Главная | Архив |

  Социальная поддержка и реабилитация инвалидов  
   

Анастасия Трифонова

 

Обучение на расстоянии
 


 

Журнал «Смоленск» уже рассказывал об открытии Центра дистанционного образования, который является структурным подразделением ОГОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов», и первом очном воспитательном мероприятии.

На это раз об особенностях дистанционного образования в России и на Смоленщине, о специфике работы ЦДО и об итогах первого учебного года, о проблемах и достижениях согласилась поговорить методист Центра, учитель русского языка и литературы Елена Сергеевна Худолеева.

 

 

- Как давно дистанционное образование существует в России?

- Дистанционная форма обучения появилась в России в 90-е годы 20 века. А свое начало она берет от так называемого корреспондентского обучения, которое зародилось в США еще в 19 веке.

- Насколько эта форма в рамках средней школы нова для Смоленщины?

- С 2009 года в Смоленске реализуется направление приоритетного национального проекта «Образование», которое называется «Развитие дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». В его рамках сегодня наш Центр дистанционного образования реализует дистанционное обучение детей-инвалидов по программам общеобразовательной школы.

- Каким образом осуществляется взаимодействие дистанционной и привычной форм?

- Если рассматривать ситуацию в регионах России, то видов взаимодействия бесчисленное множество. Каждая область реализует и сопоставляет две эти формы обучения по-разному. У нас это сопоставление происходит следующим образом: учитель, приходящий к ребенку домой, проводит очные занятия в рамках часов, которые отведены ему школой по общеобразовательной программе, а наш учитель отводит часы в соответствии со специально составленным индивидуальным учебным планом. Причем индивидуальный план может варьироваться – в нем есть базовая часть, которая содержит основные предметы и есть так называемые курсы по выбору, которые выбираются родителями и включают, например, основы цифрового фото, робототехнику и другие. Также эти дополнительные часы могут быть перераспределены и направлены на усиление основных предметов.

Учитель-надомник осуществляет надомное обучение, а наш учитель осуществляет дистанционное обучение с помощью программы Скайп. Работают они по совместно составленному календарно-тематическому планированию, следят за тем, чтобы ребенок проходил по определенному учебному предмету программу, в соответствии с логикой преподаваемого предмета и в рамках одной общей темы, чтобы не возникало разброса в изучаемом материале. Таким образом, осуществляется сотрудничество со всеми школами.

Мы выполняем расширяющую функцию, поскольку возможностей у нас значительно больше. Например, в наших учебных курсах есть виртуальные лаборатории и виртуальные экскурсии. Конечно, учитель, приходящий к ребенку домой в городе, а тем более в селе, не может все это реализовать. Наш же учитель дополняет и расширяет кругозор ребенка. В этом и заключаются специфические преимущества, которые получает ребенок, обучаясь в дистанционной форме.

- Как называется учитель, преподающий в Центре?

- Учитель дистанционного обучения. Другие термины, например, «тьютор», мы пока не используем.

- Сколько учителей работает в Центре сегодня?

- 46 учителей по различным предметам. Многие из них продолжают свое образование в аспирантуре и магистратуре, все постоянно повышают свою квалификацию. Есть у нас и кандидаты наук. Это люди, увлеченные процессом обучения, которые любят наших детей, переживают за них и живут их жизнью в любое время дня и ночи.

- По какому принципу осуществляется набор сотрудников, и какие специфические навыки должны иметь кандидаты на должность учителя дистанционного обучения?

- Мы тесно сотрудничаем со Смоленским государственным университетом. Мы обращаемся с просьбой предоставить своих лучших выпускников для работы у нас.

Что касается специальной подготовки учителей, то, конечно, необходимо знание компьютера. Без хотя бы элементарных навыков в нашей системе практически невозможно работать. Мы ведем обучение на компьютерах фирмы Apple. Операционная система на них отличается от привычной большинству операционной системы Windows. Чтобы не возникало трудностей, при приеме нового специалиста мы проводим обучение работе на наших компьютерах. Но основным критерием отбора учителей все-таки является любовь к детям.

- Проходят ли учителя специальное психологическое тестирование при приеме на работу?

- Учителя проходят собеседование. Мы рассказывем, что у нас за работа, в чем ее особенности. Многие уходят – пугаются. Были такие случаи, когда люди считали, что они не смогут работать так, потому что сложность нашей деятельности заключается не только в особенностях самой системы, не только в технических составляющих, к которым как раз привыкаешь довольно быстро. Работа сложна тем, что дети у нас очень хорошие, но трудные. Некоторым учителям может быть психологически тяжело работать с нашими детьми. Хотя дети у нас самые обычные, просто они болеют. И научить мы их должны так же, как и всех других детей.

- Почему Вы решили сменить форму преподавания? Каковы были первые впечатления?

- Когда меня пригласили работать в Центр, мне было очень страшно, как и всем новым учителям. Не было страха перед техникой, но был страх не рассчитать собственные силы и возможности – смогу ли я работать с обучающимися у нас детьми. И не просто работать, не просто появляться в онлайне и вещать, а войти в положение ребенка и дать ему что-то так, чтобы он это принял и воспринял, показать, что я стою с ним на позиции дружеских отношений. Это было очень тяжело. Но мне предложили, я согласилась и ничуть не жалею.

Сама система преподавания у нас очень интересная, необычная. Те возможности, которые предлагает Интернет и представляют нам сегодняшние разработчики разнообразных образовательных платформ, огромны, если не сказать неисчерпаемы. Все это помогает мне в моей работе. За тридцать минут урока я успеваю сделать очень многое. Детям нравится работать на компьютере, они быстро включаются и выполняют задания с большим интересом.

Поработав в нашей системе, я поняла, что отказываться от этого не хочу.

- Учитель – это только одна сторона. Есть еще ученики и их родители. Вызывает ли у них дистанционная форма обучения вопросы или опасения?

- Конечно, все новое – страшно. Ребенок всегда был дома, к нему приходил учитель, и вдруг поставили компьютер, откуда в определенное время проводит уроки еще какой-то учитель. Как же с этим справиться? Как же к этому привыкнуть? Как управляться с новой техникой? Как освоить все возможности? Боятся и дети, и родители. Тут на помощь им приходят наши учителя. Работая с ними, дети быстро адаптируются к технике и учебным платформам. И оказывается, что больше боятся родители, чем дети. Но бояться не надо. Любой вопрос, который возникает у детей и родителей, решается максимально быстро. Администрация Центра всегда готова идти навстречу. А для решения технических вопросов существует служба технической поддержки, которая готова помочь и дистанционно, и приехав к учащемуся. Но со временем все страхи сходят на нет, и общение начинает осуществляться в совершенно другом формате – свободно и эффективно.

- Третья сторона учебного процесса – учителя-предметники из обычных школ. Какова их реакция на включение ученика в процесс дистанционного обучения?

- Учителя-надомники реагируют по-разному. В идеале наш дистанционный учитель должен связываться с обычным учителем. Они должны работать в тандеме по составленному календарно-тематическому планированию, то есть дополнять и ни в коем случае не перебивать друг друга. В противном случае ребенок, которому и без того трудно, будет получать двойную нагрузку и работать по совершенно разным темам. К счастью, большинство учителей, осуществляющих надомное обучение, идет нам навстречу. Мы стараемся работать совместно, дополнять друг друга. Однако всегда бывают исключения. И бывали случаи, когда учитель отказывался с нами сотрудничать. Но это единичные случаи, а не тенденция. Дистанционное обучение невозможно без параллельных очных занятий, поэтому мы стараемся работать в тесном взаимодействии с обычной школой, в которой числится наш ребенок.

- Какие итоги учебного года? Что удалось, над чем еще следует работать?

- Конечно, есть моменты, которые не удались. У нас были перебои с Интернетом, были трудности с учителями, с учениками, но все проблемы решались достаточно мобильно с положительным результатом. Если говорить о наших успехах, то можно назвать наши очные воспитательные мероприятия. наши ученики начали приезжать к нам, начали знакомиться друг с другом. Сегодня те дети, с которыми мы работали, не закрыты, не заперты в пределах своих квартир, они общаются друг с другом по Скайпу, в социальных сетях, несмотря на то, что находятся в самых разных населенных пунктах Смоленской области. Самое большое наше достижение заключается в том, что наши дети хотят у нас учиться, хотят приезжать к нам, им здесь нравится. И в этом, конечно, велика заслуга наших учителей, не только как профессионалов, которые знают свой предмет, а как людей небезучастных к нашим детям.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7(131)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич