Геннадий Николаевич Ефимов принадлежит к
известной учительской династии, о которой с
большим уважением отзываются многие жители сел и
деревень Кардымовского района.
Сам Геннадий Николаевич в настоящее время
возглавляет районный отдел образования, а вообще
по жизни ему довелось трудиться и рядовым
учителем, и директором школы, и руководить
совхозом, и возглавлять партком хозяйства,
отвечать за пропагандистскую работу в райкоме
КПСС.
Биография обычная и в то же время непростая. У
человека были все возможности сделать неплохую
партийную карьеру, а его все время тянуло в
школу, причем на должность рядового учителя.
Назначали директором школы – со временем
оказывался простым учителем, вновь уговаривали
на директорский пост... Словом, человек Ефимов
такой, что начисто лишен чванства,
чинопоклонения и карьеризма. Но какое бы дело
ему ни поручали, исполнял его на совесть, с
полной отдачей сил и от души.
Я попросил Геннадия Николаевича поведать о своей
биографии – получился откровенный монолог – без
утайки каких-либо моментов, с раздумьями о
смысле жизни и об отношении к людям.
Полагаю, гость рубрики «Встречи с интересными
людьми» приглянется читателям журнала.
- Еще в школе работал мой
дед. Это был ликбез. Родился дед или в 1899 или
в 1900 году. Женился рано – в 1917 году. Моя
бабушка была старше его. Благодаря тому, что
вышел из более состоятельной семьи, он закончил
церковно-приходскую школу. И когда в стране
развернулось движение по ликвидации всеобщей
безграмотности, деду поручили преподавать на
ликбезе. Его дочь, а моя мать, закончила перед
войной Смоленское педагогическое училище,
отработала год в Наричине (была такая деревня в
нашем районе, сейчас там ничего нет), потом ее
перевели в Тюшинскую школу. Но началась война, и
мать пришла в Богатырево – к родителям, и всю
оккупацию там находилась. После освобождения
области опять пришла в школу, со временем заочно
закончила Московский педагогический институт,
преподавала историю. Ее перевели в Рыжковскую
школу, работала директором и из этой школы
уходила на пенсию.
В семье отца тоже были учителя – дядьки отца
учительствовали. Школ на территории нынешнего
Кардымовского района имелось очень много. А мой
дядя – Ефимов Прохор Михайлович – тот работал
директором Рыжковской школы, строил ее сразу
после войны, когда мать там вела историю.
Я родился в 1951 году. После окончания
Кардымовской средней школы стоял перед выбором:
поступать в летное училище или идти в
педагогический. Мать отрезала: в летчики не
пущу! Дело в том, что не так давно попал в
катастрофу мой двоюродный брат, правда, остался
жив после падения самолета, инвалидом стал.
В 1972 году, когда вновь образовался Кардымоский
район, стал сотрудником райкома комсомола, потом
секретарем парткома в совхозе «Каменский», зав.
парткабинетом, зав. отделом пропаганды райкома
партии. Спустя какое-то время неожиданно для
многих я написал заявление: «Прошу направить на
работу по специальности». Ушел в школу. Хотя,
говорят, редко случалось, чтобы из партийных
органов без взысканий отпускали...
Отработал рядовым учителем два года. Встречает
как-то новый предрик Анатолий Иванович Мухин:
«Что, наловился рыбы? Завтра ко мне – директором
будешь!».
Школа отапливалась дровами. Давали на заготовку
куба 3 рубля – никто за такие деньги в деревне
не соглашался помогать. Купил электропилу, в 30
лет еще сил хватало, сам пилил и колол дрова.
Параллельно начал пробивать вопрос со
строительством новой школы. Позвал в союзники
председателя колхоза: «Посмотрите, какая у нас
школа – сарай. Давайте заявку сделаем». -
«Давай, хоть в истории останусь – школу
построил!».
В районе сменился первый секретарь райкома
партии, позвал меня заведующим орготделом. Я
наотрез отказываюсь, надо новую школу строить.
Проникся партийный секретарь моей мечтой и
говорит: «Чтобы 25 декабря до 16 часов всю
документацию по школе – в мой кабинет!». Мы с
председателем колхоза еле управились к этому
сроку. Весь уазик был забит документацией. Я
хватаю первый альбом проекта, и в приемную.
Секретарь не пускает: «Бюро идет». Но я настоял,
чтобы она позвонила. Мне разрешили войти, а там
как раз председатель межколхозной строительной
организации. Ему секретарь вручил альбом, тот
взмолился, мол, перебор объектов. Но – никуда не
делся, пришлось строить школу. И чудом мы успели
не попасть в недострои, которых к концу
«перестроечных» лет накопилось видимо-невидимо.
Я ходил на все планерки. Как-то приезжает
областной начальник, ему очень понравилось, что
директор школы болеет за дело. Пошел со мной на
объект. Хоть ты и стройотряды прошел, кое-что
должен понимать, но кумекой, за чем глаз да глаз
нужен», - говорит, и показывает, где могут
напортачить. А председатель МСО нас
сопровождает. Областной начальник ему пальцем
погрозил: «Смотри, любой звонок от директора
школы, шкуру спущу!».
И опять в районе смена власти прошла. Приезжают
новые секретарь и предрик в самый разгар
строительства. Июль месяц, уже оборудование
поставили для новой школы, а еще дел
невпроворот. Недалеко запаниковать. Отзывают
меня гости в сторонку, да и говорят:
«Рекомендуем тебя директором совхоза
«Каменский». Школу достроим. А ты в Каменке
нужен».
На завтра мне машину в Смоленск дают и
напутствуют: «Ты нас пойми. Откажись не у нас, а
в Смоленске». Им, оказывается, условие
поставили: если за двое суток директора совхоза
не найдут, один из них пойдет работать туда...
В Смоленске никто меня слушать не стал. Как
отрезали: «Справишься!». А во мне словно Давыдов
проснулся: «Если партия пошлем морковку полоть,
буду полоть, коров доить – пойду в дояры!». Этот
же романтизм все равно сидит, хотя воды и медные
трубы прошел.
Доработал директором до распада СССР. В новых
условиях нужны были специальные знания и опыт
хозяйствования в рынке. Поэтому когда начальник
сельхозуправления стал заводить разговор, что
мне работать не дадут, я сказал, что и сам не
стану сопротивляться. Вот если бы
учительствовать не давали, тут бы я боролся...
Глава района Николай Ермолаев повел меня в
Соловьево – там уволили председателя колхоза и
меня хотели вместо него назначить. Но народ
возмутился: «Ефимов хорош как учитель, а
председатель у нас свой – экономист». Тогда я
сам уже Ермолаеву условие поставил: «В любом
качестве в Соловьевскую школу! Если нет, то я
вам устрою войну, и вы не снимете меня с
должности директора совхоза. Потому что я ничего
не украл».
В Соловьевской школе вакансия была на 2
предмета: основы безопасности жизнедеятельности
и физкультуру. Два года я этим и занимался.
Потом математика вакантной стала – я преподавал
математику.
Попросил директора школы принять на работу сына,
я отдавал ему математику, но та отказала. А днем
ранее новый глава района настоятельно убеждал
меня сменить директоршу, которая уже имела
пенсионный возраст. Я категорически отказывался,
но после того, как мне отказали в просьбе
принять на работу сына, - согласился.
Старший сын Алексей после мытарств и поиска себя
окончил пединститут, женился, живет в Сычевке и
преподает в школе. Средний – Максим – сейчас
работает директором детской спортивной школы в
Кардымове. А младший тоже учился в пединституте,
но решил, что денег ему не хватает, перевелся на
заочное и... попал служить в армию. Понравилось.
Подписал контракт. Но после завершения учебы
намерен тоже работать учителем. И супруга моя –
учитель биологии и химии. Ее сестра – учитель,
муж у сестры тоже учитель.
Когда собираемся все вместе, то разговоры все о
том, как кто преподает. Считаю, что какая-то
жилка педагогическая в роду на генетическом
уровне. Дед мой, например, к самому Калинину
ездил. Старший брат у деда в первую мировую
попал в плен, вернулся инвалидом. Два его сына
были в Красной Армии, погибли. Деда Макара
раскулачивать стали: коня забрали, корову, его
односельчане звали «немец». А мой дед Федя
добрался до Калинина, привез для деда Макара
документ, который мы прозвали охранной грамотой.
Так дед Макар даже после войны в колхоз не
вступал – настолько влиятельный документ
всесоюзный староста выдал...
В бытность мою директором Селезневской школы
заспорили два предпринимателя, кому пилорамой
управлять. Обратились ко мне как к депутату
районного Совета, чтобы я их рассудил. После
консультаций с главой района предложил каждому
арендовать пилораму у школы. Один из них
согласился. Еще школа разжилась магазином –
бывший владелец от него отказался.
Но налоговая инспекция вдруг предъявляет нам
штрафные санкции за якобы неуплаченные налоги. А
я им закон показываю: если вся прибыль идет на
образовательные нужды, то она не облагается
налогом. Долго боролся, но в конце концов
победил.
Я уже работал заведующим районным отделом
образования, а в школу продолжали приходить
счета из налоговой инспекции. Говорю новому
директору школы: скопируй побольше экземпляров
решения арбитражного суда и отправляй счета с
этим решением назад. Так 3 года посылали туда
копии решений...
Геннадия Николаевича Ефимова можно заслушаться –
рассказывает эмоционально, помнит малейшие
детали, которые из-за недостатка журнальной
площади в этой статье пришлось зачастую
опускать.
Пока у нас еще сохраняжются такие учительские
династии, о подрастающем поколении можно не
беспокоиться. Главное, что передают Г.Н. Ефимов
и его родственники своим ученикам – высокие
нравственные качества, честное отношение к
жизни. А это так важно сегодня, когда в
обществе, к сожалению, витает дух стяжательства,
рвачества, желания жить лучше за счет других.
|
|