Главная | Архив |

  Времена не выбирают  
   

Раиса ГАЙДАРОВА

 

Из рук в руки, от сердца к сердцу

 

 

...Сентябрь 2007 года – славная юбилейная дата для Анатолия Васильевича Лилина, орденоносного ветерана Великой Отечественной войны, чья фронтовая биография связана с дальней авиацией. 85 лет – его жизни безраздельно принадлежат истории страны. Он защищал ее в грозный судьбоносный час, преданно и верно служил в мирное время, каждым своим днем и делом доказывая: ответственность за родное Отечество – не бремя, а честь...

...Все чаще она удивляет и вполне заслуживает обращения - «Ваше Величество память...» От отношения к ней и ее ответной благосклонности может так изогнуться линия судьбы, что только и скажешь - «неисповедимо»... Надо хорошо знать все пережитое Анатолием Васильевичем Лилиным, чтобы выйти на интересную мысль: КПД его памяти, - личной памяти, которая вместила прежде всего фронтовые годы, - это полные 100 процентов. Все эпизоды его фронтовой биографии, эмоции, душевные порывы, взлеты и падения, все то спрессованное огнем, болью, яростью и верой в Победу время – все служит сегодняшнему дню. Точнее тем, кто подрастает, а может уже и вырос, потому что «Музей боевой славы» при 16-й смоленской школе, существующий долгие годы, воспитал не одно поколение неравнодушных ребят. А ведь каждая строчка, схема, фотография на всех 70(!) стендах сделана Анатолием Васильевичем в содружестве с верным другом и боевым соратником, участником Великой Отечественной, ныне, увы, ушедшем от нас, Андреем Ивановичем Лаврентьевым. А каждый стенд – не просто полтора квадратных метра экспозиционного материала. Это исторические свидетельства, справки. Экскурсы в научные труды и издания, воспоминания... Труд, достойный ученого-историка и вместе с тем – летописца, живого свидетеля событий, чья биография навсегда вплетена в ткань исторической памяти. И уж если снова говорить о памяти, то стоит упомянуть: многие из бывших фронтовиков (а среди них можно назвать таких известных людей как актеры Смоктуновский, Папанов) предпочли навсегда закрыть ту «комнату», то вместилище памяти по имени «война», - было и не было. Это очевидно выходило за пределы душевных сил. У Анатолия Васильевича – иначе. Чем объяснить? Возможно, тем, что кадровым военным он стал задолго до начала войны. Осмысленно поступил учиться в Ленинградский институт гражданского воздушного флота. Но едва устроившегося на студенческой скамье по приказу Тимошенко отправили служить в ряды Красной Армии.
- Вскоре нас, парней со средним образованием, послали учиться в школу штурманов в г. Грозный. Закончил я ее в начале 1941-го и в звании сержанта со специальностью «стрелок-бомбардир» оказался в Старой Руссе в 58-м бомбардировочном Краснознаменном Ордена Суворова третьей степени полку.
С первых дней войны штурман А.В. Лилин участвовал в воздушных боях, направленных на уничтожение танковых и моторизованных колонн противника в Эстонии, Латвии, в районе города Пскова. К ноябрю 1941-го из 52 самолетов типа «СБ» осталось... 7. Затем, переучившись, сел за штурвал новейшего ПЕ-2 и в рядах того же прославленного и единственного бомбардировочного полка в составе Северо-Западного фронта сражался в небе на подступах к Ленинграду. Задания были самыми разными – от военной разведки до уничтожения переправ через реки, железнодорожных станций, автомобильных дорог. Хорошо помнятся детали боевого вылета на объект ГЭС вблизи Выборга. Точный расчет всех параметров высоты, скорости, слаженность и мастерское владение самолетами родного экипажа. Бомбы ложились кучно в цель. Вода от разбитой переправы хлынула и затопила немецкие окопы. Подобная же задача была выполнена в Восточной Пруссии. На аэродром возвращались удачливые победители... Но не всегда. Шесть раз его ПЕ-2 сбивали, один раз А.В. Лилин прыгал с парашютом. И ничего. Везло. «Хотя как сказать – везло, - говорит Анатолий Васильевич. - Как говаривал Суворов: «Один раз – везение, второй раз – везение, а в третий – думать же надо!» В бою думалось каждой клеточкой тела, мозга. Реакция. Расчет. А еще ярость и азарт. И точное ощущение противника, лицо которого иногда в ближнем бою видел перекошенным в окошечке шлемофона. Его надо было уважать, как потенциального асса, знать и хоть на мгновение опередить.
Воздушный бой – не просто практическое пособие к военной науке. Это битва интеллектов. Это – сшибка характеров. А уж тут темперамента не занимать: «Ах, ты, гад...»
...С ноября 1943 года 58-му полку, полностью укомплектованному после значительных потерь, перебазированному на Ленинградский фронт в состав 276-ой бомбардировочной дивизии была поставлена задача по бомбардированию позиций дальнобойных орудий, расположенных в районе Гатчины и Пушкина. А с января 1944 – нанесение ударов по отходящим частям противника. Летная погода - только 6 летных дней из двух месяцев. Действовали и на малых высотах. Малыми группами. Были потери, были удачи. На его глазах в воздушном бою погиб экипаж, повторяя подвиг Николая Гастелло, направив самолет прямо в танковую колонну противника. Затем боевые вылеты в небе Финляндии, Прибалтики, Восточной Пруссии. И наконец Кенингсберг, под которым встретил Победу..
Здесь экипаж А.В. Лилина участвовал в выполнении сложного и необычного задания, которое было безупречно выполнено. Требовалось поднять самолеты противника сразу со всех его временных аэродромов и уничтожить в воздухе силами штурмовиков и самолетов ПЕ-2. В ближнем бою экипажу Лилина удалось сбить немецкий самолет. Но и по нашему прошлась немецкая очередь. Загоревшийся ПЕ-2 плашмя упал на землю, экипаж выскочил из самолета, отбежал метров на 100 в ожидании взрыва. Но обошлось, видно, сырая земля затушила пожар. За этот вылет штурмана А. Лилина, летчика М. Ершова наградили орденами Красного Знамени, стрелка-радиста Н. Савчука – орденом Славы первой степени.
Вот они на фотографии. «1945 год». Лилин – крайний справа. На редкость удачное фото. Остановлено мгновение фронтового братства: они вместе – однополчане, победители, ассы. Еще не отошел азарт боя, не остыло небо...
До победы – пять минут...
...Сегодня мы боимся высоких слов, мало верим в пафос, с усмешкой произносим едва ли не архаичное «патриотизм»... Другие времена? Другие, конечно. Но не суждено нам пережить эту высоту чувств, когда оглядываюсь назад – на боль, страх, гибель боевых товарищей, огненный смерч войны, - можно себе и другим сказать: «А ведь я защитил свое Отечество». Анатолий Васильевич может. Это дорогого стоит. «Я бы не хотел родиться в каком-то другом, а не в 1922 году, несмотря на все то что пережил»... - говорит он. Не просто говорит. Принадлежа к поколению Победителей, он жил и живет по самым высоким меркам. После войны окончил высшую школу штурманов, служил на Дальнем Востоке. Успешно закончил академию ВВС. Служил в Моздоке, в дивизии корпусе 46-й воздушной армии Верховного главнокомандующего. Шесть лет отдал службе в должности заместителя начальника штаба оперативной группы в Арктике. После демобилизации работал 17 лет в институте повышения квалификации Министерства электротехнической промышленности. Ни дня без работы. Потом и общественной – по патриотическому воспитанию, по созданию школьного музея. Продолжает поиск и подготовку материалов к экспозиции будущего смоленского «Музея дальней авиации». Им написан сценарий и затем снят видеофильм о героях и истории дальней авиации. Ни дня без строчки. Ему очень важно передать эту эстафету мужества будущему поколению. Из рук в руки, от сердца к сердцу.




 


 

 

 

№08 (08)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич