Главная | Архив |

  Памяти И.Е. Клименко  
   

Алексей Орлов,
почетный гражданин города-героя Смоленска

 

На казарменном положении

 

 

Каждая годовщина со дня смерти Ивана Ефимовича Клименко – не только очередной повод выразить дань памяти этому выдающемуся Созидателю, но и констатация того печального факта, что все последующие руководители региона по своему уровню далеко отстают от Ивана Ефимовича. Словно судьба решила сыграть злую шутку со смолянами: сначала дала им луч надежды, вознесла на вершину власти талантливого организатора, а потом одного за другим направляла руководить регионом или разрушителей, или бездарей, или проходимцев, или хапуг, или тех, кто в одном лице обладал всеми этими пороками.
Вот уже три года минуло, как ушел из жизни И.Е. Клименко. Сегодня по просьбе редакции воспоминаниями о своем бывшем руководителе делится один из его ближайших соратников почетный гражданин города-героя Смоленска Алексей Иванович Орлов.

- Настолько высок авторитет был и остается у этого человека, что достаточно сказать: «Иван Ефимович», и фамилию называть не недо – большинство смолян, особенно людей старшего поколения, безошибочно поймут, о ком идет речь, и отметят высочайшую роль, которую этот человек сыграл в истории Смоленщины.
Центральный Комитет партии направил его в нашу область в 1965 году. Он уже являлся сложившимся специалистом с хорошей теоретической подготовкой (окончил Ростовский институт инженеров транспорта) и практическим опытом работы (на железной дороге в Ярославле, затем заведующим промышленно-транспортным отделом обкома КПСС, председателем Ярославского горисполкома, секретарем обкома и председателем облисполкома).
Из Ярославля Ивана Ефимовича направили учиться в Академию общественных наук при ЦК КПСС, и после учебы его направили на Смоленщину.
Невольно напрашивается сравнение с сегодняшними назначенцами. Тоже не коренные смоляне, но без клименковской основательной школы, какой им и не снилось. А Иван Ефимович пришел с огромными познаниями по организации партийной и хозяйственной работы. Но даже с таким послужным списком его не сразу поставили первым лицом... Вот вам наглядный пример разного отношения к подбору и расстановке кадров.
Мудрость, дальновидность и стратегия И.Е. Клименко зиждятся на глубочайшем изучении экономики области за те 4 года, что он проработал вторым секретарем обкома партии. Когда он был избран первым секретарем областного комитета КПСС, уже в деталях видел, что надо делать для дальнейшего развития Смоленщины.
Иван Ефимович выступил инициатором подготовки известной записки в Центральный Комитет партии об оказании помощи региону. Готовил записку аппарат, в том числе и я. Готовил основательно, без преукрашивания истинного положения дел. Иван Ефимович не побоялся проинформировать Центральный Комитет и Генерального секретаря, что далеко не все у нас так прекрасно. В записке основное внимание было уделено недостаткам и анализу тех мер, которые позволят вытянуть область из тяжелейшего положения.
Смоленщина спустя два с половиной десятилетия после войны так и не залечила ее раны. До войны в области проживало 2,6 млн. человек, в Смоленске на день освобождения 25 сентября 1943 года находилось всего 15 тысяч жителей. Заводы, фабрики, жилые дома, вся сфера инженерного обеспечения были разрушены. Напомню также известный исторический факт, который, надеюсь, будет интересен молодому поколению: сразу после освобождения в Смоленске работала комиссия Международного Красного Креста. В ней находились, например, дочь президента США Рузвельта – Элионора и английский писател Александр Верт. Члены комиссии высказали мнение, что на восстановление Смоленска потребуется 100 лет. И даже предлагали построить город на новом месте.
Но тогда был могучий Советский Союз, было централизованное управление страной, был Госплан, принципы работы которого по планированию экономической деятельности до сих пор используют Германия и Япония. ЦКВКП(б) принял решение о восстановлении 15 русских городов, в их числе оказался Смоленск. Город был практически заново отстроен за 15 лет. Строительную технику, оборудование, людей, скот, семена поставляли области и республики, куда не дошел фронт. Главную роль в восстановлении Смоленска сыграли строители – это общепризнанный факт.
Когда Иван Ефимович представил в ЦК записку Смоленского обкома партии, не все члены Политбюро и министры соглашались с предложенными мерами. А почему только по одной области принимать программу помощи? Но Иван Ефимович обладал даром убеждения, он являлся прекрасным оратором, основательно подготовился к докладу. Когда И.Е. Клименко попал на прием к Леониду Ильичу Брежневу, он нашел нужные аргументы. Тут же были приглашены председатель Госплана и министр сельского хозяйства. На записке обкома партии Генеральный секретарь ЦК КПСС наложил резолюцию: «Прошу оказать помощь исконно русской области, сильно пострадавшей в войну». Было принято историческое для Смоленщины постановление, благодаря реализации которого мы по сути вышли из разрухи.
Но получением этого постановления Иван Ефимович и все руководство области взваливали на свои плечи огромнейшую ответственность. Мы оказались первыми во всем Советском Союзе, по кому приняли такое решение. А ответственность заключалась в жесточайшем контроле.
Все эти годы (а я с Иваном Ефимовичем отработал в общей сложности 17 лет) мы работали на казарменном положении. Ненормированный рабочий день на протяжении пятидневки, а в субботу и в воскресенье во второй половине дня – выходной, да и то не всегда.
Главным звеном в выполнении постановления ЦК Иван Ефимович увидел капитальное строительство. Не случайно в его сердце родился замечательный лозунг: «Живешь на Смоленщине – будь строителем!». Лозунг был наполнен конкретным предметным содержанием. Создавались новые строительные подразделения, усиленными темпами развивалась база строительной индустрии и материалов, готовились кадры строителей. У нас имелось 10 профтехучилищ, был строительный техникум, работали филиал строительного института, филиал института жилищно-коммунального хозяйства и филиал Московского института транспорта. И плюс еще целевым назначением по путевкам комсомола на Смоленщину направлялись выпускники ведущих строительных вузов страны. Словом, о кадрах заботились, создавали им условия.
Помню 1961 год, когда я устроился работать в Дирекцию строящихся заводов Совнархоза по г. Смоленску. Эта дирекция занималась развитием промзоны Поповки. На улице Шевченко стояли четыре дома, дальше – поле и пустота. Один кирпичный корпус завода средств автоматики и один корпус завода радиодеталей. Все! Так вот – за 20 лет построены 15 промышленных предприятий и 5 микрорайонов на 70 тысяч жителей. А время было такое, что на рабочее место устраивались через партийные органы, - у людей попросту не имелось работы. И десятками, сотнями, тысячами смоляне уезжали за пределы области.
Решая задачу экономическую, мы решили и задачу социальную: с 1974 года прекратился отток населения из области, и она стала прирастать.
В те годы строительный комплекс мы довели до численности в 62 тысячи человек. Мы ежегодно осваивали 1100-1200 млн. тех рублей, когда доллар стоил 90 копеек. Строили 780-830 тыс. кв. метров жилья. Не только в Смоленске, но и в Гагарине, Дорогобуже, Вязьме, Сафонове, Ярцеве, Рославле.
Еще раз отмечу мудрость Ивана Ефимовича: он не хотел все тащить в Смоленск. Из опыта того же Ярославля ему было хорошо известно, что оптимальный город не должен превышать 450-500 тысяч населения. Более высоконаселенные города становятся неуправляемыми, имеют множество проблем.
Мы не забывали и о сельских райцентрах. В Починке, например, построили комбикормовый завод, начали строить крупный сырзавод. В Хиславичах построили льнозавод, такие же заводы возводились в Ельне, Духовщине. Задача стояла: подтянуть переработку, чтобы полностью решить проблему со льном. Кстати, тоже надо отдать должное Ивану Ефимовичу: он строго спрашивал за лен, чтобы ни в коем случае не сократить его посевы. Лен в любую погоду давал хорошую прибыль. Помню, до 250 млн. тех рублей прибыли область получала от производства льна. Испокон веков лен являлся культурой смоленской. Но в последние годы цепочка прервалась, уже нет тех специалистов, что умеют его выращивать. Сегодня все 32 льноперерабатывающих предприятия по сути разрушены.
Иван Ефимович очень внимательно относился к льноводам. И к строителям тоже. Из своей практики скажу, что строительство – это практически решение всех проблем – и заводы, где люди выпускают продукцию, и жилье, где они живут, и больницы, где лечатся, и дома отдыха, где они отдыхают, и школы, где учатся, - все это создано руками строителей. Сельское хозяйство не может существовать без базы. И.Е. Клименко это прекрасно понимал и всячески поощрял развитие строительной отрасли.
Он очень внимательно относился к кадрам. Конечно, имела место текучесть, но такого голода на кадры, как сегодня, не было. Кстати, еще даже сегодня во главе ведущих строительных фирм находятся руководители, которых в свое время выдвигали И.Е. Клименко и затем я, когда работал председателем облисполкома. Самые молодые – под и за 60 лет. А резерва никакого нет.
Там, где во главе коллективов находятся профессионалы, удалось сохранить и производственные структуры. Назову, для примера, Вячеслава Федоровича Косых, Николая Васильевича Чикова, Сергея Серафимовича Попова, Александра Петровича Степанова, Раиса Акрамовича Гильманова, Владимира Николаевича Бондаря, Владислава Львовича Тельпнера, Азиза Гасановича Гусейнова. А там, где оказались люди случайные, нет результата.
Вспоминаю многотысячные коллективы. Была практика приглашения специалистов со стороны на ответственные должности, но, как правило, мы старались выдвигать смолян. На АЭС к моменту пуска работало до 15 тысяч человек, очень много было коллективов из других регионов, но генподрядчиком мы определили свое подразделение. Это возможность влиять на строительную политику, управлять процессом. А когда сегодня появляются «Социальная инициатива» или «СУ-155», у них нет ответственности за судьбу края – урвали, уехали, и хоть трава не расти...
29 мая этого года мы отмечали 65-ю годовщину создания строительного техникума, который сегодня называется колледжем. 1944-й год: полная разруха, идет война, и все-таки люди думают о будущем, создают техникум. За 65 лет он выпустил 32 тысячи специалистов-мастеров, прорабов, начальников участков, которые решают судьбу любой стройки. Есть традиции, база, преподаватели. И вот теперь колледж хотят присоединить к СмолГУ – гуманитарному учебному заведению. Этого, считаю, делать нельзя, мы потеряем кузницу строительных кадров – старейшее учебное заведение, одно из лучших в центре России. Кто советует? Кто определяет позицию без совета с трудовым коллективом и ветеранами строительной отрасли?
Вот Иван Ефимович – умный, дальновидный человек – обязательно соберет нас, своих ближайших соратников, представителей коллектива, чья судьба решается, и только потом примет решение. И решение принималось в интересах области. Это естественно. Коль тебе доверили область, ты отстаиваешь ее интересы.
И.Е. Клименко постоянно уделял внимание развитию областного центра, неизменно подчеркивал, что Смоленск - это столица области, ее лицо и «визитная карточка». Именно Ивану Ефимовичу принадлежит заслуга в исправлении исторической несправедливости. С присущей ему настойчивостью, умением убеждать он доказал руководству СССР, что Смоленск достоин высшего звания «Город - Герой».
Кроме того, что он был сильнейшим хозяйственным руководителем, экономистом, Иван Ефимович являлся всесторонне образованным человеком. Он любил литературу, поэзию, разбирался в изобразительном искусстве. При нем восстановили музей-усадьбу М.И. Глинки, поселок Н.М. Пржевальского, создали Концертный зал филармонии в бывшем здании Дворянского собрания, где размещался учебный корпус мединститута. И.Е. Клименко добился выделения средств для строительства студенческого общежития, после чего появилась возможность для переселения администрации вуза и перевода учебных классов в здание по улице Крупской. Памятники, единственный в Советском Союзе музей льна... На фестивали имени Глинки съезжались ведущие музыканты страны из всех республик. Мне очень много раз по поручению И.Е. Клименко доводилось участвовать в подготовке фестиваля – еще со времен работы в горисполкоме, а затем на посту председателя облисполкома приходилось изыскивать средства на проведение этого замечательного смотра лучших музыкальных коллективов Советского Союза.
Работать с И.Е. Клименко было не просто. Он являлся требовательным руководителем. Обязательно проверял выполнение поручения. Все это знали. И шутки плохи, если дело не сделано.
Несмотря на строгость, принципиальность Иван Ефимович был исключительно скромным человеком. Одевался со вкусом, но скромно и не уставал повторять, что одеваться нужно так, чтобы не выделяться от масс. В Ясенной до сих пор стоит полуразрушенная бытовка, и то смоленские строители по моей просьбе установили ее под дачный домик бывшему первому секретарю обкома, чтобы от дождя мог спрятаться. Но и этому «вагончику» несказанно рад был Иван Ефимович.
Кстати, благодарные смоленские строители собрали необходимые средства на изготовление и установку прекрасного памятника на могиле этого замечательного человека.
Вспоминается случай с руководителем одного из районов во время памятной эпопеи с «сухим законом». Злоупотреблял он выпивкой, о чем «доброжелатель» проинформировал партийные органы. Парткомиссия после проверки вынесла «вердикт»: исключить из партии и снять с работы. На заседании бюро обкома выступили товарищи с предложениями о наказании. А Иван Ефимович молчит. После того, как все желающие высказались, попросил остаться в кабинете только членов бюро. И обратился к нам: «Представьте себе, человек прошел войну, всю жизнь ездит по сельским районам, ему остается 1,5 года до пенсии. Я не уверен, что каждый из нас выдержал бы такое напряжение – сбежали бы или запили. Давайте накажем его, но ломать судьбу не будем. Он человек волевой, под нашим контролем остановится». Так и случилось. Человека перевели на работу в Смоленск, и он доверие оправдал.
Кстати, людей, которые в отдаленных сельских районах честно отработали много лет, Иван Ефимович переводил в Смоленск, давал им жилье, предоставлял хозяйственную работу. Сегодня вряд ли кого вернут из «глубинки», а значит, и не поедет туда специалист...
Чем больше времени отделяет нас от скорбного дня смерти И.Е. Клименко, тем более отчетливо видны мудрость, дальновидность, масштабность и значимость этого человека для Смоленщины и жителей области. Не знаю, согласятся ли со мной, но я полагаю, что после И.Е. Клименко не было в области равноценного руководителя ни одного.







 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№7 (107)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич