Главная | Архив |

  У парадного подъезда  
   

Владимир КОРЕНЕВ

 

В очереди на жилье

 

Фатеев, Глушенков, Маслов, Абраменков… Кто следующий?

 

 

Этот дом по улице Карла Маркса десятилетиями считался символом власти. Здесь в советские годы проживали первые лица партийной и советской верхушки области, военачальники, некоторые наиболее приближенные к властям ученые. Один из них – уважаемый профессор пединститута – стал однажды «неудобен». Долго решали чиновники, как его выселить. Предлагали другую квартиру, просили, требовали – профессор оставался непреклонен. Тогда пошли на крайнюю меру: поставили дом на капитальный ремонт. Все постояльцы во главе с первым секретарем обкома КПСС И.Е. Клименко были вынуждены временно съехать на другие квартиры. Через некоторое время их пожитки вернули на привычные места. Вот только для профессора, его домашних и скарба в «обкомовском» доме ни одного квадратного метра не нашлось…
Являться жильцом этого дома считали за великую честь. И даже когда советская власть канула в Лету, когда в Смоленске появились особняки попросторнее и поудобнее «обкомовского» дома, воспитанные на партийных привилегиях новые властители губернии предпочитали поселиться именно здесь.
Одна из квартир во все времена держалась свободной – на случай приезда высоких гостей или перевода на работу в регион «птицы высокого полета». После назначения главой администрации Смоленской области здесь обосновался Валерий Фатеев. Жил бы и жил спокойно в казенных апартаментах, но захотелось Валерию Петровичу получить ордер на эту жилплощадь.
Дело было в ноябре 1993 года. Отношения с мэром Смоленска Михаилом Зысмановым накалились до предела. Губернатор усиленно искал в Москве ходы, чтобы низвергнуть непокорного и самостоятельного градоначальника. Но руководители областных центров, как и губернаторы, назначались Указами Президента. Соответственно, и для освобождения от должности чиновника категории «А» требовался президентский указ. Но как его заполучить, если мэр известен демократическими взглядами, не замешан в казнокрадстве, да и в условиях глубочайшего экономического кризиса удерживает город от краха?!
По Смоленску поползли слухи, будто собирается В.П. Фатеев собственным решением уволить мэра, а пока тот будет жаловаться, добиваться через суд восстановления в должности, много воды утечет… Так это или нет, трудно сказать. Но точно известно, что пытался Валерий Петрович устроить в Кремле сидячую забастовку, пока ему не вручат указ. На что ему ответили, что можно при таком поведении и на собственную персону отставку получить.
В тот год граждане получили 4 выходных дня в честь дня рождения уже не существовавшей страны Великого Октября. 11 ноября вместо ожидавшегося постановления губернатора об увольнении градоначальника Валерий Петрович с самого раннего утра занялся… перевозкой личных вещей из «обкомовских» апартаментов в служебный кабинет…
Что же произошло за эти четыре дня? Накануне праздника, 6 ноября, состоялось заседание жилищной комиссии при городской мэрии, решавшей вопрос о выдаче ордера на жилье В.П. Фатееву. Поначалу ничто не предвещало скандала. Председатель жилищной комиссии доложил, что областная администрация перечислила в городской бюджет сумму, достаточную для покупки не только элитной квартиры, но еще одной. Никто из членов комиссии не знал, сколько действительно стоит это жилье, те ли деньги поступили, из какого фонда и действительно ли поступили. Цифры приняли на веру, тем более, что для города вроде бы выгодно предоставить одну квартиру вместо двух. В общем, единогласно проголосовали за выделение квартиры областной администрации.
А потом стали рассматривать протокол заседания профкома администрации с решением представителей коллектива распределить выделяемую квартиру В.П. Фатееву. У жилищной комиссии не было полномочий не согласиться с решением профкома, если соблюден закон. Какой-либо информации о его нарушении не имелось…
Председательствующий объявил о проведении голосования. Уже начал подниматься «лес рук», как помощник мэра из зала попросил доложить о семейном положении г-на Фатеева. Оказалось, что Валерий Петрович на то время имел зарегистрированный брак, законная жена была прописана в вяземской квартире бывшего директора «мешочного завода» и на жилплощадь в будущей смоленской квартире из-за семейного разлада не претендовала… По тем временам получать ордер не на всех членов семьи считалось незаконным, а прежнее жилье полагалось сдать.
После получения сенсационной информации члены комиссии – «афганец» Александр Осипенков и «вечный возмутитель спокойствия» депутат Валерий Васильев проголосовали против предоставления квартиры В.П. Фатееву. Еще один член комиссии, жительница Колодни (к сожалению, не запомнил ее фамилию) воздержалась и сказала примерно следующее: я недостаточно «подкована» с законами, но чувствую, здесь что-то нечисто…
«Оппозиционеры» связались с редактором «Рабочего пути» Владимиром Чернышовым. Повезло, что газета имела другой график выхода – 9 ноября смоляне прочитали статью А.Осипенкова и В.Васильева «Почему мы голосовали «против».
К чести Валерия Петровича Фатеева, он громко «хлопнул дверью» и отказался от «обкомовской» квартиры. Так и ночевал до своей отставки в комнатке для отдыха за служебным кабинетом.
Но в чиновничьих кругах далеко не все оценили этот честный поступок. Неоднократно доводилось слышать, мол, какой с него прок, если даже для себя не смог квартиру «выбить».
Преемник – Анатолий Глушенков – решил действовать тоньше. Ему тоже очень захотелось стать жильцом «обкомовского» дома. Во-первых, досаждали жалобщики: пока выходит из подъезда дома завода холодильников, что на улице Нарвской, несколько человек уже ожидают с «челобитными» у подъезда. Во-вторых, и это главное, прошел Анатолий Егорович партийную школу, а для чиновника той, советской закваски, являлось пределом мечтаний войти в когорту высшей партноменклатуры. В «обкомовском» доме его соседом мог стать (и стал!) сам Иван Ефимович Клименко – член ЦК КПСС, который ранее казался чуть ли не небожителем, недосягаемой величиной. А тут можно запросто «здоровкаться», да еще на равных общаться, даже, может быть, и несколько свысока – я, мол, теперь власть, а ты, хоть и персональный, но пенсионер… Возможно, глодала давняя обида, когда за махинацию с жильем председатель исполкома Промышленного района г. Смоленска А.Е. Глушенков вынужден был распрощаться с должностью и получил партийный выговор. Мол, вы меня лишили права на выбор достойной квартиры, теперь я себе сам это право вернул – захотел переселиться в «обкомовский» дом, и никто мне не помешает…
Поводом к обмену квартиры стала необходимость обеспечения губернатора спецсвязью – якобы, только в «обкомовском» доме есть соответствующие кабели, соединенные с Домом Советов. Несведущие обыватели «проглотили» эту «поклевку» - кто там разбирается, какая нужна связь, что за требования безопасности обеспечиваются… К тому же УВД официально предупредило мэра, что за личную безопасность губернатора при его проживании вдали от места работы ответственности не несет...
Вскоре мэру Смоленска пришлось решать «квартирный вопрос» еще для одного претендента на апартаменты в «обкомовском» доме. Новый начальник областного управления ФСБ Виктор Маслов возжелал переселиться именно туда. На имя мэра поступило ходатайство Федеральной службы безопасности РФ. Уже опробированный довод о спецсвязи и здесь использовался как повод для новоселья. Но строптивый мэр продемонстрировал свой нрав. Вот какое письмо (от 04.10.1996 г. #М-1013) ушло в адрес управления ФСБ по Смоленской области от мэра города: «Рассмотрев ходатайство Федеральной службы безопасности РФ по вопросу обеспечения жилой площадью начальника Управления ФСБ по Смоленской области генерал-майора Маслова В.Н. с возможностью ее технического оборудования в обмен на имеющуюся, сообщаю, что, к сожалению, мэрия не имеет такой возможности. Однако, учитывая необходимость решения данного вопроса, она может на эти цели выделить Управлению ФСБ по Смоленской области имеющуюся в распоряжении мэрии служебную четырехкомнатную квартиру #3 жилой площадью 84 кв. м. в доме 12-а по ул. К.Маркса, на период исполнения Масловым В.Н. служебных обязанностей в этой должности».
У В.Н. Маслова была весьма просторная квартира, и предоставить ему новое жилье закон не позволял. Единственная возможность – получить служебную квартиру, и как вспоминает сегодня Михаил Зысманов, начальник управления ФСБ очень обрадовался такому варианту. Почему обрадовался: удалось на время сохранить и старую квартиру, и пользоваться «обкомовской».
За несколько месяцев до переезда в «обитель стойких марксистов» была осуществлена с помощью командования железнодорожного корпуса операция по предоставлению отдельной благоустроенной квартиры дочери генерала ФСБ - Вике. Молодой незамужней женщине надо устраивать личную жизнь. И вот в подписанном начальником КЭЧ и председателем жилищной комиссии войсковой части 46120 списке на предоставление жилой площади оказывается единственная «претендентка» - Маслова Виктория Викторовна. Оказалось, что у нее стаж работы служащей части аж 5 лет (после окончания школы - с 18-летнего возраста) и проживает она почему-то в общежитии в/ч 83283 в Красном Бору, а не с родителями, имеющими просторную трехкомнатную квартиру. И бесквартирных офицеров с льготами на жилье почему-то ни в батальоне, ни в корпусе не нашлось...
Так началась эпопея с покупками и продажами квартир и другой недвижимости их владелицей Масловой (Кашириной, Потемкиной) Викторией Викторовной - учительницей начальных классов на момент вступления В.Н. Маслова в должность главы администрации Смоленской области. За «пятилетку Маслова» Виктория Потемкина стала настолько состоятельной, что может позволить себе купить за 170 тысяч долларов элитное жилье в доме #2 по улице Мира. На сегодня она является собственницей следующей недвижимости: 1. квартира по адресу: г. Смоленск, ул. 2-я Линия Красноармейской Слободы, дом 38, кв. #25, 1/2 доля с 2006 г.; 2. гараж-стоянка по адресу: г. Смоленск, ул. 2-я Линия Красноармейской Слободы, дом 38, с 2006 г. ; 3. часть гаража с мастерской и административно-служебными помещениями по адресу: г. Смоленск, ул. Дохтурова, дом 3-А, с 2006 г.; 4. гараж по адресу: г. Смоленск, гаражно-строительный кооператив «Терек», гараж #66; 5. квартира по адресу: г. Смоленск, ул. Дохтурова, 29, кв. #59, с 2005 г.; 6. квартира по адресу: г. Смоленск, ул. Мира, дом 2, кв. #5, 1/2 доля с 2005 г.; 7. гараж-стоянка по адресу: г. Смоленск, ул. Мира, дом 1, с 2005 года.
И это еще не все. В ближайшее время «Смоленскгражданстрой» передаст в собственность дольщице огромные апартаменты в элитном доме по улице Ленина (за зданием облсовпрофа).
Но вернемся к «парадному подъезду». Начальник управления ФСБ Виктор Маслов в октябре 1996 года - на момент получения служебной четырехкомнатной квартиры в доме 12-а по ул. К. Маркса - видимо, был осведомлен о скорой отставке мэра Смоленска Михаила Зысманова - во всяком случае, он был заинтересован в замене несговорчивого мэра. Уже в июне 1997 года глава администрации города Александр Прохоров признал утратившим силу пункт постановления мэра в части признания этой квартиры служебным жилым помещением, и генерал ФСБ на семью из 2 человек (он и жена) получил ордер на жилое помещение. Тем самым было нарушено жилищное законодательство, потому что Виктор Маслов не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как «отблагодарил» Виктор Николаевич Александра Дмитриевича, мы теперь знаем - чуть на тюремные нары не попал предшественник нынешнего губернатора. А другой «благодетель» - Анатолий Потапов, строивший семье Маслова баснословной стоимости коттедж, «потерял» некогда преуспевавшую строительную компанию «Смоленскстройзаказчик», как и созданную по его инициативе аудиторскую фирму, где владелицей стала супруга губернатора Ирина Александровна Маслова. А «обкомовские» апартаменты Масловы выгодно продали...
Но на этом новоселья в особняке по ул. К. Маркса не закончились. Появился здесь еще один новый жилец - вице-губернатор Александр Абраменков. Почему-то «обкомовская гостиница» оказалась не в муниципальной, как весь дом, а в областной собственности. И в обход городской администрации, которая Александру Павловичу никакого ордера не выдавала, тот стал собственником бывшей гостиницы - весьма просторных апартаментов...
Думается, в этой истории дома с парадным подъездом последнего слова еще не сказала областная прокуратура, тем более, что образован президентом Следственный комитет, начинаются кадровые изменения в прокурорских рядах. Но даже если срок исковой давности помешает вернуть городу квадратные метры для улучшения жилищных условий действительно нуждающимся смолянам, есть еще законы морали и чести...
Были времена, когда для людей в погонах эти понятия считались святыми. Феерическое обогащение за годы «пятилетки Маслова» некогда, со слов Виктора Николаевича, «строителя на рядовой должности и учительницы начальных классов» дает мне основание считать, что в «Семье» напрочь отсутствует разумная самодостаточность. Не пора ли удовлетвориться, наконец? Но, может быть, общественное мнение остановит? Или президент?..





 


 

 

 

№08 (08)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич