Выставка Николая Петровича
Кореневского, приуроченная к 70 – летнему юбилею
мастера, стала значительным событием в
культурной жизни Смоленска. Семьдесят прожитых
лет – это серьёзная дата. Время остановиться,
оглянуться, подвести итоги, заглянуть в прошлое.
Есть что-то символическое в том, что год
рождения Николая Кореневского совпал с годом
начала всенародной трагедии, годом начала
Великой Отечественной войны, а в 1945 году
четырехлетний мальчик уже в полной мере мог
осознавать и величие Победы, и горечь и тяжесть
первых послевоенных лет.
Смерть Сталина, арест Берии,
разоблачение культа личности, хрущевская
оттепель- все эти изломы истории не могли не
сказаться на формировании внутреннего мира
студента худграфа, кем Николай Кореневский стал
в начале 60-х годов.
Ошеломляющие успехи в
освоении космоса, фестиваль студентов и молодёжи
в Москве, когда чуть-чуть приоткрылся «железный
занавес»; поэзия Евтушенко, Рожденственского,
Вознесенского; споры «физиков» и «лириков»;
фильмы – «Девять дней одного года», «Коллеги»,
«Ещё раз про любовь» - создавали атмосферу
творчества, эмоционального подъема, оптимизма,
надежд на будущее. Из этой атмосферы и родился
герой-современник – стройный молодой человек с
короткой стрижкой, бородкой, в очках, штормовке,
с рюкзаком, этюдником и гитарой. Николай
Кореневский полностью соответствует этому
образу. Романтику дальних дорог, ночи у костра –
всё это он пронёс через всю свою жизнь и
сохраняет до сих пор. В такой атмосфере
тоталитарный социалистический реализм казался
анахронизмом, хотелось новых форм (кстати
сказать, социалистический реализм требовал
немалого мастерства и сохранял в самой структуре
живописи лучшие традиции русской художественной
школы). Отдельным эхом доносились отзвуки
западного художественного творчества. Советские
искусствоведы громили буржуазную культуру и
вместе с тем печатали в своих статьях фотографии
работ Пикассо, Леже, Дали. Открылись запасники
музеев, и на ошеломленного зрителя хлынули «Голубые
розы», «Бубновые валеты», но под запретом
оставались Филонов и Малевич. В Советском
искусстве сформировался «суровый стиль» со своей
грубоватой эстетикой, всенародную известность
приобрела картина Виктора Попкова «Двое», в
Смоленск приехал после Суриковского института
Степан Сергеевич Новиков – живописец, график,
монументалист, ставший буквально «властителем
дум» молодого поколения. Широко распространяется
линогравюра, расцветают графика, керамика,
гобелен; всё большее значение приобретает
монументальное искусство.
В 1967 году Николай
Кореневский защищает на художественно –
графическом факультете Смоленского
педагогического института дипломную работу «В
пути». Его учителями были молодые выпускники
Московского худграфа, принесшие в Смоленск и
новейшие тенденции «сурового стиля», и
прекрасную традиционную художественную школу.
Так что молодому студенту было из чего выбирать,
и дипломная работа по своему художественному
языку целиком принадлежит «суровому стилю». В
дальнейшем черты суровости стали гораздо мягче,
наполнились богатыми нюансами цвета, исчезли
режущие глаз контрасты, и сквозь внешнюю
суровость проглянула лирическая и поэтическая
душа художника.
Большое влияние на творческий
почерк оказала работа Николая в бригаде
московских монументалистов под руководством
такого классика советского искусства, как
Королёв. Отсюда в некоторых работах наблюдается
условная статичность фигур, их ритмическое
расположение на плоскости холста,
орнаментальность деревьев, облаков, уплощенное
пространство, точность и однозначность
высказывания. «Радуница», «Памяти художника»,
«Разговор», «Вязьма, лето, одигитрия», «Земной
поклон Вам, герои» и другие работы, в которых
при казалось бы той же манере живописи
появляются воздушная перспектива, глубокое
пространство; сближенная, нюансная цветовая
гамма и однозначность высказывания сменяются
многослойностью художественного образа,
порождающего целую цепь ассоциаций, у каждого
зрителя свою («Мокрая зима», «Последний снег»).
В 1969 году Николай
возвращается из Москвы в Смоленск, где начинает
работать художником художественно –
производственных мастерских Художественного
фонда РСФСР. С этого момента и начинается его
самостоятельная творческая деятельность.
Художественный фонд СССР
обеспечивал идеологическую поддержку
социалистического строя и в то же время создавал
художникам прекрасные условия для работы.
Государством строились индивидуальные творческие
мастерские, труд художников высоко оплачивался.
Художники делились на членов Союза художников
СССР и художников – исполнителей Художественного
фонда. Всеми благами системы пользовались члены
Союза, а работа в производственных мастерских
художников – исполнителей занимала много времени
и сил, почти не оставляя времени для творчества.
Вступить в Союз художников было невероятно
сложно. Чтобы попасть на выставку, нужно было
пройти несколько нудных выставкомов, больше
похожих на заседания инквизиции, но Николай
Кореневский в полной мере прошёл этот сложный и
длительный путь и в 1991 году стал членом Союза
художников России. Диапазон его творчества
достаточно широк: многофигурные тематические
композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, а
также такие сложно тематические произведения,
как натюрморт в пейзаже «Кактус» или
произведения, не поддающиеся классификации, –
«Котик на охоте», «Осень 94». И во всех жанрах
художник чувствует себя достаточно уверенно.
Немалую часть в живописи
Николая Кореневского занимают архитектурные
пейзажи, связанные прежде всего с родными
местами художника - Смоленском и Вязьмой.
Декоративен и монументален Успенский собор в
Смоленске («Осень. Успенский собор»). Сквозь
стройные берёзы проглядывает стройная
архитектурная церковь Архангела Михаила,
золотыми луковками пронзает небесную твердь
золотых облаков церковь Одигитрии в Вязьме.
Многократно повторяется Троицкий собор в Вязьме
– то в мареве летней жары, то в золотистом
сиянии зимнего дня. Любовь к природе, любовь к
сельской жизни ярко проявляются в тематических
портретах и пейзажах художника. Мистическая
загадочность пронизывает пейзаж «Новолуние».
Теплым воздухом веет от пейзажа «Мокрая зима».
Внешне сурова «Вдова Карловна», о чем-то
задумался полный внутренней энергии «Художник
Раткин».
Хочется отметить натюрморты,
также отличающиеся стилистическим разнообразием.
Художник ярко блеснул мастерством в натюрморте
«За окном листопад», в котором – насыщенная
цветовая гамма, сверкающий металл вазы, хорошо
разобранный букет, – всё в лучших традициях
реализма. И рядом эффектно освещенный, всё же
стремящийся к примитиву «Натюрморт с цветами».
Оглядываясь на пройденный
путь, можно сказать, что Николай Кореневский
состоялся как сложный, неоднозначный художник со
своим индивидуальным мироощущением,
содержательной и поэтичной живописью. Хочется
верить, что его дальнейшее творчество будет
столь же эмоциональным и содержательным и
наконец-то будет замечено и по достоинству
оценено государством, коллекционерами и
меценатами.
Светослав Арайс,
член Союза художников России,
член Союза дизайнеров России,
доцент кафедры дизайна СмолГУ.
|
|