Главная | Архив |

  Пчетный гражданин  
   

Александр МЕЛЬНИК

 

СВЕТ СЕРДЕЧНОЙ ЛЮБВИ

 

 

 

Среди достойнейших имен почетных граждан города Смоленска появилось имя патриота, чье бескорыстное служение отчему краю и Отчизне получило благодарную оценку современников. На скрижали истории внесено имя ее вдохновенного летописца, кто поэтической строкой отразил свое сложное время и воспел в песнях и стихах непоколебимую твердыню России на высоких днепровских берегах. Это Алексей Викторович Мишин – заслуженный работник культуры Российской Федерации, удостоенный ряда других высоких наград, лауреат премии имени Твардовского и многих других престижных премий, член правления областной организации Союза писателей России и неисчислимого множества общественных организаций, комиссий, жюри…

В канун этого события у Алексея Мишина в соавторстве с художником Валерием Ляшенко вышел литературно-художественный альбом «Город-герой Смоленск», где в стихах и гравюрах отражен неповторимый облик дивного созидательного творения многих поколений его жителей.

Родной Смоленск
Ты в сказке и в былине,
В любви мое признание прими.
Москвы еще и не было в помине,
А ты, Смоленск,
«велик и мног людьми».

Все творчество поэта Мишина посвящено любимому городу, дорогой своей Смоленщине, многострадальной Родине, истории и современности. Его поэзия имеет патриотическое и гражданское звучание.

На крутых холмах,
На семи ветрах
Древний город мой
Над Днепром-рекой.
Что ни пядь земли –
То на штык угли,
Что ни старый кров –
Половина вдов.
И качались дни,
Словно маятник.
Гордо выстоял
Город-памятник.

- Я ж войну пережил, - говорит поэт об истоках своей патриотической лирики. – Я же довоенный и военный мальчишка. Войну помню отчетливо. Наша зона такая была: днем – немцы, ночью - партизаны. Вольтова дуга! Все в пламени пылало. «Вызываем огонь на себя» - это же в том пылающем краю было, где судьбой мне уготовано родиться. Лесовщина. Почти за околицей брянские леса начинались. Речка Вороница только и разделяла.
А Пригорье… «Пригорьевская операция» - так называется книга Николая Семеновича Шараева, который был комсоргом партизанского соединения имени Лазо. В ней описаны налеты партизан, подрывные действия.
В Жарыни – там Клетнянская бригада действовала. Первая и вторая. И памятник стоит в нашей Жарыни партизанам.

А к городам,
Как и при жизни к людям,
Приходят позже титулы сполна…
Но пусть об этом
совесть наша судит,
Ей все подвластно, даже имена.

Мишин много пишет о людях города, своих земляках-смолянах. У него даже вышел сборник «Имена». А в нем стихотворения, посвященные и почетным гражданам Смоленска: Ивану Ефимовичу Клименко – бывшему партийному руководителю области, Алексею Ивановичу Орлову – председателю гор- и облисполкомов, Ивану Александровичу Аверченкову – главе города Смоленска, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. У него не одно посвящение другу, но посмертное, вошедшее в сборник «Имена», пронзительно печально и обличающе горько.

Я низко кланяюсь могиле.
Окончен твой житейский век…
Пока при должности и силе –
Ты, многим нужный, человек!
К тебе и речи льстиво льются,
На дружбу тянется рука.
Пока живешь –
вокруг все вьются,
Как бабочки у фитилька.
Лукавят ловкие особы,
Разносят благостный елей,
Клянутся в верности до гроба,
А после гроба – нет друзей…
Летят от памяти, как птицы,
Из сердца - вон,
долой – из глаз…
И забывают поклониться
Твоей могиле в нужный час.
Нас всех пытает время остро,
Хранят добро, хранят и плеть…
В глаза друзей
мы смотрим просто,
Не лучше ль в души их смотреть?.

Может быть, с легкой руки поэта имя предпоследнего градоначальника останется хотя бы в названии одного из многочисленных объектов, построенных и реконструированных Иваном Александровичем Аверченковым, когда он возглавлял городскую исполнительную власть. Речь идет о мосте через Днепр, на который выходит благоустроенная и преображенная, уже без трамвайных путей, Большая Советская улица. Поэтические строки в художественно-литературном альбоме «Город-герой Смоленск», относящиеся к Успенскому собору, имеют упоминание о мосте, но там он не является безымянным.

Теперь глядишь с холмов –
все тот же древний –
На скверы у Днепра
и на Иванов мост,
Где высятся огромные деревья,
Как вольные славяне,
в полный рост.
Смоляне мы!
Без хвастовства красивы,
В заботах – любим,
в трудный час – поем,
Не суетливы мы и терпеливы,
А потому – всю боль переживем!

- Я - частица человеческого сообщества, соотечественников, земляков своих. Живу на одной земле, какая она ни есть – трудная, глинистая, с песком и подзолом, но родная и благодатная. Дышу одним воздухом с теми, кто рядом со мной, и разделяю общую участь. Мне не надо придумывать сюжетов для своих стихотворений. Пишу о том, что чувствую, что накипело и наболело.
Как говорят, металл пробуют огнем, а человека судьбой. На долю моего поколения выпало немало испытаний. У меня самого репрессировали отца и деда в расстрельном тридцать седьмом году. Чудом выжили с мамой в полыме войны. И снова беда: ее осудили за колоски, собранные на жнивье, и отправили за решетку. Мы выжили. В бедах происходит закалка характера. Приобретается мужество благодаря столкновению добра со злом. И в моем творчестве смелость – это результат пережитых испытаний.

Если б я был президентом –
Да развел в стране развал, -
Я бы этим же моментом –
Пулю в лоб себе послал.
На себя направил танки,
Грыз бы локти до суда…
Или мыкался подранком,
Или умер от стыда.

В этом году Алексея Викторовича Мишина острый сердечный приступ с тяжелыми последствиями приковал к больничной койке. Я пришел к нему в кардиологическое отделение больницы «Красный Крест», как только позволила его жена Елена Григорьевна. Находясь в реанимации под неусыпным оком врачей и медсестер, он ни на миг не прекращал своей творческой деятельности. Стихи ложились на бумагу. Он их записывал почти на ощупь в горизонтальном положении. На мой осторожный совет, поостерегся бы, усмехнулся: «Я же голову не могу отключить». Он шел на поправку. При посещениях друзей читал им новые стихи. В реабилитационном центре санатория «Красный Бор» Алексей Викторович поделился со мной замыслом книги «От «Красного Креста» до Бора Красного». Сейчас она уже подготовлена к печати.
В авторском предисловии поэт пишет, что в стихах этого цикла отражено то, о чем болела душа раньше, болит теперь. «Много еще рядом коварства, зависти, лжи. Но друзей, людей порядочных, - по утверждению автора, - больше, чем негодяев. Их человеческая забота, внимание и сердечность сказали мне: живи и твори честно, как и прежде».
Одновременно выходит детская книжка под названием «Даль памяти». В ней два раздела – «Полынное поле» и «Светлая даль».
- «Полынное поле» отражает мое детство, - поясняет Алексей Викторович, - детей старшего поколения через призму времени. «Светлая даль» - мир детства сегодня. Ведь он радостен и светел в эту пору жизни. И подольше бы не сталкиваться с жизненными невзгодами, пока можно.
Мой собеседник вздыхает:
- Я двадцать лет возглавляю уже Смоленское отделение Всероссийского детского фонда. И нахожусь на этой должности общественной не по обязанности, а из сострадания к сиротам и полусиротам. Потому что сам рос полусиротой с бабушкой и мамой. По мере сил и возможностей стараюсь облегчить тягостное положение детей, кому выпало на долю сиротство. Мне советуют нередко: оставь ты эту ношу, сердце побереги. Что ж, и издательство оставить, которое после расформирования Смоленского отделения издательства «Московский рабочий» создал и вот уже пятнадцать лет возглавляю? Да я себя после этого уважать перестану. Я с мыслью о предстоящих делах засыпаю и в новых заботах встаю.

Не дымы встают пороховые,
Новый день поджег твою зарю.
Я сегодня, словно бы впервые,
О тебе, мой город говорю.
Полыхают вишни цветом белым
Допоздна резвится детвора,
Где навек стена окаменела
На холмах Славутича-Днепра.
Пролегли асфальтные дорожки
Мокрыми холстами по траве.
И дома, как тульские гармошки,
Растянулись в гулкой синеве.
Прошлое смешалось
с настоящим,
Молодость –
со зрелостью в строю.
Город мой
Стоит вперед смотрящим,
Окнами развернут на зарю.

Поэтический образ домов в гулкой городской синеве в уподоблении с тульскими гармошками навеян поэту впечатлениями детства.
- Я очень любил гармонь. Ходил следом, как говорят, за гармонистом. Всегда пел частушки, а потом и собирать их стал. У меня очень много частушек, собранных по районам нашей области. Когда я был заведующим межобластным бюро по пропаганде литературы, очень много разъезжал по Смоленщине и соседним областям, где происходили незабываемые встречи с самобытными, интереснейшими людьми, ценителями и хранителями народного творчества.
Связь поэзии Алексея Мишина с сокровищницей устной речи, местными диалектами прослеживается во всех его книгах. Даже в самой горькой поэме «Отец» звучат фольклорные и частушечные мотивы. А в поэме «Тенишева» с такой искрометностью и глубоким проникновением в сущность показана народная жизнь, что поражаешься силе и мастерству ее художественного отражения. Кстати, княгиня Мария Клавдиевна Тенишева тоже входит в число почетных граждан Смоленска. В их чреде отныне по праву занял место истинно народный смоленский поэт Алексей Викторович Мишин.




 


 

 

 

№09 (09)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич