Из окон офиса редакции красуется
чудное здание Дворца бракосочетания. С самого
раннего утра здесь собираются счастливые
молодожены, их родные и друзья. Льется веселье,
у всех причастных к торжествам – радостные лица.
Но этот Дворец видит и угрюмые
выражения лиц – тех, кто потерял надежду на
красивую жизнь. По российской статистике,
количество разводов даже превышает число
заключенных браков.
В связи с этой печальной
статистикой вспоминается фильм «Тот самый барон
Мюнхгаузен» с великим Олегом Янковским в главной
роли. Как-то затеял барон бракоразводный
процесс. Действо происходило в 1799 году, когда
царили строгие нравы, когда высочайшая комиссия
решала, - позволять расторгнуть брак или нет.
Мюнхгаузен убедил власть, что не может жить с
женой, поскольку влюбился в другую женщину. Но
бракоразводный контракт подписал 32-м мая 1799
года.
Какой шум поднялся! Барона обвинили
в том, что он в очередной раз соврал и подвел
членов высочайшей комиссии, поручившихся за
него. Но Мюнхгаузен привел в качестве аргумента
астрономические познания, как «набегает» лишний
день за год по времени движения Земли вокруг
своей оси. И тем самым доказал, что дата имеет
право на жизнь.
Вспомнил я о сказочном герое также
и по такому поводу. Директор СОГБУ «Смоленскавтодор»
Владислав Апаков подписал контракт на поставку
асфальтобетонных комплексов 11 июня 2014 года со
сроком поставки до 50 дней и сроком монтажа до 3
дней. По «арифметике» барона Мюнхгаузена
получается так, что 64-го июня 2014 года заводы
должны были заработать. Но г-н Апаков продлил
срок пуска еще на 365 дней. В общем, получается
астрономическая дата – 429-е июня… А на практике
это означает, что «лизингодателю» за этот год
простоя причитается, согласно графику лизинговых
платежей, 220 млн. рублей.
В предыдущем номере журнала
«Смоленск» мы подробно поведали читателям о
закупке на сумму более одного миллиарда рублей
за счет средств Дорожного фонда 77 единиц
специальной техники, предназначенной не только
для содержания и ремонта, но и для реконструкции
и строительства автомобильных дорог, что не
входит в разрешенный перечень Бюджетного кодекса
РФ.
Кроме двух асфальтобетонных
комплексов, закуплены по лизингу дорожная фреза
с функцией ресайклинга, специализированное
оборудование для выполнения комплекса работ по
диагностике, проектированию и ремонту
асфальтобетонного покрытия, производственный
комплекс для выполнения дробильно-сортировочных
работ, карьерные экскаваторы. Где работает эта
техника? Неужели ее надо искать с помощью
станции GPS-Глонасс, также, кстати,
приобретенной за субсидию областной
администрации?
После критических выступлений
журнала «Смоленск» и Смоленской народной газеты
Владислав Апаков спешно созвал пресс-конференцию
и, ничтоже сумняшеся, с умнейшим, судя по
телевизионной картинке, выражением лица, заявил
журналистам, что закупкой американских
асфальтобетонных комплексов он обеспечил
солидную экономию бюджетных средств. Вот, мол,
заменят эти комплексы имеющиеся сегодня в
регионе 20 малопроизводительных заводиков и
обеспечат качественной асфальтобетонной смесью
все автодороги области, требующие ремонта.
В предыдущих публикациях я уже
отмечал, что реальная рыночная цена
произведенных нашими заокеанскими «закадычными
партнерами» комплексов более чем в 5 раз ниже,
чем закупил г-н Апаков. Но он, по-видимому, еще
не силен и в географии Смоленской области. Если
провести диагонали с северо-запада и с
северо-востока на юг, то расстояние между
дальними районами Смоленщины составит более 300
километров. А максимальное расстояние для
сохранения надлежащего качества асфальтобетонной
смеси составляет 100 километров. К тому же
транспортные издержки высоки: доставка одной
тонны груза на один километр обходится в 3,5
рубля.
Отсюда вывод: стратегия замены
двумя «американцами» заводов бывших ДРСУ ущербна
не только из-за пренебрежения сведениями из
географии, но и в силу пробелов в познаниях по
экономике…
Что же касается эффективности
покрытия территории Смоленщины сетью
асфальтобетонных заводов, то приобретение
трех-четырех российских асфальтобетонных заводов
ДС-185 с автоматической системой управления
закрыло бы всю потребность «Смоленскавтодора» в
асфальте при минимальных затратах денежных
средств и их реальной экономии не на словах, а
на деле. Такие заводы производят 50 тонн смеси в
час, их стоимость составляет всего 16 млн.
рублей.
Теперь остановимся на «сказочных»
комплексах «непрерывного действия», которые так
эмоционально рекламирует г-н Апаков. Это по сути
модернизированные во времена дорожного бума в
США так называемые «бочки с дымом». На
протяжении 70 лет советской власти «бочки с
дымом» чуть ли не в каждом карьере поднимали над
округой клубы черного дыма.
В модернизированных «бочках»
инертные материалы беспрестанно засыпаются в
барабан, нагреваются до 170 градусов и
«ручейком» вытекают на желоб. Освободившееся в
барабане место автоматически заполняется новой
порцией инертных материалов.
Заводы непрерывного действия
существенно дешевле комплексов циклического типа
(но только не в истории с закупкой по лизингу
для «Смоленскавтодора»!). Дешевизна объясняется
тем, что здесь отсутствуют мешалки, в которых
инертные материалы с помощью грохота приобретают
однородную массу.
Но комплексы непрерывного действия
требуют особого качества инертных материалов. В
смесь также не добавить различные
гранулированные добавки и целлюлозу – они
попросту сгорят в барабане.
Это к вопросу о «чудо-смесях»,
которые преподносятся г-ном Апаковым чуть ли не
как революция в приготовлении качественного
асфальта. Да у современных комплексов
циклического типа как раз-таки более
разнообразная вариантность приготовления
различных смесей. Потому они и дороже, и
пользуются повышенным спросом в России и в
Европе по сравнению с комплексами непрерывного
действия. Скажем, щебеночно-мастичную смесь,
используемую на верхние слои покрытия, применяли
при реконструкции дороги по улице Кирова и на
федеральных дорогах М-1 и А-141. Как отмечают
специалисты, состав покрытия позволяет
обеспечить длительную эксплуатацию дороги без
ремонтных работ.
Словом, на практике преимущества
комплексов непрерывного действия – низкая цена и
быстрота монтажа-демонтажа – обернулись на
Смоленщине своей противоположностью, а асфальта
– ни качественного, ни некачественного –
смоленские дороги от «американцев» так и не
получили. Напомню читателям еще об одном
«достижении» в результате «успешной» реформы
дорожной отрасли в Смоленской области: в 2014
году в регионе отремонтировано менее 43
километров автодорог.
По материалам статьи «Потемкинские
деревни» по-смоленски» УМВД России по Смоленской
области проводит проверку. Надеюсь, следователи
обратят внимание и на дополнительное соглашение
к Контракту от 11 июня 2014 года, заключенное
между СОГБУ «Смоленскавтодор» и ЗАО «МЛК» 03
сентября 2014 года. Этим дополнительным
соглашением «Лизингодатель уведомил
лизингополучателя о том, что имущественные права
(требования) по получению денежных средств по
договору лизинга и предмет лизинга (Имущество)
находится в залоге у Открытого акционерного
общества «Транскапиталбанк», с которым у
Лизингодателя заключен кредитный контракт на
привлечение средств с целью исполнения условий
настоящего Контракта».
Ни в контракте, ни в дополнительном
соглашении к нему так и не указано, сколько
денежных средств «лизингодатель» взял в банке на
закупку техники. Неужели все получит банк, а
«лизингодатель» является альтруистом? Интересно,
а как квалифицируют данное дополнительное
соглашение следователи УМВД России по Смоленской
области? Смогут ли следователи «докопаться» до
конкретных сумм, за которые комплексы
приобретены «лизингодателем» у производителей
или прямых поставщиков? Также остается открытым
вопрос: кто ответит за годичный простой
асфальтобетонных комплексов, обошедшийся уже
смоленским налогоплательщикам суммой в 220
миллионов рублей?
|