Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Анастасия Трифонова

 

Фотография

как исследование


 


 

Журнал «Смоленск» продолжает знакомить своих читателей с фотографами нашего города. Сегодня на фотостранице представлены работы фотохудожника и фотокорреспондента Николая Дементьева, секретаря молодежного творческого объединения им. М.Наппельбаума при Смоленской организации Союза фотохудожников России, члена Союза фотохудожников России и Союза журналистов России.

 

- Николай, как и когда ты пришел в фотоискусство?

- Фотографией я занимаюсь с 2002 года. Я жил в Москве, решил себя запечатлеть на память и приобрел обыкновенную мыльницу. Мы с друзьями фотографировались на Арбате, на Красной площади. Вечером я отдал пленку на проявку, а когда на следующий день забрал снимки, у меня появилось непреодолимое желание снимать еще и еще. Как ребенку, который однажды попробовал сладкое, хочется еще и еще. Я быстро «загорелся». Стал читать специализированную литературу, записался в фотоклуб, познакомился с другими фотографами. Когда я понял, что качество снимков, сделанных на мыльницу, меня не устраивает, я приобрел у друга «Зенит». И тогда понял, как можно делать более серьезные вещи. Сейчас для меня фотография – это не хобби, а образ жизни и хлеб насущный. Не каждому в жизни так везет.

- Каково твое отношение к цветной и черно-белой фотографии? Есть ли предпочтения?

- Один фотограф сказал, что разницы между цветной и черно-белой фотографией нет. Если смотреть поверхностно, то он прав – разницы нет, суть остается одна и та же. Однако если фотографию воспринимать не просто как изображение, а как путь к чему-то, как дорогу к размышлениям и эмоциям, то, конечно, черно-белая фотография выигрывает по сравнению с цветной. Она становится глубже в связи с отсутствием цвета. Цвет только мешает воспринимать заложенную в снимке информацию. Это лишнее. Поэтому некоторые думают, что черно-белая фотография сложнее.

Лишь недавно я понял, что цветная фотография гораздо сложнее. Естественно, при серьезном к ней отношении. Человеческий глаз воспринимает множество оттенков, и цветная фотография, в отличие от черно-белой, способна передать их. Цвет также может воздействовать на зрителя. Если в фотографии нет сюжета, но есть интересные цветовые решения, то она вызывает определенные эмоции.

Тем не менее, мне ближе черно-белая фотография. Она глубже. В ней просыпаются мысли. Возможно, до цвета я еще не дорос. Это надо изучать, этим надо специально заниматься. Цвет преимущественно подходит для постановочной фотографии, где все можно заранее просчитать и расставить так, как нужно. Если же мы выйдем в город, то увидим: здесь - зеленый, здесь - красный, здесь – желтый. И не сможем сказать: «Машину сюда, пожалуйста, подвиньте. Она мне мешает». Но иногда, конечно, нам везет.

- То есть ты считаешь, что в фотографии первичен сюжет, глубина, философия, а эмоция в чистом виде отодвигается на второй план?

- Так и есть. Фотография – это не кусок бумаги, это окно в другой мир. Мне ближе тот мир, в который надо вдумываться, чем мир эмоций, который считывается с первого взгляда. Жизнь интересна в любой форме – и люди, и природа, и человек в природе, и предметы. Но люди среди вышеперечисленного наиболее «говорящие», хотя и снимая пейзаж можно видеть какой-то смысл, какой-то конфликт.

- Съемка людей является приоритетной?

- Люди, их жизнь, их непостижимый, загадочный и удивительный мир. Мне интересно передавать на фотографии судьбы людей. Ближе всего мне жанр так называемого психологического портрета, жанровая фотография. Сейчас ее называют street-фотографией. Моменты повседневной жизни, которые, в отличие от репортажной фотографии не заставляют быть здесь и сейчас.

- Какой свой снимок ты считаешь своей самой большой удачей?

- Наверное, у каждого автора есть свое любимое произведение. Для меня это – работа, которая называется «Друзья»: два старичка встретились утром в городском тумане. Она достаточно известная, была на выставках в Москве и во Франции. Мне она интересна, потому что в ней есть эмоция, а за ней есть история. Сделать хорошую фотографию все равно, что получить подарок судьбы. Ведь можно всю жизнь заниматься фотографией, но не снять тот самый единственный и неповторимый кадр. Эта удача – случайна. Может быть, я сделаю еще один настолько же удачный снимок уже сегодня вечером, а может быть через месяц, а может быть через год. Это тайна.

- Существует ли грань, когда человек с фотоаппаратом становится настоящим фотографом?

- Любой человек, который берет в руки фотоаппарат, приближается к тайне. Если у него есть желание, если у него есть видение, он может дальше развиваться. Фотограф – не тот, у кого есть камера или возможность, а у кого есть, прежде всего, видение. Что больше всего ценится в авторской фотографии? Это не качество изображения, не мастерство, не эстетические качества. Ценится твое отношение к миру и к своему искусству. Я соглашусь с тем, что фотохудожником может быть и человек с дорогой большой камерой, и с консервной банкой.

Но надо понимать, что фотография не останавливается на фотографии. В тесной связи с ней находятся и другие виды искусств: кинематограф, живопись, музыка. Нельзя замыкаться, нельзя собственными руками сужать свой кругозор. Фотография – это искусство широко видеть мир. Но это способ не просто показать мир, а удивить миром.

Самое главное, на мой взгляд, это найти себя в фотографии. Если ты снимаешь все, то ты не снимаешь ничего. Необходимо понять, что же в фотографии твое. Человек ли, природа, натюрморт. Найти свою тему и свой почерк.

- Какова же твоя тема?

- Мне повезло. Та тема, которую я разрабатываю, близка мне не только как фотографу, но и как человеку. Я пытаюсь раскрыть в своих работах духовную жизнь людей. Для меня это не просто религия, а мир человека, в котором он существует. Несмотря на то, что все мы живем в одном мире, у каждого из нас есть свой мир. Поскольку мы живем в преимущественно православной стране, через фотографию я исследую православие. Моя цель – передать красоту православия. И чем дольше я в этой сфере, тем больше нового мне открывается. Хотя эта тема дается тяжело. Каждый смотрит на нее по-своему. Когда я только начинал фотографировать церковь, некоторые смотрели на меня, как на шпиона, а не как на человека, который хочет в это погрузиться и показать другим. Но важно не просто показать православный мир, а найти взаимосвязь его с внешним миром, разбить все еще разделяющую их стену. Ведь все создано Богом. И первая фотография – это не та, которая была сделана в начале 19 века, а та же Туринская плащаница. Возможно, были еще какие-то попытки показать людям, что существует фотография, просто мы этого не увидели и не поняли.




 

Участие в выставках:

«СВЯЗЬ ВРЕМЕН» Смоленск - Москва (к 60-летию Великой Победы);

«ФОТО 2006» Смоленск (V областная выставка);

«СИБИРСКИЙ ФОТОСАЛОН» Новосибирск, 2006 г.;

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОТОСАЛОН» под патронажем Международной федерации фотоискусства F.I.A.P. Франция, Тюль, 2007 г.;

«ФОТОМАНИЯ - 2007» Калининград, Третья биеннале фотографии;

«РОССИЙСКИЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ» (Русский музей фотографии), Нижний Новгород, 2007 г., 2008 г., 2009 г.;

«ЭПОХИ ЗРИМЫЕ ЧЕРТЫ» Санкт - Петербург, 2007 г.;

«ЕВРАЗИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ» (Союз журналистов России), Москва, 2007 г., 2008 г. II и III международный журналистский конкурс под патронажем ЮНЕСКО;

«ЧЕРНОЕ МОРЕ. КАВКАЗ» Первый международный фотофестиваль PHOTOVIZA, Краснодар 2008 г;

«ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» Москва, 2009 г.;

«ЧЕЛОВЕК. КРУГОВОРОТ БЫТИЯ» Санкт-Петербургский ФОТОВЕРНИСАЖ, 2009 г.;

«БЕРЕГА» международный фотоконкурс, проводимый под патронажем FIAP, Рязань, 2009 г.;

«ПЕРВАЯ ФОТОБИЕННАЛЕ РУССКОГО МУЗЕЯ» Санкт - Петербург, 2010 г.

 

Награды:

Финалист конкурса «ФОТОЖУРНАЛИСТИКА», проводимого журналом «Foto & Video» за январь 2008 г.

Победитель ежегодного всероссийского конкурса «Моя любимая фотография» Epson-2004.

Награжден бронзовой медалью фондом исторической фотографии им. Карла Буллы».

Награжден памятной медалью FIAP (международная федерация фотоискусства).

Лауреат премии им. Александра Стукалова за большой вклад в развитие СМИ Смоленской области.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7(131)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич