Главная | Архив |

  Достопримечательности смоленска  
   

Леонид Степченков

 

Синагога – кинотеатр «Пятнадцатый»

 

 

До революции Смоленщина являлась многонациональной губернией. Историк И.И. Орловский в свой книге «Краткая география Смоленской области», изданной в 1907 г., писал: «всех жителей в Смоленской губернии до двух миллионов (1 862 162 человека). Они разделяются на белорусов и великорусов… В западных уездах живут, кроме того, евреи, поляки, латыши с немцами...». Более точные сведения о религиозном составе приведены в книге «Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XL. Смоленская губерния», городское население губернии состояло из: «православных – 88,10%, старообрядцев – 0,55%, римско-католиков – 4,22%, протестантов – 0,84%, магометан – 0,21%, иудеев – 6,07%, прочив исповеданий – 0,01%». В значительной мере представители различного вероисповедания проживали в Смоленске (исключение составляли только старообрядцы). Это требовало наличия культовых сооружений различных концессий в городе. Несомненно, наибольшее количество составляли православные храмы. В 1909 г., в Смоленской епархии насчитывалось 750 церквей, располагавшихся в городах и ряде населённых пунктов, только 25 церквей насчитывалось в губернском городе. Здесь же располагались: одна кирха, один костёл, несколько иудейских молельных домов.
Первый иудейский молельный дом был открыт в Смоленске в 1850-х гг., он находился в частном доме. К концу XIX в. две синагоги располагались в специально выстроенных для них деревянных зданиях на Рыбацкой ул. Они были выполнены в восточном архитектурном стиле. Первая синагога была общая для простого люда, вторая – Хасидная, стояла в глубине двора, для интеллигенции. Оба здания сгорели в Великую Отечественную войну. К сожалению, до настоящего времени изображения этих синагог не обнаружены.
В 1914 г. на собранные евреями города деньги в центре Смоленска (Кадетская ул.) была построена Хоральная синагога, в мавританском стиле. Проектировал здание городской архитектор Николай Васильевич Запутряев, ездивший в Палестину для ознакомления с местными строительными стилями. Наряду с подражанием мавританскому зодчеству облик этой культовой постройки отражал крепостной характер синагог Польши, Галиции, Волыни.
То ли из-за позднего строительства здания, то ли из-за культовой направленности, но открытки с видами синагоги встречаются крайне редко. В настоящее время выявлено только два издательства, выпустивших карточки с видами этого здания.
События 1917 г. повлияли на судьбу синагоги. В различных источниках мы находим расхождения в датах (архивные документы сообщают, что синагогу закрыли постановлением Облисполкома от 27 июля 1928 г., в современной литературе встречается 1932 г.), но все они сходятся в одном: в 15 годовщину Октябрьской революции (9 ноября 1932 г.) в этом здании был открыт кинотеатр «Пятнадцатый». Это была распространённая практика в честь очередной годовщины (даже не юбилея) давать новые названия. Так в переоборудованном здании тюрьмы разместилась «Гостиница имени 13-ой годовщины Октября».
По воспоминаниям моего отца, на первом этаже кинотеатра находились эстрада, туалет, холл. Зрительный зал располагался на втором этаже, выход из которого осуществлялся по металлической лестнице. За 20-30 минут до начала сеанса выступали артисты, в том числе и приезжие. Борис Васильев в своей повести «Летят мои кони» писал: «“Я устроилась билетёршей в Пятнадцатую синагогу” – заявила бабушка. Она путала многое по легкомысленности, трогательно пронесённой ею сквозь три революции… Вот с этого бабушкиного заявления и началось моё знакомство с кинематографом, поскольку кинотеатр оказался ближе, чем школа… Я множество раз смотрел «Красных дьяволят», «Дворец и крепость», чей-то «Спартак» и чью-то «Куртизанку», какого-то «Наполеона» и неизвестно кем созданный боевик об англо-бурской войне. И сотни иных фильмов…».
В довоенный период карточки с видами городов издавались значительно реже. На мой взгляд, существует несколько причин, но наиболее значимыми являются отсутствие частной коммерческой инициативы, жёсткий тоталитарный режим и желание засекретить любую информацию.
Тем не менее, на открытке, отпечатанной издательством «Союзфото», Ленинградское отделение, Ленгорлит, тиражом 6000 экземпляров, запечатлено здание синагоги, подпись на оборотной стороне «Смоленск. Кино-театр “Пятнадцатый”».
Очередным потрясением для Смоленщины, как и для всей страны, явилась Великая Отечественная война. Полностью наш город был захвачен немецко-фашистскими войсками уже летом 1941 г. Как известно, в их планы входило длительное пребывание на нашей территории. Ими была восстановлена деятельность некоторых православных храмов, кинотеатров, издавались газеты для местных жителей на русском языке, печатались книги, путеводители по городу на немецком языке. В том числе было издано не менее трёх серий открыток с видами Смоленска. На одной из фотооткрыток запечатлено здание синагоги. Во время оккупации здесь также располагался кинотеатр, о чём свидетельствует хорошо читаемая вывеска на здании «Soldaten-Kino». Для экземпляров открыток, хранящихся у автора, характерна одна особенность: на их оборотной стороне карандашом сделаны подписи. Карточка с видом синагоги содержит следующий текст: «г. Смоленск 1941. После пожара дом «кино 15ый» (не сгорел). Сгорел при отступлении 22 сент.[ября] 1943 г. По этой ул. запрещено было ходить русским».
Смоленск был освобождён от захватчиков 25 сентября 1943 г. От здания синагоги сохранился лишь фундамент, и незначительные фрагменты стен, здесь можно отметить, что у известного смоленского художника В.И. Бухтеева есть картина, запечатлевшая останки здания.
Только в 1959 г. при восстановлении города на останках фундамента постройки был возведен корпус Электротехникума связи, абсолютно отличавшегося по своей архитектуре от предшественника, его изображение также встречается на почтовых карточках, но это уже история другого здания.








 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7 (107)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич