Главная | Архив |

  Встречи с интересными людьми  
   

Владимир ЕВГЕНЬЕВ

 

 Глава учительской династии

 

Геннадий Николаевич Ефимов принадлежит к известной учительской династии, о которой с большим уважением отзываются многие жители сел и деревень Кардымовского района.
Сам Геннадий Николаевич в настоящее время возглавляет районный отдел образования, а вообще по жизни ему довелось трудиться и рядовым учителем, и директором школы, и руководить совхозом, и возглавлять партком хозяйства, отвечать за пропагандистскую работу в райкоме КПСС.
Биография обычная и в то же время непростая. У человека были все возможности сделать неплохую партийную карьеру, а его все время тянуло в школу, причем на должность рядового учителя. Назначали директором школы – со временем оказывался простым учителем, вновь уговаривали на директорский пост... Словом, человек Ефимов такой, что начисто лишен чванства, чинопоклонения и карьеризма. Но какое бы дело ему ни поручали, исполнял его на совесть, с полной отдачей сил и от души.
Я попросил Геннадия Николаевича поведать о своей биографии – получился откровенный монолог – без утайки каких-либо моментов, с раздумьями о смысле жизни и об отношении к людям.
Полагаю, гость рубрики «Встречи с интересными людьми» приглянется читателям журнала.

 

 

- Еще в школе работал мой дед. Это был ликбез. Родился дед или в 1899 или в 1900 году. Женился рано – в 1917 году. Моя бабушка была старше его. Благодаря тому, что вышел из более состоятельной семьи, он закончил церковно-приходскую школу. И когда в стране развернулось движение по ликвидации всеобщей безграмотности, деду поручили преподавать на ликбезе. Его дочь, а моя мать, закончила перед войной Смоленское педагогическое училище, отработала год в Наричине (была такая деревня в нашем районе, сейчас там ничего нет), потом ее перевели в Тюшинскую школу. Но началась война, и мать пришла в Богатырево – к родителям, и всю оккупацию там находилась. После освобождения области опять пришла в школу, со временем заочно закончила Московский педагогический институт, преподавала историю. Ее перевели в Рыжковскую школу, работала директором и из этой школы уходила на пенсию.
В семье отца тоже были учителя – дядьки отца учительствовали. Школ на территории нынешнего Кардымовского района имелось очень много. А мой дядя – Ефимов Прохор Михайлович – тот работал директором Рыжковской школы, строил ее сразу после войны, когда мать там вела историю.
Я родился в 1951 году. После окончания Кардымовской средней школы стоял перед выбором: поступать в летное училище или идти в педагогический. Мать отрезала: в летчики не пущу! Дело в том, что не так давно попал в катастрофу мой двоюродный брат, правда, остался жив после падения самолета, инвалидом стал.
В 1972 году, когда вновь образовался Кардымоский район, стал сотрудником райкома комсомола, потом секретарем парткома в совхозе «Каменский», зав. парткабинетом, зав. отделом пропаганды райкома партии. Спустя какое-то время неожиданно для многих я написал заявление: «Прошу направить на работу по специальности». Ушел в школу. Хотя, говорят, редко случалось, чтобы из партийных органов без взысканий отпускали...
Отработал рядовым учителем два года. Встречает как-то новый предрик Анатолий Иванович Мухин: «Что, наловился рыбы? Завтра ко мне – директором будешь!».
Школа отапливалась дровами. Давали на заготовку куба 3 рубля – никто за такие деньги в деревне не соглашался помогать. Купил электропилу, в 30 лет еще сил хватало, сам пилил и колол дрова. Параллельно начал пробивать вопрос со строительством новой школы. Позвал в союзники председателя колхоза: «Посмотрите, какая у нас школа – сарай. Давайте заявку сделаем». - «Давай, хоть в истории останусь – школу построил!».
В районе сменился первый секретарь райкома партии, позвал меня заведующим орготделом. Я наотрез отказываюсь, надо новую школу строить. Проникся партийный секретарь моей мечтой и говорит: «Чтобы 25 декабря до 16 часов всю документацию по школе – в мой кабинет!». Мы с председателем колхоза еле управились к этому сроку. Весь уазик был забит документацией. Я хватаю первый альбом проекта, и в приемную. Секретарь не пускает: «Бюро идет». Но я настоял, чтобы она позвонила. Мне разрешили войти, а там как раз председатель межколхозной строительной организации. Ему секретарь вручил альбом, тот взмолился, мол, перебор объектов. Но – никуда не делся, пришлось строить школу. И чудом мы успели не попасть в недострои, которых к концу «перестроечных» лет накопилось видимо-невидимо.
Я ходил на все планерки. Как-то приезжает областной начальник, ему очень понравилось, что директор школы болеет за дело. Пошел со мной на объект. Хоть ты и стройотряды прошел, кое-что должен понимать, но кумекой, за чем глаз да глаз нужен», - говорит, и показывает, где могут напортачить. А председатель МСО нас сопровождает. Областной начальник ему пальцем погрозил: «Смотри, любой звонок от директора школы, шкуру спущу!».
И опять в районе смена власти прошла. Приезжают новые секретарь и предрик в самый разгар строительства. Июль месяц, уже оборудование поставили для новой школы, а еще дел невпроворот. Недалеко запаниковать. Отзывают меня гости в сторонку, да и говорят: «Рекомендуем тебя директором совхоза «Каменский». Школу достроим. А ты в Каменке нужен».
На завтра мне машину в Смоленск дают и напутствуют: «Ты нас пойми. Откажись не у нас, а в Смоленске». Им, оказывается, условие поставили: если за двое суток директора совхоза не найдут, один из них пойдет работать туда...
В Смоленске никто меня слушать не стал. Как отрезали: «Справишься!». А во мне словно Давыдов проснулся: «Если партия пошлем морковку полоть, буду полоть, коров доить – пойду в дояры!». Этот же романтизм все равно сидит, хотя воды и медные трубы прошел.
Доработал директором до распада СССР. В новых условиях нужны были специальные знания и опыт хозяйствования в рынке. Поэтому когда начальник сельхозуправления стал заводить разговор, что мне работать не дадут, я сказал, что и сам не стану сопротивляться. Вот если бы учительствовать не давали, тут бы я боролся...
Глава района Николай Ермолаев повел меня в Соловьево – там уволили председателя колхоза и меня хотели вместо него назначить. Но народ возмутился: «Ефимов хорош как учитель, а председатель у нас свой – экономист». Тогда я сам уже Ермолаеву условие поставил: «В любом качестве в Соловьевскую школу! Если нет, то я вам устрою войну, и вы не снимете меня с должности директора совхоза. Потому что я ничего не украл».
В Соловьевской школе вакансия была на 2 предмета: основы безопасности жизнедеятельности и физкультуру. Два года я этим и занимался. Потом математика вакантной стала – я преподавал математику.
Попросил директора школы принять на работу сына, я отдавал ему математику, но та отказала. А днем ранее новый глава района настоятельно убеждал меня сменить директоршу, которая уже имела пенсионный возраст. Я категорически отказывался, но после того, как мне отказали в просьбе принять на работу сына, - согласился.
Старший сын Алексей после мытарств и поиска себя окончил пединститут, женился, живет в Сычевке и преподает в школе. Средний – Максим – сейчас работает директором детской спортивной школы в Кардымове. А младший тоже учился в пединституте, но решил, что денег ему не хватает, перевелся на заочное и... попал служить в армию. Понравилось. Подписал контракт. Но после завершения учебы намерен тоже работать учителем. И супруга моя – учитель биологии и химии. Ее сестра – учитель, муж у сестры тоже учитель.
Когда собираемся все вместе, то разговоры все о том, как кто преподает. Считаю, что какая-то жилка педагогическая в роду на генетическом уровне. Дед мой, например, к самому Калинину ездил. Старший брат у деда в первую мировую попал в плен, вернулся инвалидом. Два его сына были в Красной Армии, погибли. Деда Макара раскулачивать стали: коня забрали, корову, его односельчане звали «немец». А мой дед Федя добрался до Калинина, привез для деда Макара документ, который мы прозвали охранной грамотой. Так дед Макар даже после войны в колхоз не вступал – настолько влиятельный документ всесоюзный староста выдал...
В бытность мою директором Селезневской школы заспорили два предпринимателя, кому пилорамой управлять. Обратились ко мне как к депутату районного Совета, чтобы я их рассудил. После консультаций с главой района предложил каждому арендовать пилораму у школы. Один из них согласился. Еще школа разжилась магазином – бывший владелец от него отказался.
Но налоговая инспекция вдруг предъявляет нам штрафные санкции за якобы неуплаченные налоги. А я им закон показываю: если вся прибыль идет на образовательные нужды, то она не облагается налогом. Долго боролся, но в конце концов победил.
Я уже работал заведующим районным отделом образования, а в школу продолжали приходить счета из налоговой инспекции. Говорю новому директору школы: скопируй побольше экземпляров решения арбитражного суда и отправляй счета с этим решением назад. Так 3 года посылали туда копии решений...

Геннадия Николаевича Ефимова можно заслушаться – рассказывает эмоционально, помнит малейшие детали, которые из-за недостатка журнальной площади в этой статье пришлось зачастую опускать.
Пока у нас еще сохраняжются такие учительские династии, о подрастающем поколении можно не беспокоиться. Главное, что передают Г.Н. Ефимов и его родственники своим ученикам – высокие нравственные качества, честное отношение к жизни. А это так важно сегодня, когда в обществе, к сожалению, витает дух стяжательства, рвачества, желания жить лучше за счет других.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7(119)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич