Главная | Архив |

  Смоленск выставочный  
   

 

 

Сквозь тень - к свету!

 

 

За месяцы, которые нужны,
чтобы написать пейзаж, по-
рой успевает смениться время года, и в своей работе художнику приходится руководствоваться воспоминаниями о том, какой была трава, каким - небо. Даже не воспоминаниями, а представлениями о них. Картина хранит собирательный образ - такой модель была вчера, когда художник был весел, позавчера, когда он грустил, такой она стала сегодня. Фотография – обычно конкретное прошлое. Она – в своем первозданном предназначении – сродни газете: момент, первичный срез истории. Сейчас Ольга Лисинова работает фотографом в «Рабочем пути», и читатели видят ее работу ежедневно, получая информацию о событиях, происходящих в Смоленске. Посетители выставок видят другое. Назвать эти работы фотографией трудно – просто потому, что здесь вовсе нет мимолетности. Вспоминается золотой век русского искусства, авангард 20-х годов ХХ века – Малевич, Кандинский, Татлин. Они использовали краски, Ольга Лисинова использует объекты.

В природе существует некий шар красного цвета, некое синее полотно, некая золотистая кутерьма. Они существуют сами по себе, поскольку такими были созданы, так задуманы. Они для чего-то предназначены. Фотохудожник Лисинова вынуждает их исполнять несвойственные им функции – служить фотомоделями. При этом она делает не портреты, а групповые снимки, где все три предположительно существующих в природе, вышеперечисленных объекта занимают друг относительно друга строго определенное положение. В получающихся композициях есть настроение, есть экспрессия или покой, и ощущение это является следствием избранного цветового решения. Есть композиции «дождливые», есть «солнечные». Есть «утренние», есть «ночные». Главной особенностью художественных работ Ольги Лисиновой является хрупкость изображенного. Это очень необычный мир - вроде посудной лавки, в которой норовит потоптаться досужий слон; вроде Страны Оз. Видите: зонтик, рюмка? Не кантовать!

Свою восьмую персональную выставку Ольга Лисинова назвала «+ свет / - тень» - по имени своих главных инструментов и соавторов. Что бы ни было избрано в качестве модели, свет и тень – та неизменная палитра, которая вселяет в изображение жизнь и придает ему настроение. Все всегда начинается во тьме – в темноте на сцене застывают артисты, в темноте в глубине гор формируются алмазы, в темноте распечатывается фотобумага. И лишь с появлением первого луча света они обретают жизнь, вступают во взаимодействие с окружающим миром, обретают цель и смысл. Уловить эти перемены и пытается Ольга Лисинова.
После презентации выставки «+ свет/ - тень» редактор журнала «Смоленск» взял интервью у фотохудожницы:

- В марте этого года в нашем городе как-то неожиданно появилась частная галерея. Двое молодых людей – Анна и Дмитрий Зимины – явились ее создателями. Это событие произошло как нельзя вовремя: в Смоленске прекратил существование выставочный зал. Выставки попросту негде проводить.
Правда, этот зальчик очень маленький. Но в нем какая-то особая аура, и ребята намерены проводить здесь выставки, в чем-то для смолян, может, и неожиданные, нетрадиционные – более экспериментальные работы интересных, современных авторов. Первой была выставка Влада Макарова – смоленского художника-абстракциониста, следующим выставлялся художник из Тольятти – тоже с абстрактными живописными работами.
Мне импонирует современное искусство, и поэтому особенно приятно, что организаторы именно его стараются показать.
- Фотомастер фиксирует то изображение, которое видит наяву. А у тебя, Оля, на работах помещены предметы, которые трудно представить себе в реальной жизни.
- Я считаю свои фотоработы, представленные на этой выставке, не совсем традиционными. Хотя люблю и традиционную фотографию: многие смоляне знают, что я работаю в газете фотожурналистом, люблю фотографировать пейзажи Смоленска и других городов, где бываю.
А то, что я выставила сейчас, - это плоды моего более серьезного и углубленного творчества. Это не совсем фотография в традиционном понимании, это синтез нескольких видов изобразительного искусства.
Прежде, чем щелкнуть затвором аппарата, проходит долгий творческий процесс. Предметы, из которых составлены композиции, сначала я придумывала, потом изготовляла – из бумаги, картона, стекла, различных пленок, сеток и т.п. Потом их соединяла вместе, причем в композиции присутствуют обязательно свет и тень.
Выставка называется «+ свет/ - тень». Это не случайно, это моя задумка изначальная. Предметы начинают оживать при освещении, которое я им создаю, - опять-таки долгим кропотливым путем. Использовала специальные приборы, в какой-то степени даже их моделировала.
И только потом, когда композиция установлена и освещена, я фотографирую. Можно себе представить, насколько трудоемок и кропотлив поиск различных теней-полутеней, как важно найти оптимальное освещение с нужной точки и в определенном направлении.
- На выставке представлены 20 работ в шести сериях. Хотя фотографии нужно видеть, давай попробуем их для читателей описать.
- В серии «Прожектор» экспериментировала со стеклом. Стекло резалось, раскрашивалось, наклеивалось, потом освещалось, и образовавшиеся лучи очень походят на лучи от прожектора. Представлена на выставке серия, в которой используется сетка от комаров. Мне как-то попалась сетка с очень оригинальными ячейками, словно перфорированная. И родилась серия «Перфоленты». Из сетки я вырезала различные формы, их потом освещала, и получились весьма оригинальные фотографии.
- А много времени занимает процесс вырезания, выпиливания, раскрашивания?
- Идея первична. Но часто первоначальный замысел претерпевает изменения в процессе создания композиции. Появляются новые оригинальные решения, формы. В процессе творчества идет как бы шлифовка мысли.
- А нельзя ли шероховатости с тем же светом потом убрать с помощью фотошопа на компьютере?
- В принципе, наверное, можно, но это уже будет другой вид творчества. Для меня важно, чтобы оригинал в натуре, на плоскости был колоритным, чтобы «+ свет/ - тень» существовали наяву, а не за счет рисования с помощью компьютера.
Фотошоп я использую только как побочное средство – чуть подретушировать небольшие штрихи. Но к компьютерному коллажу не прибегаю.
- Как восприняли это твое творчество близкие люди – отец-художник и муж-журналист? Не считают ли его чудачеством?
- У нас вся семья – творческая. И поэтому любое творчество в нашей семье вызывает уважение. Папа как художник с пониманием относится к моему поиску света и теней. А у большинства гостей на презентации выставки фотографии вызвали скорее удивление. Потому что от фотографии ждут классических сюжетов. Здесь же люди увидели абстракцию. Но их реакция все же была, по моим ощущениям, положительной.
- Мне кажется, подготовить персональную выставку сродни написанию и изданию книги.
- Выставку устроить – это действительно большой труд. Требуются и финансовые, и эмоциональные, и физические затраты.







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7 (107)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич