Главная | Архив |

  По странам и континентам  
   

Ольга Лисинова

 

Тысяча и одна ночь Стамбула

 

Константинополь, Царьград, Второй Рим… Столица великой и загадочной империи, грань между Европой и Азией… Его давно рисовало мое воображение: переплетения узких древних улочек, стертые ногами миллионов людей разных эпох камни мостовых, мраморные колонны и высокие своды святой Софии, неспокойные воды Босфора, пряный аромат египетского базара, изразцы Голубой мечети… Все это мне, наконец, удалось увидеть! Впечатления рассыпаются искрами и сплетаются в странный и причудливый восточный орнамент…

История Стамбула увлекательна, трагична и величественна, ведь этот город когда-то был чуть ли не столицей мира! Следы первых поселений на месте современного Стамбула относятся к неолиту. В 667 году до нашей эры мегарский вождь Визант основал в этих местах колонию, быстро превратившуюся в важный торговый центр. Через 100 лет его завоевали персы, потом, после освобождения, город подвергался регулярным набегам Спарты и Афин. Три года безуспешно осаждал город македонский царь Филипп II, не смог справиться с его защитниками и Александр Македонский, и лишь Септимий Север сумел превратить его в одну из жемчужин Римской Империи. В 330 году император Константин дал городу свое имя и провозгласил его новой столицей. Город расцвел – его население увеличивалось буквально на глазах, улицы украсили бронзовые и мраморные скульптуры работы известных мастеров, возводились здания, мостились дороги, планировались площади, некоторые из которых сохранились по сей день. Свой золотой век Константинополь пережил во время правления императора Юстиниана (527-565 гг.), и вплоть до XIII века был могущественным и крупнейшим торговым центром. Во время IV крестового похода Константинополь подвергся страшным грабежам и после непродолжительного правления рыцарей церкви так и не смог в полной мере восстановить свое величие.

В 1354 году Османы, миновав пролив Дарданеллы, впервые ступили на европейскую землю, и уже в XV веке великий христианский Константинополь стал островком в безбрежном мусульманском море. Янычары Мехмеда Завоевателя вошли в павший после долгой осады город. Он провозгласил Константинополь столицей Османского государства и переименовал его в Истанбул, что в переводе с греческого означает «в город» (Стамбулом город называют только русские и поляки). После падения Османской Империи, в конце I Мировой войны, Стамбул был оккупирован союзными войсками, а освободительная война, начатая под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка, принесла стране полную независимость и светские методы государственного управления.
Восток или запад?

Востоку и Западу не сойтись никогда. Это действительно две противоположности, притяжение которых особенно ощущается в Стамбуле. Город со столь богатым прошлым остается одним из прекраснейших восточных городов. Первый турецкий президент Ататюрк, который, кстати, до сих пор является в стране непререкаемым авторитетом, несомненно, сделал огромный шаг, пытаясь совместить традиционный тюркский образ жизни с западным. И все же Турция никогда не сможет быть европейской страной. Ислам пусть немного и отступил, но по-прежнему является главным стержнем нации.

Стамбул - волнующий город, напоминающий об утратах, потерях и поражениях. Особенно остро чувствуешь это в храме святой Софии, одном из самых величественных произведений византийской архитектуры, к которому позднее добавились четыре устремленных в небо минарета. Сейчас он уже не является мечетью - это музей, в который никогда не водят туристов турецкие гиды. Внутри под куполом красуются восемь огромных круглых щитов из ослиной кожи с изречениями из Корана и именами первых халифов - самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире! В свое время по распоряжению Ататюрка они были сняты, но после его смерти в 1938 году водружены на прежнее место. В последние годы влияние исламских фундаменталистов в Турции крепнет, а однажды может наступить день, когда огромный храм снова превратится в мечеть.

Попав внутрь музея, буквально замираешь в наполненном магическим светом пространстве. Трудно поверить, что это та самая каменная глыба, которую только что видел снаружи, ведь внутри храм кажется прозрачным и невесомым. Пространство организовано таким образом, что тяжелые стены незаметно поднимаются ввысь к куполу, символизирующему собой небесный свод. К великому сожалению, сейчас былое великолепие храма практически полностью утрачено. Со времен Юстиниана сохранились лишь мраморные панели стен и пола. Своды раньше были сплошь покрыты золотой мозаикой, золотой купол украшал синий крест. Чудесная Богоматерь Оранта и еще несколько небольших фрагментов росписей – вот и все, что осталось от величественного византийского храма! Там, где раньше были византийские мозаики, теперь красуется арабский флористический орнамент, порядком стершийся от времени. Храм вызывает странное чувство заброшенности и забвения – и это притом, что ежедневно его посещают тысячи туристов со всего мира! Кстати попасть в этот музей оказалось не так-то просто. По понедельникам он просто не работает, а на следующий день музейные работники, недовольные низкой зарплатой, устроили двухчасовую забастовку, заставив туристов стоять в длиннющей очереди под палящим стамбульским солнцем.

Голубая мечеть вот уже 400 лет красуется прямо напротив святой Софии, и все эти годы два прекрасных сооружения, разделенные брызгами фонтанов, словно соревнуются друг с другом в величии и красоте. Внутри Голубая мечеть кажется куда больше, чем снаружи. Легкие белые своды с орнаментами, мягчайшие огненно-красные ковры, по которым так приятно ходить босиком, тысячи ламп на люстрах тончайшей работы… Все это поражает красотой и масштабом, а главное, необычайной гармонией. Обычные мечети в Турции имеют два или четыре минарета, а вот у Голубой мечети их шесть! По легенде султан Ахмед хотел видеть над ней золотой минарет и, разговаривая с архитектором, употребил слово «алтын» - «золотой». Тот не расслышал, а переспрашивать у султана побоялся, в результате минареты у мечети оказались не золотыми, зато их шесть, поскольку бедолаге-архитектору послышалось, что султан сказал «алти» - «шесть». А «голубой» мечеть назвали европейцы – из-за изразцов, которыми отделаны ее стены.

Прогулка по Босфору

Невозможно побывать в Стамбуле и не прокатиться по Босфору. Паромная пристань на площади Эминню — оживленное и живописное место: здесь воды залива Золотой рог перетекают в Босфор и Мраморное море. Отсюда отправляются паромы во все части города, и в последнее время из-за пробок немалая часть жителей города предпочитает использовать именно этот вид транспорта для передвижений по городу. Тут же, на пристани, можно полакомиться самой разной уличной едой - вареной и жареной кукурузой, мидиями с лимонным соком, жареной скумбрией, - наслаждаясь плеском волн и разноцветием красок в ярком солнечном свете. А потом, не устояв перед давней мечтой, купить билет на паром и проехать по проливу. Добравшись до азиатской части города, стоит зайти в кафе с видом на Босфор и попробовать турецкий чай. Подается он не в чашке, а в стеклянном стаканчике, имеющем форму тюльпана, национального турецкого цветка. Чай здесь лучше, чем кофе. Кроме обычного черного, здесь пьют вкуснейшие фруктовые чаи – гранатовый, яблочный. Чай в Турции - средство коммуникации: его вам могут предложить где угодно, даже в магазине, и отказываться не стоит - дурной тон.

Большой базар

Чтобы почувствовать всю прелесть восточной торговли, надо посетить хотя бы один стамбульский рынок. Главный рынок – Большой базар - это целый район со своими улицами, церковью, кладбищем, целый мир, где все продается и покупается, в восхитительном богатстве и блеске которого рождаются, живут и умирают. На протяжении столетий он играл главную роль в коммерческой жизни Стамбула и всего средиземноморского мира. Огромный крытый рынок с вереницей сводчатых улиц-галерей, прообраз современных супермаркетов, где легко потеряться в гуще беспрерывно сменяющих друг друга улочек, заполненных доверху самыми разными товарами. Думаю, тут можно найти все, что только можно себе вообразить! О ценах разговор отдельный. Не привыкшему торговаться европейцу, ищущему ярлычок с ценой, все здесь кажется слишком дорогим. Но первая названная цена – это лишь видимость, повод для начала напряженных переговоров, в результате которых заявленная цена снижается в 2-3 раза. Вообще, правильнее называть свою цену - сказать продавцу, сколько тебе не жалко отдать за товар. Как правило, твое предложение оказывается для него вполне приемлемым – разумеется, после торга, занимающего порой немалое время. А плату здесь примут в любой валюте – долларах, евро, лирах.

У Египетского рынка – особое очарование. Здесь продаются специи - перец, куркума, имбирь, корица, шафран, приправы для приготовления мяса, рыбы, птицы, горы вкуснейших турецких сладостей и орехов, множество сортов чая, фарфоровая посуда с арабскими орнаментами, медные джезвы... В воздухе витают одуряющие пряные ароматы, побуждающие вас включиться в оживленный выбор лукума и пробовать, пробовать…. Сладости совсем недороги: за 5-6 евро можно купить большую коробку с целым килограммом лукума десятка сортов, который вы будете потом есть целую неделю, вспоминая волнующее путешествие в волшебный город древности и современности, Востока и Запада, и мечтая в него вернуться.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9 (109)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич