Всем известная совдеповская
сказка о том, что нынешнее поколение советских
людей будет жить при коммунизме, а это должно
было произойти в 1980 г., но не завершилась
счастливым хеппи-эндом, хотели ее повторить в
2000 г, обещая, что каждая советская семья будет
жить в собственной квартире. Сказки начались
после 1917 г., когда кремлевские мечтатели землю
обещали крестьянам, заводы рабочим, всю власть
народу. Со свободой вышло просто: сказал не то,
и ты свободен от работы, от людей, семьи,
друзей...
Затем пошли сказки нового времени, особенно про
рыночные отношения, которые спасут Россию,
ваучеризацию и возможность брать независимости
столько, сколько вы ее сможете переварить.
Особенно народ принял сказку-миф о возможности
повторения подвига Анны Карениной. Сюжетно она
отличалась тем, что не надо было бросаться под
поезд, хотелось от души лечь на рельсы. Суицид
не состоялся у первого сказочного президента
России, но в память народа врезалось больше его
желание исполнить свое обещание, если у
населения не произойдет «несварение в желудке»
от излишней переработки свежего воздуха и
перспективы счастливой жизни.
Сказки сегодняшнего времени не просто для детей,
они мифемы нашего времени, легенды и саги,
баллады и рубаи, танку и ханку, чего уж обижать
соседей-японцев, ведь они из тех, американцев,
европейцев, в странах которых рождаются
автомобили, а приезжают умирать почему-то к нам.
Последняя президентская спортивная сказка о том,
что он, как рядовой болельщик, не позволит,
чтобы футбол исчез с экранов наших телевизионных
каналов, даже погрозил пальчиком хозяевам
НТВ-плюс, а другой сказочник вице-премьер
Медведев заверил всех добрых молодцев намеком,
что все-таки мы футбол увидим. Некоторые матчи
первенства страны действительно стали показывать
по первому и второму общенациональным каналам.
Но этого болельщикам явно недостаточно. И
«гурманам» остается тратиться на «тарелки»,
если, конечно, есть что потратить... В старое
доброе время, а это было еще в советский период,
рассказывали на кухнях, что такое секс
по-французски, секс по-польски и секс по-русски.
И, что вы думаете, разница есть! Секс
по-французски - это свободное, легкое, радостное
общение одного партнера с лицом противоположного
пола. Секс по-польски - это когда поляки смотрят
по телевизору, чем занимаются французы в
свободное от капиталистического труда время, а
секс по-русски - это когда наш турист, будучи в
Польской народной республике, слышал от пана и
его пани, которые видели по телевизору, как это
делают эти французы под «Марсельезу» и брызги
шампанского. То же будет и с футболом, когда мы
будем на Блонье или у разрушающихся стен
крепостной стены (выстояла же она при польской
осаде, нашествии Наполеона, фашистской
оккупации), рассказывать, как играли «Спартак» и
«Динамо», или наша сборная. Наша, я имею в виду
российскую, а не смоленскую, та почила в бозе
еще до наступления НТВ-плюс на интересы
болельщиков.
Существуют фольклорные байки, бродячие легенды,
солдатский эпос, в которых быль перемешена и
перетерта временем с небылицами. Приведу лишь
некоторые: Александр Васильевич Суворов снимал
со своей груди ордена и со словами:
«Матушка-императрица мне не откажет» - вешал их
на мощные груди ветеранов-гренадеров. Василий
Суботин (прежде чем стать писателем, он дошел со
своей 150-й Идрицкой стрелковой дивизией до
самого Берлина и в числе первых вбежал по
засыпанным штукатуркой ступеням рейхстага)
рассказывал много хороших легенд, которые хранил
у себя во фронтовом дневнике. Одна из них о доме
Павлова и о самом Павлове. С чьих-то слов ее и
приводит: сержант Павлов, защищавший знаменитый
дом в Сталинграде, дошел до Берлина, так, мол, и
не получил награды. А тут генерал обходит строй
и видит солдат без орденов и медалей, с четырьмя
нашивками за ранения.
- Твоя фамилия как? - спрашивает генерал.
- Павлов, товарищ генерал.
- Это не ты дом Павлова защищал? - смеется
генерал.
- Так точно! Это я.
Изумленный генерал снял золотую Звезду со своего
кителя и прикрутил на гимнастерку солдата. Это
действительно «хорошие легенды» в отличие от
мифов и сказок про «Залп Авроры» или рождение
Красной Армии, героических битв под Псковом и
Нарвой в 1918 г.
Но снова вернемся к прелестям, которые Александр
Сергеевич Пушкин назвал сказками. Сказка про
Стабфонд, который зашкалил уже за $100
миллиардов, потрясает своим целомудренным
астрономическим повествованием. И мифически,
виртуально на каждого россиянина приходится уже
по 19 тысяч «нефтяных рублей». Вице-премьер
Александр Жуков на форуме сторонников партии
«Единая Россия» сказал: «К 2009 году у нас не
останется ни одного пенсионера, который будет
получать пенсию ниже прожиточного уровня, а
реальные доходы нашего населения будут
прирастать не менее чем на 10%. Может, и прав
сказочник Жуков, что именно их население
(имеется в виду партия власти - «Единая Россия»)
и будет увеличивать свои доходы на все 10
процентов от того, что они имеют сейчас. Думаю,
что с мнением Артура Чилингарова, уважаемого и
мужественного полярника, добросовестного ученого
и исследователя, согласятся многие, когда он
определяет, как потратить деньги Стабфонда: «Я
бы рассчитался с пенсионерами, которые честно
трудились при социализме и вынуждены жить на
копейки. Второе - раздал бы долги государства
всем, чьи сбережения сгорели в начале 90-х
годов. Ну и третье, построил бы корабль для
антарктических и арктических исследований». На
мой взгляд, деньги Стабфонда необходимо вложить,
как реальные инвестиции, в будущее России,
детей, положив миллион рублей при рождении на
сбережения семьи. Уехал из России - верни
деньги, совершил преступление - отдай их
государству. Стоит ли ежегодно платить
иностранным банкам по 5-7 % за хранение
стабилизационных денег, самим же играть смешную
и гротескную роль собаки на сене из одноименной
комедии Лопе де Вега.
Еще одна сказка, но уже военная и потешная, ибо
о той реформе вооруженных сил, мифического
комплектования защитников отечества на
контрактной основе, можно так же бойко
рапортовать, как о реформах образовательных,
правоохранительных, судебных, административных,
избирательных, научных, реформах ЖКХ и прочих
бесчисленных преобразованиях, после которых
многим снова хочется вернуться в свое «темное
социалистическое прошлое» из «светлого
капиталистического сегодня». Я не могу себе
представить реальный успех военных реформ, когда
расстрелы караулов в гарнизонах, дезертирство,
суициды молодых призывников, разгул дедовщины не
просто единичные случаи, не ЧП государственного
уровня, а просто армейские будни! Мне как-то
пришлось разговаривать с уважаемым ветераном
войны, героем ее, недавно ушедшим из жизни,
сердечно оплакиваемым смолянами, так он выражал
сомнение в реальности провести сегодня всеобщую
мобилизацию, а может быть, и частичную. И на это
есть свои резоны у большинства. А кого защищать
мы пойдем: олигархов, население Рублевки,
кутящих и празднующих в Куршевеле, своих
доморощенных «олигархиков», построивших царские
хоромы за чиновничью зарплату в самых живописных
уголках Смоленщины? Как получилось, что в
стране, первой прорвавшейся в космос, 20% школ
до сих пор отапливаются дровами? Нам проще
долететь из Москвы до Гонконга или Сиднея, чем
доехать из деревни в ближайший райцентр.
Попробуйте доехать автобусом из Смоленска до
Санкт-Петербурга, вам путешествие Александра
Радищева из Петербурга в Москву покажется
сказочным круизом. Смоленская умирающая деревня
может стать натурой для съемок «Мосфильмом»
киноэпоса о проклятом крепостническом строе.
Художественное чеховское описание «Палаты №6»
блекнет по сравнению с тем, что творится сегодня
в нашем лечебном мире, а может, правильнее бы
написать лечебном море (не черноморское, не
балтийское море, а мор пациентов). Точно
озаглавивший свой наболевший материал «Народ
особого назначения» Вячеслав Костиков (Аргументы
и факты! №10, 2007) отмечает, что «сегодня мы
подсчитываем толщину жира в Стабилизационном
фонде, а больным не хватает денег для покупки
лекарств. Смешно сказать: в Москве, поражающей
иностранцев блеском казино и ресторанов, из-за
нехватки коек в госпитализации предлагают
«сидячие места». Сегодня население США
перевалило за 300 миллионов человек, а у нас
вдвое меньше». Далее он ссылается на главного
санитарного врача России Геннадия Онищенко, в
словах которого звучит горькая правда: «Слишком
мы удивимся, если при такой динамике развития
нам скоро и на кладбищах будут предлагать
«стоячие места»?
Сказки о новой потребительской корзине, за
которую проголосовали депутаты Государственной
Думы и в которую «бросили» аж 84 рубля,
напоминают мне веселый и забавный бабушкин или
дедушкин вечерний лепет сказки внучатам про
белого бычка. Этой сказкой дразнят детей,
докучающих просьбой рассказать им сказку. Стоит
спросить этих депутатов, смогли бы они
продержаться на этой продуктовой потребительской
корзине, питаясь ее содержимым в буфетах
парламента или возвращаясь из бесчисленных
командировок из-за границы по обмену опытом «Как
сделать лучше жизнь своих граждан?». Я понимаю -
в армии, в тюрьмах, зонах есть необходимость
вводить регламентированный продуктовый набор, но
для своего населения, налогоплательщиков, своих
же избирателей вводить «прожиточную корзину» в
высшей степени не только не корректно, но и
безнравственно. Можно параллельно с продуктовой
корзиной ввести единый утренний подъем с
мажорным исполнением песни Дунаевского
«Просыпается с рассветом вся советская страна» и
вечерний отбой с перекличкой трудящихся от Курил
до Калининграда, от Кольского полуострова до
Астрахани. Это в целом дисциплинирует,
мобилизует, да и появятся новые рабочие места
для новых чиновников, отвечающих за подъем и
отбой. Сказочник М. Зурабов в министерстве
социального развития и здравоохранения мог бы
открыть новый департамент по утреннему подъему и
вечернему отбою. Появятся новые лекарства,
фармацевтические средства, улучшающие просыпание
и стимулирующие отход ко сну. Реклама на
телеканалах освоит новый сегмент пропаганды
здорового и бодрого просыпания и засыпания.
Бессонница, как явление, канет в Лету.
О реальной работе по спасению нашего народа от
нищеты с болью говорил митрополит Кирилл на
Всемирном русском народном соборе 5 марта в
Москве, напомнив слова апостола Иакова (5.3-5):
«Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина и
будет свидетельствовать против вас и съест плоть
ваш, как огонь: вы собрали себе сокровища на
последние дни. Вот плата, удержанная вами у
работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли
жнецов дошли до слуха господа Савоофа. Вы
роскошествовали на земле и насладились; напитали
сердца ваши, как бы на день заклания».
Но эту повседневную, социально значимую,
нравственно и духовно необходимую работу снова
заменяют «художественным свистом», как выразился
наш президент В.В.Путин. Жить постоянно в
сказочном мире - это взрослое невежество. Но
если человек счастлив от невежества, стоит ли
его тогда просвещать?!
|
|