- Николай, как и когда ты
пришел в фотоискусство?
- Фотографией я занимаюсь с
2002 года. Я жил в Москве, решил себя
запечатлеть на память и приобрел обыкновенную
мыльницу. Мы с друзьями фотографировались на
Арбате, на Красной площади. Вечером я отдал
пленку на проявку, а когда на следующий день
забрал снимки, у меня появилось непреодолимое
желание снимать еще и еще. Как ребенку, который
однажды попробовал сладкое, хочется еще и еще. Я
быстро «загорелся». Стал читать
специализированную литературу, записался в
фотоклуб, познакомился с другими фотографами.
Когда я понял, что качество снимков, сделанных
на мыльницу, меня не устраивает, я приобрел у
друга «Зенит». И тогда понял, как можно делать
более серьезные вещи. Сейчас для меня фотография
– это не хобби, а образ жизни и хлеб насущный.
Не каждому в жизни так везет.
- Каково твое отношение к
цветной и черно-белой фотографии? Есть ли
предпочтения?
- Один фотограф сказал, что
разницы между цветной и черно-белой фотографией
нет. Если смотреть поверхностно, то он прав –
разницы нет, суть остается одна и та же. Однако
если фотографию воспринимать не просто как
изображение, а как путь к чему-то, как дорогу к
размышлениям и эмоциям, то, конечно, черно-белая
фотография выигрывает по сравнению с цветной.
Она становится глубже в связи с отсутствием
цвета. Цвет только мешает воспринимать
заложенную в снимке информацию. Это лишнее.
Поэтому некоторые думают, что черно-белая
фотография сложнее.
Лишь недавно я понял, что
цветная фотография гораздо сложнее. Естественно,
при серьезном к ней отношении. Человеческий глаз
воспринимает множество оттенков, и цветная
фотография, в отличие от черно-белой, способна
передать их. Цвет также может воздействовать на
зрителя. Если в фотографии нет сюжета, но есть
интересные цветовые решения, то она вызывает
определенные эмоции.
Тем не менее, мне ближе
черно-белая фотография. Она глубже. В ней
просыпаются мысли. Возможно, до цвета я еще не
дорос. Это надо изучать, этим надо специально
заниматься. Цвет преимущественно подходит для
постановочной фотографии, где все можно заранее
просчитать и расставить так, как нужно. Если же
мы выйдем в город, то увидим: здесь - зеленый,
здесь - красный, здесь – желтый. И не сможем
сказать: «Машину сюда, пожалуйста, подвиньте.
Она мне мешает». Но иногда, конечно, нам везет.
- То есть ты считаешь, что в
фотографии первичен сюжет, глубина, философия, а
эмоция в чистом виде отодвигается на второй
план?
- Так и есть. Фотография –
это не кусок бумаги, это окно в другой мир. Мне
ближе тот мир, в который надо вдумываться, чем
мир эмоций, который считывается с первого
взгляда. Жизнь интересна в любой форме – и люди,
и природа, и человек в природе, и предметы. Но
люди среди вышеперечисленного наиболее
«говорящие», хотя и снимая пейзаж можно видеть
какой-то смысл, какой-то конфликт.
- Съемка людей является
приоритетной?
- Люди, их жизнь, их
непостижимый, загадочный и удивительный мир. Мне
интересно передавать на фотографии судьбы людей.
Ближе всего мне жанр так называемого
психологического портрета, жанровая фотография.
Сейчас ее называют street-фотографией. Моменты
повседневной жизни, которые, в отличие от
репортажной фотографии не заставляют быть здесь
и сейчас.
- Какой свой снимок ты
считаешь своей самой большой удачей?
- Наверное, у каждого автора
есть свое любимое произведение. Для меня это –
работа, которая называется «Друзья»: два
старичка встретились утром в городском тумане.
Она достаточно известная, была на выставках в
Москве и во Франции. Мне она интересна, потому
что в ней есть эмоция, а за ней есть история.
Сделать хорошую фотографию все равно, что
получить подарок судьбы. Ведь можно всю жизнь
заниматься фотографией, но не снять тот самый
единственный и неповторимый кадр. Эта удача –
случайна. Может быть, я сделаю еще один
настолько же удачный снимок уже сегодня вечером,
а может быть через месяц, а может быть через
год. Это тайна.
- Существует ли грань, когда
человек с фотоаппаратом становится настоящим
фотографом?
- Любой человек, который
берет в руки фотоаппарат, приближается к тайне.
Если у него есть желание, если у него есть
видение, он может дальше развиваться. Фотограф –
не тот, у кого есть камера или возможность, а у
кого есть, прежде всего, видение. Что больше
всего ценится в авторской фотографии? Это не
качество изображения, не мастерство, не
эстетические качества. Ценится твое отношение к
миру и к своему искусству. Я соглашусь с тем,
что фотохудожником может быть и человек с
дорогой большой камерой, и с консервной банкой.
Но надо понимать, что
фотография не останавливается на фотографии. В
тесной связи с ней находятся и другие виды
искусств: кинематограф, живопись, музыка. Нельзя
замыкаться, нельзя собственными руками сужать
свой кругозор. Фотография – это искусство широко
видеть мир. Но это способ не просто показать
мир, а удивить миром.
Самое главное, на мой взгляд,
это найти себя в фотографии. Если ты снимаешь
все, то ты не снимаешь ничего. Необходимо
понять, что же в фотографии твое. Человек ли,
природа, натюрморт. Найти свою тему и свой
почерк.
- Какова же твоя тема?
- Мне повезло. Та тема, которую я
разрабатываю, близка мне не только как
фотографу, но и как человеку. Я пытаюсь раскрыть
в своих работах духовную жизнь людей. Для меня
это не просто религия, а мир человека, в котором
он существует. Несмотря на то, что все мы живем
в одном мире, у каждого из нас есть свой мир.
Поскольку мы живем в преимущественно
православной стране, через фотографию я исследую
православие. Моя цель – передать красоту
православия. И чем дольше я в этой сфере, тем
больше нового мне открывается. Хотя эта тема
дается тяжело. Каждый смотрит на нее по-своему.
Когда я только начинал фотографировать церковь,
некоторые смотрели на меня, как на шпиона, а не
как на человека, который хочет в это погрузиться
и показать другим. Но важно не просто показать
православный мир, а найти взаимосвязь его с
внешним миром, разбить все еще разделяющую их
стену. Ведь все создано Богом. И первая
фотография – это не та, которая была сделана в
начале 19 века, а та же Туринская плащаница.
Возможно, были еще какие-то попытки показать
людям, что существует фотография, просто мы
этого не увидели и не поняли.
«СВЯЗЬ ВРЕМЕН» Смоленск -
Москва (к 60-летию Великой Победы);
«ФОТО 2006» Смоленск (V
областная выставка);
«СИБИРСКИЙ ФОТОСАЛОН»
Новосибирск, 2006 г.;
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОТОСАЛОН» под
патронажем Международной федерации фотоискусства
F.I.A.P. Франция, Тюль, 2007 г.;
«ФОТОМАНИЯ - 2007»
Калининград, Третья биеннале фотографии;
«РОССИЙСКИЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ
ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ» (Русский музей фотографии),
Нижний Новгород, 2007 г., 2008 г., 2009 г.;
«ЭПОХИ ЗРИМЫЕ ЧЕРТЫ» Санкт -
Петербург, 2007 г.;
«ЕВРАЗИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ»
(Союз журналистов России), Москва, 2007 г., 2008
г. II и III международный журналистский конкурс
под патронажем ЮНЕСКО;
«ЧЕРНОЕ МОРЕ. КАВКАЗ» Первый
международный фотофестиваль PHOTOVIZA, Краснодар
2008 г;
«ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ»
Москва, 2009 г.;
«ЧЕЛОВЕК. КРУГОВОРОТ БЫТИЯ»
Санкт-Петербургский ФОТОВЕРНИСАЖ, 2009 г.;
«БЕРЕГА» международный
фотоконкурс, проводимый под патронажем FIAP,
Рязань, 2009 г.;
«ПЕРВАЯ ФОТОБИЕННАЛЕ РУССКОГО
МУЗЕЯ» Санкт - Петербург, 2010 г.