Главная | Архив |

 

Взгляд в прошлое

 
   

...И прежде, чем быть Бородинскому бою


 

Реконструкция сражения у Лубино

глазами одного из организаторов праздника Виктора Михненкова


 

- Виктор Михайлович, прогремели последние взрывы пиротехники, баталия завершена, можно и отдышаться. Как Вам праздник?

- Считаю, что с проведением мероприятия мы справились весьма достойно. Так говорят зрители, участники реконструкции, журналисты. Отмечается, что все очень масштабно, здорово, организация хорошая и т.д.

История реконструкций восходит к 2003 году, когда фонд «Примирение» и управление культуры, которое я тогда возглавлял, решили, что нужно заниматься этой темой, уже меньше десятилетия оставалось на тот момент до юбилея Отечественной войны 1812 года. Люди должны знать, что происходило в их стране два века назад, а тем более, на их смоленской земле.

Все помнят первую реконструкцию у башни «Орел». Фонд «Примирение» искал подлинное место сражения, произошедшего 7 августа. Кратко напомню исторические факты: 4-5 августа Наполеон пытался взять Смоленск, но город устоял. И все же было принято решение: не положить здесь обе армии, а отступить. Потому что задача стратегическая состояла в сохранении армии в ситуации, когда у противника имелись превосходящие силы. Наполеон собрал армию в 600 тысяч солдат, потому она и называлась великой. Русская армия на тот момент была практически в 3 раза меньше. Стояла задача: затянуть Наполеона как можно дальше в глубь России, измотать и уничтожить.

Вторая армия, которой командовал Багратион, шла немного севернее, а первая армия – через Покровку, Гедеоновку и по Московскому тракту, который мы именуем Старой Смоленской дорогой, отступала на Москву. Арьергардом командовал генерал Павел Алексеевич Тучков. Когда он со своими воинами численностью в 3 тысячи человек проходил на повороте к Лубино, он увидел очень выгодную позицию: болото, с правой стороны лес, речка Строганка. И Тучков взял ответственность на себя, не пошел дальше отступать, а наоборот, выдвинулся навстречу французам. И, конечно, французы были ошарашены. Сражение началось примерно в 11 часов утра и длилось до полной темноты. С началом сражения к Тучкову подошло подкрепление – корпус Орлова-Денисова, другие части. По оценкам историков, в этом сражении с обеих сторон участвовало от 60 до 70 тысяч человек. Наполеон впервые с начала войны потерял больше солдат, чем его противник: свыше 8 тысяч человек потеряли французы, около 6 тысяч – русские. И очень красноречивый факт: на следующий день после сражения 8 августа Наполеон на поле сражения вручил орденов Почетного легиона больше, чем после битвы под Бородино. Настолько важно было поднять дух французской армии, потому что она получила достойный отпор. Сначала бой за Смоленск, когда лишь один раз французы зашли за Молоховские ворота, но в штыковой атаке были смяты, а больше в пределы Крепостной стены им проникнуть не удалось. И вот теперь стратегически выигранное русскими сражение под Лубино у Валутиной горы... Словом, Смоленское сражение – это не только 4 и 5 августа, но и 7 августа...

Сражение у Валутиной горы позволило русским армиям соединиться у Соловьевой переправы и организованно отойти. В прошлом году у нас даже такой слоган родился: «А быть могло ль Бородино, коль не было бы Лубино?».

Именно после сражения у Лубино Наполеон из Смоленска послал завуалированное предложение Александру Первому о мире. Но Александр I не ответил, и Тучков сказал Наполеону, что наш император не пойдет ни на какое перемирие, пока иностранные солдаты будут на его территории.

Итак, к очередной дате сражения у Валутиной горы мы стали готовить ставшую уже традиционной реконструкцию тех исторических событий. Конечно, главным организатором выступил фонд «Примирение». Деньги выделила по конкурсу городская администрация – это полтора миллиона рублей. Мы рассчитывали, что приедут около 500 реконструкторов, а всего их оказалось около тысячи человек... Правда, не все вышли на поле – примерно 700 человек. Были женщины-маркитанки, дети, одетые в одежды того времени. Кстати, некоторые реконструкторы уже и своих внуков привозят. И я просто умиляюсь, когда вижу детишек в старинных одеяниях. Значит, уже с молодых ногтей воспитывается чувство любви к Отчизне и потребность ее защищать.

В этом году было очень много зрителей. И очень многие ехали с детьми. И всем очень понравилось. Запомнилось, как детишки прямо у сигнальной ленточки сидели на корточках и обратились ко мне с вопросом: «А наши победят?». Я говорю: «Конечно, победят!».

Это теперь уже исторический факт, что сражение под Лубино русские практически выиграли. Кстати, на следующий день после битвы Наполеон выговаривал своих генералов, что не захватили ни одной повозки, ни одной пушки. То есть остались французы без трофеев, а русская армия отошла организованно. Если бы она бежала, то побросала бы все...

Продолжая разговор о реконструкции, скажу, что финансирование таких мероприятий, к сожалению, осуществляется несвоевременно. Нужно найти не одну сотню тысяч рублей, чтобы оплатить арендованный транспорт, питание и многое другое. Хотя нам помогали – предприниматели, военные. И, конечно, большую помощь оказала администрация Кардымовского района. Надо отдать должное Олегу Вячеславовичу Иванову – он в хорошем смысле слова заражается хорошими идеями и помогает по полной программе.

Мы с этого года продолжаем расширять антураж вокруг поля боя. Я не имею ввиду только торговлю сувенирами, прохладительными напитками, шашлыками и т.д. Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса разработал тур-маршрут по местам сражений 1812 года. Он начинается в Беларуси и охватывает всю территорию Смоленской области. И в этом году развернуто уже 4 баннера. Первый – это Смоленск в войне 1812 года, второй – картина Гесса с изображением сражения у Валутиной горы, третий баннер дает информацию – с какими силами Наполеон вошел в Россию и с какими вышел. Напомню: 550 из 600 тысяч офицеров и солдат французской армии остались на полях сражений или попали в плен. Русские в этой войне вели себя очень благородно, и отступавшие французы считали за счастье попасть в русский плен. Есть исторический факт: привезли горячую пищу, а наши воины сказали, что подождут и отдали еду сидевшим рядом французам. Историки говорят, что это была последняя благородная война. Приведу и такой известный многим факт: русского генерала Антона Антоновича Скалона, смертельно раненного в Рачевском предместье, похоронили со всеми воинскими почестями, а на примере Скалона Наполеон учил своих воинов: вот так нужно воевать! Четвертый баннер посвящен героям смоленских сражений – более 20 портретов во главе с Михаилом Илларионовичем Кутузовым-Голенищевым, получившем почетный титул Смоленский. Здесь и портреты героев, отличившихся в двух сражениях под Красным. После второго сражения, проигранного французами, их армия по сути уже бежала из России.

В будущем году желающих участвовать в реконструкции будет намного больше. Сами реконструкторы говорят, что мы по многим позициям превзошли Бородино.

Мы, конечно, не витаем в облаках. Как никто другой, знаем, где допущены оплошности. Но это мелочи, и мы работаем над тем, чтобы их устранять. Но в целом мероприятие получилось.

Очень красиво был оборудован белый лагерь – по стандартам 1812 года. Хорошо организовали питание. Четко выполнялись меры безопасности – никто из участников и зрителей не пострадал от применения пиротехники. И в то же время присутствовало ощущение реального боя. Пиротехнические эффекты, конечно, произвели впечатление. Когда взлетают в воздух муляжи солдат, взрываются редуты, зрители невольно представляют себе события той героической войны. Спектакль сопровождался комментарием организаторов. Помог и ветер, который после репетиции 5 августа поменял направление, и дым пошел на публику. Тем самым усилилось ощущение реального сражения. Если к тому же учесть, что нынче на поле было почти в 3,5 раза больше участников, то это уже совершенно другая картинка.

В будущем году нужно подниматься на еще большую высоту – юбилейная дата обязывает. Теперь уже нам предстоит проводить селекцию среди тех, кто заявляется на реконструкцию.

Нынче на мероприятие приехал театр моды начала XIX века. Проведен показ непосредственно в лагере реконструкции и показана мода 200-летней давности на Массовом поле. Эту часть праздника планируем расширять, чтобы те смоляне, кто не выедет на Лубинское поле, здесь увидели реконструкторов. Вот мы нынче добавили конников, на юбилейное представление привлечем еще больше гусар с лошадьми.

- Нужен общий сценарий юбилейного праздника. Ваша группа в состоянии охватить все?

- Скажу, что мы изнутри знаем всю эту кухню. Конечно, будем собирать идеи и будем реализовывать те предложения, которые придадут празднику особый колорит.

Реконструкция событий 1812 года должна стать, на мой взгляд, частью мероприятий, посвященных 1150-летию Смоленска. Нужно заниматься и реконструкцией обороны Смоленска от поляков в период Смутного времени.

До юбилея осталось совсем мало времени. До сих пор нет календаря, который, кстати говоря, должен пройти широкое обсуждение среди смолян и не свестись лишь к мероприятию в строящемся в Реадовке Дворце. Но ведь это закрытое мероприятие, а нужно думать более масштабно. Кстати, туристические фирмы уже получают заявки на посещение Смоленска в 2012 и 2013 годах, и иностранцы просят непременно организовать их присутствие на реконструкциях у Валутиной горы.

Мы не первые. Вся Европа проводит реконструкции событий своей истории. Так что есть над чем поработать. Взгляд в прошлое позволяет лучше познать жизнь предков, формирует патриотизм, дает анализ настоящего из сравнения двух эпох, приоткрывает перспективы на будущее. Это мощный резерв развития туризма, притока денежных средств, возможность простым людям из разных стран лучше узнать друг друга...

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9(133)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич