Главная | Архив |

 

Встречи с интересными людьми

 
   

Анна Витоль


№08 (108) 2009 - журнал "Смоленск"

Обед у Елены Сергеевны Булгаковой

15 мая 2010 года исполняется 119 лет со дня рождения великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. С сентября 1916г. по февраль 1918г. М.А. Булгаков работал врачом Никольской земской больницы Сычевского района и Вяземской городской земской больницы Смоленской губернии. Первые его литературные опыты (Записки юного врача 1925-27 г.г.) основаны на впечатлениях от его врачебной деятельности на Смоленщине.

У подъезда дома в Москве на Суворовском бульваре у Никитских ворот, где жила жена великого русского писателя Михаила Булгакова Елена Сергеевна Булгакова юного Владимира Растихина чуть было не накрыла внезапно выплеснутая со второго этажа вода из таза - рассказывает мой собеседник. Растихин В.Б., хорошо знакомый смолянам, в разные годы работал директором Смоленского отделения Бюро Международного молодежного туризма «Спутник», комсомольским, партийным, профсоюзным работником, директором областного драматического театра.


«Когда мы уже познакомились с Еленой Сергеевной, я ей рассказал об этом случае. В ответ она искренне извинялась за столь необдуманный проступок своей домработницы, убиравшей на тот момент в её квартире» - продолжил свой рассказ Владимир Борисович.

- А, кстати, Владимир Борисович, как произошло ваше знакомство с Еленой Сергеевной? – задаю я свой первый вопрос.

- В 1966 году в Москве в издательстве «Художественная литература» вышла замечательная книжка в синем переплете: «Михаил Булгаков. Избранная проза». Вместе с романом «Белая гвардия», литературными произведениями «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» под обложкой книжки были опубликованы шесть рассказов под заголовком «Записки юного врача».

Из вступительной статьи к сборнику произведений Михаила Булгакова, блестяще написанной В.Я. Лакшиным, я узнал, что до того как стать писателем, Булгаков после окончания университета в Киеве полтора года, в 1916-1918 г.г., работал земским врачом в больницах села Никольского и города Вязьмы Смоленской губернии. Творчество Булгакова восхитило меня, а информация о том, что писатель работал на Смоленщине, возбудила интерес к биографии писателя.

Я подумал, что, может быть, о времени пребывания Булгакова на Смоленщине могли бы мне рассказать его родственники, если такие еще живы. Как я был рад, когда на мой вопрос преподаватель Смоленского пединститута Вадим Соломонович Баевский сообщил мне: «Жива жена Булгакова, живет в Москве по адресу: Суворовский бульвар, дом 22, кв. 23». И вот 5 декабря 1968 года, набравшись смелости, я решил постучаться в дверь по указанному адресу. На мой звонок дверь открыла среднего роста немолодая бодрая женщина в домашнем халате. Как позже я узнал, ей было 75 лет.

- Входите! Прошу! – ласково пригласила она меня в свой дом.

Я с порога стал объяснять, откуда я прибыл и что меня интересует.

- Отлично, раздевайтесь и проходите в комнату!

Вам придется подождать, пока мы с домработницей закончим уборку квартиры.


Раздевшись, я прошел из небольшого коридора прихожей налево в комнату. Сел в указанное мне кресло с высокой спинкой и стал ждать. На стене напротив меня висел большой овальный портрет Булгакова, очень похожий на фотографию писателя, опубликованную в сборнике «Избранная проза», рядом на стене обращала на себя внимание старинная карта двух полушарий со средневековыми контурами материков и чужеземными подписями, рядом в рамке висела акварель – горный крымский пейзаж работы Максимилиана Волошина с дарственной надписью «Тех не отпустит Коктебель, кто раз вкусил тоски полынной. Дорогому Михаилу Афанасьевичу - первому, кто запечатлел душу русской усобицы. Максимилиан Волошин 5.VII.1925». Ждать пришлось с полчаса. Я присматривался к обстановке и с восторгом переживал все увиденное. После окончания уборки квартиры, попрощавшись с домработницей, передо мной вновь появилась хозяйка дома, теперь уже в парадном платье.

- Давайте знакомиться, - предложила она мне. – Меня зовут Елена Сергеевна. Я очень рада, что молодежь интересуется творчеством Михаила Афанасьевича, тем более в провинции. Чем могу быть полезна Вам? Но перед тем как Вы будете рассказывать о себе и что Вас интересует, мы должны с Вами пообедать. Обед уже готов, осталось только накрыть на стол. Вы мне в этом деле поможете?

Я с радостью согласился. Вдвоем мы быстро сервировали стол и начали обедать. За обедом началась наша беседа с Еленой Сергеевной Булгаковой. Здесь я узнал, что Елена Сергеевна – третья жена Булгакова и для нее брак со знаменитым писателем был третьим. Что от второго брака с профессиональным военным Евгением Александровичем Шиловским (с 1928 года - начальник штаба Московского военного округа) у них было два сына: Евгений и Сергей. При разводе, произошедшем по инициативе Елены Сергеевны, старший Евгений остался с отцом, а младший Сергей с матерью. Евгений почти десять лет как умер, а Сергей работает заместителем директора одного из московских театров.

- А были ли у М.А. Булгакова дети?

- Я тогда тоже задал этот вопрос Елене Сергеевне. «К сожалению, нет, ни от одного брака. Булгаков считал, что настоящий талант аккумулирует в себе энергию предыдущих и будущих поколений. Как пример, он приводил писателя Н.В. Гоголя и композитора М.И. Глинку, - таков был её ответ. О пребывании Михаила Булгакова на Смоленщине, к сожалению, она ничего не могла рассказать, так как познакомилась с Михаилом Афанасьевичем в 1929 году. Вкусный обед с бутербродами с черной икрой за рассказом Елены Сергеевны о творчестве и биографии Михаила Афанасьевича закончился незаметно. Быстро убрав посуду со стола, Елена Сергеевна продолжала меня знакомить со своей квартирой.

- Это бюро красного дерева я купила в комиссионке, сказав, что оно когда-то служило Николаю Васильевичу Гоголю. Он очень любил Гоголя. Поверил, не проверяя. За этим бюро он писал свой роман «Мастер и Маргарита». А кресло, в котором Вы сидите, любимое кресло Михаила Афанасьевича. И настольную лампу под абажуром он очень любил.

Я обратил внимание, что в конце коридора прихожей, из которого направо был вход в маленькую кухоньку, над вешалкой с многочисленными крючками для одежды висел в рамке необычный плакат. На плакате была изображена жирно перечеркнутая крест-накрест полировка, а рядом сторублевая ассигнация. Надпись гласила: «Водка –враг, сберкасса – друг». Плакат Михаил Афанасьевич содрал с какого-то забора.

У притолоки двери из большой комнаты в маленькую висела в овальном медальоне под толстым снимком фотография, где сидят прижавшись друг к другу М.А. Булгаков, Е.С. Булгакова и Сергей Шиловский - это была выкадровка одной из последних групповых фотографий, сделанной у постели умирающего писателя 27 февраля 1940 года.

- А здесь моя спальня,- объяснила Елена Сергеевна, подводя меня к маленькой комнате и указывая на стоящую в ней деревянную кровать с иконкой в изголовье. – Под кроватью я хранила долгие годы литературный архив Михаила Афанасьевича. Я ему обещала, что не умру до тех пор, пока не опубликуют все, что он написал. Слава богу, что мое обещание сбылось, Вы читали роман «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва»?

Я утвердительно кивнул головой. И далее выказал свой восторг от прочитанного романа.

- В этой квартире бывали многие знаменитые писатели. Среди них: Александр Фадеев, Анна Ахматова, Константин Симонов, в этом вольтеровском кресле сиживал у меня опальный Александр Исаевич Солженицын, - не боясь, рассказывала Елена Сергеевна.

За окнами начинало темнеть. Я засобирался уходить. Елена Сергеевна, беспокоясь, стала говорить, что у нее нечего подарить мне на память. Все, что было опубликовано из творческого наследия Булгакова, у нее лишь в единственном экземпляре. Я ее успокоил, достав из сумки синий сборник Михаила Булгакова «Избранная проза», и попросил ее сделать для меня на память надпись. Она с радостью согласилась. Взяв невиданный для меня в то время фломастер черного цвета, она легко и размашисто написала: «Милому Володе на память о дне первого знакомства. Елена Булгакова. Москва. 5.ХII.68». Этот сборник произведений Михаила Булгакова с надписью Елены Сергеевны – дорогая реликвия в нашей семье. Больше мы с Еленой Сергеевной не виделись, она скоропостижно скончалась 18 июля 1970г. и похоронена на Новодевичьем кладбище после кремации рядом с Булгаковым.
Может быть, о той нашей встрече она могла бы написать, как писала брату писателя Николаю Булгакову в Париж: «Все люди, с которыми я встречаюсь, которые входят заново в мой дом, подпадают под обаяние его поразительного таланта (Михаила Булгакова), его необыкновенной мужественной человеческой сущности».

- Владимир Борисович, странно было бы, если бы эта встреча для вас не имела продолжения.

- Лет через пятнадцать после нашей встречи с Еленой Сергеевной я вновь позвонил в дверь ее квартиры. Меня встретила, и мы познакомились, ее невестка Татьяна Гавриловна Сапожникова, работавшая режиссером-редактором на Всесоюзном радио. Ее работы на радио «Клуб знаменитых капитанов», «АБВГДейка», многочисленные радиоспектакли хорошо были известны слушателям радио в 70-80-е годы. Жена сына Елены Сергеевны, Сергея, который умер после смерти матери через пять лет – в 1975 году, Татьяна Гавриловна, несмотря на свой пенсионный возраст, была очень бодрым, подвижным человеком, всегда наполненная творческими планами, по-настоящему любившая жизнь. Постоянное общение с актерами, писателями делало незримо ее жизнь продолжением жизни Елены Сергеевны. Мы подружились с Татьяной Гавриловной сильно и навсегда. Она была частым гостем в моей семье в Смоленске, я часто бывал в квартире на Суворовском бульваре в Москве. К сожалению, через пять лет нашего знакомства, в 1987 году, Татьяна Гавриловна умерла. Из родных и близких у нее оставалась старшая сестра Ольга Гавриловна Сапожникова, участник Великой Отечественной войны, медицинская сестра. После похорон Татьяны Гавриловны по моей просьбе Ольга Гавриловна за символическую плату продала мне из бывшей квартиры Елены Сергеевны кресло, на котором сиживал Михаил Булгаков, а также платяной шкаф и вешалку из прихожей.

Незадолго до смерти Татьяна Гавриловна, видимо, предчувствуя наше земное расставание, подарила мне две дорогие для нее реликвии: сборник стихотворений (1909-1960) Анны Ахматовой, изданный государственным издательством художественной литературы (Москва, 1961) с автографом знаменитой поэтессы: «Дорогому другу Елене Сергеевне Булгаковой с большой нежностью. Анна Ахматова. 24 июня, Ордынка», а также самодельный заказной переплет двух номеров журнала «Москва» с романом «Мастер и Маргарита», с печатными и рукописными вставками от Елены Сергеевны купюр в романе, сделанными при публикации романа. Эти дорогие моему сердцу книги занимают первое место в моей библиотеке.

- Владимир Борисович, какие у Вас предложения по увековечиванию памяти Михаила Булгакова на Смоленщине?

- Я мечтаю, что в Сычевке появится памятник в виде крупного валуна, как символ большого таланта, думаю, такой можно найти в тех местах. На мраморной доске хотелось бы видеть высеченными строки из удостоверения, данного Сычевской земской управой о врачебной деятельности знаменитого писателя с обозначением времени его работы в земской больнице. Думаю, что местные жители и руководство района, земское движение области поддержат меня в этом.

№08 (108) 2009 - журнал "Смоленск"

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич