Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Лана ЗАХАРЕНКОВА

 

Человек,
открывающий сказочный мир природы

 

 

Александр Александрович Палатин – очень интересный, креативно мыслящий человек, человек, которому удается в простых, обычных, неприметных на первый взгляд вещах увидеть что-то необычное, скрытое от глаз простого обывателя. Так любой найденный им корень превращается в руках мастера в необычную скульптурную композицию.
Его квартира представляет собой уникальный музей природы. Количество его творческих работ изумляет. «Уральская ящерица», «Конь-пегас», «Коллегия судей», «Король водки Бахус», «Улитка», «Русалка», «Странник», «Алька», «Балерина», «Гномики», «Кубик Рубика», «Динозаврик Рия», «Кальмар», «Орлан» – вот далеко неполный список его работ.
Каждая композиция – это «частичка» природы. Причудливая форма каждой фигурки – это естественная природная форма корня. У Александра Александровича есть работа «Кубик Рубика». Эта фигурка представляет собой два сросшихся корня. Примечателен тот факт, что эти корешки переплелись так, что поворачиваются, однако разъединить их невозможно. Это «загадка», «задумка» природы.
«Природа вечна, человек живет только миг. Но чем ближе человек к природе, тем больше он будет существовать вместе с ней», - слова, ставшие девизом Александра Александровича Палатина.
Как появляются на свет такие удивительные работы?
Секрет очень прост. Сначала необходимо найти корень, затем его выкопать, очистить от грязи, коры, удалить все лишнее. А затем в ход идет воображение, которое у Александра Александровича не имеет никаких границ. В простом корешке он может увидеть как балерину, которая застыла в грациозной позе, выгнув спину назад и вытянув руки, так и забавных гномиков или динозаврика Рия.
Каждая скульптурка имеет свою собственную историю, не похожую на другие. Александр Александрович, вырезая фигурку, придумывает для нее «сказку», «загадку». Например, у динозаврика Рия есть своя собственная «веселая» история жизни. Он живет в долине реки Ганг. Больше всего ему нравится бегать со своими друзьями в догонялки. При беге он поднимает свой хвост, которым он не только регулирует центр тяжести, но и ускоряется. Его передние лапы и крылья недоразвиты, так как еды достаточно, и нет необходимости превращаться в летающего ящера. Сегодня у него хорошее настроение. Он зажал во рту маленькую веточку и всем своим видом показывает, что он очень красивый.
Кроме этого, каждая фигурка передает какое-то движение. А.А. Палатину удается схватить момент, передать позу. Так, динамично представлена сцена схватки ящерицы со своей жертвой. Мы ощущаем, с каким напряжением и сосредоточенностью ящерица удерживает в своей пасти добычу. Ведь если она ее выпустит, то лишится дивного ужина.
А.А. Палатин – один из немногих людей, который не замыкается в рамках повседневного, всем хорошо известного и доступного. Вырезает он свои скульптурные композиции сразу в нескольких плоскостях. Если посмотреть на скульптуру с разных сторон, можно увидеть различные фигурки. Одна из его любимых скульптурных композиций «Собачка» выполнена в 4-х плоскостях одновременно. Взглянув на скульптуру в первый раз, увидишь милую собачку пуделя. Это главная задумка автора. Однако в другой плоскости перед вами предстает ящер, в третьей – годзила, а в четвертой вы опять заметите маленького пуделька. Эта собака охраняет дом. Александр Александрович рассказывает, что люди, занимающиеся наговорами и наведением порчи, могут заговорить только фигуру, находящуюся в одной плоскости. В нашем случае - собаку. Ведь не все могут подумать, что одна композиция представляет собой целый набор различных удивительных фигурок. Он считает, что заговорить предмет, который изображен в 4 плоскостях, практически невозможно.
Все скульптуры выполнены из корней фруктово-ягодных деревьев (сливы, ореха или шиповника), так как они оказывают благоприятное влияние на человека и семейный очаг.
А.А. Палатин говорит: «Каждое дерево несет прекрасную ауру, оно заряжает человека энергетикой». Это действительно так. Подержав в руках эти необычные причудливые изделия, ощущаешь большой заряд энергии и чувствуешь, как поток положительной энергетики заполняет тебя.
На вопрос: «Сколько времени уходит на изготовление одной работы?» Палатин отвечает: «Можно сделать быстро, а можно сделать медленно. Всё зависит от понимания того, что делаешь».
Этим видом творчества занимается Александр Александрович более 30 лет. Однако любовь к работе с ножом и топором появилась еще в детстве. В 6-7 классах он с бригадой плотников ходил на заработки. В это время учился работать топором, так сказать, правильно держать его в руках. А.А. Палатин считает, что «этот инструмент дает человеку основные навыки; если человек освоит электропилу и электродрель, он не научится работать топором». А это, на мой взгляд, совершенно верно. Ведь для того, чтобы с легкостью вырезать мелкие элементы, детали фигуры, необходимо в совершенстве владеть, прежде всего, топором, а затем уже ножом. Родившись в деревне Чижовка Рославльского района, еще мальчишкой Александр Александрович был приучен колоть дрова, работать ножом, топором и стамеской. Большое влияние на маленького Александра оказал также и его дедушка Иван Егорович, икономаз, плотник и столяр. Говорили, что если он сделает сундук, то туда и капля воды не проникнет. В детстве Александр встречался и с известным смоленским скульптором С.Т. Коненковым, который в свое время, будучи мальчишкой, помогал Ивану Егоровичу растирать краски. Кроме этого, рядом с их домом жил художник Александр Кузнецов, который просил его позировать для своих картин.
Секрет успеха А.А. Палатина очень прост, но в тоже время заставляет задуматься: «Надо знать окружающий мир, и подобно ему строить какие-то схемы. Конечно, должна быть фантазия. Но надо помнить, что вся информация природная, ее надо распознать, а затем только что-то подправить».






 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№8 (100)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич