Философия
древности до сих пор является образцом высшего
разума, гениальности мысли и примером для
подражания и развития. Со времени Гомера
человечество стремится к совершенствованию
себя, познанию мира, что ведет к эволюции
субстанциональных представлений человека о
добре и зле, о своей роли и месте в развитии
человеческой цивилизации.
Первичное
познание мира явило стремление человека
древнейших времен к самосохранению в борьбе за
выживание под угрозой полного уничтожения. Это
познание было на уровне инстинктов, которые
двигали человеком, что в связи с бытом
определяло сознание.
Если угрозу
жизни и существованию человека принять за зло,
то стремление выжить следует считать добром.
Отсюда недвусмысленно появляется вывод о вечной
борьбе добра со злом, светлых сил с темными и
так далее.
Познавая себя,
окружающий мир, человек создавал образы,
систематизировал события, выстраивал
закономерности и цепочку событий, приводящих к
тому или иному результату. Для управления своими
поступками и поступками окружающих людей
человек придумал ограничения, которые
впоследствии стали правилами, а еще позднее
привели к образованию права, которому стали
подчиняться люди, образовываясь в объединения,
вплоть до создания государств.
Философское
правосознание возникло из мироощущений и
мировосприятия анимистической, мифологической,
религиозной культур.
Познание мира и
самого себя всегда было и остается движущей
силой человека. Познавая мир и себя, человек все
более ощущает потребность в новых познаниях,
поскольку полученные познания лишь приоткрывают
завесу непознанного. В этом стремлении к
познанию происходит изменение сознания самого
человека, как своего рода преобразователь
полученных знаний в новые знания, передающиеся
от него другим исследователям.
Познания не
приходят сами, за них человек борется. В этой
борьбе человек выбирает нужное, а время
оставляет лучшее.
Дошедшая до
наших дней философия древних народов и
цивилизаций показывает пройденный путь
исследований, развития человеческой мысли,
определяет ценности человеческого сознания и
бытия и одновременно открывает перед людьми
новые возможности, остерегая одновременно от
соблазна разрушить чуждый мир, чтобы не потерять
собственный.
Восприятие мира
одним индивидуумом не совпадает с восприятием
другого человека, а часто у каждого из них по
несколько видов восприятия одних и тех же
события. Все зависит от времени, места и точки
отсчета для восприятия окружающего мира.
Так, нападающий
одновременно решает несколько задач. Победить
противника, напугать противника, отогнать
противника от своих владений, захватить новые
владения, чем укрепить свое влияние. В каждом
случае мир предстает в том обличии, какое
отвечает устремлениям нападающего.
Для отступающего
все по другому.
И оценить, на
чьей стороне правда, без попытки оценить
поступки каждой стороны в отдельности сообразно
своим мироощущениям, невозможно. Но и это
мироощущение будет индивидуально, поскольку это
мироощущение одного индивидуума.
Но для того,
чтобы мироощущение было массовым, с одинаковым
восприятием, требуются единство понимания и
общая точка отсчета.
При отсутствии
единства пусть и небольшого по численности круга
лиц неизбежно будут нарастать центробежные силы
для отрыва от этого круга с целью создания
собственного.
Примером тому
может служить разлад в семье, влекущий развод
как кардинальный шаг, самоопределение компактно
проживающих людей одной социальной или
этнической группы, влекущее выход из
существующего образования и создание нового
образования и т.д. до бесконечности.
Группируясь по
интересам, целям, этносу и т.д., различные
группы имеют поэтому возможность разрастись до
государства, но далеко не у всех это получается,
да и не все ставят перед собой такую задачу.
А что делать
тем, кто не вписывается в общее течение жизни,
кто имеет собственное мнение, отличное от других
и большинства, в частности?
Ответ на данный
вопрос до сих пор не найден. Хотя рецепты с
древних времен предлагаются разные.
Здесь и
смирение, и протест одновременно, мирное
сосуществование и истребление иноверцев.
Налицо опять
борьба, но уже не за выживание в дикой природе
как таковой, а борьба за выживание в среде
сородичей, единоверцев и т.д.
В этой борьбе
вряд ли будет победитель когда- либо, поскольку
пока живы борющиеся стороны, борьба будет
неизменно продолжаться. И не обязательно, чтобы
эта борьба носила кровопролитный характер. Это
может быть спор ученых, или игра в шахматы,
спортивные соревнования или голосование
законодателей, спор родителей с детьми или между
собой.
Главное, чтобы
результатом для спорящих сторон было одинаковое
восприятие результатов спора, иначе спор будет
разгораться снова и снова.
Когда меняется
поколение, результат прошедшего без их участия
спора, конфронтации или борьбы носит иной
характер, иные ценности могут выйти на первый
план, следовательно, иное восприятие его. В
зависимости от этого и других факторов ситуация
может повториться. К примеру: события битвы под
Полтавой не стали примером для Наполеона и
последующих претендентов на завоевание чужих
территорий. Империи имеют свойство распадаться
вне зависимости от срока их существования.
Развитие
цивилизации в техническом плане не обязательно
ведет к цивилизованности людей. Все величайшие
глупости человечество уже совершило, а мы их
только повторяем, так говорили философы
древности, и мы повторяем, и будут повторять
наши потомки, и будут они совершать те же
глупости. Таков удел человека.
Вместе с тем
тяга людей друг к другу независимо от интереса
является характерной чертой цивилизованного
человека, обладающего миропониманием того, что
закрытость, пусть даже целого народа, ведет к
изоляции и, как следствие, к полному
исчезновению.
Открытость и
стремление к общению, сотрудничеству позволяют
сторонам обогатиться и в первую очередь духовно,
ибо нет более высокой цены, которую человечество
заплатило за собственную духовность, и ничто так
не обесценено, как духовность.
Вначале было
слово, ибо оно несет человеку знание, а значит
свет. Но словом можно и возвысить, и унизить, и
даже убить. Посему человеческая мудрость, в
слове сказанная, на века показывает путь к
развитию разумному, а бездуховному и падшему
духом человеку этот путь неведом и невидим.
“Cogito, ergo
sum”- Мыслю, следовательно, существую (Декарт).
“Consencio
omnium gentium est lex natural”- Согласие всех
народов – закон природы.
Эти истины
человечество выстрадало, и от ныне живущих
зависит дальнейший путь развития человеческой
цивилизации.
Выбери свой
путь, читатель, и иди по нему смело с памятью
предков, делами своими создавая будущее для
потомков! Не дай цивилизации погибнуть!
С признательностью
и верой в созидающий
разум человеческий,
Ваш Макар Зацепин.
|