Главная | Архив |

  Психологические раздумья  
 

№7 (107) - Журнал "Смоленск"

 

Валерий Сонин

Уроки Астаны
для старшего брата

В советское время было действующее идеологическое клише «Старший брат». В нем было много реального, честного, позитивного и рационального. Действительно, Россия, ее народ много сделали для развития и процветания союзных республик. Слова из исторической песни выкинуть нельзя, но постоянно подчеркивать и амбициозно выставляться спасителем, учителем, кормильцем и поильцем, каким-то эталоном, образцом, – не корректно и разрушительно для самих себя.

В апрельской научной командировке в Астану – столицу независимого и плодотворно развирающегося государства – я ощутил, почувствовал, осмыслил, пережил, как некогда сельскохозяйственная житница Советского Союза превращается в процветающего индустриализованного гиганта Центральной Азии. Астана, белая столица, выросшая из Акмолы, крепости (1830), Акмолинска (1832-1961), Целинограда, имеющая сегодня признание во всем мире не просто как столица новой страны, появившейся на постсоветском пространстве, но и город архитектурной мечты, полета, космической фантазии. Слова президента Н.А. Назарбаева о том, что «мы (казахи стоим перед выбором: оставаться вечным сырьевым придатком мировой экономики, ждать прихода следующей империи, либо взять курс на ускоренный экономический рост и интеграцию Центральноазиатского региона», - приобретают все большую актуальность. Показатели экономического роста впечатляют: если ВВП на душу населения Казахстана в 1997 г. составлял немногим более $700 , то в 2004 г. - $2700, в 2005 -$3000, a в 2010 г. достигнет $5800 (как в Чехии, Венгрии, Польше, Малайзии). В 2015 г. Казахстан намерен выйти на уровень $9000 на душу населения. Согласно отчету Всемирного Экономического Форума за 2006 г., по индексу конкурентоспособности Казахстан занимает 61 место среди 117 государств, опережая при этом все страны СНГ. По уровню экономической свободы только за последний год Казахстан поднялся на 17 позиций и занял 113 место, опередив Россию (122 место) и вплотную приблизившись к Китаю (111) место. Эти и ряд других показателей дают предпосылки для скорого отнесения Казахстана к числу новых индустриальных стран (НИС) Азии, так называемым «молодым тиграм». Сегодня республика Казахстан движется в направлении развитых стран мира по уровню качества жизни, который является основным критерием устойчивого развития. В современном мире качество жизни определяется основными составляющими:

  • продолжительностью жизни;
  • уровнем благосостояния;
  • уровнем образования;
  • состоянием окружающей среды.

По индексу качества жизни Казахстан занимает 78 место с коэффициентом 1,17, тогда как лидер рейтинга Норвегия имеет коэффициент 3,83, Россия – 1, 57, Китай - 0,34. Казахстан (население на 2006 г. составляло 15217686 человек) занимает 80 место в рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). В 2005 г. продолжительность жизни в этой независимой республике составила 65,9 лет. Конечно, до Японии им еще далеко, там показатель продолжительности уже зашкаливает за 80 лет, но своему соседу, старшему русскому брату есть о чем задуматься! Все эти цифры мною взяты из учебного пособия А.Т.Забировой «Этносоциология» (Астана. 2008 г.)для студентов и магистрантов, изучающих эту академическую дисциплину. Казахстан с гордостью живет, его граждан среди гастарбайтеров нет. Правда, в аэропорту Шереметьево встретил одного мужчину. Разговорились. Он служит в охране частного предприятия в Москве, но это же не строители или разнорабочие из Таджикистана, Молдовы, Украины или Республики Беларусь. По сравнению с российскими гастарбайтерами, покорившими Европу, как туристы Джомолунгму, Эверест или Монблан, русские в Казахстане – это менеджеры и экономисты, банковские работники, предприниматели и… составляющие гордость всего казахстанского спорта футболисты и хоккеисты, биатлонисты и фигуристы, штангисты и боксеры, легкоатлеты и стрелки. На олимпийских играх в Пекине значительное число в казахской команде составляли русские спортсмены, принявшие гражданство этой страны.

Вся образовательная политика государства строится на логичной и действенной парадигме – «Достойное образование – ключ к жизненному успеху. В крупнейшем университете Центральной Азии Евразийском университете имени Льва Николаевича Гумилева, великого гражданина, ученого, мыслителя, исследователя на русском языке выбиты слова президента Н.А. Назарбаева: «Я верю в нашу молодежь, уверен, ваши знания и ваш труд будут работать на построение свободного и процветающего Казахстана». Идея руководителей страны, чтобы каждый ее гражданин знал три языка: казахский, русский и английский. Коллеги шутили: «Русский необходим для того, чтобы в дальнейшем не изучать китайский».

Вообще, сам университет является детищем президента, уважаемого и искренне почитаемого руководителя всеми гражданами Казахстана. То, что он носит имя Л.Н.Гумилева (1912-1992), является высоким и благородным проявлением уважения казахского народа не только к самому выдающемуся русскому историку и этнографу, основателю теории пассионарности, первому разработчику оригинальной концепции этногенеза, но и ко всей великой России. Его работы «Древние тюрки», включенные во все библиографии по кочевым народам, повествующие о возникновении, расцвете и гибели на рубеже Античности и Средневековья тюрской державы, «Поиски вымышленного царства», изданное в нескольких странах как учебное пособие, посвященное загадочному мифическому царству пресвитера Иоанна, признанное одной из самых фундаментальных работ в области раннесредневековой истории Центральной Азии, являются уникальными культурными памятниками в исследовании этнологии, этнографии, этногенеза, смысла исторического бытия. «История Евразии», квинтэссенция той евразийской исторической концепции, которую на протяжении всей своей жизни разрабатывал последний классик русского евразийства Лев Николаевич Гумилев. В «Истории Евразии» включены все последние работы Гумилева по этногенезу («Этногенез и биосфера земли», сама история Евразии, выраженная через взаимоотношения Руси и Степи (Древняя Русь и великая Степь, от Руси к России). Лев Николаевич Гумилев сегодня более чтим в республике Казахстан, чем у себя на родине. Это еще один урок Астаны для старшего брата. Только одни проводимые конференции, посвященные его памяти, наследию, концепциям и проблемам формирования межэтнического и межконфессионального мира и согласия, толерантности и культуры межнационального общения в современном образовательном и научном пространстве, заслуживают признания и благодарности. Выступая на пленарном заседании апрельской конференции «Формирование межэтнического и межконфессионального мира и согласия в аспекте устойчивого развития современной цивилизации», ректор Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, доктор исторических наук, профессор Абдраимов Б.Ж. отметил, что в настоящее время Казахстан является образцом международного, межэтнического и межконфессионального согласия. В Казахстане живут представители 130 национальностей, осуществляют деятельность 46 конфессий. Многонациональность является историческим преимуществом. Во времена глубоких потрясений и тяжелых испытаний главными силами, способствующими спасению и возрождению нации, всегда являлся духовный потенциал народа. В подтверждение этого можно привести иллюстрации бережного и исторически чуткого отношения к своей истории, особенно степного проживания, гордого духа кочевников. Не менее значимо для казахского народа его участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Стенд Великой Отечественной войны, представленный мне в Евразийском гуманитарном университета (ЕАГИ), настолько убедителен в информационном просвещении, что я искренне признателен его создателям и сегодняшним хранителям, он поучителен в воспитательном и просветительном формате. Казахи гордятся тем, что вместе с русскими братьями, со всем советским народом смогли одолеть сильного и опасного для человечества врага. Гордятся своими Героями Советского Союза, Дважды Героями, женщинами-снайперами, 28 героями-панфиловцами, генералом Иваном Васильевичем Панфиловым (1892-1941), командиром 318 стрелковой дивизии, той самой, что под Москвой, восточнее Волоколамска, разъезд Дубосеково уничтожила в четырехчасовом бою 18 танков противника. Именно здесь политрук Василий Клочков 16 ноября 1941 г. сказал пророческие слова: «Велика Россия, отступать некуда. Позади Москва!» Русский язык, как язык межкультурного взаимодействия, можно сказать, основной и достаточно уважаемый язык. Республика Казахстан имеет уникальный опыт в обеспечении диалога культур и религий, а также в сохранении и наращивании чувства толерантности населения. Тоже урок для нас. На территории Казахстана еще со средних веков получила распространение одна из мировых религий – ислам.

В эпоху становления казахской государственности ислам содействовал консолидации общества, а также был одним из главных факторов развития культуры и традиций. Переселение на территорию Казахстана в разные исторические периоды представителей других народов привело к появлению в стране таких крупных на сегодня общин, как православие, католицизм, протестантизм.

Уже двадцать лет существуют стабильность и мир между представителями всех национальностей, проживающих в Казахстане. А также страна стала местом всемирного религиозного диалога. Свидетельством тому служит проведение в городе Астане в 2003 и 2006 годах Съездов лидеров мировых и традиционных религий. К слову, съезды проходят в здании под названием «Пирамида» со своеобразной архитектурой, специально построенном для проведения мероприятий, являющихся знаковым событием для верующих всей планеты.

Сейчас весь Казахстан находится в ожидании события года – Третьего съезда мировых религий.

На сегодня в стране созданы правовые и организационные условия для мирного сосуществования различных конфессий, сформирована единая государственная политика, направленная на гармонизацию межконфессиональных отношений. Президент страны Н.А.Назарбаев суть этой политики выразил таким образом: «Никто не вправе хоть на миг забывать одну всем известную истину: Создатель – един, вселенная – одна, небо – безбрежно, а значит всем нам – как детям одного отца и одной матери – завещано жить в мире и согласии друг с другом». Казахский поэт-просветитель Абай (1845- 1904), родившийся в Чингисских горах, сын властного и сурового степного правителя Кунанбая, родоначальник новой казахской письменности, пропагандист русской литературы, переводчик Л.Толстого, И.Крылова, А.Пушкина, М.Лермонтова, неразрывно связан как мыслитель казахских степей с великим наследием русской культуры. «Главное, - обращался он к своим землякам, - научиться русской науке... Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза».

Настоящая дружба стирает межи,
Плещут волны любви через все рубежи.

Так звал поэт-классик к дружескому единению народов, прежде всего, русских и казахов. Любовь и восхищение Россиией всюду, везде и нескрываемо. Памятник Александру Пушкину в старом Целинограде, правый берег Ишима, настолько легок, изящен и динамичен, что представляется близнецом Петербурскому Александру Сергеевичу, стоящему пред Русским музеем. Гуляя и осматривая красавицу Астану, восхищаешься ее архитектурной свежестью нового века. Словно инопланетяне из космоса в бескрайнюю степь легко и аккуратно поставили все эти строения, взяв напрокат все красоты мира. Астана – это кусочек Америки и Саудовской Аравии с великолепием величественной мечети, пагод Китая, Лаоса и русских алтарей, копия Московского университета им. Ломоносова (в размерах, конструкции, смотрибельности), названного «Престижем Астаны», президентский мост с крылатыми конями,с одной стороны, а с другой – мощными Архарами, аналогичный Аничкову мосту с конями Клодта, египетская пирамида Хеопса и президенский культурный центр с национальной библиотекой, куда сам руководитель государства по субботам приезжает активно работать, парижская Эйфелева башня, поющие цветные фонтаны, казахский любимый Байтерек. Древняя легенда, передаваемая на протяжении многих веков из уст в уста, возродилась вновь, благодаря президенту Нурсалтану Абишевичу Назарбаеву. В самом сердце евразийского пространства «на стыке миров» протекает Мировая река, у ее берегов растет дерево жизни – Байтерек, корнями удерживающее землю, кроной подпирающее небо. Легенда ожила! На левом берегу у реки Есиль (Ишим), раскинув свои ветви, взметнулся ввысь монумент «Астана- Байтерек».

Уникальное архитектурное сооружение из металла, бетона, стекла. Масштаб его ошеломляет: металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит и упирается на 500 сваях; впервые в мире шар (диаметр 22 м) весом 300 тонн из стекла –хамелеон, меняющий цвет в зависимости от солнечного света, был поднят на высоту 97 метров. Основная идея , коорую отражает «Байтерек» - это дерево Мира, жизни. Главная функция такого дерева – это бытие трех уровней мироздания – нижнего (подземного), среднего (земного) и верхнего (небесного). В архитектуре «Байтерека» это просматривается в том, что нижний уровень находится под землей, на отметке 4,5 метра, здесь расположены кафе, амквариумы с рыбой всего земного шара, также представлена минигаллерея «Байтерек» с работами известного художника Ерболата Толелбая. Поднявшись в обзорных лифтах по стволу дерева «Байтерек» (средний уровень), попадаешь в небесный уровень – шар. Внутри шара расположены бар и панорамный зал, из которого можно до бесконечности любоваться новым обликом Астаны. На отметке 97 метров находится серебрянный амулет – тумар, на нем отпечаток ладони Нурсултана Назарбаева. Можете свободно вложить свою руку в золотую ладонь президента. Тумар выражает бережное и святое отношение государства и его граждан к мирной жизни, дружбе и согласию. Особую важность монументу придает проводившийся здесь первый съезд мировых религий. После I съезда духовных лидеров мира рядом с Аялы-Алканом появился еще один алтарь. На нем оставили свои «бата» - благословения земле Казахстана лидеры мировых религий из семнадцати стран. Монумент «Астана-Байтерек» – воплощение прошлого, настоящего и будущего государства. «Байтерек» - это молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию. Сами жители Астаны утверждают, что именно монумент «Астана-Байтерек» станет для всего мирового сообщества символом независимого государства. 700-тысячная Астана, белая столица, выросшая в голой степи чуть больше 15 лет тому назад, к 2015 году перейдет миллионный рубеж. Скоростные поезда на воздушной подушке опояшут город. Астана динамично растет и развивается, как вся страна, дружелюбный для нас ее народ.

Когда летел авиакомпанией «АйрАстана» можно было восхититься сервисом, предложенным и оказанным пассажирам. Да сам билет стоит намного дешевле, чем в российских компаниях, например, «ТрансАйро», которой возвращался домой из приветливой и ласковой Астаны. В замечательном и вкусном обеде, поданном элегантными стюардессами, был маленький кусочек масла для бутерброда. Ничего особенного?! Но на нем стояло название «Смоленское». «…Лицом к лицу лица не увидать. Большое видется на расстоянье…» Пенсионерам уважение и традиционный почет, как положено аксакалам. Полицейский вам отдаст честь, если вы будете идти рядом с ним или вас надо пропустить вперед. Европейский ритуал – женщину пропускать галантно вперед – здесь не прижился. Если мужчина старше, уважение ему, таковы традиции, но они не обидны для прекрасного пола, который также сдержан в одежде, особенно, находясь в помещениях вуза или общественных местах. Преступность по своей сути, проявлению количественному и качественному, несравнима с российской, в частности, и смоленской. Но средства массовой информации открыто пишут о проблемах наркомании. Азия и Восток наркотиками нафаршированы. Это огромные деньги, которые притягивают всех: и православных, и иудеев, буддистов и мусульман, католиков и протестантов, мормонов и кришнаитов. Вопрос один: в какой мере?

В Казахстане я увидел реализацию идеи Льва Гумилева по определению закономерностей природы и социальной формы движения материи, для которых существует постоянная корреляция. Автор «Истории Евразии», а идею создания единого евразийского духовного, культурного, экономического, исторического и политического пространства взял на себя независимый Казахстан, задает вопрос: «Но каков механизм и где точка соприкосновения природы и общества? А эта точка есть, иначе не возникло бы вопроса об охране природы от человека. Есть ли между творениями природы и человека принципиальная разница? Да! Элементы природы переходят друг в друга. В тридцатых годах прошлого столетия наш Иван Владимирович Мичурин на съезде колхозников перед отцом всех народов тов. Сталиным произнес пафосные слова: «Нам нечего ждать милостей от природы. Взять ее – наша задача». Так и произошло, что теперь нам нечего ждать милостей от природы, после того, что мы с ней сделали. Это еще один урок Астаны.

№7 (107) - Журнал "Смоленск"


© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич