Главная | Архив |

  Очевидное-невероятное  
   

Юлия Грибер,
кандидат философских наук,
доцент СмолГУ

 

КАКОГО ЦВЕТА СМОЛЕНСК?

 

Хельсинки всегда серый, даже в яркую солнечную погоду. Венеция – лазурная. Лондон – терракотовый. Сан-Диего – белый. Лиссабон – смесь охры с желтым. Марракеш – как радуга. Амман – пепельный. Каждый город оставляет в памяти особенное цветовое впечатление. А какого цвета Смоленск?
Подобно легендарной птице Феникс, ставшей символом Смоленска, город не раз в истории возрождался из пепла. Несколько раз он практически полностью был разрушен и построен заново – после войны с французами в 1812 году, после Великой Отечественной войны. Здания восстанавливались, многие в прежнем виде, однако исторический цвет построек редко сохранялся.
Узнать, как выглядели исторические здания Смоленска первоначально, как, когда и почему менялся их цвет, оказалось сложной задачей. В путеводителях и краеведческой литературе практически нет сведений о цвете построек, а помещенные в них снимки либо нецветные, либо показывают здания в их современном виде. Поэтому пришлось перелистать подшивки старых периодических изданий – дореволюционные газеты «Смоленские Губернские Ведомости», «Смоленский Вестник», ежегодник «Памятная книжка Смоленской губернии», журнал «Смоленские Епархиальные ведомости», «Смоленская старина», газету «Новый путь», издававшуюся во время немецкой оккупации. Много интересных открытий помогли сделать архивные материалы, фотодокументы из фондов смоленских музеев, фотографии из личных архивов, картины и открытки с видами Смоленска.
Сначала я составила своеобразную цветовую биографию каждого из сохранившихся 133 исторических зданий с момента создания проекта и до настоящего времени. Сложная цветовая судьба отдельных построек затем была объединена в единую цветную карту Смоленска, которая позволила составить представление об отдельных цветовых слоях города – слое средневековой архитектуры (XII-XIV вв.), литовского и польского периодов (XV-XVII вв.), слое Российской империи (XVIII – начало ХХ вв.), архитектуре советского периода (ХХ в.). Каждая эпоха выбирала для города свои оттенки, создавала свою цветовую культуру и цветовой язык.
Древний Смоленск был деревянным городом. Материалом для строительства служили в основном хвойные породы (сосна, ель), а также вяз, осина, реже лиственница, дуб. Поэтому цвет города был однородным – в мягких охристо-коричневых и серо-серебристых тонах.
Первые серьезные изменения в цвете Смоленска произошли в XII-XIII веках, когда в строительстве начали применять кирпич и камень. По сведениям историков, за эти два столетия в городе было сооружено около тридцати каменных храмов (то есть по размаху каменного строительства он не уступал Новгороду). Большинство храмов были сложены из красного глиняного кирпича. Внешние и внутренние стены отделывались полупрозрачной известковой штукатуркой, сквозь которую чувствовалась фактура стены. Такая обработка придавала зданию белый, кремовый или нежно-розовый оттенок.
Своды и купола храмовых построек покрывались листовым свинцом, который добавлял оттенок серебра в их строгую беловатую гамму. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, возвышенность. Этот цвет в славянской культуре считался воплощением божественного начала и духовной силы.
Снаружи фасады храмов украшались орнаментами и красочной росписью. Роспись была сделана красной краской на белом фоне и по цвету напоминала народную вышивку, которая традиционно выполнялась красной нитью по белому холсту. Именно такой красно-белой росписью изначально были покрыты стены сохранившейся загородной княжеской церкви Петра и Павла.
Под влиянием византийской архитектуры храмы имели насыщенную многоцветную отделку внутри. Их интерьеры декорировались росписями, мозаикой, мраморным набором. У многих храмов был плиточный пол из майоликовых плиток зеленого, темно-коричневого и желтого цветов, сложенных в простой геометрический узор – диагональные или продольные чередующиеся ряды.
Начиная с XV века, когда Смоленск стал частью Великого княжества Литовского, в течение почти трех столетий архитектура города испытывала сильное западноевропейское влияние. Это заметно сказалось на колористике города. Сохранившиеся графические изображения показывают, что в цветовом облике Смоленска этого периода стало больше красного цвета. Теплый красновато-розовый оттенок городу придавали кирпич, розовая штукатурка и черепица.
В XVII веке под властью поляков были построены каменная ратуша с часами, каменные лавки, королевский бастион, переделаны под католические соборы церкви. Судя по рисункам Гондиуса, русские храмы чаще всего не перестраивались, а только декорировались на основе модного в то время в Европе раннего барокко или просто перекрашивались для схожести с польской архитектурой.
После возвращения смоленской земли в состав Московского государства в 1654 году постепенно начал восстанавливаться русский облик города. Вместо католических и униатских храмов в архитектурном силуэте в этот период снова начинали доминировать многочисленные православные церкви, соборы, монастыри, которым постепенно возвращали их традиционный светлый цвет.
В XVIII веке в картине города появились четыре новых для городской архитектуры цвета – синий, зеленый, голубой и золотой. Ставший популярным в городе барокко – стиль, воплощающий вечный праздник и силу российского самодержавия – добавил зданиям пышности и скульптурных украшений, усложнил их формы. В оформлении фасадов применялись характерные сине-голубые и зелено-голубые цвета, на фоне которых четко выделялись разнообразные криволинейные рельефные формы декора, выдержанные в белом цвете. В отделке использовалась позолота, контраст которой с цветным полем стены создавал ощущение изысканности и богатства и придавал виду города в эту эпоху радостное, праздничное звучание.
Период царствования Екатерины II внес изменения в административный и культурный облик Смоленска. По указу императрицы были выделены деньги на реконструкцию города и разработан план застройки Смоленска в стиле классицизма, который к этому времени стал стилем официальной государственной культуры и, как правило, использовал двухцветие – желтый или зеленый цвет для фасадов и белый для ордера и декора.
В эпоху Александра I цветовые нормы классицизма были сведены в строгую систему. В палитру Смоленска добавились узаконенные указами императора мягкие (с большим количеством белого) пастельные тона – светло-желтые, блекло-голубые, нежно-розовые, зеленоватые. Здания на центральных улицах города красили в бело-желтый. Это сочетание постепенно стало самым распространенным из-за особой символики желтого цвета в русской культуре. Этот цвет напоминает золото, а золото – символ божественного начала. Солнечно-желтые и белые тона классицизма символизировали процветание Империи. Видимо, по этой же причине примерно в это же время желтый цвет стал популярен и в других странах Европы. Так, он считался официальным цветом зданий Австро-Венгерской империи и даже есть оттенок жёлтого, который называется «Schonbrunn Yellow», по названию известного замка в Вене.
В 1818 году дополнительно были введены стандартные цвета для металлических крыш – серый, зеленый и красный. Черная краска широко использовалась до этого, а краски всех других цветов были запрещены. Вошли в обиход и активно применялись в городском строительстве медянка и сурик.
Во второй половине XIX века реформы Александра II вызвали быстрое промышленное и торговое развитие города, которое сопровождалось его хаотическим ростом и привело к зонированию городских территорий. К концу XIX века в городе сложилось три основных контрастных района Смоленска: центр, где жили дворяне, крупные купцы и чиновники; Заднепровье, где жили мещане, и рабочие окраины. Каждый район города имел свой цвет.
Строительство и благоустройство шло преимущественно в центре, который постепенно заполнился множеством административных и общественных зданий, банков, магазинов, стал пестрым и ярким. Здесь появилось много доходных многоквартирных домов, которые с развитием капиталистических отношений владельцы усадеб строили на принадлежащих им территориях. Доходные дома возводились, как правило, в смешанных стилях. Их окраска была крайне разнообразной и часто не следовала какому-либо плану колористического решения фасада, а выбиралась исходя из практических и материальных соображений заказчика. Владельцы доходных домов были заинтересованы в том, чтобы максимально удешевить строительство, но при этом сделать здания комфортными и привлекательными для съемщиков. Поэтому они активно использовали для окраски самую дешевую и практичную разбеленную темно-коричневую краску.
Появилась мода на соединение архитектурных элементов различных национальных стилей, которое в архитектуре получило название эклектики. Здания периода эклектики в Смоленске были выкрашены розовым, голубым, терракотовым, охристым цветом. Использовался также прием частичной штукатурки и окраски: первый этаж двухэтажного каменного здания окрашивался в светлый цвет, а верхний оставался кирпичным и был красно-коричневым.
К концу века заметно увеличилось количество зданий из кирпича, который постепенно стал основным материалом. Это внесло оживление в цветовую среду города. Здания центра начали объединяться в единый каменный массив, покрытый шифером, свинцом, черепицей. Цветовой хаос этих построек дополнялся броской рекламой.
В конце XIX века на базе эклектики начал развиваться новый стиль, который получил в разных странах разные названия: югендстиль, венский сецессион, арнуво, модерн. Ключевыми принципами модерна (термин в переводе означает «современный») стали новаторство, современность и стремление к постоянному обновлению. За эти качества модерн часто называли «новым стилем».
В противоположность предшествующим направлениям, ориентировавшимся на исторические образцы, модерн начал использовать синтез искусств, новые формы и композиционные приёмы, материалы и конструкции. В архитектуре активно внедрялись стекло, кованый металл, изразцы и керамика, в интерьере – фанера, холст, резьба по дереву, необработанный камень, витраж. Новые строительные технологии, широкое применение кирпича, богатство отделочных материалов – глазурованной плитки, глазурованного кирпича, керамической плитки, полированного дерева – значительно изменили и обогатили колористическую палитру города и сделали цвет одним из главных средств художественной выразительности. В декоративном модерне использовались растительные орнаменты, а потому природные цветовые гармонии. Здания окрашивались в естественные тона – зеленовато- или жемчужно-серые, розовые.
В начале ХХ века неорусский стиль добавил городу теплых охристых и терракотово-коричневых тонов кирпичной основы зданий (яркость кирпича иногда усиливалась покраской интенсивным цветом) в сочетании с многоцветным декором из ярких керамических плиток. Орнамент выполнялся синим, красным, оливковым и охристыми цветами, типичными для народного искусства. Противопоставление изразцов «нематериальных» синих и голубых цветов и охристых тонов основного строительного материала снимало ощущение тяжести фасада, придавало ему ажурность и пространственность.
Оказавшись слишком вольным для официальных зданий, неорусский стиль понравился смоленскому купечеству, поскольку выполненные по его канонам дома выглядели особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев. В Смоленске он нашел воплощение в строительстве особняков и парадных зданий и представлен несколькими интересными постройками, среди который дом Будникова, здание картинной галереи.
Продолжение следует.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№8 (108)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич