Главная | Архив |

  Выставки  
   

Раиса ГАЙДАРОВА

 

До новых встреч,
Мастер!

 

 

Жаркое лето 2007-го – калейдоскоп юбилеев. На Большой Советской, в выставочном зале СХ вопреки сезонным прогнозам один вернисаж следует за другим. Правление творческого Союза на каникулы, как уж повелось, не уходит. Традиции чествования обрастают новыми жизнерадостными ритуалами, юбилейные речи все восторженней и поэтичнее... Этот высокий градус симпатий и был зафиксирован в самом зените лета, на персональной выставке члена Союза художников России Валентины Константиновны Никулиной в честь совершенно легальной, даже где-то гордо обозначенной самим мастером гобелена даты – 75-летия. В Смоленске только она и занимает этот пьедестал, впрочем достаточно просторный для любого творца. Да вот что интересно – никто не потеснил ее на этой важной творческой площадке – уж очень своеобразен, даже уникален этот вид прикладного искусства – гобелен.
Однажды задумавшись - как же это у нее получается, Валентина Константиновна возьми да и посчитай, скольких цветов и оттенков ниточки вплела она в свое, например, шерстяное панно «Смоленск»? На 350-м остановилась. А ведь красить пряжу ей приходится самой. И каждую ниточку через 2-5 мм вплетать туда, куда требуется согласно художественному замыслу... По 2-3 года уходило на создание гобеленов, таких как эти замечательные «Большие купола Смоленска», «Смоленское ожерелье», «Новоспасское»... Ее гобелены возили в российские города – Белгород, Калининград, Москву, и за пределы России – Германию, Китай. Работы Смоленского мастера хранятся в Министерстве культуры России, музее Московского текстильного института, Загорском историко-художественном музее – заповеднике, Смоленском музее - заповеднике... И конечно, в частных коллекциях, возвращая современному жилищу с его санитарно-коммунальным комфортом легкий, но терпкий аромат истории, европейской культуры. С этим приходит иное мировоззрение...
Европейское средневековье удачно придумало утеплять стены комнат, рыцарских покоев в холодных замках шпалерами, потом тканым шелком, тонкой пряжей, шерстью. Со стен стали смотреть шедевры Рубенса, Рафаэля, - грели тело, возвышали душу. Приехавший во Францию Петр I восхитился шпалерными шедеврами, получил от Людовика XV желанный подарок – гобелен со сценами из Нового Завета. По приезду в Петербург не преминул открыть шпалерную мануфактуру, собрав художников и мастеров. Сегодня полноводная река этого прикладного вида искусства обмелела до пересыхающего ручейка: гобелены украшают интерьеры только самых изысканных любителей уникального древнего ремесла.
Мастеров-гобеленщиков все меньше: дорог материал, очень трудоемок творческий процесс. Да и малая востребованность... Российский потребитель красоты и уюта лучше повесит ковровый ширпотреб, из которого газами будут выветриваться запахи фабричных красителей, чем это чудо человеческих рук.
А зря... Вот висит на стене шерстяное панно: аисты в полете, колокольчики тонюсенько звенят на ветру. Греет рукотворное солнце, добрая энергия рук созидательницы отогревает нас, ушедших от матушки-природы в панельные джунгли. Что-то возвращает нас самим себе... А вдохновляющий образ Смоленска на гобеленах В.К. Никулиной?! Неповторимые силуэты церквей, храмов, исторических архитектурных ансамблей! Предельно обобщенные, они создаются только цветом, тоном, сочетанием цветных плоскостей и пятен. Строгая красота, благородная величественностью древней архитектуры, подчеркнуты чеканностью композиции, богатством орнаментальных форм, богатой цветовой гаммой.
Смоленск глазами художницы – это вечный в своей древней величественной красоте город, который нельзя не любить, нельзя не полюбить, увидев однажды. Так, как это и произошло с Валентиной Константиновной, родившейся далеко от здешних мест в Саратовской области. Отец погиб в 1942-м, мать поднимала с трудом семерых детей. Ели лепешки из травы и толченых желудей. Но не лебедой единой... В степи за деревней, где Валя пасла телят, существовало другое мироздание... Оно познавалось, открывалось, потрясало. «А как пробегали по земле первые лучи солнца? Что пошевелится, что отзовется? Через много лет появится гобелен: васильки на фоне восходящего солнца. Тонкая лиричность, поэтическое восприятие природы – еще одна солнечная грань ее дарования.
Обнаружив его, дарование, как-то неожиданно, но неизбежно, девочка из саратовской деревеньки двинулась за специальным образованием в Москву. Точно как в фильме «Приходите завтра», приехала в столицу, надрываясь под тяжестью чемодана, постели, подушки – в сапогах (в июле-то!), в шляпе, в бедноватом прикиде из ситца. В Текстильный институт, на факультет прикладного искусства. Успешно закончив, приехала в Смоленск, ставший для нее творческой «альма-матер» и главным городом жизни. 17 лет проработала художником на Смоленском льнокомбинате. Идет бывало по вечерней Смоленской улице, а на окнах гардины по ее рисункам! А созданные ею декоративные панно и театральные занавеси (их более 20) в клубах и в дворцах культуры Смоленска и области – отдельный и интересный разговор. Как впрочем и ее живописные и графические работы. И вот новая творческая полоса – гобелены. Здесь она заявила себя мастером со своим стилем, выразительным пластическим языком. Пошли выставки, почетные грамоты, персональные всероссийские выставки Союза художников России, академии художеств. Правда, многие годы вновь созданные гобелены никуда не уходили из мастерской. Такой, как, например, «Новоспасское», которому самое почетное место в музее Глинки. Но приходят другие времена, что и показала последняя выставка, другие зрители и ценители этого замечательного древнего искусства, которому Валентина Константиновна отдает свою неубывающую творческую энергию и талант. До новых встреч, Мастер!






 


 

 

 

№09 (09)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич