Главная | Архив |

  ДУХ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА  
   

 

НЕЛАДЫ С АРИФМЕТИКОЙ. И НЕ ТОЛЬКО…

 

 

Из окон офиса редакции красуется чудное здание Дворца бракосочетания. С самого раннего утра здесь собираются счастливые молодожены, их родные и друзья. Льется веселье, у всех причастных к торжествам – радостные лица.

Но этот Дворец видит и угрюмые выражения лиц – тех, кто потерял надежду на красивую жизнь. По российской статистике, количество разводов даже превышает число заключенных браков.

В связи с этой печальной статистикой вспоминается фильм «Тот самый барон Мюнхгаузен» с великим Олегом Янковским в главной роли. Как-то затеял барон бракоразводный процесс. Действо происходило в 1799 году, когда царили строгие нравы, когда высочайшая комиссия решала, - позволять расторгнуть брак или нет. Мюнхгаузен убедил власть, что не может жить с женой, поскольку влюбился в другую женщину. Но бракоразводный контракт подписал 32-м мая 1799 года.

Какой шум поднялся! Барона обвинили в том, что он в очередной раз соврал и подвел членов высочайшей комиссии, поручившихся за него. Но Мюнхгаузен привел в качестве аргумента астрономические познания, как «набегает» лишний день за год по времени движения Земли вокруг своей оси. И тем самым доказал, что дата имеет право на жизнь.

Вспомнил я о сказочном герое также и по такому поводу. Директор СОГБУ «Смоленскавтодор» Владислав Апаков подписал контракт на поставку асфальтобетонных комплексов 11 июня 2014 года со сроком поставки до 50 дней и сроком монтажа до 3 дней. По «арифметике» барона Мюнхгаузена получается так, что 64-го июня 2014 года заводы должны были заработать. Но г-н Апаков продлил срок пуска еще на 365 дней. В общем, получается астрономическая дата – 429-е июня… А на практике это означает, что «лизингодателю» за этот год простоя причитается, согласно графику лизинговых платежей, 220 млн. рублей.

В предыдущем номере журнала «Смоленск» мы подробно поведали читателям о закупке  на сумму более одного миллиарда рублей за счет средств Дорожного фонда 77 единиц специальной техники, предназначенной не только для содержания и ремонта, но и для реконструкции и строительства автомобильных дорог, что не входит в разрешенный перечень Бюджетного кодекса РФ.

Кроме двух асфальтобетонных комплексов, закуплены по лизингу дорожная фреза с функцией ресайклинга, специализированное оборудование для выполнения комплекса работ по диагностике, проектированию и ремонту асфальтобетонного покрытия, производственный комплекс для выполнения дробильно-сортировочных работ, карьерные экскаваторы. Где работает эта техника? Неужели ее надо искать с помощью станции GPS-Глонасс, также, кстати, приобретенной за субсидию областной администрации?

После критических выступлений журнала «Смоленск» и Смоленской народной газеты Владислав Апаков спешно созвал пресс-конференцию и, ничтоже сумняшеся, с умнейшим, судя по телевизионной картинке, выражением лица, заявил журналистам, что закупкой американских асфальтобетонных комплексов он обеспечил солидную экономию бюджетных средств. Вот, мол, заменят эти комплексы имеющиеся сегодня в регионе 20 малопроизводительных заводиков и обеспечат качественной асфальтобетонной смесью все автодороги области, требующие ремонта.

В предыдущих публикациях я уже отмечал, что реальная рыночная цена произведенных нашими заокеанскими «закадычными партнерами» комплексов более чем в 5 раз ниже, чем закупил г-н Апаков. Но он, по-видимому, еще не силен и в географии Смоленской области. Если провести диагонали с северо-запада и с северо-востока на юг, то расстояние между дальними районами Смоленщины составит более 300 километров. А максимальное расстояние для сохранения надлежащего качества асфальтобетонной смеси составляет 100 километров. К тому же транспортные издержки высоки: доставка одной тонны груза на один километр обходится в 3,5 рубля.

Отсюда вывод: стратегия замены двумя «американцами» заводов бывших ДРСУ ущербна не только из-за пренебрежения сведениями из географии, но и в силу пробелов в познаниях по экономике…

Что же касается эффективности покрытия территории Смоленщины сетью асфальтобетонных заводов, то приобретение трех-четырех российских асфальтобетонных заводов ДС-185 с автоматической системой управления закрыло бы всю потребность «Смоленскавтодора» в асфальте при минимальных затратах денежных средств и их реальной экономии не на словах, а на деле. Такие заводы производят 50 тонн смеси в час, их стоимость составляет всего 16 млн. рублей.

Теперь остановимся на «сказочных» комплексах «непрерывного действия», которые так эмоционально рекламирует г-н Апаков. Это по сути модернизированные во времена дорожного бума в США так называемые «бочки с дымом». На протяжении 70 лет советской власти «бочки с дымом» чуть ли не в каждом карьере поднимали над округой клубы черного дыма.

В модернизированных «бочках» инертные материалы беспрестанно засыпаются в барабан, нагреваются до 170 градусов и «ручейком» вытекают на желоб. Освободившееся в барабане место автоматически  заполняется новой порцией инертных материалов.

Заводы непрерывного действия существенно дешевле комплексов циклического типа (но только не в истории с закупкой по лизингу для «Смоленскавтодора»!). Дешевизна объясняется тем, что здесь отсутствуют мешалки, в которых инертные материалы с помощью грохота приобретают однородную массу.

Но комплексы непрерывного действия требуют особого качества инертных материалов. В смесь также не добавить различные гранулированные добавки и целлюлозу – они попросту сгорят в барабане.

Это к вопросу о «чудо-смесях», которые преподносятся г-ном Апаковым чуть ли не как революция в приготовлении качественного асфальта. Да у современных комплексов циклического типа как раз-таки более разнообразная вариантность приготовления различных смесей. Потому они и дороже, и пользуются повышенным спросом в России и в Европе по сравнению с комплексами непрерывного действия. Скажем, щебеночно-мастичную смесь, используемую на верхние слои покрытия, применяли при реконструкции дороги по улице Кирова и на федеральных дорогах М-1 и А-141. Как отмечают специалисты, состав покрытия позволяет обеспечить длительную эксплуатацию дороги без ремонтных работ.

Словом, на практике преимущества комплексов непрерывного действия – низкая цена и быстрота монтажа-демонтажа – обернулись на Смоленщине своей противоположностью, а асфальта – ни качественного, ни некачественного – смоленские дороги от «американцев» так и не получили. Напомню читателям еще об одном «достижении» в результате «успешной» реформы дорожной отрасли в Смоленской области: в 2014 году в регионе отремонтировано менее 43 километров автодорог.

По материалам статьи «Потемкинские деревни» по-смоленски» УМВД России по Смоленской области проводит проверку. Надеюсь, следователи обратят внимание и на дополнительное соглашение к Контракту от 11 июня 2014 года, заключенное между СОГБУ «Смоленскавтодор» и ЗАО «МЛК» 03 сентября 2014 года. Этим дополнительным соглашением «Лизингодатель уведомил лизингополучателя о том, что имущественные права (требования) по получению денежных средств по договору лизинга и предмет лизинга (Имущество) находится в залоге у Открытого акционерного общества «Транскапиталбанк», с которым у Лизингодателя заключен кредитный контракт на привлечение средств с целью исполнения условий настоящего Контракта».

Ни в контракте, ни в дополнительном соглашении к нему так и не указано, сколько денежных средств «лизингодатель» взял в банке на закупку техники. Неужели все получит банк, а «лизингодатель» является альтруистом? Интересно, а как квалифицируют  данное дополнительное соглашение следователи УМВД России по Смоленской области? Смогут ли следователи «докопаться» до конкретных сумм, за которые комплексы приобретены «лизингодателем» у производителей или прямых поставщиков? Также остается открытым вопрос: кто ответит за годичный простой асфальтобетонных комплексов, обошедшийся уже смоленским налогоплательщикам суммой в 220 миллионов рублей?








 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№9 (181)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич