Главная | Архив |

  юбилеи  
   

Вла

ПЕСНЬ СУДЬБЫ


 

 

Выставка Николая Петровича Кореневского, приуроченная к 70 – летнему юбилею мастера, стала значительным событием в культурной жизни Смоленска. Семьдесят прожитых лет – это серьёзная дата. Время остановиться, оглянуться, подвести итоги, заглянуть в прошлое. Есть что-то символическое в том, что год рождения Николая Кореневского совпал с годом начала всенародной трагедии, годом начала Великой Отечественной войны, а в 1945 году четырехлетний мальчик уже в полной мере мог осознавать и величие Победы, и горечь и тяжесть первых послевоенных лет.

Смерть Сталина, арест Берии, разоблачение культа личности, хрущевская оттепель- все эти изломы истории не могли не сказаться на формировании внутреннего мира студента худграфа, кем Николай Кореневский стал в начале 60-х годов.

Ошеломляющие успехи в освоении космоса, фестиваль студентов и молодёжи в Москве, когда чуть-чуть приоткрылся «железный занавес»; поэзия Евтушенко, Рожденственского, Вознесенского; споры «физиков» и «лириков»; фильмы – «Девять дней одного года», «Коллеги», «Ещё раз про любовь» - создавали атмосферу творчества, эмоционального подъема, оптимизма, надежд на будущее. Из этой атмосферы и родился герой-современник – стройный молодой человек с короткой стрижкой, бородкой, в очках, штормовке, с рюкзаком, этюдником и гитарой. Николай Кореневский полностью соответствует этому образу. Романтику дальних дорог, ночи у костра – всё это он пронёс через всю свою жизнь и сохраняет до сих пор. В такой атмосфере тоталитарный социалистический реализм казался анахронизмом, хотелось новых форм (кстати сказать, социалистический реализм требовал немалого мастерства и сохранял в самой структуре живописи лучшие традиции русской художественной школы). Отдельным эхом доносились отзвуки западного художественного творчества. Советские искусствоведы громили буржуазную культуру и вместе с тем печатали в своих статьях фотографии работ Пикассо, Леже, Дали. Открылись запасники музеев, и на ошеломленного зрителя хлынули «Голубые розы», «Бубновые валеты», но под запретом оставались Филонов и Малевич. В Советском искусстве сформировался «суровый стиль» со своей грубоватой эстетикой, всенародную известность приобрела картина Виктора Попкова «Двое», в Смоленск приехал после Суриковского института Степан Сергеевич Новиков – живописец, график, монументалист, ставший буквально «властителем дум» молодого поколения. Широко распространяется линогравюра, расцветают графика, керамика, гобелен; всё большее значение приобретает монументальное искусство.

В 1967 году Николай Кореневский защищает на художественно – графическом факультете Смоленского педагогического института дипломную работу «В пути». Его учителями были молодые выпускники Московского худграфа, принесшие в Смоленск и новейшие тенденции «сурового стиля», и прекрасную традиционную художественную школу. Так что молодому студенту было из чего выбирать, и дипломная работа по своему художественному языку целиком принадлежит «суровому стилю». В дальнейшем черты суровости стали гораздо мягче, наполнились богатыми нюансами цвета, исчезли режущие глаз контрасты, и сквозь внешнюю суровость проглянула лирическая и поэтическая душа художника.

Большое влияние на творческий почерк оказала работа Николая в бригаде московских монументалистов под руководством такого классика советского искусства, как Королёв. Отсюда в некоторых работах наблюдается условная статичность фигур, их ритмическое расположение на плоскости холста, орнаментальность деревьев, облаков, уплощенное пространство, точность и однозначность высказывания. «Радуница», «Памяти художника», «Разговор», «Вязьма, лето, одигитрия», «Земной поклон Вам, герои» и другие работы, в которых при казалось бы той же манере живописи появляются воздушная перспектива, глубокое пространство; сближенная, нюансная цветовая гамма и однозначность высказывания сменяются многослойностью художественного образа, порождающего целую цепь ассоциаций, у каждого зрителя свою («Мокрая зима», «Последний снег»).

В 1969 году Николай возвращается из Москвы в Смоленск, где начинает работать художником художественно – производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. С этого момента и начинается его самостоятельная творческая деятельность.

Художественный фонд СССР обеспечивал идеологическую поддержку социалистического строя и в то же время создавал художникам прекрасные условия для работы. Государством строились индивидуальные творческие мастерские, труд художников высоко оплачивался. Художники делились на членов Союза художников СССР и художников – исполнителей Художественного фонда. Всеми благами системы пользовались члены Союза, а работа в производственных мастерских художников – исполнителей занимала много времени и сил, почти не оставляя времени для творчества. Вступить в Союз художников было невероятно сложно. Чтобы попасть на выставку, нужно было пройти несколько нудных выставкомов, больше похожих на заседания инквизиции, но Николай Кореневский в полной мере прошёл этот сложный и длительный путь и в 1991 году стал членом Союза художников России. Диапазон его творчества достаточно широк: многофигурные тематические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, а также такие сложно тематические произведения, как натюрморт в пейзаже «Кактус» или произведения, не поддающиеся классификации, – «Котик на охоте», «Осень 94». И во всех жанрах художник чувствует себя достаточно уверенно.

Немалую часть в живописи Николая Кореневского занимают архитектурные пейзажи, связанные прежде всего с родными местами художника - Смоленском и Вязьмой. Декоративен и монументален Успенский собор в Смоленске («Осень. Успенский собор»). Сквозь стройные берёзы проглядывает стройная архитектурная церковь Архангела Михаила, золотыми луковками пронзает небесную твердь золотых облаков церковь Одигитрии в Вязьме. Многократно повторяется Троицкий собор в Вязьме – то в мареве летней жары, то в золотистом сиянии зимнего дня. Любовь к природе, любовь к сельской жизни ярко проявляются в тематических портретах и пейзажах художника. Мистическая загадочность пронизывает пейзаж «Новолуние». Теплым воздухом веет от пейзажа «Мокрая зима». Внешне сурова «Вдова Карловна», о чем-то задумался полный внутренней энергии «Художник Раткин».

Хочется отметить натюрморты, также отличающиеся стилистическим разнообразием. Художник ярко блеснул мастерством в натюрморте «За окном листопад», в котором – насыщенная цветовая гамма, сверкающий металл вазы, хорошо разобранный букет, – всё в лучших традициях реализма. И рядом эффектно освещенный, всё же стремящийся к примитиву «Натюрморт с цветами».

Оглядываясь на пройденный путь, можно сказать, что Николай Кореневский состоялся как сложный, неоднозначный художник со своим индивидуальным мироощущением, содержательной и поэтичной живописью. Хочется верить, что его дальнейшее творчество будет столь же эмоциональным и содержательным и наконец-то будет замечено и по достоинству оценено государством, коллекционерами и меценатами.

Светослав Арайс,

член Союза художников России,

член Союза дизайнеров России,

доцент кафедры дизайна СмолГУ.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7(131)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич