Главная | Архив |

  Местное самоуправление  
 

№9 (133) - Журнал "Смоленск"

 

Игорь Борисенко,
начальник департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления

Власть на службе людей,
а не наоборот

Игорь Борисович Борисенко начинал в 2005 году карьеру чиновника молодым специалистом в департаменте по вопросам местного самоуправления, «дорос» до первого заместителя начальника департамента, возглавлял исполком в региональном отделении партии «Единая Россия», потом возглавлял департамент Смоленской области по строительству и архитектуре и недавно в ернулся в департамент по вопросам местного самоуправления уже в качестве начальника.

Головокружительная карьера за несколько лет с возможностью изучить специфику различных отраслей. Работа во главе строительного комплекса области познакомила его с людьми старой советской закалки, - прошедшими хорошую кадровую школу. Партийная работа дала опыт общения с политиками, отличающимися зачастую амбициозностью и категоричностью суждений, позволила научиться отличать популизм от конкретной заботы о людях.

А в департаменте по вопросам местного самоуправления, еще будучи первым заместителем начальника, Игорь Борисович предложил возродить институт кураторства, чтобы каждый руководитель курировал конкретный район области и «спустился» до уровня поселений. Так стали рельефнее проблемы каждого района, и между департаментами даже разгорелось здоровое соперничество, чьи подопечные получили больше грантов, заняли более высокие места при подведении итогов конкурсов на лучшее муниципальное образование и лучшее поселение.

По просьбе редакции Игорь Борисенко знакомит читателей журнала «Смоленск» с направлениями работы возглавляемого им департамента, особенностями управления на уровне муниципалитетов и поселений.

 

 

- Прежде всего отмечу, что на территории Смоленской области реализуются три долгосрочные областные целевые программы в сфере местного самоуправления: это государственная поддержка развития местного самоуправления в Смоленской области на 2009-2012 годы, государственная поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области на 2009-2012 годы и повышение правовой культуры населения Смоленской области на 2009-2011 годы.

За три года реализации этих программ на различные мероприятия по достижению поставленных задач израсходовано около 57 млн. рублей средств областного бюджета.

Сегодня в области созданы правовые, финансовые, информационные условия для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Разработаны четкие критерии оценки деятельности всех категорий муниципальных органов. По результатам этой оценки ежегодно подводятся итоги областных конкурсов на лучшее муниципальное образование Смоленской области.

В 2010 году 29 муниципальных образований стали победителями и призерами конкурса, получили гранты из областного бюджета на общую сумму 16 млн. 800 тыс. рублей. Всего за 3 года реализации программы сумма грантов муниципальным образованиям составила около 45 млн. рублей.

Гранты направляются на социально-экономическое развитие муниципальных образований, в том числе на капитальный ремонт жилого фонда и зданий бюджетных учреждений, благоустройство территорий, содержание и ремонт дорог, составление проектно-сметной документации на газификацию, водоснабжение, водоотведение и решение многих других вопросов местного значения.

Программа содержит меры по поддержке активности населения, объединяющегося в территориальное общественное самоуправление. Для актива ТОСов мы проводим семинары. Есть и областной ежегодный конкурс «Лучший старейшина, председатель уличного, домового комитетов, совет (комитет) территориального общественного самоуправления Смоленской области». Победители конкурса награждаются памятными лентами, благодарственными письмами губернатора и денежными премиями. В 2010 году премиальный фонд по итогам конкурса для актива ТОС составил более 560 тысяч рублей.

Наш департамент оказывает муниципальным образованиям и сельским поселениям правовую и информационно-методическую помощь. Мы готовим модельные правовые акты, издаем информационные бюллетени «Местное самоуправление в Смоленской области».

И, конечно, предмет нашей особой заботы – формирование профессионального кадрового состава органов местного самоуправления и его обновление. Сегодня в 147 муниципальных образованиях (а это 42 процента от общего количества) местные администрации возглавляют новые руководители. По сравнению с 2009 годом повысился образовательный уровень муниципальных служащих, более 82 процентов которых имеют высшее образование. За год произошло существенное омоложение кадрового состава: на муниципальной службе молодые люди в возрасте до 30 лет составляют почти 15 процентов кадрового состава.

На Смоленщине сложилась отлаженная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственного университета и Смоленского филиала Орловской региональной академии государственной службы. За 3 года обучение различными формами прошли более 1700 муниципальных служащих.

Но со стороны контрольных и надзорных органов к деятельности органов местного самоуправления еще достаточно много претензий. Требует совершенствования и муниципальное управление. Сегодня в области 350 муниципалитетов, из них 298 – сельские поселения, а это значит – около 600 органов местного самоуправления, содержание которых осуществляется в основном из областного бюджета. Приведу красноречивые цифры: около 40 поселений имеют менее пяти процентов собственных налоговых доходов. Да и практически все сельские поселения региона теряют численность населения.

Поэтому неизбежно объединение сельских поселений. Это ближайшая перспектива. Но эту работу предстоит осуществлять очень осторожно, глубоко проанализировав состояние дел и возможные тенденции в каждом из объединяемых поселений.

Объединение позволит оптимизировать систему управления муниципальными образованиями, сократить численность аппарата и соответственно расходы на его содержание. В то же время новое образование перейдет в более высокую группу по оплате труда. Консолидация средств бюджетов объединяемых поселений даст возможность осуществлять более масштабные проекты по строительству, капитальному ремонту объектов, участию в федеральных и областных целевых программах, требующих софинансирования. Также улучшится управляемость и мобильность местной власти внутри муниципального района, станет лучше материально-техническая база для оказания муниципальных услуг населению. И, конечно, должна быть решена проблема удаленности муниципальной власти от жителей некоторых расположенных в «глубинке» населенных пунктов через создание и укрепление системы территориального общественного самоуправления. За ТОСами должны быть закреплены определенные полномочия по решению вопросов местного значения. Тем самым будет сделан еще один шаг по приближению власти к людям. Власть находится на службе людям, а не наоборот – об этом муниципальный служащий, как и любой другой представитель власти, должен помнить всегда.

№9 (133) - Журнал "Смоленск"


© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич