Главная | Архив |

  Экономика Смоленска: последствия мирового финансового кризиса  
   

Владимир ЛАБОВСКИЙ,
первый заместитель
главы города Смоленска

 

 Нас ждут трудные времена

 

 

Высшие руководители страны в своих публичных выступлениях неоднократно информировали россиян о принимаемых мерах по минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику России. Тем не менее в смоленском регионе мы уже почувствовали затруднения с получением кредитов, во взаимоотношениях тех же банкиров и представителей власти.
За комментариями редакция журнала «Смоленск» обратилась к первому заместителю главы города Владимиру Лабовскому.
- Владимир Иванович, как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее финансовое состояние города и на что мы можем рассчитывать в ближайшем будущем в плане финансового благополучия городского бюджета?

- Кризис на мировых фондовых и финансовых рынках внес серьезные изменения в финансово-хозяйственную деятельность на различных направлениях экономики, и в том числе в бюджеты муниципальных образований.
Для подавляющего большинства областных центров субъектов федерации ситуация является тревожной. Об этом я говорил на заседании областного «Научно-промышленного союза», свою озабоченность мы высказали губернатору Смоленской области в отправленном в его адрес письме.
Ситуация состоит в следующем: как правило, бюджет города Смоленска принимается с предельным дефицитом. Источником погашения дефицита по Бюджетному кодексу является привлечение кредитных средств. То есть по сути расходные обязательства, прописанные в дефиците, мы можем использовать только при наличии финансового источника. Кроме того, кредитные средства мы привлекаем в течение года, когда появляются кассовые разрывы – то есть когда количество исполненных расходных обязательств, подтвержденных актами выполненных работ, превышает заявками поступающие налоговые и неналоговые доходы.
Мы в первой половине года воспользовались данным кредитом – даже в первом квартале мы разместили конкурс на привлечение кредитных организаций, привлекли кредитов на 150 млн. рублей, которые направляли как раз на ликвидацию кассовых разрывов. А когда доходная часть превысила расход, мы 40 миллионов рублей вернули Сбербанку.
Как правило, в конце 3 и в 4 квартале начинают в массовом порядке поступать заявки от подрядных организаций по конкурсам, которые проводили структурные управления администрации города, муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия. Это вполне логично: в 1 квартале осуществляется процедура проведения конкурса, далее 30-процентное авансирование, и после завершения работ они актируются, и направляются заявки на окончательный расчет. Обычно в начале 4 квартала у нас количество заявок существенно превышает получаемые бюджетом доходы. Зная об этом, мы раньше своевременно принимали меры по расчету за выполненные работы.
Если раньше мы кредиты привлекали, обзванивая управляющих смоленских отделений коммерческих банков, то с 2007 года действуют внесенные в Бюджетный кодекс изменения, теперь кредиты берутся только после объявления конкурса, и итоги конкурса подводятся через месяц. Тем самым по времени затягивается привлечение кредитных средств.
В сентябре 2008 года администрация города опубликовала в СМИ объявление с конкурсной документацией по привлечению кредитных ресурсов под 12,5-процентную ставку. Эта ставка кредита предварительно согласовывалась с банками на предмет их участия в конкурсе. Но грянул мировой финансовый кризис...
Конкурс не состоялся: не было участников. В октябре мы объявили повторный конкурс – уже под 15 процентов. Мы понимали, что ситуация стремительно изменилась, и после консультаций с начальниками кредитных отделов банков изменили процентную ставку на 18 процентов. Но опять ни одно из смоленских отделений банков не заявилось на конкурс.

- Отсюда можно все-таки сделать вывод, что мировой финансовый рынок не обошел Россию стороной?..

- Банки не заявились на конкурс потому, что руководители центральных офисов, расположенных в Москве, не рекомендовали выделять кредитные средства бюджетам муниципальных образований. Я думаю, что это будет касаться и бюджетов субъектов федерации.
Банкиры опасаются невозврата кредитов по истечении года. Они полагают, что может неисполняться доходная часть бюджетов в следующем году. Главный финансист страны господин Кудрин в одном из своих интервью заявил, что в 2009 году будет происходить рецессия – то есть спад экономического развития. В этом случае предусмотренная в бюджете доходная часть действительно может исполняться не в полном объеме.
Уже сегодня ясно, что строительный бизнес существенно приостановит объемы, частично также бриллиантовый бизнес, трудности ожидают малый и средний бизнес в связи с отсутствием возможности привлечения кредитов под имеющуюся продукцию на реализацию. Банки только кредитуют под залог имеющегося имущества. Также ипотека выдается лишь под первичное и вторичное имущество, но не под строящееся жилье. Сельское хозяйство тоже не будет в полном объеме кредитоваться. А если это так, то вполне логично ожидать уменьшения поступления подоходного налога. Единый налог на вмененный доход – второй-третий по значимости и финансовой емкости налог городского округа – поступит в меньшем объеме.
Таким образом, местные власти при невыполнении доходной части бюджета будут вынуждены осуществлять приоритетное финансирование расходов – это заработная плата, топливно-энергетические ресурсы, питание в образовательных учреждениях и основные социальные приоритеты.

- Тем самым мы можем вернуться к той ситуации, что была 5 лет назад. Собирали копейки, чтобы выплатить зарплату бюджетникам, набирали кредиты, которые годами не возвращали, накапливали долги.
Кстати говоря, а как администрация города работала все эти годы, чтобы покрывать краткосрочные кредиты?

- 5 лет назад у нас имелась кредиторская задолженность в размере 850 миллионов рублей. В долгах оказались 3 составляющих: банковские кредиты, выполненные, но не оплаченные объемы работ и задолженность вышестоящих уровней бюджета по реализации различных законов – например, о инвалидах и ветеранах.
Подрядчики выполненных работ в судебном порядке через службу судебных приставов добивались списания денег в безакцептном порядке со счета администрации. Тем самым изымались поступающие доходы. Либо мы добровольно исполняли решения суда и меняли приоритеты – в первую очередь обеспечивали дофинансирование задолженности.
Аналогичная ситуация может и сейчас возникнуть. Кассовый разрыв уже составляет более 100 млн. рублей. Подрядчик имеет полное право обратиться в суд за взысканием с нас средств...
Раньше мы перекрывали запланированные показатели по доходам бюджета. И, как правило, на конец года мы выходили с нулевым балансом или даже профицитом.
В этом году ситуация поменялась. Одним из неналоговых источников поступления доходов является приватизация имущества. Депутаты горсовета проголосовали за получение бюджетом 370 млн. рублей от реализации имущества по прогнозному плану. Исполнение по этому источнику составило 12 млн. рублей. Таким образом, отсутствие кредитных источников и невыполнение бюджета по доходной части составляют в совокупности более 600 млн. рублей. Проблема могла быть решена, если бы депутаты проголосовали за приватизацию имущества, включенного в прогнозный план. Во всяком случае, проблема не стояла бы так остро, как сейчас.

- Как думаете выходить из сложной финансовой ситуации. Или будете выбрасывать «белый флаг»?

- Объявляем новый конкурс на кредиты, и лоты раздробили на более мелкие – по 10, 20, 30 миллионов рублей, и процент уже вполне приемлемый для банков – более 20% банковской ставки. У нас в этом году в бюджете имеются средства на погашение банковской процентной ставки – примерно 4 млн. рублей заложено на эти цели.
Второе, мы обратились в областную администрацию с просьбой предоставить нам бюджетный кредит, который заложен в областном бюджете для муниципальных образований. Это 70 млн. рублей. Договоренность на сей счет уже есть, губернатор подтвердил возможность предоставления кредита. Но сначала мы обязаны внести изменения в доходную часть бюджета. Но горсовет две недели так и не мог собраться на внеочередную сессию: наша инициатива долгое время оставалась неуслышанной.
На перспективу мы просим губернатора ходатайствовать перед Министерством финансов РФ изыскать возможность оказания финансовой поддержки в виде бюджетного кредита с установленной процентной ставкой до конца этого и на следующий год. Я считаю, что правительство должно принимать антикризисные меры не только по отдельным направлениям экономики, но и поддерживать в условиях сложившегося кризиса органы местного самоуправления и субъекты федерации, у которых тоже весьма сложная ситуация.
Состоялись публичные слушания по проекту областного бюджета 2009 года. Заложен предельный дефицит бюджета 15,3 процента – это 2 млрд. 400 млн. рублей. Если не будет финансовой поддержки со стороны федерального центра или со стороны коммерческих банков, то, естественно, этот бюджет не будет исполнен.
Субъект федерации нынче уже проводил конкурсы на привлечение средств, - 15 млрд. рублей, а их возврат переходит на следующие года, будущие кредиты тоже перейдут на 2011 и последующие годы, и совокупный долг по двум годам составит около 4 млрд. рублей. Таким образом, нужно закладывать в бюджет средства на погашение процентной ставки, а это более 600 млн. рублей.

- Если перейти на понятный рядовому читателю язык, то фактически областной и городской бюджеты ждет банкротство.

- Позиция губернатора такова, что надо принимать напряженный бюджет – не профицитный, как ранее, с тем, чтобы структурные подразделения активно работали по администрированию налоговых и неналоговых доходов.

- Я хочу прокомментировать Ваши, Владимир Иванович, слова, мол, надо ходатайствовать перед Минфином. Да не ходатайствовать надо, а требовать. Мне кажется, финансовый кризис еще раз обнажил проблему аппетитов федеральных властей по получаемым из регионов налогам. Ведь Смоленск оставляет себе менее одной шестой получаемых налогов, а надо хотя бы 50х50 делиться...

- Эта позиция уже неоднократно озвучивалась на уровне субъектов и муниципальных образований. Если говорить отдельно по городу Смоленску, нам остается 14-16 процентов от собранных налоговых доходов. Более 40 процентов направляется в федеральный и примерно столько же в консолидированный областной бюджет. Часть средств потом возвращается в виде траншей, субсидий и субвенций и т.д. Сейчас, действительно, положение таково, что надо в антикризисных мерах поддержать банки, малый и средний бизнес, сельхозпроизводителя, промышленные предприятия и строительный бизнес, автомобилестроение и т.д. Но мне кажется весьма важной и актуальной поддержка в первую очередь органов местного самоуправления. Они финансируют социальные приоритеты.
Мы может, наверное, пережить спад промышленного производства, производства бытовой техники, самолетов. Но если не будут финансироваться предприятия коммунального комплекса, имеющие еще и субсидии, то входя в зиму, мы, не рассчитавшись за оказанные услуги по тепловой энергии и горячей воде, поставим жителей города в весьма болезненное состояние.

- Судя по всему, настала пора создавать в Смоленске антикризисный штаб...

- У нас есть межведомственная комиссия по налоговой политике, в состав которой входят представители федеральных налоговых служб, УВД, прокуратуры, ФСБ (по согласованию). Прописанные в положении полномочия комиссии весьма обширны, она компетентна рассматривать и антикризисные меры, которые нас ожидают и в этом, и в следующем году. Убежден, что ситуация не улучшится еще в течение, как минимум, следующего года.







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7 (99)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич