Наверное, нигде, как в
сфере образования, не накопилось за последнее
время столько проблем. В меру своих сил
содействовать их скорейшему решению пытаются
члены Смоленской областной организации профсоюза
работников народного образования и науки РФ и её
председатель Варвара Александровна Филинова,
которая и рассказывает сегодня о том, что
удалось сделать за последний год.
- Варвара Александровна, только в вашем
профсоюзе деловой год заканчивается в августе и
начинается в сентябре. А потому именно сейчас я
попросила бы вас подвести некоторые итоги работы
и рассказать, чего удалось достигнуть, в каких
акциях принимали участие члены вашего профсоюза?
- В этом году акции “За достойную зарплату,
пенсию, жизнь”, конечно, были, но они не носили
массового характера. Их проводила Федерация
Независимых Профсоюзов России, а мы
поддерживали. Мы выступали под нашими
традиционными лозунгами, которые в связи с
подготовкой к выборам теперь взяли на вооружение
все партии. Обобщенно их содержание укладывается
в одну фразу: обеспечить достойную жизнь людей.
Но, по-моему, это уже стало притчей во языцех.
Бесконечно все говорят, что мало платят
учителям, большинству медиков и работникам
дошкольных учреждений. Но никаких принципиально
новых решений по улучшению их положения нет. И
это очень угнетает как работников
образовательных учреждений, так и профсоюзный
актив.
Один пример: буквально на днях мне позвонила
женщина – работник одного департамента и
рассказала, что её дочь после окончания
госуниверситета устроилась на работу в детский
сад и за месяц работы получила 1700 рублей.
- Получается, так оценивает государство труд
молодого специалиста?
- Именно так. И у меня создается впечатление,
что все, кто с высоких трибун говорит о
повышении уровня жизни, уже уверены, что так и
есть. А на самом деле большинство работают на
эту зарплату от безысходности, многие ищут
подработку, отдельные воспитатели уходят нянями
к “новым русским” (они там получают в 3-4 раза
больше, опекая всего одного ребенка),
подрабатывают в разных фирмах (продают
лекарства, моющие средства), берут
репетиторство… Это все труд, чтобы как-то свести
концы с концами, потому что на зарплату, которую
бюджетнику выдает государство, просто невозможно
прожить. Такая оценка труда унижает человеческое
достоинство.
К сожалению, за этот год ничего нового не
сделано. А обещание перевести нашу сферу на
новые условия оплаты труда, тоже еще неизвестно
когда будет исполнено. Недавно на совещании в
областной администрации, где присутствовал
губернатор, мы отметили, что ситуация несколько
стабилизировалась и люди хотя бы своевременно
стали получать зарплату, и доплата за классное
руководство тоже чуть-чуть улучшила положение,
но при нынешней инфляции это ничего не решает.
- Странно получается, как положительное
достижение отмечена стабильность в нищете…
- Да, да. И это очень угнетает. Мы ставили
вопрос на уровне областной администрации о том,
чтобы были приняты меры по увеличению заработной
платы молодым учителям, чтобы были введены для
них льготы, как в других областях. Мы говорили и
о том, что надо устанавливать доплаты людям,
имеющим почетные звания, воспитателям детских
садов. По этому поводу были отправлены письма в
Государственную Думу и в Правительство. Сейчас в
обычном дошкольном учреждении ставка за 36
часов, мы просили снизить её до 30 часов и
доплачивать за работу с родителями, за
сверхплановую наполняемость; по нормативам
должно быть 20 детей в группе, у нас сейчас по
30 с лишним.
- Получается, на пятьдесят процентов больше
нормы. А как же зарплата? Она устанавливается
пропорционально количеству детей в группе?
- К сожалению, доплаты за сверхнормативные
группы нет. Но мы нашли понимание у областной
администрации. И нам обещали внести изменения в
закон Смоленской области, где это будет
предусмотрено. Сейчас вводятся новые условия
оплаты труда, и мы надеемся и верим, что эти
условия значительно улучшат положение.
Рабочая группа, которая была создана у нас в
областной администрации, я тоже в нее входила,
разработала новое положение, которое позволит
повысить зарплату примерно на 60%.
- А есть ли на это средства? И из каких
источников предполагается финансировать
программу?
- Этот проект мы отдали на экспертизу в правовые
и финансовые органы области. Естественно,
средств они не находят. Поэтому, что будет с
оплатой труда, сказать трудно. Но люди
спрашивают, и им надо будет что-то отвечать.
С первого сентября школы и другие учебные
заведения будут финансироваться по
штатно-нормативному принципу, т.е. деньги будут
следовать за учеником. Чем больше детей в школе,
тем больше будут отпускать денег. При этом в
документе предусматриваются средства не только
на зарплату, но и на оборудование, учебные
пособия и прочее. Все это входит в стоимость
одного ученика. Те расценки, которые разработаны
проектировщиками, очень хорошие, и если школа
большая, то средств у нее хватит. А если школа
маленькая? Всем нам придется думать, как
привлекать учеников. У нас сейчас очень
неравномерно распределены учащиеся по школам.
- Это Вы говорите о городских школах. А как же
сельские?
- Что касается сельских школ, то профсоюзы
добились, чтобы в федеральном законе №122 была
сохранена фраза о том, что эти школы
финансируются независимо от количества учеников.
Область наша пошла на это. И в
штатно-нормативном финансировании предусмотрено,
что если школа до 100 человек, финансы
выделяются в полном объеме.
Еще нам – профсоюзам – удалось отстоять
социальные льготы для учителей, работающих в
сельской местности, но живущих в городе. Сейчас
возникла еще одна проблема. Бывает, что сельский
учитель является ветераном труда, инвалидом и
тружеником тыла, то есть имеет право на льготы
по двум или трем основаниям. В некоторых районах
не обеспечивают эти льготы в полном объеме, т.е.
заставляют человека писать заявление с просьбой
о предоставлении какой-то одной льготы,
например, или как учителю, или как ветерану
труда, речь идет о коммунальных льготах. Это
незаконные действия. И областная Дума приняла
хороший закон. В нем говорится: если человек
имеет право на получение льгот по двум
основаниям и более, то он должен сам выбрать,
какие получать льготы. Мы очень приветствовали
этот закон. Но, к сожалению, в Руднянском,
Ленинском, Смоленском, Гагаринском районах мы
столкнулись с проблемами, когда эти льготы не
предоставлялись. И сейчас у нас уже наработана
судебная практика. Суды приняли сторону закона.
Мы вышли на органы соцзащиты и там готовы решить
вопрос как положено, по закону.
А теперь я вновь хотела бы вернуться к теме
повышения заработной платы учителям в нашей
области. Я уверена, если повышение будет
примерно в размере десяти процентов...
- Что примерно или чуть больше уровня инфляции…
- ...То лучше эти новые условия не вводить, люди
не поймут и выйдут на улицу. И их никто не
остановит. Тем более, что все знают, в стране
уже есть примеры: в Санкт-Петербурге повысили
зарплату более чем на 200%, в Псковской области
– на 60%. И она примерно там составляет 5-6
тысяч рублей для начинающих учителей и у опытных
работников доходит до 12 тыс. рублей. Это не
1700 рублей – молодому специалисту по 8 разряду
как у нас, на Смоленщине.
И вот еще что меня очень тревожит: первое: слов
много, а дел совсем нет. И, второе, федеральная
власть сняла с себя полностью ответственность за
положение с зарплатой в бюджетной сфере. Все
отдано на откуп в регионы. И у меня складывается
впечатление, что сейчас идет экономия на детях.
- На самых беззащитных, кто за себя постоять не
может. А в чем это заключается? Есть ли у Вас
примеры?
- Да. В учреждениях начального профессионального
образования учатся дети, в основном, из
малообеспеченных семей с невысоким уровнем
знаний. По постановлению, подписанному
губернатором, все они имеют право получать
стипендии. И вот сейчас департамент образования
вносит предложение, чтобы это отменить и сделать
как в высших учебных заведениях, где стипендии
троечникам не платят. А зачем же для
профессиональных училищ это вводить? Это ударит
по семьям и так не очень обеспеченным. И еще,
всем профессиональным училищам предлагают ввести
в устав пункт об оплате студентами места в
общежитии. Зачем это нужно? Разве это поправит
положение училища, а вот ученикам станет
сложнее.
- Варвара Александровна, а как Вы строите диалог
с городской властью?
- Во взаимоотношениях с городом тоже была
большая обида, когда отменили десятипроцентную
надбавку к заработной плате учителей. Большого
труда стоило убедить наши власти сохранить эту
надбавку. Правда, договориться удалось не о
десятипроцентной, а о надбавке в размере
инфляции. В 1 квартале это было 5%, во втором –
7,5%. Депутаты горсовета в этой ситуации
обиделись на профсоюзы за то, что мы согласились
на такие условия. Но я хочу добавить, что в
Смоленске плюс к тому, о чем я сказала, создан
фонд, из которого по согласованию с профсоюзами
выделяются средства для работников образования,
в случае непредвиденных ситуаций (болезнь,
смерть близких родственников и др.). Кроме того,
установлены доплаты заслуженным учителям,
единовременные выплаты к Дню учителя. Кроме
того, выделяются средства учителям, принимавшим
участие в конкурсах, но не получившим
федеральные или областные гранты.
Очень трудно шли мы к этому. Дело доходило до
предупреждений о пикетировании. Но обошлось.
- А за что же обиделись на профсоюз депутаты в
случае с надбавками к зарплате?
- За то, что мы согласились на надбавки в
размере инфляции. Они считают, что в городе есть
средства на добавки в размере 60%. Но возникает
справедливый вопрос: а кто вам, уважаемые
депутаты, мешает ввести эти надбавки
самостоятельно, без участия профсоюзов? Вы же
власть. Мы бы вам сказали спасибо.
А со своей стороны отмечу, мы рады, что и этого
удалось добиться.
- А не могли бы Вы рассказать об основных
рычагах и методах достижения поставленных целей?
Чего Вы ждете от властей в настоящий момент?
- Наша позиция - всё решать в процессе
переговоров. Забастовки и пикеты - это крайняя
мера.
Сейчас после встречи с Виктором Николаевичем
Масловым мы ждем изменений в положении об оплате
труда работников образования. Наступит 1
сентября, люди выйдут на работу и
поинтересуются: что же сделано? И мы –профсоюзы,
и власть должны быть готовы к ответу.
- В начале нашего разговора Вы сказали, что все
партии взяли на вооружение лозунги профсоюзов о
достойной жизни, и это перестало работать. Каким
же образом можно решать социальные проблемы в
этой ситуации?
- Я по-прежнему верю в силу коллектива и силу
совместных действий профсоюзов. А пока будем
разрознены, мы ничего не добьемся. И пока на
площадь Ленина в Смоленске будет выходить 2000
человек, мы тоже ничего не добьемся.
Самоуспокоенность - наш враг, она очень
угнетает. Надо предъявлять требования,
спрашивать, добиваться и доказывать свою
правоту.
Моя позиция четкая: у профсоюзов очень много
прав, которые даны и Конституцией, и законами,
но надо очень много знать, чтобы уметь вести
переговоры на разных уровнях . И надо не
бояться.
Профсоюзам надо проявлять решительность в любых
вопросах и делать ставку на молодежь.
 
|
|