Среди достойнейших имен почетных граждан города
Смоленска появилось имя патриота, чье
бескорыстное служение отчему краю и Отчизне
получило благодарную оценку современников. На
скрижали истории внесено имя ее вдохновенного
летописца, кто поэтической строкой отразил свое
сложное время и воспел в песнях и стихах
непоколебимую твердыню России на высоких
днепровских берегах. Это Алексей Викторович
Мишин – заслуженный работник культуры Российской
Федерации, удостоенный ряда других высоких
наград, лауреат премии имени Твардовского и
многих других престижных премий, член правления
областной организации Союза писателей России и
неисчислимого множества общественных
организаций, комиссий, жюри…
В канун этого события у Алексея Мишина в
соавторстве с художником Валерием Ляшенко вышел
литературно-художественный альбом «Город-герой
Смоленск», где в стихах и гравюрах отражен
неповторимый облик дивного созидательного
творения многих поколений его жителей.
Родной Смоленск
Ты в сказке и в былине,
В любви мое признание прими.
Москвы еще и не было в помине,
А ты, Смоленск,
«велик и мног людьми».
Все творчество поэта Мишина посвящено любимому
городу, дорогой своей Смоленщине,
многострадальной Родине, истории и
современности. Его поэзия имеет патриотическое и
гражданское звучание.
На крутых холмах,
На семи ветрах
Древний город мой
Над Днепром-рекой.
Что ни пядь земли –
То на штык угли,
Что ни старый кров –
Половина вдов.
И качались дни,
Словно маятник.
Гордо выстоял
Город-памятник.
- Я ж войну пережил, - говорит поэт об истоках
своей патриотической лирики. – Я же довоенный и
военный мальчишка. Войну помню отчетливо. Наша
зона такая была: днем – немцы, ночью -
партизаны. Вольтова дуга! Все в пламени пылало.
«Вызываем огонь на себя» - это же в том пылающем
краю было, где судьбой мне уготовано родиться.
Лесовщина. Почти за околицей брянские леса
начинались. Речка Вороница только и разделяла.
А Пригорье… «Пригорьевская операция» - так
называется книга Николая Семеновича Шараева,
который был комсоргом партизанского соединения
имени Лазо. В ней описаны налеты партизан,
подрывные действия.
В Жарыни – там Клетнянская бригада действовала.
Первая и вторая. И памятник стоит в нашей Жарыни
партизанам.
А к городам,
Как и при жизни к людям,
Приходят позже титулы сполна…
Но пусть об этом
совесть наша судит,
Ей все подвластно, даже имена.
Мишин много пишет о людях города, своих
земляках-смолянах. У него даже вышел сборник
«Имена». А в нем стихотворения, посвященные и
почетным гражданам Смоленска: Ивану Ефимовичу
Клименко – бывшему партийному руководителю
области, Алексею Ивановичу Орлову – председателю
гор- и облисполкомов, Ивану Александровичу
Аверченкову – главе города Смоленска, с которым
поэта связывали теплые дружеские отношения. У
него не одно посвящение другу, но посмертное,
вошедшее в сборник «Имена», пронзительно
печально и обличающе горько.
Я низко кланяюсь могиле.
Окончен твой житейский век…
Пока при должности и силе –
Ты, многим нужный, человек!
К тебе и речи льстиво льются,
На дружбу тянется рука.
Пока живешь –
вокруг все вьются,
Как бабочки у фитилька.
Лукавят ловкие особы,
Разносят благостный елей,
Клянутся в верности до гроба,
А после гроба – нет друзей…
Летят от памяти, как птицы,
Из сердца - вон,
долой – из глаз…
И забывают поклониться
Твоей могиле в нужный час.
Нас всех пытает время остро,
Хранят добро, хранят и плеть…
В глаза друзей
мы смотрим просто,
Не лучше ль в души их смотреть?.
Может быть, с легкой руки поэта имя
предпоследнего градоначальника останется хотя бы
в названии одного из многочисленных объектов,
построенных и реконструированных Иваном
Александровичем Аверченковым, когда он
возглавлял городскую исполнительную власть. Речь
идет о мосте через Днепр, на который выходит
благоустроенная и преображенная, уже без
трамвайных путей, Большая Советская улица.
Поэтические строки в художественно-литературном
альбоме «Город-герой Смоленск», относящиеся к
Успенскому собору, имеют упоминание о мосте, но
там он не является безымянным.
Теперь глядишь с холмов –
все тот же древний –
На скверы у Днепра
и на Иванов мост,
Где высятся огромные деревья,
Как вольные славяне,
в полный рост.
Смоляне мы!
Без хвастовства красивы,
В заботах – любим,
в трудный час – поем,
Не суетливы мы и терпеливы,
А потому – всю боль переживем!
- Я - частица человеческого сообщества,
соотечественников, земляков своих. Живу на одной
земле, какая она ни есть – трудная, глинистая, с
песком и подзолом, но родная и благодатная. Дышу
одним воздухом с теми, кто рядом со мной, и
разделяю общую участь. Мне не надо придумывать
сюжетов для своих стихотворений. Пишу о том, что
чувствую, что накипело и наболело.
Как говорят, металл пробуют огнем, а человека
судьбой. На долю моего поколения выпало немало
испытаний. У меня самого репрессировали отца и
деда в расстрельном тридцать седьмом году. Чудом
выжили с мамой в полыме войны. И снова беда: ее
осудили за колоски, собранные на жнивье, и
отправили за решетку. Мы выжили. В бедах
происходит закалка характера. Приобретается
мужество благодаря столкновению добра со злом. И
в моем творчестве смелость – это результат
пережитых испытаний.
Если б я был президентом –
Да развел в стране развал, -
Я бы этим же моментом –
Пулю в лоб себе послал.
На себя направил танки,
Грыз бы локти до суда…
Или мыкался подранком,
Или умер от стыда.
В этом году Алексея Викторовича Мишина острый
сердечный приступ с тяжелыми последствиями
приковал к больничной койке. Я пришел к нему в
кардиологическое отделение больницы «Красный
Крест», как только позволила его жена Елена
Григорьевна. Находясь в реанимации под неусыпным
оком врачей и медсестер, он ни на миг не
прекращал своей творческой деятельности. Стихи
ложились на бумагу. Он их записывал почти на
ощупь в горизонтальном положении. На мой
осторожный совет, поостерегся бы, усмехнулся: «Я
же голову не могу отключить». Он шел на
поправку. При посещениях друзей читал им новые
стихи. В реабилитационном центре санатория
«Красный Бор» Алексей Викторович поделился со
мной замыслом книги «От «Красного Креста» до
Бора Красного». Сейчас она уже подготовлена к
печати.
В авторском предисловии поэт пишет, что в стихах
этого цикла отражено то, о чем болела душа
раньше, болит теперь. «Много еще рядом
коварства, зависти, лжи. Но друзей, людей
порядочных, - по утверждению автора, - больше,
чем негодяев. Их человеческая забота, внимание и
сердечность сказали мне: живи и твори честно,
как и прежде».
Одновременно выходит детская книжка под
названием «Даль памяти». В ней два раздела –
«Полынное поле» и «Светлая даль».
- «Полынное поле» отражает мое детство, -
поясняет Алексей Викторович, - детей старшего
поколения через призму времени. «Светлая даль» -
мир детства сегодня. Ведь он радостен и светел в
эту пору жизни. И подольше бы не сталкиваться с
жизненными невзгодами, пока можно.
Мой собеседник вздыхает:
- Я двадцать лет возглавляю уже Смоленское
отделение Всероссийского детского фонда. И
нахожусь на этой должности общественной не по
обязанности, а из сострадания к сиротам и
полусиротам. Потому что сам рос полусиротой с
бабушкой и мамой. По мере сил и возможностей
стараюсь облегчить тягостное положение детей,
кому выпало на долю сиротство. Мне советуют
нередко: оставь ты эту ношу, сердце побереги.
Что ж, и издательство оставить, которое после
расформирования Смоленского отделения
издательства «Московский рабочий» создал и вот
уже пятнадцать лет возглавляю? Да я себя после
этого уважать перестану. Я с мыслью о
предстоящих делах засыпаю и в новых заботах
встаю.
Не дымы встают пороховые,
Новый день поджег твою зарю.
Я сегодня, словно бы впервые,
О тебе, мой город говорю.
Полыхают вишни цветом белым
Допоздна резвится детвора,
Где навек стена окаменела
На холмах Славутича-Днепра.
Пролегли асфальтные дорожки
Мокрыми холстами по траве.
И дома, как тульские гармошки,
Растянулись в гулкой синеве.
Прошлое смешалось
с настоящим,
Молодость –
со зрелостью в строю.
Город мой
Стоит вперед смотрящим,
Окнами развернут на зарю.
Поэтический образ домов в гулкой городской
синеве в уподоблении с тульскими гармошками
навеян поэту впечатлениями детства.
- Я очень любил гармонь. Ходил следом, как
говорят, за гармонистом. Всегда пел частушки, а
потом и собирать их стал. У меня очень много
частушек, собранных по районам нашей области.
Когда я был заведующим межобластным бюро по
пропаганде литературы, очень много разъезжал по
Смоленщине и соседним областям, где происходили
незабываемые встречи с самобытными,
интереснейшими людьми, ценителями и хранителями
народного творчества.
Связь поэзии Алексея Мишина с сокровищницей
устной речи, местными диалектами прослеживается
во всех его книгах. Даже в самой горькой поэме
«Отец» звучат фольклорные и частушечные мотивы.
А в поэме «Тенишева» с такой искрометностью и
глубоким проникновением в сущность показана
народная жизнь, что поражаешься силе и
мастерству ее художественного отражения. Кстати,
княгиня Мария Клавдиевна Тенишева тоже входит в
число почетных граждан Смоленска. В их чреде
отныне по праву занял место истинно народный
смоленский поэт Алексей Викторович Мишин.
|
|