Главная | Архив |

  Юбилеи  
   

Николай Тютюнник,
ветеран строительной отрасли

 

Покой только снится

 

Исполнилось 70 лет известному смоленскому строителю Николаю Григорьевичу Тютюннику, который многие годы был одним из руководителей строительного комплекса сначала города, а затем и области. В беседе с корреспондентом журнала «Смоленск» юбиляр поделился воспоминаниями о прожитых годах.

- Моя жизнь полностью связана со Смоленщиной. Я в Смоленск попал в 1965 году после окончания Полтавского инженерно-строительного института и трехлетней работы на Всесоюзной стройке – Павлодарском алюминии-глиноземном заводе. Это была огромная стройки и очень хорошая школа.
Нас было 12 человек – выпускников из Полтавы, прошедших школу ударной стройки. И все мы прибыли в распоряжение Степина Ивана Дементьевича, управляющего «Дорогобужхимстроя». В ведении этого треста находилось СУ-1. Туда меня пригласили начальником участка, так я оказался на Смоленщине.
Считаю, что у нас было одно из лучших инженерно-строительных высших учебных заведений в стране. Вот на тот же Павлодарский завод с других вузов по 1-2 человека приглашали, а с нашего института заказали 12 специалистов. Наряду с теоретической подготовкой мы в течение учебного года занимались производственными делами – ремонтировали детские сады, школы, проходили очень хорошую геодезическую практику, архитектуру города также обслуживал наш институт: мы проверяли исполнительные съемки, наносили на дежурные планы. То есть школа была хорошая. На 2-м и 3-м курсах нас учили бетонным и арматурным работам, плотничьим и кирпичным, использовали в качестве дублеров бригадиров. После 4 курса четыре месяца мы работали дублерами мастеров и деньги получали. Тогда я впервые попал на очень серьезную стройку – Северную Магнитку – на Череповецкий металлургический завод, там строили первую в Союзе автоматическую домну.
Школа без людей не бывает. Помню своего первого начальника участка, который меня учил азам профессии, помню первого начальника управления. Перед глазами, словно это было только вчера, картина, как мы, два молодых специалиста – Виктор Луговой и я – приехали в СУ-1 Павлодарпромстроя, нас посадили к столу, за которым находились два начальника участков, и начальник управления Борис Алексеевич Веселов стал нас расспрашивать, как учились, какие любимые предметы, какие семьи у кого, где проходили практику и т.п. А потом стал задавать вопросы начальникам участков по сдаче работ субподрядчику, по выполнению графика, что надо поправить. Затем предложил нам выбрать себе по начальнику. Я показал на Леонида Павловича Гончарова, а Виктор – на Коновалова. Спросил начальников об их согласии. На том и порешили.
Но почти месяц меня на стройку не допускали. Она была на территории зоны, где работали заключенные. Две недели от начальника ПТО мы получали чертежи для ознакомления с проектом. Каждое утро нам выдавали задание, а вечером проверяли, как мы изучили документацию. Потом неделю отдел по труду и заработной плате учил, как наряды выписывать, закрывать, как пользоваться едиными нормами и расценками. В плановом отделе обучали набору работ, отчету за них, как процентовки вести, разъясняли порядок сдачи объекта заказчику.
За мной ответственным был начальник ОтиЗа, я и не знал, что за каждым молодым специалистом закреплен ответственный. Однажды я по занятости остался без обеда, на завтра мой куратор загодя зашел за мной на обед и велел с ним идти, коли накануне я не выбрал времени покушать. Словом, и контроль, и уровень подготовки наличествовали...
После «отработки» по распределению я выбрал для жизни Смоленщину. Довелось работать в Вязьме. Правда, недолго. Меня как офицера запаса призвали на 2 года в армию. Строили аэродромы, военные и гражданские объекты. Это тоже была хорошая школа – особая, серьезная, тем более – на границе барханов. После демобилизации из Москвы я первым делом позвонил своему начальнику участка, который в Вязьме возглавлял уже управление. За два года Леонид Павлович Гончаров сделал очередной карьерный рост – стал в Смоленске главным инженером территориального управления строительства. После моего звонка он пошел к начальнику Александру Алексеевичу Свитцову и позже сказал мне: «В Вязьме твое место занято, выбирай Сафоново или Смоленск, при согласии за две недели позвони». Я ответил, мол, зачем мне ждать 2 недели, я уже выбрал Смоленск». Хотя Иван Дементьевич Степин работал в Сафонове и ждал меня там. Относился он ко мне, как к сыну, очень отзывчивый был человек и прекрасный специалист.
Сначала я попал в трест «Смоленскпромстрой» главным инженером СУ-7, домостроительный комбинат строил, базу управления механизации. В тресте довелось возглавлять производственный отдел. А потом по приглашению председателя горисполкома Алексея Ивановича Орлова я пришел в управление дорожно-мостового строительства – сначала главным инженером, а потом стал начальником управления, управляющим трестом.
В ту пору И.Е. Клименко поручил нам реконструкцию площади Ленина. Мы ставили гранитный бордюр. Видимо, мое старание оценили. Председатель горисполкома Альберт Иванович Соколов предложил мне стать его заместителем. Я было стал отказываться, мол, трест третье место в России занял, коллектив только-только сформировал, дела развернулись. - Ладно, ты недельку подумай.
Через неделю Альберт Иванович приехал, а я ему говорю, что хотел бы остаться управляющим. А он мне: «Да не останешься, если ко мне не перейдешь».
Строительным комплексом города я занимался до 1987 года. Потом до 1990 года работал секретарем обкома партии по строительству.
Вся Смоленщина являлась огромной стройкой. Бурно развивалась промышленность, большие капиталовложения выделялись селу, базе строительных материалов. По вводу основных фондов, освоению капвложений Смоленская область занимала передовые позиции в центральном регионе после Москвы и Московской, и иногда Ярославльской областей.
Мне довелось активно работать на возведении свинокомплекса в совхозе «Панской», станции искусственного осеменения, племенных животноводческих комплексов, семстанций, Дивинской птицефабрики.
В Смоленске участвовал в организации работы на строительстве гостиницы «Россия», по реконструкции драмтеатра. Приходилось ездить за оборудованием для освещения зала, за автоматикой, в Ереване по заданию И.Е. Клименко смотрел купол здания, изучал чертежи. Но в основном оборудование делали предприятия города, и с ними довелось тесно взаимодействовать.
Когда мы устанавливали сцену, кольцо и круг вращались. В 2 часа ночи с Владиславом Львовичем Тельпнером и Валерием Ивановичем Меркуловым мы вылезли из подвала, где монтировали оборудование. Слышим шаги – а это Иван Ефимович. Распросил о делах, а потом поручил каждый понедельник на секретариате обкома докладывать о ходе строительства и установки оборудования. Мы поняли, что И.Е. Клименко от нас почерпнул информацию, о которой не знал, и теперь хотел нашими докладами на секретариате привлечь внимание партийного органа к нуждам стройки. Тем самым повышалась значимость объекта и выражалась потребность в получении правдивой информации.
На строительстве поликлиники по улице Чаплина я был закреплен ответственным по поручению председателя облисполкома Алексея Ивановича Орлова. Приходилось уделять внимание строительству льнозаводов. В свое время довелось решать вопросы и по строительству Смоленской АЭС.
Но основным полем деятельности была сельская стройка. Из 456 колхозов и совхозов лишь в 7 не довелось побывать. Я доволен тем, что 90-й год мы закончили в сельском хозяйстве с прибылью, только 9 хозяйств, если не ошибаюсь, оставались убыточными – такого на Смоленщине никогда не было. А способствовало возрождению села в первую очередь капитальное строительство.
Через строительство решалась и кадровая проблема. Каждому хозяйству выделялась делянка на заготовку леса. И до зимы руководители обязаны были из этого леса обеспечить строительство домов для специалистов, направляемых на работу на село. Если нет агронома или учителя, - должен построить дом.
По тысяче километров дорог только на селе строилось в год. Это была большая победа власти в целом.
Сегодня все понимают, что без прорыва в строительстве кризис нам не преодолеть. Беда в том, что ошибки мы почему-то повторяем. То Госстрой восстанавливаем, то уничтожаем. Любое обновление связано с капитальным строительством, без этого не обойдешься. Поэтому надо все условия создавать для него.
Сегодня я возглавляю ООО «Белстройкомплект». В прошлом году мы закончили реконструкцию областной клинической больницы. Сейчас ведем строительство реабилитационного центра для детей-инвалидов в Вишенках – это единственный в своем роде объект в России, потому что там будет реабилитация многопрофильная. В Вишенках построен целый комплекс зданий: столовая, лечебно-диагностический блок, жилой блок, будет комплекс адаптации, там есть гараж, будет еще конюшня, потому что для детей с ограниченными возможностями очень благоприятна езда на лошадях.
К сожалению, не хватило средств, чтобы раньше сдать корпус адаптации. На проектирование уже прошел конкурс, и в этом году мы планируем завершить строительную часть.
В Рославле наша фирма строит физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом.
Словом, скучать не приходится, и в работе – моя главная радость в жизни. Кроме работы, внуки, дача. В общем, востребованный человек. Наверное, это самое главное для любого человека – быть востребованным.
Представляете, еще недавно, например, проходил по улице Чаплина – там располагались неказистые домики частного сектора. А сегодня со всего города идут и едут сюда люди в поликлинику, в возведении которой имеется и твой труд.
В сердце что-то екает от одной только мысли, что ты сделал доброе дело. Это счастье – видеть результаты своего труда и благодарную реакцию твоих земляков. Горжусь выполненным благоустройством площади Ленина, пешеходной зоны улицы Октябрьской революции, сквера и дорожек возле Дома быта «Гамаюн», каскада фонтанов и водопадов в парке... Жаль, на селе многое из того, что строил, заброшено и разрушается. На это больно глядеть.
Но в целом я живу с надеждой, что Смоленщину ждут перемены к лучшему. Свою лепту в эти добрые перемены вносит и группа компаний «Регион», в которую входит наша строительная организация. А я по мере сил, пока есть здоровье и чувствую свою востребованность, буду трудиться во благо Смоленщины, ставшей родной моему сердцу.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№8 (108)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич