Молодежный
центр-музей
имени адмирала Нахимова
«Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова»
существует в нашем городе с января 2001 года. Он
расположен в центре города в одном из строений
архитектурно-исторического здания, где до
революции была гостиница «Гранд-отель», а в 1920
году размещался штаб западного фронта
(командующий М.Н. Тухачевский, уроженец
Смоленской губернии). В общей сложности, музей
располагает более чем 16 тысячами экспонатов.
Среди них есть и уникальные экземпляры: кинжал «Джамбия»,
врученный премьер-министром Йемена капитану 2-го
ранга В.А. Позднякову; парадная форма Героя
Советского Союза адмирала Флота Советского Союза
С.Г. Горшкова, командовавшего в течение 30 лет
Советским ВМФ; флаги ВМФ 20-30-х годов и многое
другое. Украшением экспозиции является коллекция
из 120 моделей парусных и современных кораблей,
самолетов морской авиации, созданных
судомоделистом, майором запаса войск ПВО,
участником войны в Северной Кореи В.А. Лапиным.
Также в экспозиции представлена коллекция из 26
скульптурных портретов наших земляков,
выполненных скульпторами смолянами: Героем
Соцтруда Л.Е. Кербелем, академиком А.Г.
Сергеевым, И.Н. Ларионовым, В.С. Гращенковым.
Главная идея экспозиции заключается в том,
чтобы, опираясь на историю Российского Флота,
показать участие смолян в формировании и
развитии ВМФ России. Смоленская земля дала ряд
блистательных имен флотоводцев-адмиралов,
исследователей мирового океана,
кораблестроителей, ученых, без которых
невозможно представить прошлое и настоящее ВМФ.
* * *
Смоленск возник, как торговый, ремесленный и
культурный центр на Днепре в 863 году. Через наш
город проходил торговый путь «из варяг в греки»
в страны Волжского бассейна. Здесь, на Днепре, у
восточных славян зарождались кораблестроение и
мореходство.
Со Смоленском связано имя создателя Российского
ВМФ Петра Великого. В период Северной войны он 8
раз бывал в Смоленске. С императором
Всероссийским связано возникновение города
Гжатска (ныне Гагарин), Гжатской и Поречской
пристаней, создание Вышневолокской судоходной
системы.
И в дореволюционное, и в советское время
Смоленщина давала большое количество призывников
для службы в военно-морском флоте. На крейсере
«Аврора» служило 24 смолянина, на крейсере
«Варяг» - 8. В Смоленском оборонительном
сражении 1941 года героически сражались корабли
Пинской речной флотилии – монитор «Смоленск»,
199-й и 200-й отдельные морские артиллерийские
дивизионы особого назначения и 2 морские
стрелковые бригады.
35 смолян-моряков стали Героями Советского
Союза, 8 – Героями Социалистического Труда,
капитан 1-го ранга А.М. Матиясевич стал Героем
Российской Федерации. 17 моряков стали
кавалерами флотоводческих орденов Ушакова и
Нахимова. Неоценимую роль в создании океанского
ракетно-ядерного флота сыграли
адмиралы-кораблестроители Н.В. Исаченков и П.Г.
Котов, которые в разное время находились на
должности заместителя Главкома ВМФ СССР по
кораблестроению и вооружению. Во всем мире
известны имена акванавта – исследователя, Героя
Советского Союза А.И. Ватагина и исследователя
Арктики и Антарктики Героя Советского Союза М.Е.
Острекина, также уроженцев Смоленщины.
Морские традиции на Смоленщине продолжаются -
многие идут служить на флот, на АПЛ «Смоленск»,
ТАРК «Адмирал Нахимов», в морскую авиацию и
морскую пехоту.
* * *
Музей является не только научным центром, но и
центром пропаганды морских традиций в
военно-патриотической работе с молодежью и
другими категориями населения. Здесь создан
лекционно-демонстрационный зал, где
осуществляется показ видеофильмов по истории
Российского флота. Помимо этого проводятся уроки
мужества, встречи с ветеранами, лектории,
систематически весной и осенью проводятся
торжественные проводы призывников «на флота» и
другие формы научно-просветительской работы.
Разработаны и проводятся тематические экскурсии
по возрастам – от дошкольников до взрослых.
На сегодня в музее работают шесть залов:
мемориальный, Мирового океана, истории
дореволюционного флота России с 1007-1917 годов,
развития Советского флота в годы Великой
Отечественной войны, Морской авиации и
лекционно-демонстрационный.
В центре-музее постоянно проводятся
разнообразные акции. В недавнем прошлом
посетители музея могли получить в подарок
георгиевскую ленточку или поздравить моряка с
Днем флота рисунком или поделкой, которые будут
направлены экипажам подшефных музею судов: АПЛ
«Смоленск» и ТАРК « Адмирал Нахимов».
Центр-музей, осветивший своей экспозицией
неизвестные и малоизученные факты в исторической
судьбе города-героя Смоленска и Смоленского
края, пользуется заслуженной популярностью в
Смоленске и далеко за его пределами. Об этом
говорит география городов–гостей музея: Москва,
Санкт-Петербург, Псков, Орел, Тамбов, Брянск,
Пермь, Курск, Киев, Челябинск, Караганда,
Севастополь, областные и районные центры
республики Беларусь.
А
красота остается
Вышивание – древнее, красивое искусство и
необычное увлечение для девушки двадцати двух
лет. О том, почему хочется взяться за иглу и
пяльцы, нам рассказала студентка 5 курса ВЗФЭИ,
вышивальщица со стажем Афанасьева Ксения.
- Как давно ты занимаешься
вышивкой?
- Лет с восемнадцати, то есть уже почти пять
лет. Это пошло ни от бабушки, ни от дедушки, а
просто по желанию. Вышиваю исключительно
картины. Мне всегда рисовать хотелось, но не
умелось. А тут все нарисовано – сиди и переноси
иголочкой. Вроде как и бездельничаешь, ничего не
делаешь, а после безделья остается что-то
красивое.
- Какое «снаряжение» необходимо вышивальщице?
- Нитки мулине, лучше французские. Отечественные
не терпят сурового обращения: рвутся, мнутся,
быстро линяют и выгорают. Да и сами цвета могут
быть неточными и блеклыми. Также необходима
канва, на которой, собственно и вышивается
картина. Из инструментов: пяльцы, иголка и
ножницы. В целом, удовольствие недорогое. Самое
дорогое в готовой картине – это рамочка. А
работа бесценна. Рисунки и схемы берутся в
Интернете. Самой рисовать не удается. Хотя есть
специальные компьютерные программы, которые
любую понравившуюся картинку или фотографию
могут преобразовать в схему. Но программы эти
слишком сложны.
- Сколько цветов и оттенков в твоем
распоряжении?
- В общей гамме ниток, которыми я вышиваю, около
шестисот оттенков. Если говорить о каждой
конкретной работе, то это от нее и зависит. В
картине, на которой изображены мальчик и девочка
на берегу, восемь оттенков. На картине «Ведьма»
– девяносто.
- Несколько слов о методике вышивки крестиком.
- Вышивается каждый цвет по очереди – от самого
темного к самому светлому, чтоб не пачкать
светлые нитки. Нельзя делать узелки на обратной
стороне, потому что при стирке или при
вставлении в рамочку они могут разорваться, а
когда вышиваешь, могут помешать. Вместо узелков
кончик нитки цепляется за уже сделанные
петельки. Также для удобства можно протягивать
на равном расстоянии друг от друга параллельные
ниточки, которые будут служить ориентирами.
- Сколько времени уходит на вышивку картины?
- Чистое время я никогда не считала. Вообще, все
зависит от лености: над небольшой картиной,
которую вышиваешь к какому-то событию, с
чувством, с толком, с расстановкой можно
работать по вечерам в течение двух недель. А над
картиной для души можно и год сидеть.
- Наконец ты понимаешь, что картина закончена,
и…?
- … снимаешь ее с пяльцев, любуешься минут
двадцать, говоришь себе «Какая же ты молодец! Ты
закончила, не выбросила на полпути!» Потом
срезаются ниточки-ориентиры. Потом картина
аккуратно стирается на руках, высушивается и так
же на руках несется в багетную мастерскую со
словами: «Сделайте мне, пожалуйста, рамочку».
Все остальное делается там.
- Ты вышиваешь картины, в том числе, и на
подарки. Люди радуются таком необычному
презенту?
- Самая частая реакция: «Ах! Как красиво!» И так
первые пятнадцать минут после вручения. Потом
картину вешают на стену, и она продолжает
радовать и хозяев дома, и гостей. Иногда
восторги хочется записать на диктофон, чтобы
потом в минуты депрессии поднимать себе
настроение и самооценку.
- Никто из знакомых не находит твое увлечение
старомодным?
- Нет, не считают. Может, кому-то покажется, что
добровольная вышивка – привилегия старых
тетенек, но это же лучше, чем в подъезде курить
и в глупые компьютерные стрелялки резаться. Чаще
встречаются восторженные реакции. Хотя некоторые
могут сказать равнодушно: «Ааа, вышивка, ну и
что?» Но таких мало. А реакций, типа: «Фи,
вышивка, бабушки, ты б еще коклюшки взяла!» не
было никогда.
- Твое хобби как-то помогает тебе?
- Вышивание очень хорошо успокаивает нервы. Если
все не так и руки чешутся что-нибудь разбить или
сломать, садишься за пяльцы и начинаешь иголкой:
вот так тебе, вот тебе крестиком, вот тебе
черной ниткой, вот тебе синей ниткой! И все
проходит. А красота остается.
Беседовала
Анастасия Трифонова
Страсть на всю жизнь
Рассказывая о вехах жизненного пути, человек
открывает слушателям себя. И чем насыщеннее
повествование, тем сильнее поражаешься
стойкости, мужеству и преданности человека
своему делу, к которому, порой, приходится идти
долгие годы. Нашему журналу поведал свою
историю, длиной уже почти в век, Ю.Р. Пореш.
Юрий Романович Пореш родился
в Киеве в 1919 году. Когда в 1924 умер отец,
вдвоем с матерью переехали в Одессу, где жили до
1940 года. Там он окончил школу, начал
заниматься спортом: плаваньем, спортивной
гимнастикой, парусным спортом.
После школы пошел работать – нужно было помогать
матери. Окончив специальную школу матросов,
получил звание матроса первого класса и
устроился на работу в порт. В то время там
велась работа по подъему корабля «Петр Великий»,
который затонул в 1918 году в акватории
Одесского порта. Потом Юрий Романович работал
матросом на фрегате «Полтава». Когда начала
сниматься картина «Петр Первый», он с друзьями
был приглашен туда обслуживать корабль, на
котором велись съемки. В период съемок был ранен
выстрелом из пиротехнического ружья в лицо.
Зрение ему спасли в клинике
академика-офтальмолога В.П. Филатова.
В 1940 году Юрий Романович поступил в институт
им. Лесгафта в Петербурге на специальность
«Гимнастика». Вскоре началась война. С самых
первых ее дней участвовал в боях на
ленинградском фронте, где получил три ранения.
Лечение в госпиталях сменила эвакуация через
Ладожское озеро в сентябре 1942 года. Затем
раненого принял госпиталь в Кирове.
В годы войны военное дело преподавалось учащимся
школ с четвертого класса. Девочки готовились
быть медсестрами, радистками. Мальчишки изучали
азы военного дела. Для этого от военкоматов и
госпиталей посылались офицеры. Пока заживали
раны, будучи признанным ограниченно годным для
службы, Юрий Романович некоторое время работал
инструктором по военной подготовке. Потом он
отправился на переосвидетельствование: трудно
было оставаться в стороне. Чувство необходимости
быть полезным не только в тылу, но и
непосредственно на фронте многим не давало
покоя. Юрий Романович приехал под Брянск, в
четвертую танковую армию и в ней находился в
качестве командира взвода автоматчиков 17-й
мотомеханизированной бригады до осени 1944 года.
А там опять пришлось ложиться в госпиталь,
потому что ленинградские ранения дали себя
знать. Нужно было делать операцию на ногах.
После длительного лечения и неоднократных
операций был направлен на работу в орган
репатриации. В середине сороковых формировались
такие органы по возвращению наших пленных в
Союз, на родину, организовывались фильтрационные
лагеря и в Европе, и в нашей стране. Задача
органов репатриации – собрать русских пленных с
американской, английской, французской зоны
оккупации, принять их и отправить на родину.
В 1946 году Юрий Романович демобилизовался и
приехал в Одессу, где поступил в среднее
мореходное училище. Но учеба в нем продлилась
всего год. Обстоятельства вынудили вернуться в
уже знакомый институт им. Лесгафта. Окончив в
1949 году институт, Юрий Романович по
направлению государственной комиссии поехал в
Смоленск в техникум физической культуры
заместителем директора по учебной работе. В 1950
году на базе техникума был создан институт
физической культуры, где Юрий Романович начал
работать уже преподавателем плаванья, истории
физической культуры, управления в физической
культуре и менеджмента физической культуры. С
1958 года по 1964 был утвержден председателем
областного комитета по физической культуре и
спорту. Затем опять перевелся в институт и с
1968 по 1979 год работал ректором института, а
затем доцентом кафедры управления физкультурным
движением и истории физической культуры.
В 1982 году Юрий Романович ушел на пенсию.
Сейчас не работает, но активно занимается
общественной деятельностью, собирает материалы
для музея истории СГАФК спорта и туризма, пишет
воспоминания. Все тяготы жизни: и блокаду, и
многочисленные переезды, с ним перенесла жена. У
них двое сыновей, шестеро внуков и трое
правнуков.
Как говорит сам Юрий Романович, несмотря на
отсутствие выдающихся успехов в спорте, страсть
и привязанность к спорту остались у него на всю
жизнь. И страстью этой он долгие годы делится с
ребятами, готовя их к педагогической и
спортивной деятельности.
Лицо
ВУЗа
Музей истории нынешней СГАФК спорта и туризма
был открыт 14 сентября 1979 года. У истоков его
стоит Ю.Р. Пореш. Сначала музей занимал только
одну комнату, но постепенно растущая экспозиция
потребовала дополнительного пространства, и в
1984 году у музея появилась вторая комната.
Полная реконструкция музея, кардинально
изменившая облик его интерьеров и стендов,
проведена в 2004 году. Выпускники любят свой ВУЗ
и добровольно приносят сюда свои реликвии, зная,
что здесь в целости и сохранности они будут
демонстрироваться гостям музея.
В хранилищах музея находится более тысячи
экспонатов (кубков, медалей, грамот), не считая
хранящихся в запасниках фотографий. Самый старый
экспонат – диплом участника Всесоюзной
спартакиады, датируется 1928 годом.
На стендах представлены данные о ведущих
спортсменах-смолянах, о студентах, участвовавших
в крупнейших спортивных соревнованиях,
получивших звания мастер спорта, заслуженный
мастер спорта, о тренерах, заслуженных тренерах,
которые их готовили – преподавателях СГАФК.
Часть экспозиции посвящена спортивной работе,
где показана работа студенческих отрядов,
которая была распространена в доперестроечные
годы. Каждый год на ноябрьские и майские
праздники на площади Ленина и на стадионе
«Спартак» проводились спортивно-гимнастические
выступления. Эти события тоже занимали
значительное место в жизни института. Но с
началом перестройки студенты лишились
возможности выступать вообще, поскольку подобные
мероприятия перестали проводиться.
К столетию Олимпийского движения нового времени
(1994 год) готовилась специальная выставка –
История Олимпийских игр и участие в Олимпийских
играх советских спортсменов и спортсменов
Смоленского государственного института
физической культуры. Эта часть общей экспозиции
постоянно пополняется, как и вся экспозиция
музея, поскольку время идет. Зимние и летние
Олимпийские игры проводятся с интервалом в два
года. Каждое пятилетие отмечается юбилей
учебного заведения. В этом году грядет
шестидесятилетие ВУЗа. А если учитывать годы
существования техникума, на базе которого был
создан институт, получается – восьмидесятилетие
учебного заведения. Благодаря событиям и датам,
появлению новых спортсменов экспозиция находится
в постоянном движении.
Жизнь музея очень насыщена. Экскурсии
обязательно проводятся на первое сентября. Здесь
вновь прибывшим вручаются студенческие билеты. В
течение сентября и октября музей посещают группы
по специализации, которым рассказывают об
отдельном виде спорта и об истории ВУЗа.
Естественно, музей посещают и гости, и все
спортивные делегации, которые приезжают в
область, в Смоленск, в академию. Для школьников
старших классов одновременно с экскурсией
проводится и профориентационная работа.
Выпускники СГАФКа собираются в музее на вечера
встреч. Также в музее проводятся плановые
занятия по истории физической культуры, где
студентам рассказывают об истории спорта на
Смоленщине. Здесь проводятся и занятия по
истории: часть экспозиции музея посвящена
Великой Отечественной войне, наиболее важным
событиям этого периода, преподавателям
техникума, участвовавшим в военных действиях.
Музей действует постоянно как информационный и
методический центр.
Только в этом году музей посетили около десяти
иностранных делегаций: немцы, поляки, чехи,
югославы и другие. Югославская делегация была
поражена экспонату – вымпелу матча по футболу
1945 года между югославскими партизанами и
воинской частью Советской Армии. Преподаватели
смоленского техникума участвовали в этом матче и
передали вымпел в дар музею.
Музей – это не мертвая затвердевшая экспозиция.
Музей – это живая работа. Работа, прежде всего,
воспитательная: студенты здесь знакомятся с
учебным заведением, в которое они поступили.
Работа научно-исследовательская, поскольку здесь
достаточно данных по любой тематике, которая
может заинтересовать и студентов, и
преподавателей.
Музей принимал участие в смотре-конкурсе
спортивных музеев России в 1994 году, где занял
первое место, и его создатели были награждены
почетными грамотами, поездками в Швейцарию, в
Лозанну, где находится штаб Международного
Олимпийского комитета. В 2007 году на
всероссийском конкурсе музей занял почетное
третье место после московского и петербургского
музеев.
Сейчас музей готовится к юбилею учебного
заведения, дополняя нынешнюю экспозицию.
Благодарим за помощь в подготовке материала
создателя музея Ю.Р. Пореша и заведующую музеем
истории СГАФК Е.А. Иншеву.
От
клуба «Гамаюн»
к стране «Гамаюнии»
Понимать природу и самого себя, уметь находить
удивительное в известном, совершать маленькие
открытия и делать большие находки - всему этому
каждый ребенок может научиться в клубе «Гамаюн»
при Смоленском Дворце творчества детей и
юношества.
11 марта 1970 года актовый зал Дворца собрал
мальчишек и девчонок с горящими глазами. Все они
обожали путешествовать. Так зарождался клуб
«Гамаюн» во главе с неизменным вот уже на
протяжении 40 лет руководителем Грушенко
Владимиром Ивановичем. Изначально это был
туристский кружок, которому выделили ... стол,
стул и несколько старых спальных мешков. Однако
участники решили сразу: упор будет не на туризм,
а на путешествия как средство познания
окружающего мира. Стали собирать материалы,
которые вскоре перестали вмещаться в одну
комнату. Тогда-то и решили освоить подземелье
Дворца. Сейчас в арсенале клуба около 3000
единиц предметов крестьянского быта, орудий
труда, народной одежды. Часть из них размещена
во Дворце творчества детей и юношества, часть -
в башне Моховой, где расположен музей
«Смоленские украсы».
Здесь все делают сами дети. Попадая в несколько
подвальных помещений, ты окунаешься в
удивительный мир, наполненный сказочными
славянскими чудесами, образцами камней с
тысячелетней историей, коллекцией предметов
народного быта. Каждый предмет приоткрывает
дверцу в тысячи лет. Славяне не появились
«вдруг» в 988 году, к этому времени они уже
имели богатейший культурный слой. Древняя
славянская цивилизация оказывается намного
старше эллинской. В наши дни рудиментным
элементом того далекого периода можно считать
годовой цикл народных праздников.
К юбилею участники клуба построили Мировой дуб,
на котором вместо листочков висят таблички с
имена командирского актива, начиная с самых
первых участников. Заметим, что клуб давно уже
стал семейным клубом: в походах продолжают
участвовать ставшие взрослыми первые участники,
их дети и внуки. В поход берут примерно с 5-6
класса, а для верхнего предела ограничений не
существует. Иногда родителям бывает интереснее
на сборах и походах, чем их чадам, увлекающимся
только компьютерными играми и программами в
телефоне. В последние годы дети оказываются с
более слабой физической подготовкой, что очень
ярко проявляется в открытых полевых условиях.
Несколько десятков лет назад Россия была
направлена на открытия, исследования, чем и
объяснялось обилие туристских кружков. Дети 70-х
стремились к познанию нового в окружающем их
мире, дети 2000-х в большинстве своем, увы,
стремятся только к освоению просторов Интернета.
По периметру подвальной комнаты располагаются
макеты тех стоянок, которые есть на территории
ДЛР, фотографии с мест путешествия: древние
курганные группы, святилища, богатырская
застава. алатырь-камень, лабиринт, избушка Бабы
Яги и многое-многое другое.
На отдельном стенде каждую неделю вывешивается
список именинников. Неважно, сколько исполняется
человеку: 51 или только 13 - в клубе его помнят.
На другом стенде можно почитать стихи, тексты
песни связанные с «Гамаюном».
Созданный клуб быстро перерос установленные
рамки. Требовалась особая конкретная территория,
на которой можно было бы воплощать все проекты.
Ее придумали, нарисовали, а потом создали в
реальности. Идея реализовалась с передачей в
1987 г. закрывшейся школы в деревне Рибшево
Духовщинского района. Старое деревянное здание с
богатой историей и стало базой, которая теперь
является центром ДЛР. Сегодня эта Республика
является составной частью национального
биосферного парка «Смоленское Поозерье» с
площадью около 350 кв. м. В ее состав входят
леса и болота, озера и речки юго-восточной части
национального парка. За 20 лет существования ДЛР
проложены сотни маршрутов, на которых каждый раз
совершаются все новые и новые открытия,
познается и преобразуется территория.
В особой комнате во Дворце висит сердце клуба -
карта Детской Лесной Республики, где отмечены
маршруты, по которым совершают свои путешествия
ребята. Маршрут, нарисованный на карте полностью
подчинен сказочному сюжету: участники должны
добыть живую и мёртвую воду, вернуть людям
Красоту Ненаглядную, сразиться с Бабой Ягой.
Путешествия проходят круглый год: от зимы до
зимы, примерно 100-150 дней - полевые. Зима -
всегда лыжи, лето - байдарки.
Походы имеют сильную фольклорно-мифологическую
опору и носят название «мир человека и мир
природы через русский народный календарь».
Весенние программы начинаются с проводов
матушки-Зимы, с шумной и веселой Масленицы. Наши
предки ощущали свое единство с окружающей их
природой, были убеждены, что своими добрыми
делами, таинствами, игрищами, обрядами они
помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению
цветов и злаков, прилету птиц. Поэтому постоянно
устраиваются яркие инсценировки «Проводы
Снегурочки» и «Пробуждение Медведя». Встречу
весны - народно-календарный праздник «Сороки»
клуб проводит в дни весеннего равноденствия. В
ледоход отправляются участники по рекам Хмость,
Каспля, Остер и Ипуть и не пугают их поджидающие
впереди препятствия и трудности. Летняя
программа еще более эмоционально и событийно
насыщена: это праздники Троицкой березки и Ивана
Купалы, святочные хороводы, завивание венков,
шуточные игры, обряды очищения водой, костры и
качели. Осень - пора фольклорно-этнографических
праздников «Золотая осень», «Осенины»,
«Параскева-Пятница», «Черная курица», «Проводы
Лешего и Медведя», а также разведки и освоения
территорий.
Особое место занимает в клубе патриотическая
линия. С ней связаны поздравления ветеранов
Великой Отечественной войны, благоустройство
воинских захоронений, проведение митингов,
прохождение по маршруту «Партизанскими тропами».
Задача ребят-исследователей: изучить что-то,
освоить, описать, сфотографировать. Многие годы
гамаюнцы детально исследовали Смоленскую
область, а потом обратились к Крыму, Кавказу,
Псковской, Новгородской, Ленинградской,
Костромской, Вологодской, Архангельской и другим
областям. Все эти мероприятия способствуют
духовно-нравственному совершенствованию
подрастающего и взрослого поколений.
Отличительной чертой клуба является
самоорганизация. Для похода выбирают более
опытного командира - мальчика или девочку,
которые каждый день утром составляют план дня,
вечером подводят итоги, раздают задания. Не
приемлются фразы типа: «не хочу», «не могу», «не
успел». Для нарушителей придумана специальная
система наказаний - наряды. Одним из видов
легкого наказания является чистка котлов внутри,
посерьезней - чистка до блеска котлов снаружи и
так далее... Если кто-то считает наказание
несправедливым, то сначала он должен выполнить
всю работу в наряде, а потом на Совете
командиров обжаловать наказание. Палатка
формируется из ребят, примерно равных по
физической подготовке, чтобы они смогли
справиться с заданиями наравне с другими
палатками.
Во Дворце также идут занятия по расписанию. Их
ведут некогда выпускники клуба, а сейчас
методисты С.А. Сивакова, Е.А. Николаева и Е.Ю.
Никитина. «Гамаюн» тесно сотрудничает и со
школами города. Воспитание и образование в
современных условиях часто носят утилитарный
характер: родители отдают детей исключительно в
те кружки. посещение которых может принести
ребенку материальную выгоду в будущем. Кроме
того, многие родители в свете последних событий
просто боятся куда-то отпускать детей. Настоящие
ценности оказываются отодвинутыми на задний
план, поэтому педагогам приходится прилагать
много сил, чтобы показать уникальность местной
природы, рассказать об истории родного края.
Направлений работы клуба множество: природа,
биология, экология, животный мир, топонимия,
этнография, археология, военно-патриотическое
дело, история деревень, поэтому каждый желающий
может найти занятие себе по душе. Приходят в
клуб и студенты, чтобы приобщиться к родной
славянской культуре, увидеть, как жили их
предки.
Клуб продолжает развиваться. Конечно, для
осуществления всех задумок надо иметь серьезную
материально-техническую базу. Государственного
финансирования не хватает, поэтому большую
помощь «Гамаюну» оказывают его выпускники,
спонсоры, многое становится возможным благодаря
усилиям самих участников.
Хочется пожелать клубу новых открытий не только
в окружающем нас мире, но и в душах всех тех,
кому «Гамаюн» помог увидеть этот мир с другой
стороны!
|
|