Главная | Архив |

  С Днем строителя!  
   

Николай ЧИКОВ,
заслуженный строитель России,
генеральный директор ЗАО «Фаянс»

 

Очередной проект Николая Чикова

 

Заслуженный строитель России Николай Васильевич Чиков ни дня не может жить в покое. В день, когда мы приехали на его предприятие по производству санфаянса, в новом производственном корпусе как раз готовили бетонные полы под установку заказываемой в Италии новой печи. И что замечательно – эту тяжелую работы выполнял внук директора – Максим – студент факультета гражданского строительства московского вуза. Сам напросился у деда поработать на каникулах и познает строительное дело с азов – с тяжелой физической работы.
Но пока Николай Васильевич, кстати, сын известного смоленского мастера лепнины, автора многих композиций на домах в центре города, полон сил и крепко держит штурвал управления производством. Хотя очень хлопотная у него работа и очень ответственная, потому что от его таланта выкарабкиваться из сложнейших ситуаций зависит судьба людей, коллектива. А дальше, возможно, эту ношу взвалит на свои плечи Максим Чиков...

 

- Николай Васильевич, хочется поздравить Вас как заслуженного строителя России с Вашим профессиональным праздником! Так уж принято в нашей стране, что к празднику готовят подарки. Помню, к Дню строителя в свое время на ЗАО «Фаянс» возвели стены нового производственного корпуса, к этой дате готовили пуск итальянской печи...

- Вы сегодня как раз присутствовали на переговорах с «Автобанком» - с управляющей смоленским отделением Татьяной Викторовной Яночкиной. У меня есть намерение сделать большой подарок себе, своему коллективу, городу и области – приобрести новую итальянскую печь, и из четырех банков выбирается тот, через который будут осуществляться расчеты с продавцом.
Кризис, конечно, дал о себе знать. У нас был застой и в ноябре, и в декабре – до марта включительно. Продукция не сбывалась, мы даже находились в раздумье, гасить ли печь. Ни у кого денег не было, все отдавали в долг под реализацию. На складе имелось до 7 миллионов изделий – практически двухмесячный запас. Отсутствие притока денежных средств тормозило выплату зарплаты и налогов в бюджет. Люди нервничали, переживали.
В этот кризисный момент возникли новые требования к качеству продукции. Одна печь – итальянская – давала отменное качество, а наша – отечественная – уже выработала свой ресурс и потребовала ее остановки. И мы с 1 июня ее остановили. Конечно, делали это с кровью в душе. Пришлось сокращать людей, искать пути их трудоустройства. Произошел спад объемов производства – на 35-40 процентов. Но сегодня стоит проблема, кому и сколько отдать фаянса. Склад практически пустой.

- Но что же изменилось? Кризис как был, так и остался.
- Кризис-то кризисом, но люди потихоньку строят частные дома, есть регионы, где стройка хорошо идет. Вот, мы, например, комплектуем гостиницы в Сочи – там большой спрос, направляем продукцию на весь Северный Кавказ и в Ростовскую область. Кроме того, появилась французская фирма, которая готова забрать хоть полностью весь наш фаянс в свои супермаркеты, находящиеся в России. Они просят 5 тысяч изделий в месяц, а я всего делаю 7 тысяч единиц. Выходит, чтобы удовлетворить этот спрос, надо большинство клиентов отбросить?
Сегодня продукцию мы отпускаем только про предоплате или в рассрочку до 7 дней. С этими сроками наши клиенты соглашаются и устойчиво работают. Было у нас по России 46 оптовых клиентов. Одна печь дает производительность 2200 унитазов в месяц, а в фуру загружается только 600 компактов. Теперь посчитайте – получается по одной фуре в неделю. Вот вы приедете ко мне просить компакт, а я не смогу его отдать, потому что комплектую машину.
Тем не менее мы стараемся в первую очередь удовлетворять заявки смолян. Смоленский рынок для нас – самый важный.
Чтобы выйти на те объемы, которые мы делали раньше, и даже увеличить выпуск продукции, мы вышли на переговоры с итальянскими компаниями по изготовлению, монтажу и пуску новой печи производительностью 150 тысяч изделий в год, то есть вдвое перекроем прежнюю производительность. Это позволит нам увеличить объем продукции вдвое – до 100 млн. рублей, и на 30 человек создать дополнительные рабочие места и придать области и городу имидж.
Есть у меня предложения из двух компаний. Проект оценивается в 550 тысяч евро. Одна из фирм предлагает такой вариант: 15 процентов аванс, а все остальное – после пуска печи, то есть платить тогда, когда печка заработает в течение года. Мы считаем, что эти условия – подарок судьбы.

- Давайте вспомним то время, когда Вы предыдущую печку пускали...

- Мы тогда работали со Сбербанком по обычному аккредитиву. Банк купил валюту в банке Италии, нам отдали деньги под определенный процент, тем самым мы заложили полную сумму залога в итальянском банке. Обшивку печи сделали не по проекту. Итальянцы досылали минвату, и за их счет мы все сделали и восстановили. Печка работает нормально уже второй год.
На таможне при ввозе оборудования надо заплатить ввозной НДС – это составит 4 млн 600 тысяч рублей. Вернут мне эти деньги через 3 месяца. В моей голове не укладывается: как это взять кредит в банке, отдать деньги государству, которое их 3 месяца подержит у себя и накрутит проценты, а потом мне вернет, а я верну банку, да еще с процентами.
Когда мы говорим о поддержке малого и среднего бизнеса, никто, кроме правительства, не может освободить на период модернизации производства от НДС.
Итальянцы нам предложили вариант так называемого непокрытого аккредитива. Приходишь в банк, он смотрит твою «банковскую биографию», балансы. Банку гарантию может дать областная администрация, и он дает гарантию аккредитиву. И я начинаю работать с иностранной компанией по изготовлению и поставке оборудования. Когда оно прибудет в Смоленск, я начинаю рассчитываться за кредит с итальянской фирмой. Получается, она дает беспроцентный кредит. Еще раз хочу отметить, - это подарок судьбы, это редкий случай.
Я обратился в несколько банков, чтобы они дали предложения по предоставлению аккредитива непокрытого. Беда только в том, что в Смоленске работают филиалы московских банков и управляющие сами не могут решить этот вопрос.

- Что это за доля у Вас, Николай Васильевич? Есть налаженное производство – казалось бы, угомонись. Но тут итальянцы предлагают инвестиции, поставляют оборудование в рассрочку – пока практически бесплатно, и Вы ходите по банкам, упрашиваете взять Вас на обслуживание...
Или давайте вспомним, как Вы загорелись идеей новой печи, как построили по сути второй завод, а тут кризис, и «горшки» вдруг оказались никому не нужными. Но повернулась спираль удачи: в стране кризис на подходе к самой нижней точке, а у Чикова он позади. Да Вы, Николай Васильевич, настоящим провидцем оказались. Завтра, может, существующих площадей уже будет недостаточно, и опять Вам придется строить.

- Я тут в письме губернатору сообщил о том, что с 1999 года вложено 38 млн рублей в развитие из собственных средств предприятия. У меня и в мыслях нет получать какие-то дивиденды, как принято у тех же газовиков или банкиров. Когда в Италии я одного президента фирмы спросил, получает ли он дивиденды, тот мне отвечает, что давно уже стал бы банкротом, т.е. он все денежные средства вкладывает в дальнейшее развитие и перевооружение своего производства. Это, мол, вам в Россию бросили этот дивиденд, чтобы отвлечь вас от экономики. Получается, как со стаей собак, - бросают кость и смотрят, как они между собой дерутся. Строят дачи на Канарах, покупают яхты, а в промышленность деньги не вкладывают.
За два десятка лет мы уже сломали психологию людей, и очень часто богатый человек становится самым жадным. Богатство – это зло, ненависть.

- Но ведь и Вы – человек богатый. Вон какое «детище» практически без какой-либо помощи государства и олигархов отгрохали...

- Это все останется смолянам и служит во благо тысяч людей, а не ради обогащения директора.
Цель у нас одна – продвижение нашего товара на рынок и прежде всего смоленский. Но в Смоленске, к сожалению, в строительстве застой. Кстати, в свое время я задал начальству вопрос: а почему у нас руководители СТУСов всегда привозные, разве в Смоленске нет своих специалистов? Но смолянам доверять почему-то боялись. Все зовем «Социальную инициативу», СУ-155, но только не своих строителей. А потом выявляется обман... Но наш возмущенный голос не услышали.
Экономика Смоленской области сегодня не может потянуть нормальное жилищное строительство. Денег у людей все меньше и меньше. У кого они есть, купили себе по 1-2 квартиры, а без жилья остались люди, которые живут в «хрущевках», да еще посократили их, где-то минималку получают. Разве смогут они при нынешних ценах купить себе жилье? Конечно, нет. Путь один – за счет государства строится жилье, распределяется, нужно дать возможность людям рассчитаться за квартиру за 10-15 лет. И на это жилье приватизацию запретить, чтобы при выбытии людей квартира вновь распределялась.
Я сочувствую управляющим трестами, которые занимаются поиском инвесторов, тех, кто мог бы купить квартиры. Многие квартиры остаются нереализованными, а это значит, что строители терпят убытки. Они вынуждены поднимать цены на жилье, чтобы покрыть расходы на пустующее жилье.
Чтобы сократить безработицу, надо жилье сдавать «под ключ». Так работают в Москве, Белгороде, Красноярске. Тем самым решается проблема с «шабашниками», которые не платят налоги. А если зарплата пойдет через строительный трест, бюджет получит налоги, и работа будет сделана.






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№8 (108)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич