Главная | Архив |

  СМОЛЕНСК ТЕАТРАЛЬНЫЙ  
   

Светлана Романенко

 

ЛЮДМИЛА ЛИСЮКОВА: «НИКТО ДРУГОЙ НЕ ДАЛ БЫ МНЕ СТОЛЬКО СЧАСТЬЯ»

 

 

До Смоленска Людмила Степановна Лисюкова, заслуженная артистка России, играла в театрах Перми, Тулы и Пскова. Уже одна из первых сценических работ актрисы в спектакле «Римская весна» отмечена дипломом Министерства культуры России. Людмила Лисюкова ­ лауреат конкурса «Российская панорама моноспектаклей­98» в Москве, дважды призёр Международного фестиваля камерных работ по произведениям Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, единственная актриса из России, которая была приглашена во Флоренцию с чтением дневников и писем Ф.М. Достоевского на симпозиум «Достоевский и Италия», участница многих фестивалей и творческих встреч. Продолжая традиции лучших актрис отечественного театра, Лисюкова не боится даже несколько преувеличить душевное богатство своих героинь. Так, например, легко поверить, что Нина Карнаухова из «Конкурса» А. Галина (эта работа Лисюковой в Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова признана лучшей женской ролью сезона 2001­2002 гг.) или Татьяна из комедии «Пока она умирала» Н. Птушкиной в трактовке Лисюковой способны пойти на какую угодно жертву ради блага и спокойствия дорогих сердцу людей. Причем поступают так исключительно из благородства души. Смелая метафоричность рисунка роли подкрепляется психологической продуманностью, выверенностью каждого жеста и интонации, а также присущими актрисе и в жизни добротой и романтизмом. Драматическая актриса и театровед Людмила Лисюкова – талантливый и увлеченный педагог. В 2004­2008 гг. она являлась куратором актёрского курса Смоленского института искусств, профессорами­консультантами которого были народные артисты СССР Людмила Касаткина и Сергей Колосов. Занимается со школьниками младшего и среднего возраста по собственной авторской программе, будучи руководителем детского театра им. М.К. Тенишевой при музее Сергея Коненкова областного музея­заповедника. Последние годы Людмила Степановна также ведёт курс культуры речи на отделении журналистики филфака Смоленского государственного университета и активно приобщает своих студентов к театру. С лёгкой руки Лисюковой в областной детской библиотеке вот уже почти двадцать лет проводятся литературные чтения «Достоевский и дети». В год 500­летия рода Достоевских Фонд Достоевского проводил конференцию, в которой приняли участие и юные смоляне ­ призёры чтений в областной детской библиотеке. А в Смоленск на чтения приезжали директор Дома­музея Достоевского в Старой Руссе Вера Богданова, старший научный сотрудник мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт­Петербурге Наталья Шварц, правнук великого писателя Дмитрий Достоевский. Побывал в Смоленске и его сын, праправнук Федора Михайловича, Алексей Дмитриевич Достоевский. В 1990 году Алексей сыграл гимназиста Колю Красоткина в художественном фильме «Мальчики» (реж. Р. и Ю. Григорьевы), созданном по 10­й главе «Братьев Карамазовых». Картина в своё время была удостоена Гран­при кинофестиваля «Золотой Витязь». С Алексеем Достоевским и его отцом, Дмитрием Андреевичем, Людмила Лисюкова познакомилась много лет назад благодаря своему моноспектаклю по воспоминаниям и письмам жены писателя, Анны Григорьевны «Никто другой не дал бы мне столько счастья» (режиссёр Н.С. Коншин). Сыгранный уже более 1000 раз моноспектакль принес актрисе всероссийскую и международную известность. Её приглашали на традиционные чтения в литературно­мемориальный музей Достоевского в С.­Петербурге. Именно моноспектакль Лисюковой «Никто другой не дал бы мне столько счастья» подсказал идею проводить театральный фестиваль «малых форм» в Доме Достоевского в Старой Руссе. В старо­русском музее есть уголок, посвященный смоленской актрисе и её моноспектаклю. Знают Людмилу Лисюкову и в Италии. В Больцано, административном центре Южного Тироля, похоронена дочь Достоевского, Любовь Федоровна. Магия имени великого русского писателя так сильна, что средства на памятник на могиле Любови Достоевской, которая была писательницей­мемуаристкой, нашлись даже во время фашистской диктатуры. В настоящее время о поддержании могилы в должном состоянии позаботился барон Эдуард Александрович фон Фальц­Фейн. Награжденный в 1994 году орденом «Дружбы народов», барон фон Фальц­Фейн, благодаря которому в Россию возвращено немало вывезенных в разные годы и выставляемых на аукционе Сотби произведений искусства, состоит с Достоевскими в отдаленном родстве: родная сестра его матери была женой Федора Федоровича, сына писателя. Именно Эдуард Александрович и разыскал могилу Любови Федоровны Достоевской в Южном Тироле, уплатил за её восстановление – с тех пор местные власти поддерживают там порядок. Осенью 2000 года Людмила Лисюкова получила приглашение на торжества, посвященные 100­летию театра Пуччини в Мерано, курортном городе, находящемся рядом с административным центром провинции Южный Тироль, где, как уже упоминалось, находится могила дочери Ф.М. Достоевского. Почему же на юбилей итальянского театра пригласили актрису из Смоленска? Причин тому несколько. Прежде всего, конечно, это Достоевский, интерес к которому в мире не угасает. Моноспектакль Л. Лисюковой «Никто другой не дал бы мне столько счастья», отмеченный наградой на международном фестивале камерных работ, хорошо знают в музее Достоевского в Санкт­Петербурге. Совместно с петербургским музеем южно­тирольская Ассоциация культуры «Русь» в 1999 году организовала выставку, посвященную Любови Федоровне Достоевской, которая провела последние годы своей жизни в Италии и, как уже упоминалось, похоронена близ Мерано. Определённую роль сыграло также и то обстоятельство, что президент Ассоциации «Русь», синьора Бьянка Марабини­Цеггелер наполовину русская, более того имеет смоленские корни. Её дед по материнской линии (по фамилии Прудников) до революции жил именно в нашем городе. Правда, сведений о возможных родственниках в России нет. В семье г­жи Бьянки хранится фамильный герб предков, в описании которого говорится: «Федор Андреевич Прудников, находясь при Всероссийском Императорском Дворе, 1800 февраля в 6­й день за усердие и верность, Всемилостивейше пожалован в дворянское достоинство, и на оное дипломом, с коего копия хранится в Герольдии». Так уж вышло, что из Смоленска и помощники синьоры Бьянки по Ассоциации. Это супруги Ирина и Андрей Прусс, в конце 90­х годов приехавшие в Южный Тироль работать. Именно Ирине Прусс в 1998 году я подарила программку моноспектакля Лисюковой «Никто другой не дал бы мне столько счастья» и рассказала о его счастливой сценической судьбе. В Италии спектакль «Никто другой не дал бы столько счастья» принят был очень тепло, несмотря на то, что, может быть, только самая маленькая часть зрителей понимала по­русски, остальные познакомились с содержанием спектакля по расширенной аннотации, напечатанной на итальянском и немецком языках. В благодарственном письме мэра города Мерано в адрес руководителей Смоленска говорится: «Исповедь Анны Григорьевны Достоевской, переданная Л. Лисюковой, полна особого загадочного обаяния. Мелодия её слов, сказанных без тени фальши, ее глаза, полные любви и страха, настоящие слёзы страдания вызвали отклик в сердцах зрителей». После показа спектакля асессор по культуре города Мерано синьора Росси выразила надежду, что дебют Людмилы Лисюковой на итальянской сцене станет началом сотрудничества театров Смоленска и Мерано. И, надо сказать, сотрудничество действительно имело продолжение. Ассоциация культуры «Русь», усилия которой направлены на развитие культурного сотрудничества с Россией и другими славянскими странами, ещё несколько раз приглашала смоленских артистов в столицу Южного Тироля. Так, в 2002 году, в честь 150­летия со дня смерти Н.В.Гоголя итальянская публика познакомилась с моноспектаклем по гоголевской повести «Портрет» в исполнении артиста Смоленского драматического театра Николая Коншина ­ заслуженного артиста России. А спустя какое­то время со спектаклем «Смешной человек» по одноимённому произведению Достоевского в Мерано побывал ещё один смоленский актёр ­ заслуженный артист России Сергей Тюмин. С большим успехом прошло выступление в Италии группы солистов театра «Молодой балет», руководит которым балетмейстер Смоленского драматического театра Елена Егорова. Юные танцовщики также были приглашены Ассоциацией культуры «Русь». Сыграли свою роль южно­тирольские впечатления и в дальнейшей творческой судьбе заслуженной артистки РФ Людмилы Лисюковой. Получив в подарок вышедшую в Италии книгу «Любовь Достоевская: Санкт­Петербург­Больцано», актриса задумала сделать спектакль о Любови Федоровне. Так родилась литературно­музыкальная композиция «Я желала бы жить там, где побольше солнца». Этот спектакль ­ попытка художественного осмысления книги, изданной Бьянкой Марабини­Цеггелер и журналистом Михаилом Талалаем в соавторстве с сотрудниками петербургского литературно­мемориального музея писателя. Название продиктовано анкетой, заполненной юной Достоевской во время летнего отдыха в Старой Руссе. На вопрос «Где бы вы хотели жить?» 19­летняя Люба простодушно ответила: «Я желала бы жить там, где побольше солнца». Премьера состоялась в день 180­летия Ф.М.Достоевского, 11 ноября 2001 года, в Старой Руссе. Главная идея спектакля Лисюковой в том, что судьба Любови Достоевской глубоко трагична, что она неотделима от судеб многих русских людей, оказавшихся вдали от родины волею обстоятельств. Любовь Федоровна всегда чтила память своего великого отца и сделала всё, что было в её силах для пропаганды произведений Достоевского в Европе и во всем мире. Находясь вдали от России, Любовь Федоровна долго и напряженно работала над воспоминаниями, воскрешающими в памяти впечатления детства, рассказы матери и других родственников. По словам Бьянки Марабини­Цеггелер, специально прибывшей на премьеру в Старую Руссу, «произошло маленькое чудо: из нашей, почти академической монографии выросло волнующее художественное произведение». За 30 лет работы на смоленской сцене Людмила Степановна Лисюкова сыграла десятки ролей. Многие из них отмечены местной и столичной театральной критикой. В репертуарном списке актрисы такие произведения мировой драматургии, как «Осенняя соната» И.Бергмана, где она играла Еву, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (Аманда), «Кукольный дом» Г. Ибсена (Нора), «Маленькая девочка» Н. Берберовой (Ольга). Играла Лисюкова и в спектаклях по пьесам современных драматургов: в комедии Н. Птушкиной «Пока она умирала» ­ Татьяну, трагикомедии «Конкурс» А. Галина – фарсовую роль Нины Карнауховой, драме Бориса Васильева «Завтра была война» ­ Валендру и др. Но и в этих столь разных работах главная тема актрисы остается неизменной – пристальное изучение человеческой души, тончайших переливов чувств, определяющих взаимоотношения между близкими людьми. Это заметно и по киноработам актрисы, которую в последние годы часто приглашают озвучивать документальные фильмы. После встречи в Смоленске с кинорежиссером Юрием Кузавковым, который снимал в нашем городе фильм об Александре Твардовском «Три жизни поэта» (в год 100­летнего юбилея великого поэта картина участвовала в III Всероссийском кинофестивале «Золотой Феникс»), а Людмила Лисюкова помогла ему найти юного артиста на роль Твардовского в детстве, актриса приняла участие в двух проектах кинорежиссёра, осуществленных на киностудии «Центр национального фильма». Первый – это документальный цикл «Генералы против генералов», который был приурочен к 95­летию революции 1917 года, где Лисюкова читает закадровый текст от имени Евгении Снесаревой – жены одного из генералов царской и белой армий, перешедшего на сторону большевиков. Второй – фильм Юрия Кузавкова «Москва­Берлин. Завтра война». Картина рассказывает о предвоенной Германии в период с 1933 по 1939 год, то есть после прихода к власти Гитлера. Кроме фотографий, материалов из газет и журналов, хроники из немецких и российских архивов в фильме «Москва­Берлин. Завтра война» использованы интервью живых свидетелей времени. А смоленские артисты Людмила Лисюкова и Николай Коншин переводят на русский воспоминания пожилых немцев, фактически дублируя их рассказ о том времени. Актёров нет в кадре, но они не просто безлично читают перевод, а словно бы проживают роль этих старых людей, отважившихся выступить в качестве свидетелей времени. Бесценный опыт во всём этом актрисе дала работа над её моноспектаклем «Никто другой не дал бы мне столько счастья», со дня первого показа которого в этом году исполнилось ровно 35 лет.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9 (181)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич