Главная | Архив |

  Мы - не вы!  
   

Рубрику ведут Анастасия Трифонова и Вероника Авхимович

 

 

 Молодежный центр-музей
имени адмирала Нахимова

 

«Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова» существует в нашем городе с января 2001 года. Он расположен в центре города в одном из строений архитектурно-исторического здания, где до революции была гостиница «Гранд-отель», а в 1920 году размещался штаб западного фронта (командующий М.Н. Тухачевский, уроженец Смоленской губернии). В общей сложности, музей располагает более чем 16 тысячами экспонатов. Среди них есть и уникальные экземпляры: кинжал «Джамбия», врученный премьер-министром Йемена капитану 2-го ранга В.А. Позднякову; парадная форма Героя Советского Союза адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, командовавшего в течение 30 лет Советским ВМФ; флаги ВМФ 20-30-х годов и многое другое. Украшением экспозиции является коллекция из 120 моделей парусных и современных кораблей, самолетов морской авиации, созданных судомоделистом, майором запаса войск ПВО, участником войны в Северной Кореи В.А. Лапиным. Также в экспозиции представлена коллекция из 26 скульптурных портретов наших земляков, выполненных скульпторами смолянами: Героем Соцтруда Л.Е. Кербелем, академиком А.Г. Сергеевым, И.Н. Ларионовым, В.С. Гращенковым.
Главная идея экспозиции заключается в том, чтобы, опираясь на историю Российского Флота, показать участие смолян в формировании и развитии ВМФ России. Смоленская земля дала ряд блистательных имен флотоводцев-адмиралов, исследователей мирового океана, кораблестроителей, ученых, без которых невозможно представить прошлое и настоящее ВМФ.
* * *
Смоленск возник, как торговый, ремесленный и культурный центр на Днепре в 863 году. Через наш город проходил торговый путь «из варяг в греки» в страны Волжского бассейна. Здесь, на Днепре, у восточных славян зарождались кораблестроение и мореходство.
Со Смоленском связано имя создателя Российского ВМФ Петра Великого. В период Северной войны он 8 раз бывал в Смоленске. С императором Всероссийским связано возникновение города Гжатска (ныне Гагарин), Гжатской и Поречской пристаней, создание Вышневолокской судоходной системы.
И в дореволюционное, и в советское время Смоленщина давала большое количество призывников для службы в военно-морском флоте. На крейсере «Аврора» служило 24 смолянина, на крейсере «Варяг» - 8. В Смоленском оборонительном сражении 1941 года героически сражались корабли Пинской речной флотилии – монитор «Смоленск», 199-й и 200-й отдельные морские артиллерийские дивизионы особого назначения и 2 морские стрелковые бригады.
35 смолян-моряков стали Героями Советского Союза, 8 – Героями Социалистического Труда, капитан 1-го ранга А.М. Матиясевич стал Героем Российской Федерации. 17 моряков стали кавалерами флотоводческих орденов Ушакова и Нахимова. Неоценимую роль в создании океанского ракетно-ядерного флота сыграли адмиралы-кораблестроители Н.В. Исаченков и П.Г. Котов, которые в разное время находились на должности заместителя Главкома ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению. Во всем мире известны имена акванавта – исследователя, Героя Советского Союза А.И. Ватагина и исследователя Арктики и Антарктики Героя Советского Союза М.Е. Острекина, также уроженцев Смоленщины.
Морские традиции на Смоленщине продолжаются - многие идут служить на флот, на АПЛ «Смоленск», ТАРК «Адмирал Нахимов», в морскую авиацию и морскую пехоту.
 

* * *
Музей является не только научным центром, но и центром пропаганды морских традиций в военно-патриотической работе с молодежью и другими категориями населения. Здесь создан лекционно-демонстрационный зал, где осуществляется показ видеофильмов по истории Российского флота. Помимо этого проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, лектории, систематически весной и осенью проводятся торжественные проводы призывников «на флота» и другие формы научно-просветительской работы. Разработаны и проводятся тематические экскурсии по возрастам – от дошкольников до взрослых.
На сегодня в музее работают шесть залов: мемориальный, Мирового океана, истории дореволюционного флота России с 1007-1917 годов, развития Советского флота в годы Великой Отечественной войны, Морской авиации и лекционно-демонстрационный.
В центре-музее постоянно проводятся разнообразные акции. В недавнем прошлом посетители музея могли получить в подарок георгиевскую ленточку или поздравить моряка с Днем флота рисунком или поделкой, которые будут направлены экипажам подшефных музею судов: АПЛ «Смоленск» и ТАРК « Адмирал Нахимов».
Центр-музей, осветивший своей экспозицией неизвестные и малоизученные факты в исторической судьбе города-героя Смоленска и Смоленского края, пользуется заслуженной популярностью в Смоленске и далеко за его пределами. Об этом говорит география городов–гостей музея: Москва, Санкт-Петербург, Псков, Орел, Тамбов, Брянск, Пермь, Курск, Киев, Челябинск, Караганда, Севастополь, областные и районные центры республики Беларусь.



 





 

 А красота остается

 

Вышивание – древнее, красивое искусство и необычное увлечение для девушки двадцати двух лет. О том, почему хочется взяться за иглу и пяльцы, нам рассказала студентка 5 курса ВЗФЭИ, вышивальщица со стажем Афанасьева Ксения.

 

- Как давно ты занимаешься вышивкой?
- Лет с восемнадцати, то есть уже почти пять лет. Это пошло ни от бабушки, ни от дедушки, а просто по желанию. Вышиваю исключительно картины. Мне всегда рисовать хотелось, но не умелось. А тут все нарисовано – сиди и переноси иголочкой. Вроде как и бездельничаешь, ничего не делаешь, а после безделья остается что-то красивое.
- Какое «снаряжение» необходимо вышивальщице?
- Нитки мулине, лучше французские. Отечественные не терпят сурового обращения: рвутся, мнутся, быстро линяют и выгорают. Да и сами цвета могут быть неточными и блеклыми. Также необходима канва, на которой, собственно и вышивается картина. Из инструментов: пяльцы, иголка и ножницы. В целом, удовольствие недорогое. Самое дорогое в готовой картине – это рамочка. А работа бесценна. Рисунки и схемы берутся в Интернете. Самой рисовать не удается. Хотя есть специальные компьютерные программы, которые любую понравившуюся картинку или фотографию могут преобразовать в схему. Но программы эти слишком сложны.
- Сколько цветов и оттенков в твоем распоряжении?
- В общей гамме ниток, которыми я вышиваю, около шестисот оттенков. Если говорить о каждой конкретной работе, то это от нее и зависит. В картине, на которой изображены мальчик и девочка на берегу, восемь оттенков. На картине «Ведьма» – девяносто.
- Несколько слов о методике вышивки крестиком.
- Вышивается каждый цвет по очереди – от самого темного к самому светлому, чтоб не пачкать светлые нитки. Нельзя делать узелки на обратной стороне, потому что при стирке или при вставлении в рамочку они могут разорваться, а когда вышиваешь, могут помешать. Вместо узелков кончик нитки цепляется за уже сделанные петельки. Также для удобства можно протягивать на равном расстоянии друг от друга параллельные ниточки, которые будут служить ориентирами.
- Сколько времени уходит на вышивку картины?
- Чистое время я никогда не считала. Вообще, все зависит от лености: над небольшой картиной, которую вышиваешь к какому-то событию, с чувством, с толком, с расстановкой можно работать по вечерам в течение двух недель. А над картиной для души можно и год сидеть.
- Наконец ты понимаешь, что картина закончена, и…?
- … снимаешь ее с пяльцев, любуешься минут двадцать, говоришь себе «Какая же ты молодец! Ты закончила, не выбросила на полпути!» Потом срезаются ниточки-ориентиры. Потом картина аккуратно стирается на руках, высушивается и так же на руках несется в багетную мастерскую со словами: «Сделайте мне, пожалуйста, рамочку». Все остальное делается там.
- Ты вышиваешь картины, в том числе, и на подарки. Люди радуются таком необычному презенту?
- Самая частая реакция: «Ах! Как красиво!» И так первые пятнадцать минут после вручения. Потом картину вешают на стену, и она продолжает радовать и хозяев дома, и гостей. Иногда восторги хочется записать на диктофон, чтобы потом в минуты депрессии поднимать себе настроение и самооценку.
- Никто из знакомых не находит твое увлечение старомодным?
- Нет, не считают. Может, кому-то покажется, что добровольная вышивка – привилегия старых тетенек, но это же лучше, чем в подъезде курить и в глупые компьютерные стрелялки резаться. Чаще встречаются восторженные реакции. Хотя некоторые могут сказать равнодушно: «Ааа, вышивка, ну и что?» Но таких мало. А реакций, типа: «Фи, вышивка, бабушки, ты б еще коклюшки взяла!» не было никогда.
- Твое хобби как-то помогает тебе?
- Вышивание очень хорошо успокаивает нервы. Если все не так и руки чешутся что-нибудь разбить или сломать, садишься за пяльцы и начинаешь иголкой: вот так тебе, вот тебе крестиком, вот тебе черной ниткой, вот тебе синей ниткой! И все проходит. А красота остается.

Беседовала
Анастасия Трифонова




 



 

 Страсть на всю жизнь

 

Рассказывая о вехах жизненного пути, человек открывает слушателям себя. И чем насыщеннее повествование, тем сильнее поражаешься стойкости, мужеству и преданности человека своему делу, к которому, порой, приходится идти долгие годы. Нашему журналу поведал свою историю, длиной уже почти в век, Ю.Р. Пореш.

 

Юрий Романович Пореш родился в Киеве в 1919 году. Когда в 1924 умер отец, вдвоем с матерью переехали в Одессу, где жили до 1940 года. Там он окончил школу, начал заниматься спортом: плаваньем, спортивной гимнастикой, парусным спортом.
После школы пошел работать – нужно было помогать матери. Окончив специальную школу матросов, получил звание матроса первого класса и устроился на работу в порт. В то время там велась работа по подъему корабля «Петр Великий», который затонул в 1918 году в акватории Одесского порта. Потом Юрий Романович работал матросом на фрегате «Полтава». Когда начала сниматься картина «Петр Первый», он с друзьями был приглашен туда обслуживать корабль, на котором велись съемки. В период съемок был ранен выстрелом из пиротехнического ружья в лицо. Зрение ему спасли в клинике академика-офтальмолога В.П. Филатова.
В 1940 году Юрий Романович поступил в институт им. Лесгафта в Петербурге на специальность «Гимнастика». Вскоре началась война. С самых первых ее дней участвовал в боях на ленинградском фронте, где получил три ранения. Лечение в госпиталях сменила эвакуация через Ладожское озеро в сентябре 1942 года. Затем раненого принял госпиталь в Кирове.
В годы войны военное дело преподавалось учащимся школ с четвертого класса. Девочки готовились быть медсестрами, радистками. Мальчишки изучали азы военного дела. Для этого от военкоматов и госпиталей посылались офицеры. Пока заживали раны, будучи признанным ограниченно годным для службы, Юрий Романович некоторое время работал инструктором по военной подготовке. Потом он отправился на переосвидетельствование: трудно было оставаться в стороне. Чувство необходимости быть полезным не только в тылу, но и непосредственно на фронте многим не давало покоя. Юрий Романович приехал под Брянск, в четвертую танковую армию и в ней находился в качестве командира взвода автоматчиков 17-й мотомеханизированной бригады до осени 1944 года. А там опять пришлось ложиться в госпиталь, потому что ленинградские ранения дали себя знать. Нужно было делать операцию на ногах. После длительного лечения и неоднократных операций был направлен на работу в орган репатриации. В середине сороковых формировались такие органы по возвращению наших пленных в Союз, на родину, организовывались фильтрационные лагеря и в Европе, и в нашей стране. Задача органов репатриации – собрать русских пленных с американской, английской, французской зоны оккупации, принять их и отправить на родину.
В 1946 году Юрий Романович демобилизовался и приехал в Одессу, где поступил в среднее мореходное училище. Но учеба в нем продлилась всего год. Обстоятельства вынудили вернуться в уже знакомый институт им. Лесгафта. Окончив в 1949 году институт, Юрий Романович по направлению государственной комиссии поехал в Смоленск в техникум физической культуры заместителем директора по учебной работе. В 1950 году на базе техникума был создан институт физической культуры, где Юрий Романович начал работать уже преподавателем плаванья, истории физической культуры, управления в физической культуре и менеджмента физической культуры. С 1958 года по 1964 был утвержден председателем областного комитета по физической культуре и спорту. Затем опять перевелся в институт и с 1968 по 1979 год работал ректором института, а затем доцентом кафедры управления физкультурным движением и истории физической культуры.
В 1982 году Юрий Романович ушел на пенсию. Сейчас не работает, но активно занимается общественной деятельностью, собирает материалы для музея истории СГАФК спорта и туризма, пишет воспоминания. Все тяготы жизни: и блокаду, и многочисленные переезды, с ним перенесла жена. У них двое сыновей, шестеро внуков и трое правнуков.
Как говорит сам Юрий Романович, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в спорте, страсть и привязанность к спорту остались у него на всю жизнь. И страстью этой он долгие годы делится с ребятами, готовя их к педагогической и спортивной деятельности.


 



 

 Лицо ВУЗа

 

Музей истории нынешней СГАФК спорта и туризма был открыт 14 сентября 1979 года. У истоков его стоит Ю.Р. Пореш. Сначала музей занимал только одну комнату, но постепенно растущая экспозиция потребовала дополнительного пространства, и в 1984 году у музея появилась вторая комната. Полная реконструкция музея, кардинально изменившая облик его интерьеров и стендов, проведена в 2004 году. Выпускники любят свой ВУЗ и добровольно приносят сюда свои реликвии, зная, что здесь в целости и сохранности они будут демонстрироваться гостям музея.
В хранилищах музея находится более тысячи экспонатов (кубков, медалей, грамот), не считая хранящихся в запасниках фотографий. Самый старый экспонат – диплом участника Всесоюзной спартакиады, датируется 1928 годом.
На стендах представлены данные о ведущих спортсменах-смолянах, о студентах, участвовавших в крупнейших спортивных соревнованиях, получивших звания мастер спорта, заслуженный мастер спорта, о тренерах, заслуженных тренерах, которые их готовили – преподавателях СГАФК. Часть экспозиции посвящена спортивной работе, где показана работа студенческих отрядов, которая была распространена в доперестроечные годы. Каждый год на ноябрьские и майские праздники на площади Ленина и на стадионе «Спартак» проводились спортивно-гимнастические выступления. Эти события тоже занимали значительное место в жизни института. Но с началом перестройки студенты лишились возможности выступать вообще, поскольку подобные мероприятия перестали проводиться.
К столетию Олимпийского движения нового времени (1994 год) готовилась специальная выставка – История Олимпийских игр и участие в Олимпийских играх советских спортсменов и спортсменов Смоленского государственного института физической культуры. Эта часть общей экспозиции постоянно пополняется, как и вся экспозиция музея, поскольку время идет. Зимние и летние Олимпийские игры проводятся с интервалом в два года. Каждое пятилетие отмечается юбилей учебного заведения. В этом году грядет шестидесятилетие ВУЗа. А если учитывать годы существования техникума, на базе которого был создан институт, получается – восьмидесятилетие учебного заведения. Благодаря событиям и датам, появлению новых спортсменов экспозиция находится в постоянном движении.
Жизнь музея очень насыщена. Экскурсии обязательно проводятся на первое сентября. Здесь вновь прибывшим вручаются студенческие билеты. В течение сентября и октября музей посещают группы по специализации, которым рассказывают об отдельном виде спорта и об истории ВУЗа. Естественно, музей посещают и гости, и все спортивные делегации, которые приезжают в область, в Смоленск, в академию. Для школьников старших классов одновременно с экскурсией проводится и профориентационная работа. Выпускники СГАФКа собираются в музее на вечера встреч. Также в музее проводятся плановые занятия по истории физической культуры, где студентам рассказывают об истории спорта на Смоленщине. Здесь проводятся и занятия по истории: часть экспозиции музея посвящена Великой Отечественной войне, наиболее важным событиям этого периода, преподавателям техникума, участвовавшим в военных действиях. Музей действует постоянно как информационный и методический центр.
Только в этом году музей посетили около десяти иностранных делегаций: немцы, поляки, чехи, югославы и другие. Югославская делегация была поражена экспонату – вымпелу матча по футболу 1945 года между югославскими партизанами и воинской частью Советской Армии. Преподаватели смоленского техникума участвовали в этом матче и передали вымпел в дар музею.
Музей – это не мертвая затвердевшая экспозиция. Музей – это живая работа. Работа, прежде всего, воспитательная: студенты здесь знакомятся с учебным заведением, в которое они поступили. Работа научно-исследовательская, поскольку здесь достаточно данных по любой тематике, которая может заинтересовать и студентов, и преподавателей.
Музей принимал участие в смотре-конкурсе спортивных музеев России в 1994 году, где занял первое место, и его создатели были награждены почетными грамотами, поездками в Швейцарию, в Лозанну, где находится штаб Международного Олимпийского комитета. В 2007 году на всероссийском конкурсе музей занял почетное третье место после московского и петербургского музеев.
Сейчас музей готовится к юбилею учебного заведения, дополняя нынешнюю экспозицию.

Благодарим за помощь в подготовке материала создателя музея Ю.Р. Пореша и заведующую музеем истории СГАФК Е.А. Иншеву.


 



 

 От клуба «Гамаюн»
к стране «Гамаюнии»

 

Понимать природу и самого себя, уметь находить удивительное в известном, совершать маленькие открытия и делать большие находки - всему этому каждый ребенок может научиться в клубе «Гамаюн» при Смоленском Дворце творчества детей и юношества.
11 марта 1970 года актовый зал Дворца собрал мальчишек и девчонок с горящими глазами. Все они обожали путешествовать. Так зарождался клуб «Гамаюн» во главе с неизменным вот уже на протяжении 40 лет руководителем Грушенко Владимиром Ивановичем. Изначально это был туристский кружок, которому выделили ... стол, стул и несколько старых спальных мешков. Однако участники решили сразу: упор будет не на туризм, а на путешествия как средство познания окружающего мира. Стали собирать материалы, которые вскоре перестали вмещаться в одну комнату. Тогда-то и решили освоить подземелье Дворца. Сейчас в арсенале клуба около 3000 единиц предметов крестьянского быта, орудий труда, народной одежды. Часть из них размещена во Дворце творчества детей и юношества, часть - в башне Моховой, где расположен музей «Смоленские украсы».
Здесь все делают сами дети. Попадая в несколько подвальных помещений, ты окунаешься в удивительный мир, наполненный сказочными славянскими чудесами, образцами камней с тысячелетней историей, коллекцией предметов народного быта. Каждый предмет приоткрывает дверцу в тысячи лет. Славяне не появились «вдруг» в 988 году, к этому времени они уже имели богатейший культурный слой. Древняя славянская цивилизация оказывается намного старше эллинской. В наши дни рудиментным элементом того далекого периода можно считать годовой цикл народных праздников.
К юбилею участники клуба построили Мировой дуб, на котором вместо листочков висят таблички с имена командирского актива, начиная с самых первых участников. Заметим, что клуб давно уже стал семейным клубом: в походах продолжают участвовать ставшие взрослыми первые участники, их дети и внуки. В поход берут примерно с 5-6 класса, а для верхнего предела ограничений не существует. Иногда родителям бывает интереснее на сборах и походах, чем их чадам, увлекающимся только компьютерными играми и программами в телефоне. В последние годы дети оказываются с более слабой физической подготовкой, что очень ярко проявляется в открытых полевых условиях. Несколько десятков лет назад Россия была направлена на открытия, исследования, чем и объяснялось обилие туристских кружков. Дети 70-х стремились к познанию нового в окружающем их мире, дети 2000-х в большинстве своем, увы, стремятся только к освоению просторов Интернета.
По периметру подвальной комнаты располагаются макеты тех стоянок, которые есть на территории ДЛР, фотографии с мест путешествия: древние курганные группы, святилища, богатырская застава. алатырь-камень, лабиринт, избушка Бабы Яги и многое-многое другое.
На отдельном стенде каждую неделю вывешивается список именинников. Неважно, сколько исполняется человеку: 51 или только 13 - в клубе его помнят. На другом стенде можно почитать стихи, тексты песни связанные с «Гамаюном».
Созданный клуб быстро перерос установленные рамки. Требовалась особая конкретная территория, на которой можно было бы воплощать все проекты. Ее придумали, нарисовали, а потом создали в реальности. Идея реализовалась с передачей в 1987 г. закрывшейся школы в деревне Рибшево Духовщинского района. Старое деревянное здание с богатой историей и стало базой, которая теперь является центром ДЛР. Сегодня эта Республика является составной частью национального биосферного парка «Смоленское Поозерье» с площадью около 350 кв. м. В ее состав входят леса и болота, озера и речки юго-восточной части национального парка. За 20 лет существования ДЛР проложены сотни маршрутов, на которых каждый раз совершаются все новые и новые открытия, познается и преобразуется территория.
В особой комнате во Дворце висит сердце клуба - карта Детской Лесной Республики, где отмечены маршруты, по которым совершают свои путешествия ребята. Маршрут, нарисованный на карте полностью подчинен сказочному сюжету: участники должны добыть живую и мёртвую воду, вернуть людям Красоту Ненаглядную, сразиться с Бабой Ягой.
Путешествия проходят круглый год: от зимы до зимы, примерно 100-150 дней - полевые. Зима - всегда лыжи, лето - байдарки.
Походы имеют сильную фольклорно-мифологическую опору и носят название «мир человека и мир природы через русский народный календарь». Весенние программы начинаются с проводов матушки-Зимы, с шумной и веселой Масленицы. Наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц. Поэтому постоянно устраиваются яркие инсценировки «Проводы Снегурочки» и «Пробуждение Медведя». Встречу весны - народно-календарный праздник «Сороки» клуб проводит в дни весеннего равноденствия. В ледоход отправляются участники по рекам Хмость, Каспля, Остер и Ипуть и не пугают их поджидающие впереди препятствия и трудности. Летняя программа еще более эмоционально и событийно насыщена: это праздники Троицкой березки и Ивана Купалы, святочные хороводы, завивание венков, шуточные игры, обряды очищения водой, костры и качели. Осень - пора фольклорно-этнографических праздников «Золотая осень», «Осенины», «Параскева-Пятница», «Черная курица», «Проводы Лешего и Медведя», а также разведки и освоения территорий.
Особое место занимает в клубе патриотическая линия. С ней связаны поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, благоустройство воинских захоронений, проведение митингов, прохождение по маршруту «Партизанскими тропами».
Задача ребят-исследователей: изучить что-то, освоить, описать, сфотографировать. Многие годы гамаюнцы детально исследовали Смоленскую область, а потом обратились к Крыму, Кавказу, Псковской, Новгородской, Ленинградской, Костромской, Вологодской, Архангельской и другим областям. Все эти мероприятия способствуют духовно-нравственному совершенствованию подрастающего и взрослого поколений.
Отличительной чертой клуба является самоорганизация. Для похода выбирают более опытного командира - мальчика или девочку, которые каждый день утром составляют план дня, вечером подводят итоги, раздают задания. Не приемлются фразы типа: «не хочу», «не могу», «не успел». Для нарушителей придумана специальная система наказаний - наряды. Одним из видов легкого наказания является чистка котлов внутри, посерьезней - чистка до блеска котлов снаружи и так далее... Если кто-то считает наказание несправедливым, то сначала он должен выполнить всю работу в наряде, а потом на Совете командиров обжаловать наказание. Палатка формируется из ребят, примерно равных по физической подготовке, чтобы они смогли справиться с заданиями наравне с другими палатками.
Во Дворце также идут занятия по расписанию. Их ведут некогда выпускники клуба, а сейчас методисты С.А. Сивакова, Е.А. Николаева и Е.Ю. Никитина. «Гамаюн» тесно сотрудничает и со школами города. Воспитание и образование в современных условиях часто носят утилитарный характер: родители отдают детей исключительно в те кружки. посещение которых может принести ребенку материальную выгоду в будущем. Кроме того, многие родители в свете последних событий просто боятся куда-то отпускать детей. Настоящие ценности оказываются отодвинутыми на задний план, поэтому педагогам приходится прилагать много сил, чтобы показать уникальность местной природы, рассказать об истории родного края. Направлений работы клуба множество: природа, биология, экология, животный мир, топонимия, этнография, археология, военно-патриотическое дело, история деревень, поэтому каждый желающий может найти занятие себе по душе. Приходят в клуб и студенты, чтобы приобщиться к родной славянской культуре, увидеть, как жили их предки.
Клуб продолжает развиваться. Конечно, для осуществления всех задумок надо иметь серьезную материально-техническую базу. Государственного финансирования не хватает, поэтому большую помощь «Гамаюну» оказывают его выпускники, спонсоры, многое становится возможным благодаря усилиям самих участников.
Хочется пожелать клубу новых открытий не только в окружающем нас мире, но и в душах всех тех, кому «Гамаюн» помог увидеть этот мир с другой стороны!


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№8(120)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич