Главная | Архив |

  Великие земляки  
   

Валентина Калыгина,
доцент кафедры информатики и электрорадиотехники СмолГУ

 

Князь В.Н. Тенишев -
предприниматель

 

 

В публикациях, посвященных жизни и деятельности князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843 – 1903), основное внимание уделяется его научной, общественной и педагогической деятельности, а также его роли в создании Русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 года. Хотя все авторы отмечают большой вклад Вячеслава Николаевича в развитие российской промышленности, его почти двадцатилетняя предпринимательская деятельность не нашла достойного отражения.
Собранные нами материалы позволяют выделить три основных этапа этой деятельности: создание механического завода по производству машин для обработки дерева и железнодорожного строительства в начале 70-х годов, работа в Правлении акционерного общества Брянских заводов и руководство фирмой по поставке и производству электротехнического оборудования в 90 – е годы. В данной статье мы попытаемся, используя архивные данные и публикации в литературе (главным образом в технической литературе второй половины XIX века), показать вклад В. Н. Тенишева в развитие русской промышленности во время работы в Правлении акционерного общества Брянских заводов.
Более 20 лет деятельность Вячеслава Николаевича Тенишева была связана с Акционерным Обществом Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода «для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов», высочайшее разрешение на учреждение которого было дано 20 июня 1873 года. Учредителями Общества объявлялись П. И. Губонин и В. Ф. Голубев, техническое руководство заводом осуществлял В.Н. Тенишев. Строительство завода началось немедленно после получения разрешения. Уже в конце 1873 года был построен небольшой двухэтажный корпус с машинным и модельным отделами, механическое и чугунолитейное отделения.
25 мая 1874 года на Брянском заводе началась прокатка рельсов. Газета «Финансовое обозрение» 16 июня 1874 года, желая успеха новому заводу, отмечала: «Нам доставлен был случай видеть первый рельс, нисколько не уступающий по своим достоинствам лучшим иностранным рельсам. Работа железных мостов также уже началась; на днях начнется работа рельсовых скреплений, как-то: накладок, подкладок и костылей». В 1874 году удалось выпустить всего 174 тысячи пудов рельсов. Зато в 1875 году успели прокатать уже 776 тысяч пудов. В этот год рельсы дали 50 процентов валового дохода, остальной доход обеспечило производство рельсовых скреплений. В отчетах Орловско-Витебской железной дороги 70-х годов отмечалось лучшее, сравнительно с рельсами английских заводов, качество брянских железных рельсов.
Успешное развитие Брянского завода во многом обязано умелому руководству князя В. Н. Тенишева, который внимательно следил за всеми новшествами в промышленности. Как только появились первые сообщения о переходе железных дорог на стальные рельсы, был начат перевод завода на производство стальных рельс. В 1876 году удалось добиться правительственного заказа на 1.800 тысяч пудов этих рельс и получить аванс под этот заказ. На эти средства завод начал сооружение сталеплавильных печей системы Симменс-Мартена, так как на заводе не было сталеплавильного оборудования к моменту получения заказа. Печи были запущены в 1877 году, а в 1878 году началось сооружение мощной бессемеровской сталелитейной. Производство стали на заводе росло быстрыми темпами. Если в 1874 году было произведено 334 тысячи пудов стальных рельсов, то в 1878 году завод дал полтора миллиона пудов стали, в 1879 году — 2.300 тысяч пудов и в 1880 году — три миллиона пудов. Развитие рельсопрокатного производства способствовало превращению завода в крупнейшее металлургическое предприятие страны. Завод наладил выпуск стальных рельсов вместо железных одним из первых в России. Это обеспечило высокий спрос, выгодные цены и, следовательно, возможность увеличивать капиталовложения, наращивать объем производства. По выплавке стали Брянский завод занял второе место после Путиловского и выплавлял треть всей стали, производимой в России. Целый ряд русских железных дорог снабжался рельсами Брянского завода.
Понимая, что успешное развитие предприятия возможно только при расширении номенклатуры выпускаемых заводом изделий, В.Н. Тенишев заботится об освоении все новых и новых типов продукции.
В 1881 году на заводе вводится в строй мастерская для производства листовой стали для мостов, котлов, кораблей. Это дало возможность в 1882 году, когда в связи с кризисом резко снизилось строительство железных дорог и спрос на рельсы упал, увеличить выпуск проката для мостов и броневого листа для морского министерства. Надо отметить, что Морское министерство планировало передать заказ на броню для броненосцев Черноморского флота английским фирмам, но Тенишев сумел добиться того, чтобы заказ поделили поровну. Заказ английские фирмы и Брянский завод выполнили в срок, однако из партии английской стали в 170 листов 53 оказались негодными, тогда как брянская броня оказалась отличного качества. В. Волохов в своей книге по истории Брянского завода приводит отрывок из «Обзора о военном судостроении» 1885 года, где указывалось, что «Брянский завод стоит, по всей справедливости, на первом плане в числе частных наших заводов, материалами коих имеет возможность пользоваться Морское Министерство, отличается высоким качеством выделываемой судостроительной стали, давшей при официальных пробах превосходные результаты и оказавшейся выше стали лучших английских заводских фирм».
В 1882 году изделия Брянского завода экспонировались на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. Демонстрировался, в частности, котельный лист весь в одинаковых отверстиях, который был согнут через центры отверстий под прямым углом. И на нем не появилось ни одной трещины. Был показан бессемеровский рельс длиной 28 сажен, весом около 105 пудов, скрученный, как жгут, и, однако, не имевший трещин. По итогам этой выставки «за быстрые успехи, как в бессемеровании, так и в производстве мартеновской стали и за расширение в короткое время производительности и средств завода до огромных размеров, в России еще небывалых» заводу было разрешено изображать на изделиях завода государственный герб.
К своему десятилетию Брянский завод стал одним из крупнейших в России. Если в то время в среднем на крупную фабрику в стране приходилось немногим более двух тысяч работающих, то на Брянском заводе их было пять тысяч. Выработка на рабочего более чем вдвое превышала среднюю по стране. В «Обзоре деятельности» акционерного общества Брянских заводов за первое десятилетие его существования отмечалось, что, «открыв предприятие с сравнительно незначительными средствами в 400.000 руб., Общество после десяти лет труда владеет в настоящее время достоянием почти в 10 раз большим, так как сумма наличных капиталов его достигает до 3 млн. руб., и притом выплатило акционерам в течение десятилетия до 2-х млн. руб. дивиденда. Соответственно и оборот последнего 1883 года слишком в 10 раз превышает оборот первого года. Возможная же производительность в 5 раз больше той, с которой работал завод первые четыре года». Подобные успехи в деятельности завода объяснялись в обзоре энергичной предприимчивостью, «доказанной всеми разнообразными отраслями дела, в своевременности начинания и скором осуществлении, в следовании научным указаниям и отсутствии рутины, и в срочном удовлетворении всех требований рынка». Большое значение в обзоре придавалось и постоянству личного состава администрации общества и «притом состава из ближайше заинтересованных делом лиц», так что это «было непосредственною причиною твердого и систематического развития дела; и равным образом тому способствовало заводоуправление, находившееся в течение всего десятилетия под одним и тем же руководством».
Продолжение следует.
1870— 1879 годах при 59,2 миллиона пудов потребления черного металла в стране производилось 24,4 миллиона пудов. Поэтому акционерам приходилось выписывать чугун из Англии, Швеции, Германии. Проблема была решена во второй половине 80-х годов. В 1885 году акционерное общество Брянского завода приобрело 180 десятин земли в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на берегу Днепра и приступило к строительству завода.
Завод, получивший название «Александровский Южнороссийский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод акционерного общества Брянских заводов», был введен в строй 10 мая 1887 года. Завод имел участки для добычи руды и угля, проектировался на 4 доменные печи с производительностью до 8000000 пудов чугуна. Помимо производства чугуна на заводе было освоено рельсопрокатное производство, открыт железнодорожный отдел. В 90-х годах XIX века на заводе был образован мостовой цех. К началу ХХ столетия Брянский завод в Екатеринославе (официальное название завода не прижилось) далеко опередил все другие металлургические предприятия юга по производству чугуна, стали, проката. Его продукция доминировала на всех рынках европейской части России.
К сожалению, имя Тенишева и его роль в развитии металлургии и машиностроения в России на долгие годы исчезло из исторической литературы. Характерно, что в сборниках документов по истории Брянского завода дореволюционная история завода сводится в основном к истории революционной борьбы, а в документах по истории производства имя «аристократа князя Тенишева» стараются лишний раз не упоминать. В известной нам литературе по истории Екатеринослава и Брянского завода в Екатеринославе имя Тенишева вообще не упоминается. Исключение составляет описание посещения им завода в 1892 году во время свадебного путешествия в книге Марии Клавдиевны Тенишевой «Впечатления моей жизни».




Рисунки
Рис. 1. Реклама Брянских заводов 1895 г.
Рис. 2. Брянский завод в Бежице
Рис. 3. Общий вид Александровского Южно-Русского (Брянского) завода в конце XIX века




 


 

 

 

№07 (07)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич