доказывать ему, как доблестно наши лётчики громили немецких асов. Тогда я не знал, что к началу войны сталинские опричники своими репрессиями против талантливых военачальников привели советские ВВС в то состояние, в каком они пребывают сегодня. 22 июня 1941 года полчища немецких самолётов вторглись в наше воздушное пространство, не встречая никакого сопротивления. Война началась в 4 утра, а в 6 утра Смоленск уже бомбили. Дед рассказал мне об одном случае в начале войны, который скорее всего произошёл у нас на Смоленщине, ведь именно здесь гитлеровцы завязли на несколько месяцев.

Группы немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей целый день роями шли на Москву. А несколько километров в сторону, такими же роями они возвращались на Запад, освободившись от своего смертоносного груза. Был прекрасный солнечный полдень. Немцы шли уверенными группами, ниже редких шапок облаков, не опасаясь зениток и истребителей противника.

Внезапно, откуда-то сверху, из облачка, на группу бомбардировщиков «сваливается» маленький юркий ястребок с красными звёздами на крыльях и сходу, пулемётной очередью, поджигает один бомбардировщик. Юнкерс задымил и стал отворачивать от группы «домой», но завалился на крыло и врезался в землю. Опомнившиеся истребители прикрытия набрасываются на советский ястребок. В небе разыгрывается смертельный поединок. Не в состоянии уйти от преследования или догнать противника из-за малой скорости, наш лётчик уходит от пушечных атак, используя исключительную маневренность своего И-16. Один тихоходный, наполовину деревянный ястребок против 7 современных боевых истребителей! 2 пулемёта против 14 пулемётов и 7 пушек! Бой идет на сумасшедших скоростях и перегрузках, когда во рту лётчик начинает ощущать привкус крови. А внизу – наша русская деревня, через которую отступают наши войска. И все взгляды устремлены в небо! И все понимают, что он обречён!!! А старушки плачут и крестятся, и причитают: «Миленький, бей их, бей их, сволочей…» А чем «Миленькому» бить? И почему он один? Где же…?

И, несмотря на численный перевес, он умудряется поджечь ещё один истребитель!!! Но боекомплект израсходован полностью, и, видимо, лётчик ранен. Теперь «Мессеры» «щиплют» его, как злые гуси, но он уже не сопротивляется. Вероятно он «тянул» до земли, чтобы сесть на «вынужденную», ведь скорее всего самолёт был повреждён… Но фашисты добили его, и войдя в отвесное пикирование, ястребок врезался в землю. Вечная память героям, дерзнувшим…

Вот так сражались наши лётчики в первые годы войны! И по-другому быть не могло. Надо сказать, что кадровый состав военных лётчиков за первые 3 месяца ведения боевых действий был выбит практически полностью! Кто заменил погибших лётчиков за штурвалами боевых машин? Как удалось восполнить этот пробел, ведь для обучения пилота надо потратить годы, но война не знает передышки?! И тут мы вспоминаем ОСОАВИАХИМ и позднее – ДОСААФ. До войны в этих общественных организациях, в свободное от работы время, в планерных, самолётных и парашютных кружках занималась большая часть здоровой, перспективной молодёжи. А надо сказать, что такие кружки тогда были чуть не в каждом колхозе! Не будем далеко ходить. На нашем авиационном заводе был кружок, в котором было 2 самолёта ПО-2, на которых молодёжь завода училась летать и прыгать с парашютом. Всё это происходило на зелёном заводском аэродроме (ныне – аэродром «Северный»), от желающих не было отбоя! Именно ОСОАВИАХИМовцы заменили лётчиков в небе, пока на ускоренных курсах по подготовке лётчиков «выковывали» новые кадры. Поэтому эта система постепенной подготовки будущих авиационных кадров, начиная со спортивного авиамоделизма и заканчивая лётчиками-спортсменами, была выстрадана нашей страной, неслучайной.

В наше время возможностей заниматься авиационными видами спорта куда больше, чем до войны. К традиционным прыжкам с парашютом и самолётному спорту добавилась сверхлёгкая авиация. Технический прогресс не стоял на месте. Новые современные материалы и технологии сделали мечту человека о полётах более чем доступной. Появились дельтаплан, мотодельтаплан, параплан, мотопараплан, возрождается воздухоплавание на тепловых шарах и дирижаблях! В той же Германии, как рассказывают побывавшие в этой стране, каждые 15 минут над головой что-то пролетает! Это потомки ассов Геринга производят увлекательные воздушные прогулки на своих летательных аппаратах, и можете мне поверить на слово, что пролететь над нашей планетой на высоте птичьего полёта – это полный восторг! Это гораздо интересней и приятней, а ещё и полезней, чем просидеть всю ночь в шумном шикарном баре, в сигаретном дыму и в обнимку со стаканом алкоголя. Я знаю, что я говорю, ибо я пробовал и то, и это. Для того, чтобы свободным лётчикам в Германии было удобней летать, система приобретения летательного аппарата, его госрегистрации, получения свидетельства пилота и пр. – упрощены максимально. По нашим меркам, это как купить авто и зарегистрировать его в ГАИ. А чтобы отправиться в полёт, достаточно перед вылетом сделать звонок диспетчеру ближайшего аэроузла и доложить о своих намерениях, и можете лететь. А если Ваш полёт будет протекать на высоте до 300 метров, то и этого можно не делать. В нашей стране только теперь стала внедряться такая уведомительная система полётов, а то, за дележом Пятого океана, всё было некогда. А так, как летают в Германии, так во всей Европе летают, да и, пожалуй, в мире. А чтобы пилоты сверхлёгких летательных аппаратов случайно не попадались в сети линий высоковольтных электропередач, между опорами, посредине провода, привязаны специальные полосатые воздушные шары, предупреждающие пилота об опасности. В нашей стране в высоковольтных проводах каждый год погибают и получают увечья с десяток зазевавшихся пилотов СЛА. Мало кто из нас подозревает, что ест хлеб и употребляет прочие продукты, которые на полях обработали пилоты-химики на СЛА. Сейчас без химизации сельское хозяйство – немыслимо, а поскольку химики АН-2 благополучно догнивают на брошенных аэродромах, то опылять поля, кроме, как на СЛА, просто не на чем! Работа эта очень опасная и тяжёлая. Попробуйте целый день носиться над полем на высоте полутора метров с бочкой опаснейшей отравы за спиной и при этом умудриться не пройти над культурой дважды, или она погибнет от переизбытка химикатов. На таких высотах никто не летает, а внезапные порывы ветра часто не успеваешь парировать. И тогда : аппарат разбит, сам в больнице и ещё с тебя вычтут стоимость загубленного урожая. Непростая это работа – быть лётчиком СЛА. Тем более, когда за тобой ещё постоянно гоняется транспортная прокуратура с обвинениями в нарушении воздушного пространства. А тот, кто мне не верит, пусть съездит в житницу страны – Придонье, или в Воронежскую, Орловскую область и сам посмотрит, как работают пилоты-химики на СЛА. И каждый год в этой битве за урожай на территории всей страны погибает несколько пилотов. Эту мрачную статистику ретивые чиновники используют как повод, чтобы «запретить и не пущать». А причины гибели пилотов СЛА, чаще всего, связаны как раз с настойчивым непризнанием их деятельности и, как следствие, с плохой технической организацией их полётов. И хотя давно существует общепризнанная Объединённая Федерация СЛА, под крылом которой работает большинство пилотов, система – отвергает! Ну что, нам вернуться в неандертальцы и снова лазать по деревьям, раз чиновникам не хочется, чтобы мы летали?

А как было бы прелестно, если бы в небе над Смоленском появлялись эти чудесные аппараты! Ведь никакой угрозы они не представляют, кроме как для самого пилота. Каждый год в стране в автокатастрофах погибает целый город народу, но авто почему-то никто не запрещает! Не потому ли, что «запретители» сами ездят на авто и ущемлять себя в этом праве они точно не собираются. И не везде дела обстоят так, как у нас на Смоленщине. Возьмём ближнее Подмосковье, где совершенно официально существуют вертолётная площадка, дельтадром Красная поляна, аэродром Ватулино и многие другие. Вся эта авиатехника не всегда «носится по небу в целях развлечения». Часто ребятам приходится совершать полёты с целью аэрофотосъёмки, поиска заблудившихся в лесу, противопожарной профилактики. Да мало ли дел у человека, когда только самолётом можно долететь?

Меня можно упрекнуть в чрезмерной заинтересованности в этой теме, чего я и не скрываю. Ещё будучи студентом Харьковского авиационного института, меня всерьёз и надолго захватила тема внедрения в народное хозяйство сверхлёгких летательных аппаратов. Экономический эффект от данного мероприятия потрясает воображение. Но при социализме, в эпоху всеобщей бесхозяйственности это было «не ко двору». Теперь, когда мы имеем на глазах яркий пример Европы в деле использования СЛА, и, казалось бы, все пути открыты, чтобы и нам…, чтобы и у нас… Внезапно выяснилось, что сверхлёгкие самолёты – пособники терроризма! И на этом «коне» мы едем последние 20 лет. 20 лет жизни – зря! Ни одного шага вперёд! Где тот разумный и благосклонный Хозяин, который спасёт «курицу, несущую золотые яйца»? Разве «слабо» Смоленщине поднять свою программу развития сверхлёгкой авиации, как это уже сделано во многих областях Поволжья? Разве не достойна Смоленская МЧС иметь своё авиационное подразделение, которое дёшево и практично станет решать те задачи, о которых сейчас даже не задумываются? Вернём Смоленщине былую авиационную славу хотя бы по сверхлёгкой авиации… Или это уже зов вопиющего в пустыне?

Подросток с банкой пива гораздо опаснее подростка, летящего на параплане. Я бы хотел, чтобы город помог мне осуществить давно оформленную идею создания в городе, на Покровке, в самом авиационном месте, некоего клуба, объединяющего все отрасли авиационного творчества, начиная с авиамоделизма, как первой ступени развития, и заканчивая кружками сверхлёгкой моторной техники, где любой подросток и взрослый могли бы посвятить своё свободное время делу сверхлёгкой авиации. Я думаю, что город от этого только выиграет.

И чтобы всё не закончилось пустой болтовнёй, пусть заинтересованные смоляне, и не только, пишут на e-mail: dombrov_v@mail.ru или в редакцию журнала – будем рады сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(133)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич