Главная | Архив |

  Социальная защита  
   

 

По зову души,

а не по разнарядке

 

Интервью директора Департамента Минздравсоцразвития РФ Ольги Самариной


 

- Ольга Викторовна, Вас называют матерью соцзащиты. Смолянам хорошо известно о Вашем неравнодушном отношении к нашему региону. В ходе нынешнего визита Вы знакомились с работой ряда учреждений социальной защиты. Какую оценку им даете? Как оцениваете в целом деятельность департамента Смоленской области по социальному развитию?

- Так действительно сложилась судьба, что я пришла в соцзащиту в период формирования новой России. Так что я стояла у истоков создания соцзащиты как отрасли. За нами тогда закрепили регионы Российской Федерации, которые нам надлежало курировать. В те годы социальная защита была в совместном ведении федеральных и региональных органов власти. Денег выделяли очень мало, имелась куча нефинансируемых мандатов.

Когда я стала куратором Смоленской области, нынешний начальник департамента по социальному развитию Сергей Борисович Горюнов еще был маленьким мальчиком и даже не помышлял заниматься социальными вопросами. А мы эту отрасль уже формировали, и то, как к этому приступили на Смоленщине, меня очень радовало. Позитивно и прагматично в хорошем смысле слова велась работа. Когда люди целеустремленно ставят перед собой все новые задачи и успешно их решают, это очень высоко мною оценивается, и появляется желание поддерживать. То, что сделал в Смоленской области с отраслью Сергей Ростиславович Кривко, очень серьезно продвинуло регион именно по системе оказания социальных услуг, по разработке новых технологий. И было совершенно не страшно именно на Смоленщине отрабатывать новые методики, которые порой вызывали сомнения по эффективности, полезности и необходимости. Когда мы в начале 2000-х годов начали внедрять систему домов-интернатов малой вместимости, в качестве экспериментальной площадки выбрали несколько регионов, в том числе Смоленскую область.

Конечно, мы понимали, что содержать дом-интернат малой вместимости дороже, сложнее, требует массу организационных, финансовых, человеческих ресурсов. В Смоленске нашлись люди, которые поверили в идею и стали ее настойчиво осуществлять.

Знаете, что в нашей совместной работе являлось самым позитивным? - То, что главенствовали не личные амбиции руководителей, а интересы нуждавшихся в поддержке людей.

Я действительно прикипела к Смоленской области. А нынешний приезд связан с тем, что по нашему двустороннему плану работы с Республикой Беларусь мы планируем в конце сентября провести в Смоленске очень важное мероприятие по социальной защите пожилых людей. Обмен опытом крайне важен и полезен. И дальше будем разрабатывать совместные технологии.

- Полагаем, смолянам есть что показать белорусским братьям. Вот, например, довелось присутствовать на открытии игрового поля в Жуковском доме-интернате. Расположено учреждение в глуши, а такой площадки, как здесь, нет ни в одной смоленской школе. Причем, приезжают в Жуково спортсмены из Смоленска, коллеги из социальных учреждений области. И приятно было видеть счастье в глазах Сергея Борисовича Горюнова – усилия оказались не напрасными, люди оценили заботу о них.

- Во-первых, Сергей Борисович – творческий и очень ответственный человек. В его голове много идей. Как развиваться дальше, он имеет весьма четкое представление. И даже если он воплотит в жизни половину идей, это будет колоссальный прогресс. В каждую нашу встречу Горюнов делится со мной новыми идеями. Кстати, мне очень нравится, когда в нашу отрасль на руководящие должности приходят мужчины. Почему-то считают социальную защиту женским делом. Но мне кажется, что именно в нашей отрасли гендерное равенство выражается в приходе молодых мужчин, которые привносят в работу дух не пассивного сострадания с усюсюканьем, а реального преодоления трудностей ситуации и рельного решения проблемы. Не сочувствие и соболезнование, а позитивное продвижение. И я смотрю, в тех субъектах, где в отрасль приходят молодые ребята, они привносят в работу творчество, и идет движение вперед.

- Вам во многих регионах приходится бывать?

- Да, конечно.

- Как Смоленщина на общем фоне выглядит?

- Я бы не стала делить регионы по жесткой градации – этот лучший, а этот – худший. Социальная защита – вообще очень специфичная отрасль. Во всех субъектах Российской Федерации она развита хорошо. У многих есть свои замечательные технологии, свои «изюминки», которые нужно изучать. Вот совсем недавно начальники региональных департаментов изучали опыт работы Читы, а затем Белгорода. Только все вместе мы можем пробиваться. Так уж сложилось, что мы оказались на отшибе: о здравоохранении и образовании больше говорят. Но мы являемся той самой печенью, которая болит. В обычном режиме она работает слаженно, не вызывает проблем, но тем не менее нуждается в регулярной диспансеризации и в изучении того, какие процессы в ней происходят. О нас говорят мало. От степени нашей сплоченности зависит успешное продвижение отрасли.

- Так все-таки что на Смоленщине привлекает? По каким критериям можно оценить отрасль?

- Оценку должно давать население, на которое направлено предоставление услуг. И если люди не выходят на улицы и не пишут жалобы на качество услуг, значит система работает нормально.

Есть бабушка Елена Ивановна Иванова. Ей 80 лет. В чем она нуждается? Что ей нужно для того, чтобы ощущать себя хорошо? Если социальная защита поддерживает, оказывает ей качественные услуги, значит система работает нормально. А если услуги недостаточны, значит есть вектор развития. Причем, требующиеся конкретному человеку услуги могут быть вполне индивидуальны. Одному вместо окон хотелось бы смотреть в аквариум с рыбками. Он даже готов за это заплатить, но должна быть служба, оказывающая данную услугу. А другому пожилому человеку нужен такой социальный работник, который бы с ним часами разговаривал. Эта услуга платная, за нее готовы платить, но нужно еще найти тех, кто возьмет на себя заботы собеседника.

Очень сложно сказать, чего не хватает. Мы не можем сами оценивать. Это могут делать только люди.

- Вы, Ольга Викторовна, имели отношение к открытию ряда учреждений, в том числе и в Смоленской области. Может быть, есть задумки на перспективу в этой части?

- Мы опять возвращаемся к тому, что нужно области. Это не ко мне вопрос. Потому что я не буду ничего открывать. А вот представители региональной власти хорошо знают положение на местах. В одном районе, например, остро стоит проблема с наркоманией, в другом районе случилась техногенная катастрофа (скажем, надо устранять последствия крупного пожара). Вот и планируют руководители – в одном месте открыть кризисный центр или центр помощи семье и детям. В другом – большое число одиноких стариков. Там уже возникла необходимость в стационарном учреждении, где можно находиться зимой, а на лето возвращаться на свои огороды, без которых многие пожилые люди не представляют свою жизнь.

Нельзя вопросы социальной защиты решать по разнарядке. По моему разумению, это как раз сфера ответственности тех должностных лиц, которые в регионе занимаются социальной защитой. Они должны оценить потребности и наметить перспективную схему размещения стационарных учреждений.

- В Смоленске местный горсовет отказался передавать в собственность области здания учреждений здравоохранения, перешедших под юрисдикцию региональных властей.

- Учитывая, что недополученные медицинские услуги и вытекающие проблемы для населения лягут на плечи службы социальной защиты, нас беспокоит ситуация в Смоленске. Я считаю, что в определенной степени это вредительство. Потому что когда государство дает огромные деньги на развитие отрасли, область формирует свою программу, а потом исполнение этой програмы упирается в проблему, кому будет принадлежать собственность, я как социальный работник и как гражданин страны не понимаю смоленских депутатов. Я считаю, что необходимо выполнить те условия, которые выдвигает тот, кто дает деньги. Нужно освоить средства, оборудовать медицинские учреждения, обеспечить предоставление помощи населению.

Налицо разные уровни интересов. Если городской Совет считает, что интересы собственника выше, чем интересы населения, я бы на месте Сергея Владимировича Антуфьева приняла радикальные меры. Иначе другие люди задумаются о нем как о губернаторе...

Я высказываю свое мнение как человек, который потом будет разрабатывать программы ликвидации последствий.

- А существует ли какой-нибудь норматив насыщения регионов учреждениями соцзащиты?

- К сожалению, система социальной защиты у нас мало регламентирована. Когда с 1 января 2005 года субъектам федерации полностью передали полномочия по соцзащите, регионы стали развивать отрасль в той степени, в которой они оказались состоятельны. Отрасль выжила в этих тяжелых условиях, и она способна к существованию. Но отсутствие регламентации привело к тому, что в целом по Российской Федерации общих подходов нет. Имеются лишь некоторые методические рекомендации. Мы подготовили проект закона по правовому регулированию деятельности отрасли и основам социального обслуживания. Рассчитываем, что президент нас поддержит, и начнется всенародное обсуждение проекта закона. В новом законе мы предполагаем существенно расширить полномочия федерации, чтобы типовые нормативы были утверждены на федеральном уровне. Тогда субъектам федерации будет проще разрабатывать свою нормативно-правовую базу, и мы тогда обеспечим единый подход и единые правила работы в социальной защите на территории всей Российской Федерации.

- У нас на Смоленщине хорошо развивается дистанционное обучение инвалидов. Теперь они могут получить такое же образование, как другие дети.

- Это на самом деле здорово. Мы практически все реабилитационные центры обеспечили компьютерами, и за счет транша из президентского фонда и программы «Дети России» обеспечили центры транспортом. Дистанционное обучение даст возможность обеспечить и дистанционную занятость. Есть много рабочих мест, которые предполагают дистанционную занятость. На первый план выходит уровень образования. При нынешнем развитии техники и компьютерных технологий нет никакой проблемы в получении дистанционных рабочих мест. Но если говорим о маломобильных группах населения, даже при наличии дистанционной занятости очень важно обеспечить возможность выхода инвалида в общество. Другое дело, что в наших условиях это крайне дорого и крайне сложно.

- Ольга Викторовна, Вы говорили о сотрудничестве с Республикой Беларусь. Какие достижения, на Ваш взгляд, имеются у наших соседей по социальной защите граждан?

- Если рассматривать законодательство Беларуси, то в нем отражено лучшее из советских времен. Другой вопрос, что в этой стране реализация такого законодательства легче в силу построения их политической модели. Но тем не менее я считаю, что максимально все полезное, что уже было наработано в Советском Союзе, надо использовать. Ведь в нашей отрасли эти достижения не имели никакой политической окраски и не были связаны с идеологией. Хотя существовали другие маршруты финансирования. Я считаю, что в социальной защите, здравоохранении и образовании эти маршруты должны быть по возможности сохранены. Потому что коммерциализация этих сфер может привести к потере потенциала, который закладывался десятилетиями. Как бы мы его ни ругали, но он был значительный. Вот бы прежнему здравоохранению выделить сегодняшнюю технику!..

- Мы говорим о неприемлемости коммерциализации в социальных сферах. А как же платные услуги, частные интернаты и школы?

- Есть коммерциализация, когда все становится платным, а есть возможности участия частного сектора в реализации госзаказа. И это совершенно разные стороны. Когда с развитием рынка услуги, наряду с государством, предоставляют негосударственные организации, тогда это соперничество за более низкую себестоимость, за расширение объема услуг. А когда есть монополия, только я оказываю услуги, и все платное, когда есть сговор, чтобы держать цену, это уже по сути базар. Мы бы хотели, чтобы в социальной защите были негосударственные учреждения, в том числе частные и коммерческие. Я ничего не вижу плохого, если бы рядом с государственным бюджетным стационарным учреждением «Вишенки» находился коммерческий пансионат. «Вишенки» будут получать госзадание, а все, что выше госзадания, будет выставляться на госзаказ, на конкурс. И если соседний пансионат предоставит за те же деньги более расширенный спектр соцуслуг, то, конечно, он выиграет госзаказ. Конечно, нужно учитывать качество закона о госзаказе. Но, наверное, мы придем к такому закону, который будет отвечать требованиям общества.

- Мы так поняли, что Вы поддерживаете внедрение в соцзащите России передового зарубежного опыта, и не только белорусского. В соседней Финляндии, например, велика роль государства в социальной поддержке населения.

- У нас тоже главенствовать будет государство всегда. И в новом законе имеется набор услуг, которые будут оказываться бесплатно за счет средств субъектов Российской Федерации. Во всем мире госзаказ не оплачивается клиентом. Оплачивает не всегда государство, деньги выделяют муниципалитет, частные фонды, но не клиенты. И вместе с тем есть учреждения, где оплату производят клиенты. Например, в ряде учреждений на стационарное обслуживание берут людей, имеющих определенную собственность. Разные модели и разные пути. Я смотрела Англию, Францию, Финляндию, Австрию и хочу сказать, что кроме стационаров для пациентов с болезнью Альцгеймера, в России учреждения соцзащиты не только не хуже, а, может, даже лучше.

У нас менее технологичны те же самые кровати, в западных странах раньше начали приспосабливать лифты к перевозу инвалидов. Но мы постепенно сокращаем отставание в техническом оснащении. Когда я в 1992 году впервые посетила дом-интернат, впечатление получила тягостное. А сегодня уже другие интернаты, другие условия, другое отношение персонала.

Когда к нам приезжают, например, австрийцы, они говорят, что наши технологии работы для них крайне интересны. Но, конечно, все зависит от человека, работающего с конкретным пациентом.

- Но ведь существует и такая проблема: разные возможности по уходу для дедушки, у которого сын и (или) внук – бизнесмены, и для одинокой бабушки из деревни Гадюкино.

- И тот, и другая получат одинаковый бесплатный набор услуг за счет средств субъекта Российской Федерации. А бизнесмен может оплатить, как я уже говорила, аквариум в окнах, золотой унитаз и все, что угодно, сверх положенного всем.

Мы в новый закон по перечню требований к госзаказу и госзаданию заложили практически все необходимое. Тем самым мы заложили высокую планку, обеспечивающую эффективность оказания услуг и развитие.

- Есть ли у Вас, Ольга Викторовна, профессиональная мечта?

- Я бы очень хотела, чтобы наша отрасль позитивно развивалась и чтобы люди не боялись в старости попасть в стационарное учреждение. Раньше интернаты называли в народе богодельней. Таких сегодня уже нет. А теперь я хотела бы, чтобы и слово «интернат» кануло в Лету. Хочу, чтобы люди были уверены: если они окажутся в беде, есть отрасль, которая всегда поможет, подхватит и поддержит в любую минуту. Причем это касается всех возрастных групп. В каждом регионе должны быть службы, которые в случае необходимости предоставят за минимальную плату ходунки или специальную кровать.

Я пришла в 1991 году в тогдашнее Министерство социальной защиты с верой и надеждой, что удастся создать комфортную стационарную сеть для пожилых людей и всех категорий граждан, нуждающихся в адаптации. Счастлива, что видны результаты труда. Рада и за Смоленскую область, где по счастливому стечению обстоятельств отрасль возглавил Сергей Ростиславович Кривко – удивительный человек, полный творческих идей, талантливый организатор и настоящий лидер. В условиях безденежья и острого дефицита кадров он сформировал работоспособный коллектив единомышленников, деятельных подвижников. Сегодня отрасль на Смоленщине являет собой пример заботы о людях, создания для них комфортных условий жизни и адаптации к окружающей среде.

- Спасибо Вам, Ольга Викторовна, за добрые слова о смолянах и за неустанную поддержку нашего региона!

Интервью вели

Евгений Ванифатов,

Григорий Калачьян,

Владимир Коренев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(133)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич