Главная | Архив |

 

Смоленск выставочный

 
   

Валерий Гращенков, скульптор, профессор СмолГУ

Симфония жизни


 


 

Многим смолянам, наверное, хотелось бы, чтобы наш город становился современнее, ухоженнее, уютнее. Очень медленно, трудно, но все же это как-то начинает происходить. И весьма значительная роль в этом принадлежит Смоленской организации Союза дизайнеров России, которую с 2003 года возглавляет Юрий Викторович Трусов.

Недавно в Смоленске завершила работу его персональная выставка, которая подвела некоторые предварительные итоги творческой деятельности. В большой по объему экспозиции Юрий Трусов показал свои работы практически во всех видах искусства. Кроме собственно дизайна, зрители увидели живопись маслом и акварелью, графику печатную и оригинальную. Трехмерные дизайн-объекты вполне могут претендовать на роль современной скульптуры, есть на выставке и проекты монументальных композиций, памятных знаков, в том числе и реализованные. Здесь же – и архитектурные решения, как фасадные, так и внутреннего пространства здания, а также элементы городского пространства. Все вместе - своеобразная симфония жизни, праздник служения искусству.

Ничего удивительного в таком многообразии проявлений художника нет. Окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), Юрий работал в Художественном фонде как проектировщик, набирался практического опыта в Доме творчества «Сенеж», вступил в Союз художников России раньше (1993 г.), чем в Союз дизайнеров (1995г.). Он профессионал в изо­бразительном искусстве, хорошо знаком с его видами, опробовал их в практической деятельности (худфонд был замечательной школой становления художников). Высших высот он достиг в дизайне - своей основной специальности, но ценители искусства могли найти на выставке многое по сердцу.

Живопись Ю. Трусова вполне традиционна, она - скорее вспомогательное средство в познании мира. И если он и не открывает в ней новых направлений, то оставляет для себя возможности поделиться эмоциями, впечатлениями, состоянием души. В небольших этюдных пейзажах, как, например, «Русская дорога» (1998 г.), ему удается передать настроение, состояние молчаливой заброшенности угасающей деревни, печаль застылой осенней среднерусской серости.

В графике автор выглядит тверже. На выставке сразу обращают на себя внимание его более ранние офортные листы: «Вещи старого дома» 1997г., «Натюрморт с сухими ветками лука» 2000г. – натюрморты с устойчивой классической композицией, хорошо сделанные технически, несущие в себе теплый запах деревенского дома, нравственных устоев, быта наших предков. Большие фоновые массы удерживают на себе множество мелких деталей, ритмично меняются направления. В композиции «Сосны» 1999г. романтичные деревья – не столько сосны, не столько деревья, скорее образ; в их кронах реет некий тревожный ветер ожидания. «Бабушка Степанида» 1998г. - конкретный, в характерных деталях, и в то же время обобщенный типаж, символ уходящей жизни. В глазах – и былые радости, и печали, и сиротство, и усталость.

В последнее время Юрий дает своей графике новое лицо. Рисунки 2010 – 2011 гг. выполнены пастелью в более свободной манере. Используя цвет картона как элемент палитры, автор старается передать свои эмоции живым штрихом, свободно направленным, уплотняющимся или легким, переходящим в пятно. Все технические ухищрения складываются в гармоничные пейзажи с настроением.

Трехмерные дизайн-объекты – вполне абстрактные композиции в стиле конструктивных поисков авангардистов. В них, кроме собственно композиции, важными являются возможности компоновки бытовых объектов и различных материалов, фактура и красота каждого из них.

Но, конечно, наиболее полно Ю.В.Трусов проявляет себя в дизайне. Специальностью он владеет практически виртуозно, демонстрируя знание художественных стилей, особенностей классиче­ских и современных материалов, умение найти сочетание их, являющее новый образ.

Вообще модная сейчас перегруженность интерьера всевозможными деталями представляется мне все никак не насыщающимся гурманом, которому – все мало. Он никак не может и не хочет удержаться в рамках достаточного и хочет еще и еще добавлять. Так рождается многословность и перенасыщенность объектами разных стилей, которые все важны и существенны. Они как бы греют душу, делают пространство милым семейным мирком, но от них разбегаются глаза, а многостилие утомляет внимание. Это многословие - не от скудоумия, конечно, но возникает мечта о правильно понятой простоте. Наверное, когда-то все очистится, станет простым и ясным.

Однако Ю.Трусову удаются эстетически решения, как в том, так и в другом русле. Художественное пространство у него наполняется то в соответствии с конкретным стилем, то полистилически, что порождает ассоциации с классическими аналогами или сообразную современности гармонию эклектичных сочетаний. Насыщенные интерьеры кафе «Пицца-домино», «Печки-лавочки» сменяются деловыми кабинетами, вестибюлями, музейными залами достаточно строгими, но не лишенными живости на ПО «Кристалл» в Смоленске и резиденции «Дворец конгрессов» в Стрельне, или интерьерами жилищ, где Юрию удается найти точные и выразительные по стилю акценты, делающие пространство запоминающимся, уникальным. Классически просто решены памятные знаки и стелы воинам-интернационалистам (в п. Красный), павшим односельчанам (в д. Акатово), для пл. Победы в Смоленске и др.

Игровые площадки и детская площадка летнего кафе компонуются автором с использованием архитектурных форм и скульптуры на темы русских сказок. При всей традиционности подобных решений, Трусову удается всякий раз найти своеобразный нюанс, оттенок звучания темы, ассоциативный ход. Сродни подобным решениям и ландшафтные проекты автора.

Подводя итоги, скажем: перед нами художник, дизайнер в высоком звучании этого слова. Ему подвластны и сложные художественно - образные вариации, и инструментарий востребованного специалиста.

Осталось вспомнить и о преподавательской деятельности Юрия Викторовича. Вот уже десяток лет он работает в Смоленском государственном университете, где готовит кадры нового поколения смоленских дизайнеров, которые, как в годы учения, так и на самостоятельной работе доказывают делом свой профессионализм и тем самым – уровень своих учителей, в том числе и профессора Ю.В.Трусова. Им уже многое сделано, но еще многое предстоит совершить и как художнику, и как преподавателю, и как общественному деятелю в губернаторском совете по культуре, градостроительном совете и городском совете по культуре и искусству. И чем охотнее власть будет сотрудничать со специалистами по разным вопросам, тем продуктивнее будет протекать процесс преображения нашего города и всей Смоленщины, ведь это в наших общих интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№8(132)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич