Многим смолянам, наверное, хотелось бы, чтобы
наш город становился современнее, ухоженнее,
уютнее. Очень медленно, трудно, но все же это
как-то начинает происходить. И весьма
значительная роль в этом принадлежит Смоленской
организации Союза дизайнеров России, которую с
2003 года возглавляет Юрий Викторович Трусов.
Недавно в Смоленске завершила работу его
персональная выставка, которая подвела некоторые
предварительные итоги творческой деятельности. В
большой по объему экспозиции Юрий Трусов показал
свои работы практически во всех видах искусства.
Кроме собственно дизайна, зрители увидели
живопись маслом и акварелью, графику печатную и
оригинальную. Трехмерные дизайн-объекты вполне
могут претендовать на роль современной
скульптуры, есть на выставке и проекты
монументальных композиций, памятных знаков, в
том числе и реализованные. Здесь же – и
архитектурные решения, как фасадные, так и
внутреннего пространства здания, а также
элементы городского пространства. Все вместе -
своеобразная симфония жизни, праздник служения
искусству.
Ничего удивительного в таком многообразии
проявлений художника нет. Окончив Московское
высшее художественно-промышленное училище
(Строгановское), Юрий работал в Художественном
фонде как проектировщик, набирался практического
опыта в Доме творчества «Сенеж», вступил в Союз
художников России раньше (1993 г.), чем в Союз
дизайнеров (1995г.). Он профессионал в
изобразительном искусстве, хорошо знаком с его
видами, опробовал их в практической деятельности
(худфонд был замечательной школой становления
художников). Высших высот он достиг в дизайне -
своей основной специальности, но ценители
искусства могли найти на выставке многое по
сердцу.
Живопись Ю. Трусова вполне традиционна, она -
скорее вспомогательное средство в познании мира.
И если он и не открывает в ней новых
направлений, то оставляет для себя возможности
поделиться эмоциями, впечатлениями, состоянием
души. В небольших этюдных пейзажах, как,
например, «Русская дорога» (1998 г.), ему
удается передать настроение, состояние
молчаливой заброшенности угасающей деревни,
печаль застылой осенней среднерусской серости.
В графике автор выглядит тверже. На выставке
сразу обращают на себя внимание его более ранние
офортные листы: «Вещи старого дома» 1997г.,
«Натюрморт с сухими ветками лука» 2000г. –
натюрморты с устойчивой классической
композицией, хорошо сделанные технически,
несущие в себе теплый запах деревенского дома,
нравственных устоев, быта наших предков. Большие
фоновые массы удерживают на себе множество
мелких деталей, ритмично меняются направления. В
композиции «Сосны» 1999г. романтичные деревья –
не столько сосны, не столько деревья, скорее
образ; в их кронах реет некий тревожный ветер
ожидания. «Бабушка Степанида» 1998г. -
конкретный, в характерных деталях, и в то же
время обобщенный типаж, символ уходящей жизни. В
глазах – и былые радости, и печали, и сиротство,
и усталость.
В последнее время Юрий дает своей графике новое
лицо. Рисунки 2010 – 2011 гг. выполнены пастелью
в более свободной манере. Используя цвет картона
как элемент палитры, автор старается передать
свои эмоции живым штрихом, свободно
направленным, уплотняющимся или легким,
переходящим в пятно. Все технические ухищрения
складываются в гармоничные пейзажи с
настроением.
Трехмерные дизайн-объекты – вполне абстрактные
композиции в стиле конструктивных поисков
авангардистов. В них, кроме собственно
композиции, важными являются возможности
компоновки бытовых объектов и различных
материалов, фактура и красота каждого из них.
Но, конечно, наиболее полно Ю.В.Трусов проявляет
себя в дизайне. Специальностью он владеет
практически виртуозно, демонстрируя знание
художественных стилей, особенностей
классических и современных материалов, умение
найти сочетание их, являющее новый образ.
Вообще модная сейчас перегруженность интерьера
всевозможными деталями представляется мне все
никак не насыщающимся гурманом, которому – все
мало. Он никак не может и не хочет удержаться в
рамках достаточного и хочет еще и еще добавлять.
Так рождается многословность и перенасыщенность
объектами разных стилей, которые все важны и
существенны. Они как бы греют душу, делают
пространство милым семейным мирком, но от них
разбегаются глаза, а многостилие утомляет
внимание. Это многословие - не от скудоумия,
конечно, но возникает мечта о правильно понятой
простоте. Наверное, когда-то все очистится,
станет простым и ясным.
Однако Ю.Трусову удаются эстетически решения,
как в том, так и в другом русле. Художественное
пространство у него наполняется то в
соответствии с конкретным стилем, то
полистилически, что порождает ассоциации с
классическими аналогами или сообразную
современности гармонию эклектичных сочетаний.
Насыщенные интерьеры кафе «Пицца-домино»,
«Печки-лавочки» сменяются деловыми кабинетами,
вестибюлями, музейными залами достаточно
строгими, но не лишенными живости на ПО
«Кристалл» в Смоленске и резиденции «Дворец
конгрессов» в Стрельне, или интерьерами жилищ,
где Юрию удается найти точные и выразительные по
стилю акценты, делающие пространство
запоминающимся, уникальным. Классически просто
решены памятные знаки и стелы
воинам-интернационалистам (в п. Красный), павшим
односельчанам (в д. Акатово), для пл. Победы в
Смоленске и др.
Игровые площадки и детская площадка летнего кафе
компонуются автором с использованием
архитектурных форм и скульптуры на темы русских
сказок. При всей традиционности подобных
решений, Трусову удается всякий раз найти
своеобразный нюанс, оттенок звучания темы,
ассоциативный ход. Сродни подобным решениям и
ландшафтные проекты автора.
Подводя итоги, скажем: перед нами художник,
дизайнер в высоком звучании этого слова. Ему
подвластны и сложные художественно - образные
вариации, и инструментарий востребованного
специалиста.
Осталось вспомнить и о преподавательской
деятельности Юрия Викторовича. Вот уже десяток
лет он работает в Смоленском государственном
университете, где готовит кадры нового поколения
смоленских дизайнеров, которые, как в годы
учения, так и на самостоятельной работе
доказывают делом свой профессионализм и тем
самым – уровень своих учителей, в том числе и
профессора Ю.В.Трусова. Им уже многое сделано,
но еще многое предстоит совершить и как
художнику, и как преподавателю, и как
общественному деятелю в губернаторском совете по
культуре, градостроительном совете и городском
совете по культуре и искусству. И чем охотнее
власть будет сотрудничать со специалистами по
разным вопросам, тем продуктивнее будет
протекать процесс преображения нашего города и
всей Смоленщины, ведь это в наших общих
интересах.