I
Год назад
в письмах В.А. Твардовской ко мне появились
упоминания о совместной с сестрой Ольгой
Александровной работе над новой книгой –
особенной и интересной. Вот одно из них:
«Трудимся
сейчас напряженно и почти столь же интенсивно
хвораем. Готовим книгу писем А.Т. <Александра
Твардовского> с войны. Некоторые частично
представлены фрагментами или цитировались в
военных дневниках, но полностью письма его к
М.И. <Марии Илларионовне жене> никогда не
публиковали. Работа технически сложная: письма
А.Т. оставались в первозданном виде. Надо было
их расшифровать и напечатать. И, конечно,
прокомментировать. Многие фамилии и события уже
забыты. Работа должна быть сдана в конце года,
чтобы успеть к юбилею <70летию Победы>».
Книгу эту
я предвкушал и ожидал с нетерпением. За время
нашего десятилетнего знакомства и сотрудничества
с дочерьми Твардовского было немало значительных
событий, интересных статей и новых книг о поэте,
вышли в свет восемь сборников Твардовских
чтений, тома «Рабочих тетрадей» А.Т. 60х, затем
50х годов. Но к письмам Твардовского у меня
изначально особое, я бы даже сказал, ревнивое
отношение. Помню ошеломляющий успех
опубликованных в издательстве «Маджента»
«Несгоревших писем» (письма 30х годов из
Смоленска московскому другу Толе Тарасенкову) на
нашей первой презентации в столичном доме
литераторов. Помню, сколько волнительных (для
себя) открытий было при получении от дочерей
Твардовского и последующей публикации в
«Смоленской дороге» и сборниках Твардовских
чтений подборок писем А.Т. к жене – из поездки
по Сибири, из Якутии, из Загорья, с Первого
съезда советских писателей. Мне выпала удача
быть их первым читателем. А это – особое чтение,
особое чувство и восприятие каждого слова – как
неведомого доселе. Но больше всего встряхнули, я
бы даже сказал, обратили в новую веру именно
фронтовые письма Твардовского к жене из книги,
подготовленной Валентиной и Ольгой
Александровнами к 60летию Победы «Я в свою
ходил атаку» (Дневники. Письма 19411945.
Москва, Вагриус, 2005).
Для меня
это, вообще, своего рода Первая книга. Первая,
подаренная Твардовскими. Первая, прочитанная до
«широкого читателя». Первая – с которой всё
началось: Твардовские чтения, поездки, встречи с
читателями, знакомства с интереснейшими людьми.
Тогда, в 2005 году, доктор исторических наук
Валентина Александровна Твардовская приехала в
Смоленск впервые после смерти отца. И я с
удивлением осознал, что она коренная смолянка
отсюда, из родного нашего города. Здесь родилась
и росла до восьми лет на улице Кашена. И мама
здесь росла, училась, работала. Замуж вышла за
будущего классика русской литературы, а тогда
бездомного деревенского паренька с ненадёжным и
неощутимым поэтическим и газетным заработком.
Родила дочь и сына. Это ей, Маше Гореловой, всю
жизнь писал Саша Твардовский самые
доверительные, самые обстоятельные, самые личные
и ласковые письма. Часть этих писем вошла в
книгу «Я в свою ходил атаку». «Фрагментами», как
сказала десять лет назад на презентации в
областной (тогда ещё безымянной) библиотеке В.А.
Твардовская.
Покойный
профессор Баевский тогда назвал «Атаку» романом.
Он именно так прочёл книгу – как захватывающий
роман, взахлёб, на одном дыхании. Действительно,
дневники, письма – всё настолько лично,
настолько искренне, в такой естественной
динамике, обусловленной войной. А в книге были
ещё и письма Марии Илларионовны... И всё же
«роман» к книге «Я в свою ходил атаку» както не
подходит. Почему? Потому что жанр этот
предполагает художественный вымысел. А в «Атаке»
вымысла нет. И, вообще, там много такого, о чём
в газетах и даже в романах не пишут. Пожалуй, в
первую очередь, это относится как раз к письмам.
Если дневниковые записи предполагают порой
«высокий штиль», то письма к подруге жизни...
Нет. Здесь много быта: про неприхваченное из
дома одеяло, про кормёжку, курево, дела семейные
и проч. Составители исключили как раз часть
хозяйственных и семейных забот из писем,
вошедших в «Атаку».
Десять
лет назад, провожая дорогую гостью до гостиницы,
я говорил Валентине Александровне, что жаль этих
сокращённых бытовых деталей. Порой мелкие мелочи
могут сказать больше десятков страниц... И вот
состоялась долгожданная книга военных писем –
без каких бы то ни было купюр! Многие из них
отсылались Марии Илларионовне с оказией, то есть
в обход военной цензуры. Мы, действительно,
получаем роман о человеке на войне –
откровенный, без художественного вымысла! Как
можно не оценить такую книгу в наши дни, когда
со всех сторон курочат историю войны, румянят
фашистов, и дёгтем мажут фронтовиков?
Оказывается, можно. В марте с огорчением узнал,
что московское издательство к юбилею Победы
книгу выпускать не собирается. Попросил
Валентину Александровну прислать для публикации
в «Смоленской дороге» хотя бы несколько писем из
неё. Ибо как помыслить юбилей Победы без
Твардовского? Особенно в Год литературы... в год
105летия поэта? И особенно в Смоленске,
который, как пишет в одном из писем сама
Валентина Александровна, «Твардовский
освобождал», а не просто заехал после
освобождения в родные места... Многие земляки
вообще об этом не знают. Поэтому вдвойне дорого,
что дочери Твардовского прислали для первой
публикации на родине именно письма А.Т.,
отправленные из освобождённого Смоленска в 1943
году.
Но,
пожалуй, для начала надобно сказать, как и
почему Твардовский в Смоленске оказался. Из
военного дневника («рабочих тетрадей», как
именовал сам поэт) мы можем узнать, что
подполковник Твардовский в качестве
корреспондента газеты Западного фронта
«Красноармейская правда» отправился на передовую
из Угры, где стоял в то время поезд редакции.
Наступающие части он догнал «на середине пути
Ельня – Смоленск». 23 сентября 1943 г. вошёл в
Починок вместе с конниками, штурмовавшими
железнодорожную станцию. Побывал в родных
местах. А затем с передовыми частями двинулся на
Смоленск и был там уже 25 сентября.
Никто ещё
не знал, что фронт застынет совсем недалеко от
Смоленска, на линии ОршаВитебск, на долгие
девять месяцев... И первый из них оказался
настолько горячим, что приостановились и
дневник, и переписка с женой. «Всё не было места
приткнуться, чтоб написать хоть строчку, всё
хотелось добраться «до места», пишет он в
первом смоленском письме жене 29 октября. А 31
октября в поезде редакции, который уже на
смоленской Сортировочной, кратко восстанавливает
события в дневнике: «За полтора месяца я успел,
покинув Москву и прервав застопорившуюся работу
над поэмой без заглавия <«Дом у дороги»>,
насидеться в поезде на Угре, ...поехать на
фронт, ...побывать в окрестностях Загорья,
богатых столькими воспоминаниями детства и
юности, и в самом Загорье, попасть в Смоленск по
Рославльскому шоссе, видеть его первые дни — до
митинга включительно, найти, вывезти и устроить
всех родных, побывать вновь в Москве, вновь
вернуться на Угру, сдать военный экзамен,
проваляться в пути от ст. Угра досюда,
...прочесть вдруг коечто Достоевского, Лескова,
написать всего лишь одну статейку о пути на
Смоленск, текст официального, обычного письма
Сталину, одно совершенно деревянное
стихотворение «Иван Громак» (а онто, кажется,
Громака) и распространить вширь с
соответствующим закруглением для праздничного
номера газеты <29 октября День рождения
комсомола> один из набросков поэмы без
заглавия»...
Небольшой
абзац, даже часть абзаца. А сколько всего за
этим стоит. История дышит. Вот так просто:
«поехал на фронт», «попал в Смоленск» и даты
помечены, запечатлённые на скрижалях истории,
вошедшие в учебники. Или взять «обычное письмо»
Сталину. Это не вдруг Твардовский решил вождю
привет передать (он не из тех, кто этим
увлекался) а это от всех освобождённых
земляков слова благодарности родной стране и
родной Армии, это радость избавления от
изнуряющего унизительного вседневного страха.
Любопытно и символично, что так естественно и
неоспоримо выпало Твардовскому быть голосом
освобождённой родной земли. Может, сам не
сознавая того, он стал этим всенародным голосом
ещё со «Страны Муравии». А уж с «Тёркиным» и
вовсе укрепился в каждой душе. Этот голос жадно
ловили и выделяли из общего хора по всему Союзу.
Так было и на упомянутом митинге в Смоленске (2
октября у Памятника с орлами), где Твардовский и
озвучил текст «обыкновенного письма».
Большая
человеческая трагедия вершится, и всё
вперемешку с нудным, скудным бытом: в отцовской
семье, в редакции. И самое удивительное, что в
этой скудости, окрашенной в грязносерые тона
ненасытной войны, рождаются небывалые по
эмоциональной насыщенности произведения. Читая
«смоленские письма» Твардовского, не раз
вспоминал строчки Ахматовой «Когда б вы знали,
из какого сора //Растут стихи, не ведая
стыда...».
I I
Вообщето, признаюсь здесь, поначалу я был
несколько разочарован подарком сестёр
Твардовских. Семь писем за октябрьдекабрь 1943
года. Из них шесть почти полностью опубликованы
десять лет назад в «Атаке», а неопубликованное –
собственно, не письмо даже, а сопроводительная
записка к Марии Илларионовне.
Но передо
мной именно «полный вариант» – с «мелочами», как
хотел. Разбирайся. Начал сверять письма с
публикациями в «Атаке» и выделять курсивом
каждое пропущенное слово. Надо сказать, это было
сделать несложно, ибо составители книги
добросовестно каждое сокращение обозначали
отточиями. Не буду приводить и комментировать
все «курсивы», ибо, действительно, они
добавляют... В человеческом, что ли, плане:
любящий, заботливый муж и отец и т.п. Но не
только. Уже при первой сверке меня затормозил
надолго следующий фрагмент письма,
озаглавленного «28.ХI Д/а п/п 15205К
<Смоленск>»:
«... Из
меня теперь вырабатывается такой ходатай по
делам, что куда пуще. Практику мне в этом
направлении доставил главным образом Павел <брат
А.Т. – 19171983>, которого пришлось
выколупывать из очень тяжелых морально и
физически обстоятельств. Короче говоря, я
подобрал его в некоем месте лежачего, больного,
босого, перевез в госпиталь, откуда он только
сегодня выписался, а теперь направляется в
места, где, как могу предполагать, ему дадут
возможность поскорей добраться до дела,
настоящей работы, о чём единственно он и
мечтает, если он может, вообще, мечтать о
чёмлибо. Это больной, усталый старик,
которому как будто всё – всё равно уже. Помочь
ему в чёмлибо помимо того, как помочь скорее
добраться до передовой, я не могу, да и он этого
не захотел бы. Знала б ты, какой это честный,
чистый и славный человек, главная беда которого
в излишней скромности. Ему очень не повезло. А
ведь он уже командовал ротой и дважды был
представлен к награде за участие в семи атаках.
Дважды бежал изпод немецкой проволоки.
Истощение и нервные потрясения лишили его в
нужный момент сил для продолжения пути на
восток, и всё остальное – стандартная драма «окруженца»,
с оговоркой, что это человек очень чуткий и
болезненно честный».
Десять
лет назад вот эту информацию о брате Павле (без
курсива) я прочёл как откровение, ибо совсем
ничего не знал ни о нём, ни о том факте, что
дороги братьев пересеклись в освобождённом
Смоленске. И что я вывел тогда? Первое и
безусловное: Твардовский спас в эти тяжёлые дни
не только бездомных родителей и сестёр
(оказывается, ещё с тремя малолетними их детьми)
– от холода, голода и ещё бог весть чего, но и
брата. Последнего, как подумалось, от серьёзных,
мягко говоря, неприятностей. Похоже на то, что
Павел дезертировал или вовсе уклонился от
призыва на войну, гдето прятался, отлёживался
на оккупированной территории. Поскольку так
сразу нашёлся «в одном месте», видимо, родители
прятали. И как в таком случае этому самому Павлу
было объявиться? Саму фразу, что помочь брату
поэт ничем не может, кроме как добраться до
передовой, я воспринял как осуждение
недостойного поступка и проч. И посочувствовал,
естественно, что опять «родня» подвела
Твардовского под монастырь.
И вот,
оказывается, не осуждение, а искренний порыв
души поклониться в ноги этому «честному, чистому
и славному» человеку за его бесчисленные
страдания, за его скромный, никому не ведомый
подвиг. Семь раз ходил в атаку, дважды бежал
изпод немецкой «колючки»... И вся его вина в
том, что «не повезло». Так же, как не сотням, не
тысячам, а миллионам бойцов (большинство изпод
«колючки» не убежало). Вина, что не осталось сил
прорываться дальше на восток, что ноги сами
несли к родному тёплому порогу, к самым дорогим
людям, о которых изболелась душа. И кому понять
такое, как не Твардовскому, который с первых
дней на войне, и не только пережил ужас разгрома
и отступления (бегства?) 41го, но даже сам
побывал в окружении? И сам вернулся Домой –
освободителем. Пусть крыши не осталось от той
квартиры, которую они с женой получили в
Смоленске перед войной и отдали родителям
Александра (собственно, всему семейству,
вывезенному из ссылки), но первым делом – найти
всех родных, пристроить в чудом уцелевшем доме
на Запольной. Первого ноября он сам переселяется
«к старикам» из редакционного поезда,
перебазировавшегося на Сортировочную, и
записывает в дневнике: «Это на окраине
безобразного Смоленска ....Иначе говоря, это
случай в походе, это не «дом», а приют, крыша,
под которой приютилось семь душ моих родных и я
сам, занимающий хорошую комнату с тамбуром от
коридора и видом на загородные «лобыри» из моего
окна»... Здесь он прожил два месяца. Письма и
Рабочие тетради убеждают, что месяцы эти провели
глубокую борозду не только в душе поэта, но во
всей русской литературе.
Как ни
покажется странным, но именно «курсив» вдруг
прояснил для меня то, что раньше лишь смутно
брезжило. Как звук боевой трубы, прозвучала
фраза о судьбе брата Павла: «... и всё остальное
– стандартная драма «окруженца», с оговоркой,
что это человек очень чуткий и болезненно
честный». Постойте, чемто таким знакомым
отзывается эта «драма окруженца». Уж не путь ли
перед нами Андрея Сивцова? Давайте разберёмся.
Итак, в упоминавшемся обзоре событий за полтора
месяца А.Т. покидает Москву, «прервав
застопорившуюся работу над поэмой без заглавия».
В праздничном номере газеты (29 октября)
расширил и закруглил один из набросков
безымянной поэмы (впору нам отмечать дату первой
публикации «Дома у дороги» на Сортировке!).
Второго ноября в РТ появляется запись: «Вчера
прочитал старикам из «лирической хроники»,
почувствовал, что хорошо, и сегодня стал её
продолжать, монтировать, держась названия «Дом у
дороги» (вот когда и где оно появилось!). А 5
ноября А.Т. записывает: «Коекак дотянул главку
«Уход из дому». Записывает три строфы из
«главки». Со значительными изменениями они вошли
в третью главу окончательной редакции поэмы. То
есть в Москве работа остановилась на общей идее
безжалостного вторжения войны в мирную жизнь
простой любящей семьи. На картинах мирной жизни
и вторгшейся в неё трагической вести. Нарастают
ноты напрягшейся до звона тревоги, разлуки, и
наконец, обрыв всего, всё сметено... Это сам
Твардовский пережил мучительно, об этом писал в
Москве и уже в Смоленске продолжил и смонтировал
написанное до осознания Анной любви к ушедшему
на войну мужу:
И та
любовь была сильна
Такою
властной силой,
Что
разлучить одна война
Могла.
И
разлучила.
Окончание следует.
|
|